на главную
об игре

Rise of the Ronin: подлинная история за пределами игры Team Ninja

Rise of the Ronin переносит игроков в период Бакумацу — эпоху глубоких перемен в Японии. В своей игре Team Ninja стремилась передать дух того времени, когда страна столкнулась с неизбежными преобразованиями.

Япония перед лицом перемен

XIX век ознаменовался для Японии серьёзными испытаниями. Почти два столетия строгой изоляции, установленной сёгунатом Токугава в рамках политики сакоку, привели страну к полному разрыву с внешним миром. Контакты с другими державами были сведены к минимуму и в основном ограничивались торговыми сделками с Китаем. Обычным японцам строго запрещалось покидать родину или общаться с иностранцами. Единственным окном в мир оставался небольшой голландский торговый пост на искусственном острове Дедзима, где зародилось рангаку — изучение западных наук.

Однако в то время как правительство оставалось привержено политике изоляции, часть японской интеллигенции, особенно после Первой опиумной войны 1842 года, начала осознавать необходимость освоения передовых научных знаний. Особенно важным оказалось изучение огнестрельного оружия, поскольку военный конфликт с западными странами становился всё более вероятным.

Пока страна разрывалась между сторонниками традиционных устоев и теми, кто видел в модернизации единственный способ избежать военного поражения, в 1853 году в бухте Эдо появился американский флот под командованием коммодора Мэтью Перри. Его миссия была предельно ясной — открыть Японию для внешней торговли, прибегая к силе, если это потребуется.

С 1854 года Япония погрузилась в хаос. Экономический кризис, эпидемия холеры, занесённая иностранными кораблями, и слабость сёгуната, который уступил требованиям американцев, вызвали волну недовольства среди населения. Многие восприняли это как унижение императора и нарушение вековых традиций, что привело к вспышкам насилия и многочисленным восстаниям. Последующие полтора десятилетия стали временем борьбы за будущее страны, когда Япония балансировала на грани полного разрушения или радикального обновления своей социальной структуры.

Именно в этот неспокойный период разворачиваются события Rise of the Ronin. Главный герой — ронин-наёмник — оказывается в центре водоворота перемен, где его решения могут повлиять на судьбу целой страны. Бывший эксклюзив для PlayStation 5, вскоре игра выйдет и на ПК, позволяя ещё большему числу игроков окунуться в один из самых драматичных и малоизвестных периодов японской истории.

Социальный и культурный контекст

Главным героем этой японской гравюры того периода является коммодор Перри вместе с другими офицерами захватчиков.
Главным героем этой японской гравюры того периода является коммодор Перри вместе с другими офицерами захватчиков.

Сюжет Rise of the Ronin начинается с задания, в котором член клана "Незримых лезвий", связанного с мифическими воинами из гор Куросу, получает приказ устранить коммодора Перри. Его флот так называемых «чёрных кораблей» представляет угрозу городу Урага, расположенному в заливе Эдо. Однако реальная история ронина начинается немного позже — ближе к 1858 году, когда был подписан Договор о дружбе и торговле между Японией и США. Это соглашение стало одним из множества принудительных международных контрактов, через которые западные державы постепенно усиливали своё влияние на политические и экономические институты страны.

Один из наименее обсуждаемых аспектов того периода — жестокая финансовая эксплуатация. Разница в стоимости золота на японском и мировом рынках позволила иностранным торговцам наживаться на неравных обменных курсах, обменивая серебро на японское золото по заниженным ценам. Это вызвало масштабный финансовый кризис, который привёл к обесцениванию местной валюты и резкому падению уровня занятости. Ситуация усугубилась засильем западных компаний, а затем — ростом преступности. Группы бандитов захлестнули города, а разразившаяся эпидемия холеры только усилила общий хаос.

Политическое брожение и борьба за будущее страны

Одной из самых радикальных идеологических движений того времени стало Сонно дзёи — доктрина, провозглашавшая верность императору и изгнание чужеземцев. Среди её главных идеологов был Ёсида Сёин, неоднозначная фигура в истории Японии. Хотя его взгляды на внешнюю политику были во многом экспансионистскими, он остаётся символом борьбы за национальную независимость. Именно он вдохновил исин-сиси — группу революционеров, выступавших за восстановление власти императора. Большинство из них происходило из провинций Сацума, Тёсю и Тоса — ключевых противников сёгуната.

