Почему "Зов Припяти" - лучшая игра в серии S.T.A.L.K.E.R.

Если еще раз окинуть взглядом всю серию «Сталкер», станет ясно, как и почему все три части получились настолько разными.

«Тень Чернобыля» плясала на стыке RPG и шутера от первого лица.

В «Чистом Небе» GSC Game World сместила фокус в сторону стрельбы и сделала самую «шутерную» часть из всех, а в «Зове Припяти» стрелка отклонилась в противоположную сторону — в сторону ролевой игры.

К третьей части GSC заметно набила руку, нахваталась многого у Fallout 3 и сделала свою самую взрослую и крепкую игру. Взамен «Зов Припяти» поплатился за это частью своей сталкерской идентичности.

Но давайте обо всем по порядку.

Почему это «ЗП» — лучшая игра в серии?

Все отдельные элементы и механики, которые делают из игры игру, здесь выполнены не в пример лучше, чем раньше. Судите сами.

Сюжет

На поверхностный взгляд сценарий «Зова Припяти» ничем не хуже и не лучше остальных частей серии, и это отчасти правда. Но он гораздо цельнее.

У майора Дягтерева есть четко поставленная цель — расследовать причины падения вертолетов — которую он последовательно выполняет. Вертолеты, понятное дело, упали не просто так: выполняя задание, мы вместе с главным героем узнаем причину произошедшего. Сюжет простенький, но концептуальный, приземленный и законченный.

А теперь вспомните мотивацию Стрелка из «Тени Чернобыля».

Я потерял память, а ПДА говорит, что надо убить Стрелка? Займусь сейчас же!
Почему бы мне просто не забить на него и не заняться своей памятью? Не знаю!
Добыть документы из таинственной лаборатории? Конечно, я пошел!
Зачем? Ну меня же попросил торговец, которого я впервые вижу!
И так далее.

У Шрама в «Чистом Небе» с мотивацией дело обстоит лучше, но его история заканчивается тем, что мы уже знали по «Тени Чернобыля». Игрок не узнает ничего нового.

Даже в финальной заставке, где разработчики могли бы показать какой-то интересный и неведомый ранее момент про ЧАЭС, саркофаг, О-Сознание и что угодно еще из неведанного и манящего, GSC показывает дергающихся десяток секунд полумертвых сталкеров.

Сюжет обрывается ни на чем.

А в конце «Зова Припяти» вы узнаете не только конец истории Дегтярева, но и даже то, как кончились судьбы всех, с кем вы имели дело по ходу прохождения.

Персонажи

Давайте вспомним персонажей «Тени Чернобыля» и то, из-за чего мы их помним.

Так. Что-то ничего в голову не лезет.

Вспомнил! Сидорович. Он был… жадным торговцем. А еще Призрак и Клык. Они ходили со Стрелком в центр Зоны. А еще… Эээ. Бармен? Он был… чуть менее жадным торговцем, чем Сидорович. А, еще Волка помню, он мне пистолет дал в начале игры и сгорел в костре на Армейских складах.

Надеюсь, вы поняли, к чему я клоню. Персонажи — не самая сильная часть S.T.A.L.K.E.R.

В «Зове Припяти» GSC постаралась это изменить.

В итоге встречаются и правда крутые личности — такие как Кардан, Дядька Яр, Вано или Сорока. У каждого есть какая-то история, поступки, уникальные черты характера и прочие особенности, благодаря которым одного персонажа можно отличить от другого.

Благодаря этому появляется ощущение, что взаимодействовать приходится с людьми, а не компьютерными болванчиками. И это сильно влияет на погружение.

Квесты

Не только персонажи, но и задания были слабой частью серии S.T.A.L.K.E.R.

«Тень Чернобыля» просила вас принеси хвост, убить сталкера и найти артефакт. Даже сюжетные квесты не блистали находчивостью, фактически заставляя делать вас то же самое — только в секретных лабораториях.

Уже в «Чистом Небе» разработчики пытались это исправить, добавив к заданиям немного постановки: вспомните, например, снайперскую миссию на Х-16 или уровень «Госпиталь». Но, как оказалось, это не совсем правильный подход.

Правильный реализовали в «Зове Припяти». Квестам всего-то не хватало интересных историй и декораций. По сути игрок занимается ровно тем же — приносит, допустим, Коряге сундучок с хабаром. Но задание-то с подвохом! Спрыгнуть-то за сундуком в пещеру легко, а вот вылезти… Да потом еще этот жадюга и хабара больше половины хочет забрать себе! Подобные истории дарят множество необычных для серии эмоций. И явно идут ей к лицу.

