на главную
об игре

Долгий путь Silent Hill f: от американского Мэна до японской Канаямы

Серия Silent Hill всегда была тесно связана с образом одноимённого города, но её новый проект, Silent Hill f, уводит нас в совершенно иную атмосферу — японский город Эбисугаока. Однако между этими местами есть любопытная связь, пролегающая через десятки тысяч километров и почти три десятилетия истории. В её основе лежат детские воспоминания Кейитиро Тоямы, создателя оригинальной части франшизы.

Тояма вырос в небольшом городке Мияконодзё, расположенном в префектуре Миядзаки. Этот регион, окружённый горами, хранил традиционный уклад жизни, а дома местных жителей возводились в классическом японском стиле. Его родительский дом днём превращался в небольшой магазин, которым управлял отец. Как и во многих японских постройках того времени, туалет находился отдельно от основного здания, во дворе.

Эта, казалось бы, незначительная деталь, возможно, сыграла ключевую роль в формировании атмосферы Silent Hill. Ночью, когда маленькому Тояме приходилось выходить на улицу, чтобы воспользоваться туалетом, он вынужден был пересекать несколько метров в полной темноте. Детское воображение дорисовывало в окружающем мраке таинственные и пугающие образы, заставляя его бежать, преодолевая страх перед невидимой угрозой.

Подобные детские впечатления не были уникальны. Многие японские авторы хорроров вдохновлялись личными переживаниями. Макото Сибата, создатель Fatal Frame, рассказывал, что в его доме в пригороде Сидзуоки ему часто мерещились призрачные силуэты. А известный мангака Дзюндзи Ито, чьи работы оказали значительное влияние на Silent Hill, вспоминал, как в детстве боялся ночных походов в расположенный на улице туалет.

Project Zero/Fatal Frame и Макото Сибата: история ложного призрака

Для целого поколения японских мастеров ужасов дом был местом, в котором одновременно ощущались комфорт и тревога: уютное убежище могло в любой момент превратиться в пространство, подверженное воздействию чего-то потустороннего.

Больше, чем просто укрытие: значимость домов в видеоиграх

Кейитиро Тояма вновь воплотил эти эмоции в Forbidden Siren, но его первым проектом стал Silent Hill. Однако, перенося действие в покрытый густым туманом американский городок в штате Мэн, он сохранял в нём ту самую атмосферу детского страха перед неизвестным.

Silent Hill: американский город глазами японских разработчиков

При обсуждении легендарного города Silent Hill важно учитывать один нюанс: ни один из создателей оригинальной игры из Team Silent не покидал Японию. Более того, никто из них, за исключением Гарри Инабы, присоединившегося к проекту ближе к завершению, не владел английским языком. Это неизбежно вызвало вопросы у игроков: каким образом разработчики сумели так точно воссоздать атмосферу американского города, никогда не видя его своими глазами?

Выбор западного сеттинга был продиктован сразу несколькими причинами. Прежде всего, Konami изначально ориентировалась на создание конкурента Resident Evil, а Кейитиро Тояме, руководившему разработкой, была поставлена именно такая задача. Игра создавалась с расчётом на международный рынок, поэтому ограничиваться исключительно японской аудиторией было невозможно.

Другим значимым источником вдохновения послужили произведения Стивена Кинга, особенно его рассказ «Туман», действие которого происходит в штате Мэн. Первоначально команда даже рассматривала возможность адаптации этой истории, но сложные вопросы лицензирования вынудили отказаться от этой идеи. Тем не менее, сам антураж, а также визуальный образ плотного тумана, окутывающего город, остались в основе концепции.

Но был и ещё один важный фактор. В 1970-х Японию захлестнул интерес к оккультизму и западной эзотерике, что оказало сильное влияние на популярную культуру. Члены Team Silent, среди которых были Кейитиро Тояма, Наоко Сато, Исао Такахаси, Масахиро Ито, Такаёси Сато и Акира Ямаока, росли в период этого увлечения. Их вдохновение черпалось в американских фильмах ужасов и европейской готической литературе, что отразилось на атмосфере Silent Hill.

В игре можно уловить влияние лавкрафтовского космического ужаса, мотивы противостояния поколений, как в «Кэрри», а также пугающую эстетику «Восставших из ада». Благодаря сочетанию этих элементов Team Silent удалось создать не просто американский город, а пугающий, но в то же время притягательный мир, который остаётся культовым по сей день.

Город, созданный без посещений

Как передать атмосферу места, в котором никогда не бывал? Исао Такахаси и Масахиро Ито, отвечавшие за визуальный стиль Silent Hill и его мрачную альтернативную версию, черпали вдохновение исключительно из кино и телевидения.

Хорошо известно, что школа Мидвич была воссоздана с точностью до деталей по образцу учебного заведения из фильма «Детсадовский полицейский» с Арнольдом Шварценеггером — вплоть до идентичных плакатов на стенах. Разработчики также вдохновлялись европейским кинематографом: Кейитиро Тояма, будучи поклонником Дарио Ардженто, перенял элементы его стилистики, а также находил идеи в работах Дэвида Линча, особенно в сериале «Твин Пикс».

У команды не было возможности изучить американские города или проверить, насколько реалистичными получились их улицы и здания. Однако в те годы этот момент не казался критически важным. Тояма неоднократно просил руководство Konami отправить его в США, чтобы сделать фотографии городских пейзажей и жилых кварталов, но компания не посчитала это необходимым.

