на главную
об игре

Хроники безумного героя: серия игр Serious Sam по порядку их выхода

21 марта 2001 года увидела свет первая часть Serious Sam — неистовый, дерзкий и хардкорный шутер от первого лица, не похожий ни на одну другую игру своего времени. Мало кто тогда мог предположить, что грубоватый и неумолимый Сэм Стоун со временем станет культовой фигурой в игровой индустрии. Спустя почти два десятилетия, в преддверии выхода четвертой части, самое время вспомнить путь, пройденный серией от студии Croteam.

Serious Sam: The First Encounter

На рубеже тысячелетий жанр шутеров от первого лица развивался в двух направлениях. С одной стороны — стремительный скачок технологий, сопровождавшийся графическими новшествами, к которым даже новый Xbox еще не был готов. Это было время доминирования ПК, когда геймеры ежегодно обновляли свои видеокарты ради всё более впечатляющей картинки. Жанр FPS в полной мере демонстрировал технический прогресс.

С другой стороны — динамичные и мрачные боевики в духе Quake и Unreal начали сдавать позиции. Их вытесняли проекты вроде Half-Life, в которых к экшену добавлялись элементы исследования и повествования, вносящие глубину в игровой процесс.

Serious Sam: The First Encounter игнорировала повествование, делая ставку исключительно на визуальный размах и экшен без остановок. Новый движок — Serious Engine — позволял одновременно отображать на экране целые орды противников, создавая ощущение неконтролируемого хаоса, при этом визуально не уступая разработкам от Epic или id Software. Именно этот технический подход стал визитной карточкой игры.

Главным козырем стал главный герой — неустрашимый, язвительный и непреклонный Сэм Стоун. Его харизма и прямолинейность моментально сделали его одной из самых запоминающихся фигур в мире видеоигр — достойным соперником самому Дюку Нюкему.

Сюжет переносит игрока в далекое будущее, где враждебная раса, ведомая таинственным Менталом, вновь пытается захватить Землю. Единственный шанс человечества — использовать древний сирианский артефакт и отправить Сэма назад во времени, в эпоху Древнего Египта, чтобы изменить ход истории.

Завершение первой главы — эпическая битва с Угх-Заном III, одним из военачальников Ментала. Победив врага, Сэм устремляется к планете Сириус, пообещав закончить начатое и отомстить своему заклятому врагу.

Serious Sam: The Second Encounter

После ошеломительного успеха первой части, продолжение не заставило себя долго ждать. The Second Encounter вышла спустя ровно год и представляла собой скорее масштабное дополнение, чем полноценную новую игру.

Сюжет напрямую продолжает события The First Encounter: космическое судно SSS Centreprice, на котором Сэм направляется к планете Сириус, случайно сбивает шаттл с разработчиками из Croteam. В результате Сэму предстоит совершить вынужденную посадку в Центральной Америке времён цивилизации майя.

К счастью, сирианцы предусмотрели такой поворот событий и оставили запасной звездолёт, но путь к нему будет не из лёгких — герою предстоит пройти через настоящие испытания, достойные древнегреческих мифов.

Игра, которую на этот раз издала компания Take 2 Interactive (завершившая слияние с Gathering of Developers), была позже объединена с оригиналом в сборник Serious Sam Gold. На его основе также появилась адаптация для Xbox, получившая название Serious Sam, с некоторыми изменениями, включая переработанную систему сохранений.

Serious Sam: Next Encounter

В 2004 году увидела свет Next Encounter — проект, разработанный студией Climax Solent, до этого в основном известной переносом игр с ПК на консоли. Издателем выступила Global Star Software. В этот раз Сэму противостоит его злобная копия — Мини Сэм, захвативший машину времени и решивший стереть древние цивилизации из истории.

Игра была ориентирована на консольные платформы и получила сдержанные отзывы. Параллельно с ней появилась версия для Game Boy Advance, получившая название Serious Sam Advance. Из-за технических ограничений портативной консоли, эта игра существенно отличалась от своих «старших братьев» как в графическом, так и в геймплейном плане.

Serious Sam 2

После четырёх лет разработки нового движка настал момент для амбициозного продолжения. Serious Sam 2 должна была продемонстрировать технический прогресс, но на деле это решение обернулось против самой игры.

Яркий, мультяшный стиль визуального оформления будто бы был выбран исключительно для демонстрации графических возможностей, однако стал причиной снижения общего эффекта вовлечённости по сравнению с предыдущими частями.

Если раньше на сюжет можно было не обращать внимания, то здесь разработчики попытались придать ему большую значимость: Сэму предстоит собрать древние артефакты — медальоны, разбросанные по разным мирам, чтобы остановить очередную попытку Ментала поработить вселенную.

Более компактные уровни и отсутствие мультиплеера в формате deathmatch на старте вызвали неоднозначную реакцию. Игра была издана в 2005 году под лейблом 2K Games, дочерним подразделением Take 2 Interactive, и также получила версию для Xbox.