Карта и локации

GSC Game World дважды заставила геймеров слоняться по одним и тем же локациям в «ТЧ» и «ЧН», и в третий раз такого делать не имела права. И совершенно правильно поступила, создав новые — с учетом приобретенного опыта работы над игрой.

В итоге общий объем территорий получился куда меньше, чем в «Чистом Небе» или «Тени Чернобыля». А заполнение интересными местами и событиями в расчете на квадратный метр территории вышло не в сравнение более плотным.

Сравните, к примеру, болото из «Чистого неба» и затон из «Зова Припяти». И там, и там — болото. Но на первом вы не найдете ничего, кроме одинаковых сгоревших домиков, а на втором — кучу разных заводов, лесничества и лесопилки, детский лагерь, подземные пещеры и лаборатории, огромный мост с брошенным конвоем и россыпь разных аномальных зон, серьезно поменявших ландшафт территорий.

Так почему игра худшая в серии, если в ней все стало лучше?

Отдельные части игры и правда стали гораздо лучше, но в целом она потеряла кое-что важное.

И это «кое-что» будет очень тяжело сформулировать. Но я попытаюсь.

«Чистое Небо» и «Тень Чернобыля» как бы оставляли вас один на один с Зоной. Давали вам какое-то условное задание, дескать, ну, иди-ка ты, скажем, воооон туда — и вы шли. Шли, продираясь сквозь Зону с ее хищниками и аномалиями, собирая по пути артефакты и отстреливаясь от бандитов.

В первых двух играх серии было два главных действующих лица — игрок и Зона. Все.

В «Зове Припяти» действующих лиц целая куча. Квестов — такая же куча. Прочих мелких занятий — еще одна куча.

Игра разделяет ваши активности на строгие последовательности.

Стрелять? Это вот туда. Вот туда иди, да! Там пострелять можно немножко. По квесту.
Артефакты? Да, да, это вот сюда. Тут специальные точки, где они респавнятся. Заглядывай сюда после выброса каждый раз.
Эксплоринг? Не, лучше не надо. Сам не ходи. В смысле, ты потом и так поэксплоришь, когда я тебя туда пошлю. А то второй раз бежать придется.

Зона тут перестала быть главным действующим лицом.

Это просто декорация и фон для игрока, который занят тысячей разных вещей.

В «Тени Чернобыля» вы шли к цели через Зону, а по пути могли наткнуться на какое-то интересное место и заглянуть туда в поисках интересных находок.

«Зов Припяти» ведет вас к интересным находкам самостоятельно — их больше не нужно искать. Во все интересные места игра приведет вас через квесты.

И это странно. Вроде бы и не скажешь, что поменялось многое — просто теперь игра развлекает игрока, а не игрок развлекает себя сам в игре.

Но в моем восприятии это оставило огромный пробел.

Поэтому «Зов Припяти» — лучшая игра в серии «Сталкер», от которой она в то же время стоит настолько далеко, что лучшей частью серии ее не поворачивается назвать язык.

Комментарии: 22
Ваш комментарий

Всё-таки выбирать какая часть лучше дело самих фанатов. У каждого, я надеюсь, есть своё мнение и т.д. Кому то нравиться даже ЧН. Лично для меня лучшей всё-таки останется ТЧ, хоть первой я попробовал ЗП и, признаю, она заставила меня опробовать и другие части.

10

Самая любимая моя часть

7
Я потерял память, а ПДА говорит, что надо убить Стрелка? Займусь сейчас же! Почему бы мне просто не забить на него и не заняться своей памятью? Не знаю! Добыть документы из таинственной лаборатории? Конечно, я пошел! Зачем? Ну меня же попросил торговец, которого я впервые вижу!

на самом деле тут небольшое лукавство. Герой как раз выполняет всё это потому что ничего, кроме надписи "Убить Стрелка" он о себе тупо не знает. Поэтому его мотивация выяснить всё о Стрелке, и что с ним связано. Так что это больше придирка.

Так. Что-то ничего в голову не лезет. Вспомнил! Сидорович. Он был… жадным торговцем. А еще Призрак и Клык. Они ходили со Стрелком в центр Зоны. А еще… Эээ. Бармен? Он был… чуть менее жадным торговцем, чем Сидорович. А, еще Волка помню, он мне пистолет дал в начале игры и сгорел в костре на Армейских складах.

опять-таки, это вновь передергивание. Персонажи есть и их много. Другое дело, что в Зове Припяти их тупо меньше, поскольку игра состоит из всего 3-х локаций. В связи с чем с одними и теми же персонажами мы контактируем постоянно, из-за чего они плотнее врезаются в память. Но да, в Зове Припяти они более раскрыты, нежели в предыдущих играх - это факт.