Лишь в 1998 году, когда работа над игрой была уже в разгаре, Тояма впервые отправился в США, посетив выставку E3 в Атланте. Он также побывал в американском офисе Konami в Чикаго, где увидел места, напоминавшие созданный ими Silent Hill. Особенно сильное впечатление на него произвели городские пейзажи Иллинойса, расположенного у озера Мичиган. Вернувшись в Японию, он привёз с собой папку с фотографиями и показал их команде.

Тем не менее одной поездки оказалось недостаточно, чтобы добиться убедительного антуража американского городка. По-настоящему детализированным сеттинг стал лишь позднее, когда Такаёси Сато работал над Silent Hill 2, уже находясь в Калифорнии. Даже выбор названия города оказался сложной задачей. В итоге разработчики решили обратиться к префектуре, значимой для многих из них, и перевели на английский название Сидзуока, в котором используются иероглифы «тишина» и «холм». Так появилось название Silent Hill.

Интересно, что город Сидзуока находится всего в двух часах езды от Канаямы — места, которое спустя годы вдохновило разработчиков Silent Hill f.

Ужас в городской среде

Кейитиро Тояму не покидало ощущение оторванности от создаваемого им мира Silent Hill. Полное удовлетворение он испытал лишь спустя годы, работая над новым проектом, действие которого разворачивалось уже в привычной для него сельской Японии. Forbidden Siren вобрала в себя образы и идеи, берущие начало в его детских воспоминаниях.

Некоторые из этих мотивов перекочевали и в Silent Hill, несмотря на его чуждый для Тоямы западный антураж. Гнетущая атмосфера разрушающейся реальности, искажение привычного порядка вещей и превращение знакомого окружения в источник угрозы стали одними из главных тем обеих игр.

Подобные образы перекликаются с творчеством Дзюндзи Ито — признанного мастера японского хоррора. Его пугающие рассказы, в которых кошмар проникает в повседневную жизнь, находят отражение в концепции страха, прячущегося в пустых улицах, тёмных переулках и обжитых пространствах. Это тот самый «городской ужас», который проявляется в его произведениях «Город без улиц», «Красавчик с перекрёстка» и «Переулок».

Связь между мирами Silent Hill и Эбисугаоку очевидна. Продюсер Silent Hill f Мотои Окамото отмечал, что, несмотря на американский облик серии, её суть всегда оставалась глубоко японской. Западный антураж лишь маскировал её истинные корни, но не мог изменить заложенную в основу философию.

Теперь, когда Silent Hill f возвращается к своим истокам, он отказывается от географической привязки к городу, вдохновлённому штатом Мэн, и переосмысляет саму концепцию. Вместо мифологии, укоренившейся в первых частях, игра вновь обращается к глубинным японским темам: конфликту поколений, самопожертвованию во имя общества, противостоянию личности и коллективных норм. Эти мотивы постепенно отходили на второй план в предыдущих играх, но теперь снова выходят на передний план. Silent Hill f сохраняет дух серии, её атмосферу и философию, но представляет их в совершенно новом воплощении.

Silent Hill без Сайлент Хилл

Silent Hill f всего за несколько минут создаёт напряжённую атмосферу, вобравшую в себя основные страхи, характерные для японского хоррора на протяжении десятилетий. Один из них — пугающее переплетение красоты и ужаса, жёсткая и искажённая связь между жизнью и смертью, которую Дзюндзи Ито исследовал в "Томиэ". Этот мотив прослеживается и в других произведениях: в "Кинопроба" Такаси Миике или в легенде о Кучисаке-онне. Другая ключевая тема — конфликт поколений, лежащий в основе Королевской битвы Кошуна Таками и воплощённый в оригинальном Silent Hill через трагическую судьбу Алессы Гиллеспи, ставшей живым воплощением ужаса.

Возникает закономерный вопрос: можно ли представить Silent Hill без самого города? Может ли он существовать не как физическое место, а как состояние сознания? Несмотря на смену декораций, Silent Hill f по-прежнему наполнен тревожными мотивами, присущими работам Кейитиро Тоямы. Здесь та же гнетущая тишина провинциальной Японии: опустевшие улицы, исчезнувшая жизнь, дома, которые утратили свою принадлежность людям и теперь принадлежат чему-то иному, чуждому и зловещему.

Ответ, возможно, окажется неожиданным: да, Silent Hill способен существовать вне привычных границ. Этот путь напоминает пугающее пространство между двумя частями дома, в котором Тояма провёл детство, — место, полное страхов и неожиданных угроз. Но движение на восток даёт ощущение возвращения к истокам, словно серия вновь обрела утраченное направление, скрытое за плотным туманом. И не имеет значения, в какой префектуре разворачиваются события — будь то Миядзаки, Сидзуока или Гифу, — сама атмосфера японской глубинки уже внушает тревогу. Это место, одновременно знакомое и чуждое, пространство, кажущееся безопасным, но скрывающее в себе тени, притаившиеся в ожидании десятилетиями.

Местные жители уверяют, что реальное место, где происходит действие Silent Hill f, само по себе достаточно жуткое
13
6
Комментарии: 6
Ваш комментарий

Думаю и это с кайфом поиграем !

Меня от саундтрека видоса сх1 кинуло в жесткие флэшбеки...

Рассказы про туалет такие жизненные, сам так же в детстве боялся ходить туда на улицу ночью

Шикарная статья, спасибо большое автору, молодец!

Удивил тот факт что Миядзаки это название префектуры))), фамилия многим известного Хидетаки Миядзаки.

Тояма вырос в небольшом городке Мияконодзё, расположенном в префектуре Миядзаки.

Тояма тоже префектура, и город одноименный. Хонда тоже фамилия, как и Кавасаки и миллионы других японских названий. Что тут удивительного, у них так принято.