Ёсида Сёин в игре
Ёсида Сёин в игре

Несмотря на приверженность традиционным ценностям, Ёсида Сёин понимал, что изоляция Японии не может длиться вечно. В стремлении изучить западные технологии он даже попытался тайно проникнуть на корабль Перри, надеясь попасть в Америку и перенять передовые знания. Однако после волны политических репрессий Ансэй-пурги в 1858 году он примкнул к восставшим, что вскоре привело к его аресту и казни в Эдо. Ему было всего 29 лет.

Смерть Ёсиды Сёина стала катализатором масштабных перемен. Его идеи подхватили самураи, которые в последующие годы сыграли решающую роль в падении сёгуната и формировании новой Японии.

Последний самурай

Игра Rise of the Ronin искусно передаёт дух Бакумацу, придавая романтический оттенок некоторым событиям и взаимоотношениям между последними самураями. Разработчики уделили внимание ключевым историческим личностям, среди которых особое место занимает Кацура Когоро — один из учеников Ёсиды Сёина.

Он сыграл важнейшую роль в подготовке Реставрации Мэйдзи и стал значимой фигурой на пути Завуалированного Клинка. Именно благодаря Кацуре домен Тёсю, который более двух с половиной веков вынашивал планы свержения сёгуната Токугава, стал центром антиправительственного сопротивления. Существует легенда, что каждый год в канун Нового года у правителя Тёсю спрашивали, настало ли время восстать против сёгуната, и неизменно слышали ответ: «Пока нет, сёгунат ещё слишком силён».

Кацура Когоро играл решающую роль в установлении контактов между Тёсю, сиси, учениками Ёсиды Сёина и будущими политическими лидерами страны. Он принимал участие в столкновениях, репрессиях и заговорах, потрясших Киото и Эдо. Одним из самых кровавых эпизодов стал инцидент в гостинице Икедая (1864), когда элитное подразделение Синсэнгуми — своеобразные спецвойска сёгуната — атаковало повстанцев в Киото, устроив настоящую бойню. Кацура Когоро чудом избежал гибели: будучи сильно пьяным после застолья, он смог спастись, прикинувшись нищим на берегу реки Камо, где его укрыла гейша Икумацу, с которой у него впоследствии завязались романтические отношения. Этот эпизод вдохновил разработчиков на создание одной из самых сложных битв в игре, в которой герой сражается с самураем в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Однако самой знаковой исторической личностью Rise of the Ronin остаётся Сакамото Рёма — персонаж, хорошо знакомый поклонникам Like a Dragon: Ishin, где он выступал в роли главного героя. В игре именно Рёма втягивает "Незримое лезвие" в водоворот восстаний и остаётся его союзником вне зависимости от действий игрока.

Будучи самураем из домен Тоса, он оставил родные земли после того, как его даймё отказался поддержать Сонно Дзёи. Позже Рёма наладил контакты с другими сиси и стал одной из самых узнаваемых фигур эпохи. Мастер боевых искусств, сихан школы Хокусин Итто-рю, он большую часть жизни скрывался под чужим именем и в отличие от многих революционеров не поддался фанатизму, оставаясь прагматичным и дальновидным человеком.

Покушение, изменившее судьбу

Примечателен случай с Кацу Кайсю — выдающимся инженером и чиновником сёгуната Токугава. Рёма изначально намеревался убить его, но после личной встречи настолько проникся его идеями о необходимости модернизации армии за счёт западных технологий, что не только отказался от задуманного, но и стал его учеником.

В те времена убийства были повседневной реальностью: везде действовали шпионы, ронины соглашались на любые заказы, а потому никто, будь то купец или чиновник, не мог чувствовать себя в безопасности. Спасаясь от репрессий, Рёма нашёл убежище в могущественном домене Сацума, что позволило ему сыграть решающую роль в создании Сатчо — альянса Тёсю и Сацума, который впоследствии привёл к окончательному разгрому войск сёгуната.

Самураи, ставшие легендами

Кадр из фильма "Убийца" 1969 года
Кадр из фильма "Убийца" 1969 года

Разумеется, это лишь малая часть исторических личностей, представленных в Rise of the Ronin. В игре можно встретить более сотни реальных персонажей, сыгравших значимую роль в событиях того времени. Среди них — Четыре Хитокири Бакумацу (от японского «хитокири» — «истребитель людей») — самураи, окружённые мифами и считающиеся непобедимыми. В их число входили Каваками Генсай (прототип главного героя манги Rurouni Kenshin), Накамура Хандзиро, Окада Идзо и Танака Синбей.

