
Ах, ремастеры — та самая магия, которая обещает вдохнуть новую жизнь в наши любимые классические игры, а на деле иногда превращается в театр абсурда с багами и ухудшениями. Вот и 20 мая 2025 года GSC Game World решили подарить ПК-пользователям «улучшенную» трилогию S.T.A.L.K.E.R.: Legends of the Zone. Но вместо возвращение легенды мы получили шквал недоумения — ведь ожидания и реальность часто идут параллельными путями.
А между тем, настоящие герои — фанаты, преданные своим играм — за годы не просто чинили ошибки, а создавали масштабные модификации: с новыми квестами, сюжетами и тоннами контента, который по-настоящему оживляет Зону.
Так что, если вы хотите по-настоящему качественный S.T.A.L.K.E.R., возможно, стоит присмотреться к творениям тех, кто любит эту вселенную искренне, а не тех, кто попытался её «улучшить» на коленке ради заработка быстрых денег.
В этой небольшой подборке вы познакомитесь с некоторыми из самых достойных работ преданного фанатского сообщества.
Anomaly

Anomaly — один из самых известных и любимых модов для серии S.T.A.L.K.E.R., который известен даже тем, кто не входит в основное игровое сообщество. Эта модификация значительно улучшила графику и оптимизацию, а также полностью переработала систему имитации жизни: мир игры стал динамичным и живым, враги умнее и адаптивнее.
В мод добавлены новые сюжетные линии, но при желании можно свободно исследовать Зону и выполнять задания без обязательного следования сюжету. Главное преимущество Anomaly — гибкие настройки сложности и экономики, уникальные игровые режимы, новые фракции и расширенные локации.
Разработчики тщательно доработали систему A-Life, благодаря чему сталкеры и мутанты свободно перемещаются по территории, а внутриигровой чат реагирует на события. В моде доступны четыре отдельные кампании для любителей сюжета и возможность переключаться на открытый мир.
Anomaly — идеальный выбор для тех, кто хочет испытать более глубокую и сложную версию мира S.T.A.L.K.E.R.
"Ветер времени"

«Ветер времени» — масштабный мод от команды Akmc47u, одна из лучших научно-фантастических сюжетных модификаций для S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти 1.6.02. Сюжет рассказывает о группе учёных, которые, пытаясь спасти Землю от угрозы Зоны, создают машину времени и отправляют агента силовых структур в прошлое, чтобы ликвидировать источник бедствия.
Несмотря на кажущуюся необычной завязку, мод впечатляет тщательной проработкой атмосферы сталкерства и заданий. Игрокам предстоит исследовать новые и знакомые локации, собирать необычные артефакты и раскрывать тайны, пытаясь понять, кто стоит за попыткой уничтожить человечество. «Ветер времени» — это погружение в продолжение истории оригинальной трилогии S.T.A.L.K.E.R.
SFZ Project: Episode Zero

Мод SFZ Project для «Тени Чернобыля» вышел в 2020 году и рассказывает о событиях после третьего крупного выброса в Зоне. Профессор Сахаров посылает своих подчинённых на исследование, но связь с ними прерывается. Главный герой отправляется в Зону, чтобы выяснить, что с ними случилось. Несмотря на короткое прохождение — 3–4 часа — мод считается одним из лучших сюжетных дополнений к «Сталкеру».
Особенность SFZ Project — мистическая атмосфера и напряжённость. Игрок сталкивается не только с монстрами, но и с аномалиями и призраками. Создатели смогли достичь пугающего эффекта благодаря качественной графике, минимальному интерфейсу, точной постановке кадра и саундтреку.
Дополнительно мод выделяется пустынными локациями, внезапными видениями, системой достижений, дополнительным режимом и ограниченным числом сохранений. Несмотря на короткую продолжительность, SFZ Project способна надолго погрузить в атмосферу Зоны.
"Золотой Шар: Завершение"