Serious Sam HD

После разрыва сотрудничества между студией Croteam и издательством Take 2, последняя решила дистанцироваться от бренда Serious Sam, стремясь избежать конкуренции на фоне ожидаемого релиза Duke Nukem Forever.

Тогда хорватская команда объединила усилия с давним партнёром Майком Уилсоном, одним из основателей Gathering of Developers, который вернулся в индустрию с новым издательским лейблом — Devolver Digital.

Первыми результатами возобновлённого сотрудничества стали переработанные версии двух классических частей — First Encounter и Second Encounter, получившие улучшенные визуальные эффекты и более детализированные модели благодаря движку Serious Engine 3. Эти версии были адаптированы и под Xbox 360, а также включены в сборник Serious Sam HD Gold, наряду с оригинальными релизами.

Serious Sam 3: BFE

Третья часть основного сериала, выпущенная в 2011 году, получила подзаголовок BFE, расшифровка которого официально так и не была подтверждена, хотя, по всей видимости, речь идёт о Before First Encounter, поскольку сюжет предшествует событиям первой игры. История фокусируется на масштабном противостоянии между армией Земли и силами Ментала, происходящем незадолго до активации инопланетного устройства, которое впоследствии отправит Сэма в Древний Египет.

Несмотря на неоднозначные отклики со стороны критиков (хотя ряду изданий игра пришлась по вкусу), проект оказался удачным перезапуском и получил тёплый приём среди фанатов. Позже, в 2012 году, он добрался до Xbox 360, а ещё через год — до PlayStation 3.

Чтобы поддержать интерес к новой части, Croteam передала права на разработку трёх побочных проектов независимым студиям. Первым стал олдскульный экшен Double D от Mommy’s Best Games, выполненный в стиле cel-shading (впоследствии на Xbox 360 вышла расширенная версия под названием XXL).

Вторым была мобильная аркада Kamikaze Attack от Be-Rad Entertainment, в которой игрок управляет обезглавленным камикадзе, мчавшимся с криками и бомбами наперевес в сторону главного героя. Завершала серию игра The Random Encounter, пошаговая JRPG с 8-битной эстетикой, разработанная Vlambeer.

Serious Sam: Fusion

В период, когда Croteam сосредоточилась на амбициозном проекте The Talos Principle, свет увидело множество сопутствующих инициатив. Среди них — дополнения Legend of the Beast (для Second Encounter HD) и Jewel of the Nile (для BFE), а также экспериментальная 2D-игра The Greek Encounter и сборник Complete Pack, включавший почти все игры серии (исключение составила Next Encounter). В 2014 году вышел ещё один сборник — Classic Revolution, собранный энтузиастами из Alligator Pit, в котором объединены две первые части в их первоначальном виде.

Тем, кто устал от обилия версий и дополнений, Croteam предложила Fusion 2017 — платформу-оболочку, позволяющую запускать обновлённые версии HD-релизов, BFE и их VR-вариации. Пока продукт находится в стадии бета-тестирования, но уже стал важным шагом к консолидации всей линейки Serious Sam под одной системой.

Serious Sam 4

После релиза Serious Sam 4 игра не удостоилась однозначного одобрения ни критиков, ни поклонников. Причины такого приёма были очевидны: проект страдал от нестабильной производительности, что вынудило разработчиков выпустить крупное обновление в праздничный период, направленное на исправление проблем с частотой кадров.

К возможным причинам технических недоработок можно отнести затянувшийся цикл производства и соглашение о временной эксклюзивности с платформой Stadia, которое наложило определённые ограничения.

Несмотря на наличие впечатляющего арсенала и абсурдного повествования в духе классических частей серии, реакция игроков оказалась противоречивой — одни видели в этом возвращение к корням, другие — упущенную возможность.

Serious Sam: Siberian Mayhem

Проект Siberian Mayhem, хотя и рассматривался как дополнение к Serious Sam 4, вышел в виде самостоятельной игры и заметно превосходил оригинал в ряде аспектов. Изначально разработка начиналась как фанатская модификация, однако российская инди-команда вступила в партнёрство с Croteam, превратив мод в полноценный официальный продукт.

Вышла русская озвучка для Serious Sam: Siberian Mayhem

Новое вооружение, свежие способности героя и набор оригинальных уровней, действие которых разворачивается в заснеженной России, сделали это ответвление более цельным и проработанным. Siberian Mayhem воспринималась многими как качественный апгрейд по сравнению с основной четвёртой частью.

11
4
Комментарии: 4
Ваш комментарий

Может мы когда-нибудь всё же дождёмся самого главное злодея Ментала, который начал всю эту заваруху и дадим ему бой🙏🙏🙏 Я уже с 2001 года жду! Все эти, современные Думы ничто по сравнению с легендарным Сэмом! // New Show

Продолжения сюжета после 2 пришествия мы походу так и не увидим, пока кротимы будут пилить приквелы к приквелам)

Что-то ролики к самым первым играм не могли найти лучшего качества.

SS 2 и SS 3 самые скучные в серии.