Однако в игре представлены не только мастера меча. Одной из интереснейших фигур является Така Мураяма — гейша, ставшая шпионкой бакуфу, чья история вдохновлена одним из японских произведений. Внимания заслуживает и Кано Дзигоро — создатель дзюдо, который исторически был путешественником, изучавшим различные боевые искусства и заложившим фундамент будущего спортивного единоборства. В Rise of the Ronin его образ был немного омоложён, чтобы лучше вписаться в сеттинг.

Таким образом, Team Ninja не просто представила исторический сеттинг, а создала живой мир, наполненный людьми, чьи судьбы были тесно связаны с падением сёгуната Токугава и рождением новой Японии.

Историю пишут победители?

Эпоха Бакумацу — один из самых сложных и противоречивых периодов японской истории. На первый взгляд может показаться, что это лишь столкновение, спровоцированное вмешательством иностранных держав, но в действительности оно стало финальной главой двухсотлетнего политического противостояния между приверженцами сёгуната и сторонниками императора. Любопытно, что участники конфликта во многом сходились во взглядах на угрозу, исходящую от Запада, но их стратегии выхода из кризиса и представления о будущем Японии кардинально различались.

Rise of the Ronin не даёт игроку возможности переписать историю, но предлагает уникальный взгляд на события, приведшие к Реставрации Мэйдзи. Эти исторические вехи определяют не только сюжет игры, но и дальнейший путь страны, чья судьба изменилась навсегда.

Прибытие "Чёрных кораблей" в бухту Эдо становится лишь отправной точкой повествования, тогда как настоящая драма разворачивается с 1858 года, когда власти усиливают преследование сиси. Кульминацией становится покушение у ворот Сакурада, когда самураи из антисёгунатских кругов устраивают нападение на регента Ии Наосукэ — первый значимый удар по правящему режиму. Однако ключевые события разворачиваются позже, в 1863 году, с созданием Росигуми — элитного подразделения, которому предстояло охранять Токугаву Ёсинобу во время его пребывания в Киото.

Прибытие "Чёрных кораблей" в бухту Эдо
Прибытие "Чёрных кораблей" в бухту Эдо

Какой путь выберет "Скрытое лезвие"? Будет ли он выслеживать мятежников, сражаясь бок о бок с легендарными воинами Синсэнгуми, такими как Кондо Исами и Нагакура Синпачи? Или встанет на сторону революционеров, защищая соратников под предводительством Кусаки Гензуи — одного из самых опасных фехтовальщиков того времени?

Можно долго обсуждать последующие события, включая войну Босин 1868 года, которая кардинально изменила общественный строй страны. Однако главное достоинство Rise of the Ronin — не в пересказе истории, а в том, как она раскрывает её через игровую механику и повествование.

Помимо проработанной боевой системы, ставшей визитной карточкой Team Ninja, игра впечатляет своим вниманием к исторической достоверности. Разработчики стремились объективно показать мотивы всех участников конфликта, демонстрируя как недостатки тех, кого принято считать благородными героями, так и достоинства их оппонентов, которых традиционно изображают в роли злодеев.

В этом смысле Rise of the Ronin — не просто видеоигра, а произведение, способное расширить историческое восприятие. Ведь, какими бы увлекательными ни были вымышленные сюжеты, реальные события, определившие ход мировой истории, всегда остаются вне конкуренции.

32
6
Комментарии:  6
Ваш комментарий

Шикарная статья, спасибо. В игре же надеюсь будет гораздо меньше Цусимовского пафоса и раболепия. Если в ККД2 самое часто произносимое слово - курва (оно всегда к месту и не нервирует), то в Цусиме " да господин, спасибо господин", лично меня достало и не дало допройти игру.

я вообще её забросил - к сожалению для меня тсусима пустая игра

Согласен, вроде активностей много, но не цепляет, душевно пустая.

Посмотрел на ютубке,это ппц,игра дно

Дааа, явно у кого то дохера свободного времени

Спасибо за познавательную статью. Игру с удовольствием прошел и с многими личностями встретился по ходу повествования. Понятно, что это игра и есть игровые условности в реалистичности происходящего, но - есть выбор в ключевых моментах и хорошо подано окружение мира в данном историческом промежутке времени.