Модификация к S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля 1.0006 рассказывает классическую историю сталкера, который отправляется на поиски загадочного исполнителя желаний. Игроку предстоит пройти как знакомые локации оригинальной игры, так и совершенно новые, ранее неизведанные территории Зоны.
Мод впечатляет неординарным сюжетом, большим количеством тщательно проработанных второстепенных заданий, а также разнообразием оружия и снаряжения. Новая Зона в моде выглядит молодой и не исследованной, что добавляет особую атмосферу приключения.
Однако будьте готовы к тому, что для полного прохождения «Золотого Шара: Завершения» потребуется значительное количество свободного времени — проект достаточно масштабен и глубок.
Call of Chernobyl

Call of Chernobyl — легендарная глобальная модификация, превращающая Зону Отчуждения в "Зове Припяти" в самую настоящую «песочницу». В ней отсутствует центральный сюжет, что позволяет игрокам полностью погрузиться в роль охотника за артефактами. Можно свободно исследовать локации и выполнять квесты по своему усмотрению.
Мод кардинально переработал множество игровых элементов: систему A-Life, искусственный интеллект NPC, уровни, транспорт и напарников. Благодаря этому Зона стала живее и атмосфернее, что усиливается новой музыкой.
Особое преимущество Call of Chernobyl — возможность создавать собственные моды или добавлять сторонние, расширяя опыт в знакомом мире и открывая новые горизонты для игроков.
Lost Alpha

ost Alpha изначально задумывался как попытка вернуть «тот самый S.T.A.L.K.E.R.», восстановить утраченный контент и атмосферу оригинала. Однако проект быстро вырос в нечто гораздо большее. Фанаты франшизы углубили геймплей, добавили новые механики и улучшили графику. В моде появились ролевые элементы, сохранения стали возможны только в определённых местах, а герой должен учитывать множество реалистичных опасностей.
Lost Alpha — одна из самых масштабных и комплексных модификаций для первой части «Сталкера», которую многие поклонники считают полноценной игрой, даже более объемной, чем оригинал. Разработчики вернули вырезанный контент и добавили собственный.
Особенности мода: реализм — например, для работы фонарика нужны батарейки, персонажу нужно спать и утолять голод; переработка и расширение локаций; новая сюжетная линия, основанная на побочном задании «Тени Чернобыля».
OLD GOOD S.T.A.L.K.E.R. Evolution

OLD GOOD S.T.A.L.K.E.R. Evolution (OGSE) — один из самых популярных глобальных модов для S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, возвращающий игру к изначальной концепции с серьёзным улучшением баланса и реализма.
Модификация добавляет новые квесты, торговцев, оружие и локации, расширяет сюжетную линию и вводит транспорт, а также возможность брать с собой напарников. Содержимое схронов теперь рандомизировано, что придаёт игре свежести и непредсказуемости.
OGSE также улучшает графику, звук и систему диалогов: ошибки исправлены, а диалоги стали более насыщенными благодаря новым вариантам общения со случайными сталкерами и ключевыми персонажами. В итоге мод значительно углубляет атмосферу Зоны и делает её более живой и погружающей.
True Stalker
Мод True Stalker, выпущенный в 2023 году для «Зова Припяти», представляет собой полноценную 30-часовую игру с уникальным сюжетом и собственным таймлайном, действие которого разворачивается в 2013 году. Главным героем стал сталкер Топор, долгое время не решавшийся покинуть окрестности Кордона, но в итоге отправившийся в центр Зоны.
Создатели полностью переработали интерфейс, обновили и расширили локации, добавили новые квесты и улучшили графику — теперь она заметно лучше, чем в оригинальной игре. В моде появилось новое оружие, а также усовершенствованный искусственный интеллект NPC и мутантов.
True Stalker — одно из лучших фанатских сюжетных дополнений, наполненное кат-сценами и несколькими концовками. Все изменения работают стабильно, без багов и вылетов, даря игрокам свежий опыт в знакомом мире «Зова Припяти».
"Долина шорохов"

«Долина Шорохов» — приквел «Зова Припяти», выпущенный в 2013 году. Игра развивается на масштабной локации с одноимённым названием, созданной специально для мода. Главный герой — сталкер Макс, которому предстоит выполнить последнее задание перед уходом из Зоны.
В отличие от других частей серии, здесь нет глубоких философских мотивов и загадок Зоны. Главная цель Макса — заработать как можно больше денег, преодолевая множество испытаний и сталкиваясь с необычными событиями.
Сюжет модификации выдержан в классическом стиле оригинальных игр, а новая локация предлагает интересное исследование. При этом «Долина Шорохов» не содержит новых игровых механик или графических улучшений — это знакомый S.T.A.L.K.E.R. с его преимуществами и недостатками, который подарит поклонникам сериала привычный опыт.
Oblivion Lost Remake 3.0