Поэтому «Зов Припяти» — лучшая игра в серии «Сталкер», от которой она в то же время стоит настолько далеко, что лучшей частью серии ее не поворачивается назвать язык.

ну что можно сказать. Автор явно не понимает сути игр серии и что-то себе там надумал, что из себя эта серия представляет. Ни иначе, синдром утёнка.

7

Зов Припяти - лучший открытый мир в серии, и круто раскрытые запоминающиеся персонажи. Чистое Небо - лучший графон и лучший шутер в серии (система укрытий NPC союзных и вражеских шикарна) Тени Чернобыля - лучшая в серии в плане атмосферы, но ко всему прочему миллион претензий Вывод: глупо называть какую то часть лучшей, ибо у каждой свои фичи. В идеале всё это хорошо бы соеденить в одной единой игре, дабы получить шедевр. К сожалению разрабы сами походу не знали, чем должна быть игра и поэтому каждая часть настолько сильно отличается друг от друга.

7

Janekste Чувак, что с тобой случилось? Ты вылечился от безумия?))

2

Согласен,она самая лучшая и самая играбельная.

6

Всё части интересны и хороши по своему,в Зов Припяти пожалуй сама Припять сделана очень слабо,да и сюжет ни о чём.

6

Не скажу какая игра лучшая, все нравятся, но ЧН, как то приятнее всех, легла мне на душу. А СОР на последнем месте.

5

Если кратко, то доведенный до ума сталкер с вариативностью в квестах, работающими механиками, геймплеем и атмосферой.

4

ЧН лучше всех и локации до хрена, и задании предостаточно и вступать в группировки можно, плюс вещевой и оружейный пак не мелкий

4

stalker2205

stalker2205 написал: ЧН лучше всех и локации до хрена, и задании предостаточно

Чегаа?? Там локаций даже меньше, чем в ТЧ. О заданиях вообще молчу... Да и если доп. квесты есть - так это, как правило, поди-принеси. Что-то вы ты перепутали, товарищ.

-3

она качественнее, а самое главное лучше ЧН

2

Опять сплошная субъективщина ради срача в комментах, эх....

2
rom2301 написал: раздражает лёгкость заработка и возможность приобрести топовую броню и оружие на первой-же локации за 10-15 минут

что уж мелочиться- за 2- 3 минуты на самом деле.

rom2301 написал: со спутников видно даже звёздочки на погонах

да, только кто- то забыл про то что это зона, и возможно спутники видят фигу.

2

Зов Припяти, как и Чистое Небо — аддоны. Нельзя назвать аддоны лучшими или худшими частями. Игра была лишь одна — Тень Чернобыля. Далее разработчики занимались лишь самокопированием. Сами прикиньте, сколько нововведений было в игре. Практически нисколько. А теперь гляньте на TES 4 Oblivion и TES 5 Skyrim. Вот это реально две абсолютно разные игры. Так что считаю данный блог несколько... Неправильным в самом корне.

2

А у меня любимая часть - OLR) Зов Припяти - да, много ошибок учёл, многие вещи довёл до ума. Но как и сказано ближе к концу статьи, Зона здесь не действующее лицо, а просто фон. Исследование Зоны состоит из отдельных сегментов. Что интересно, там и ползаешь. А чуть что - сразу в дом (Скадовск или Янов), благо он всегда недалеко. Нет этого чувства дальней вылазки. Так что из-за этого мне во многом ЧН даже больше нравится - ибо там это чувство было. Но любимым из официальных частей всё равно ТЧ. Хотя что ТЧ, что ЧН, что ЗП по сути одинаково казуальны. Настоящая и безпринципная Зона только в Oblivion Lost Remake - который я считаю единственным настоящим Сталкером.

1

Больше всего в ЗП раздражает лёгкость заработка и возможность приобрести топовую броню и оружие на первой-же локации за 10-15 минут. Дополнительные квесты не обязательны и совершенно излишни для прохождения. И как уже говорилось в анекдоте:"Сталкеры смотрели на Дегтярева как на идиота, когда он спрашивал об упавших вертолётах. Ведь каждому известно, что со спутников видно даже звёздочки на погонах."

1

Дегтярев,хоть и майор,но он уже был в Зоне - ...в прошлом опытный сталкер...( Из интро)

1

Для меня это худшая часть - ужасные новые скелеты анимаций, слабый сюжет, примитивные диалоги, плохая графика, атмосфера ушла в ноль, хотя геймплейно лучшая часть серии.

-2

Вся серия до жути кривая и топорная

-3

_Xz4ca920byX_ один минус был в этой серии это то что непонятно где и когда вылетит игра ну дак по прошествии времени быстро лечится патчами )))

1

О каких частях вообще идет речь? Насколько я помню вышла только одна игра и пару дополнений.

-9