Stalker Oblivion Lost — модификация для S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, созданная с целью вернуть «настоящий S.T.A.L.K.E.R.», каким он задумывался ещё в 2003 году. Разработчики проделали огромную работу по восстановлению вырезанного контента, включая локации, мутантов, оружие и даже сюжетные ветки.
Проект постоянно обновляется и расширяется, предлагая игрокам возможность погрузиться в альтернативную версию Зоны с оригинальной атмосферой и деталями.
Однако из-за своей специфики мод подойдет не каждому. Особенно он будет интересен тем, кто хочет увидеть первоначальное видение студии и сравнить его с финальным вариантом игры. Stalker Oblivion Lost — это уникальный шанс познакомиться с альтернативной историей создания культового шутера и исследовать то, что было утрачено в процессе разработки.
"Пространственная аномалия"

«Пространственная аномалия» — мод для «Зова Припяти», вышедший в 2015 году. Игроки берут на себя роль наёмника по прозвищу Зверь, оказавшегося в загадочной пространственной аномалии — месте, где не работают привычные законы физики. Его главные задачи — выжить и вернуться в реальный мир, но сделать это будет непросто.
С самого начала у героя нет ни еды, ни медикаментов, ни оружия — всё приходится добывать в труднонаходимых тайниках. Игроку предстоит раскрыть тайны аномалии, преодолеть нехватку ресурсов и справиться с вызовами необычного мира.
Особенность мода — профессиональная озвучка от студии Coldfilm, что редкость для фанатских проектов. Сюжет затягивает своей атмосферой безысходности и заставляет экономить даже болты, чтобы выбраться из ловушки. «Пространственная аномалия» понравится любителям выживания и детективных историй.
"Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф"

Этот мод рассказывает историю Зоны до событий первой игры. Главный герой — безымянный наёмник, маскирующийся под военного фотографа, отправленный миротворческой организацией на Чернобыльскую АЭС. Его задача — раскрыть главные тайны Зоны.
Особенность дополнения — объемные, детально проработанные диалоги, которые иногда кажутся длинными, но позволяют глубже понять Зону и её тайны. Если же разговоры утомляют, всегда можно переключиться на выполнение разнообразных заданий — от спасения учёных из города, охваченного зомби, до защиты бара от мутантов.
В отличие от привычных сюжетов, здесь игрок вживается в роль не бойца, а исследователя и наблюдателя, который фиксирует происходящее фотоаппаратом. Сюжет насыщен расследованиями, вниманием к мелочам и фотоотчётами, создавая уникальную атмосферу в рамках серии.
Старые фанатские моды с вылетами и глюками, танцеплясками с запуском. Как их можно нахваливать остается загадкой...
согласен
Ну почему же? Тру сталкер например хорошо сделан. Особых глюков и вылетов не встречал. Там вопрос больше к сюжету, а не технической составляющей игры.
Он про старые говорит же, тру сталкер это новый мод.
этот сталкер как игра, вонючая срань, геймплей в помойке, а на ностальгии вывозить высшая степень лицемерия, я никогда не понимал этого вашего сталкера, да и всем известно куда идут деньги, все, кто поддерживает этих ублюдков, заведомо предатели.
Назови тогда игру какую нибудь с динамическими тенями не только тех лет а вообще до 2015(релиз гта 5 на пк)? И кроме дум3, потому что тот движок не позволяет более чем 2 врагам присутствовать в сцене?
Да даже сейчас не так много игр с динамическими тенями, gsc и сами с ними обосрались в с2
Начнем с того, что оригинальная трилогия выходила в далёком 2007 году. Тогда не было таких полит срачей и люди играли и получали удовольствие. Ремастер же в большинстве своем дали бесплатно (тем у кого трилогия уже была куплена). Ты сперва бошкой своей думай немного, перед тем как писать что нибудь
А если я хочу получить чисто классический опыт, с сюжетом оригинала, без душного реализма, без крафта ствола по запчастям, без душных механик, без душного хардкора и без отсебятины? Напимер достаточно мода на внешку, анимации, звуки,правки сеток нпс, правки логики,и где то расширение уже существующего контента. И все. Есть такой мод? Все что предлагается это круто, но всегда есть но. Толи раздутый мир, что задолбаешься бегать, то песочница без квестов, то какой то левый сюжет. Скажем так, иногда просто нужно перепройти классику но с новыми впечатлениями, а не как бы новую игру где все незнакомо
Для ЗП есть SGM. Для ЧН есть OGSM.
Для ТЧ мод OGSE 0.6.9.3
Тоже кстати это бесит в Anomaly, реально задушили как в ARMA.
Играю только с трейнером.
Нет ни одного мода на Сталкер который бы не херил атмосферу игры.
все моды собраны между уроками в школе судя по их качеству.
причем блаженными людьми.
вот что это пилять? ТАРков в 480p?
На Far Cry, если не вглядываться, смахивает. Очень уж красочный
Сейчас разве что "S.T.A.L.K.E.R.: New Project" и "STALKER: SoC: Update 2.0" интересны, но их явно не скоро закончат, в лучшем случае через год, может 2. Судя по дневникам разработки подход у обоих проектов явно не детский.
Не согласен с Вами, S.T.A.L.K.E.R. Complete 2009 итд, отличная модификация
В мод добавлены новые сюжетные линии
А вот из за этого в жопу все эти моды. Мне нахрен не нужны васянские квесты, васянский баланс и прочяя шляпа.
Тоже никогда этого не понимал, во всех играх. Никогда не ставлю вообще моды и не понимаю восторг на эту тему. Прошел игру, как это задумано создателями, начал следующую, чего её модами то мусолить?
OGSM и OGSE - действительно удачный пример, все остальное вообще никоем образом к "ремейку" не относиться и представляет собой "своё виденье сталкера", это не не всегда плохое, но вообще не оригинал.
Я правильно понимаю, что это моды, делающие классические версии более современными и без всякой чуши вроде новых сюжетов и механик? Я просто хочу перепройти классику, помню что там было чуть больше 0%)) Мне совсем не нужна какая-то отсебятина.
Если хочешь перепройти с просто крутым визуалом то на ТЧ SoC Update, на ЗП Gunslinger, а на ЧН OGSM(но с OGSM не уверен вроде там есть отсебятина) а так поищи в инете есть куча ретекстурпаков и всякого ещё, да и "сборки" готовые
с тошнотворным визуалом. Нет уж спасибо я удалил тот ка л который ганс и даже не ушел дальше кордона
я помню, что не запущу сборку любую, поиграл 15 мин и досвидос, вылет на вылете и баги и т п, что тут хвалить))
Не написать про самый глобальный мод объединенный пак 2 и Народную солянку это проявить не уважение к нескольким миллионам фанатам. Ведь именно благодаря этим модам и вышли очень многие другие моды. Без НС и ОП многие эти моды выше не вышли бы
Подскажи , это какой самый глобальный и лучший ? хочу заценить
самый глобальный на прохождение уйдет не меньше года.куча новых сюжетов.тонны нового оружия.брони.новые квесты.новые нпс.новые сюжеты идут параллельно основному сюжету добраться до Саркофага.Все три игры в одной ТЧ ЧН И ЗП все локации объеденены везде заселены нпс и мутантами. Очень много новой живности в тч из серии метро 2033 и других игр.Библиотекари Биомасса.
НС очень душная и смысл там столько времени сидеть играть?
А где же Народная Солянка и Обьединенный Пак. Там что бы все квесты пройти не один месяц понадобится
С ошибкой X-Ray 😂
Ты в 2к14м застрял? Нынешние их сборки за 300часов геймплея не вылетают ни
я все моды кроме 2.2 прошел от начала до конца
Когда-то давным-давно в этой игре увидел, что у оружия рукоятка затвора на левой стороне. С тех пор больше не играл в это творение недоумков, которые даже не знают, как выглядит автомат Калашникова. Исправили, да, но первое впечатление осталось.
Госпади, какой же ты dolboeb, затвор слева был из-за авторских прав, глупая ты dura.