на главную
об игре

30 лет Suikoden: наследие бессмертной игры Ёситаки Мураямы

Когда Ёситака Мураяма получил долгожданный звонок, он не сразу осознал его значение: его приняли на работу. На дворе 1992 год, он только что окончил обучение на программиста в престижном Токийском университете (Tōkyō Daigaku), не успев толком насладиться передышкой между учебой и началом профессиональной жизни.

В этот момент раздался звонок из Konami: ему велели явиться в новый офис KCET в Гинзе уже в следующий понедельник. Тот, кто проводил собеседование, возможно, воспринял это как нечто забавное, ведь для молодого выпускника это была первая в жизни работа. Как он мог предугадать, насколько судьбоносным окажется этот шаг?

Но первое же знакомство с реальностью разработки игр оказалось настоящим испытанием. Несмотря на диплом программиста, его назначили на позицию тестировщика, заставляя заниматься поиском ошибок. Однако это не сломило его дух. Индустрия игр его увлекала, и хотя он тогда не догадывался, вскоре он окажется в центре одной из самых значимых революций в мире JRPG.

Рождение легенды

Девяностые годы стали временем кардинальных перемен в индустрии видеоигр. С появлением PlayStation разработка перешла на новый уровень, что привело к масштабной реструктуризации. Konami стала одной из первых компаний, внедряющих новый подход: небольшие творческие коллективы начали включать режиссеров из телевидения, художников разных направлений и специалистов по 3D-графике. Именно в такой динамичной и новаторской среде Мураяма взялся за создание игровой саги, которая завоюет миллионы сердец.

Так началась история Suikoden — ролевой серии, которая бросила вызов грандам жанра, таким как Dragon Quest и Final Fantasy, а впоследствии обрела преданную армию поклонников, которые следовали за Мураямой в течение трех десятилетий — вплоть до его безвременной кончины в 2024 году.

Несбывшаяся консоль

Полгода — столько времени потребовалось руководству Konami, чтобы разглядеть потенциал Ёситаки Мураямы. Когда его вызывают на беседу, он опасается худшего, но вместо выговора получает повышение. Причем не просто новую должность, а шанс возглавить собственный игровой проект.

Мураяма выделяется не только богатым воображением и ответственностью, но и способностью вдохновлять коллег. Со временем это принесет ему уникальную свободу в Konami, позволяя воплощать в жизнь собственные идеи.

Однако столь стремительное повышение объясняется не только его талантами. В этот период индустрия видеоигр застыла в ожидании: противостояние Super Nintendo и SEGA Genesis зашло в тупик, а компании выжидали первого шага со стороны конкурентов. Konami, стремясь удивить рынок, втайне разрабатывала собственную портативную консоль.

Эта игровая система должна была поддерживать простую 3D-графику и использовать объемные картриджи. В преддверии запуска руководство компании распределяет сотрудников на проекты, которые станут основой для игр новой платформы. Однако в истории видеоигр эта консоль так и не появится.

Но именно в этот момент Мураяма знакомится с человеком, который впоследствии окажет огромное влияние на создание Suikoden — Дзюнко Кавано.

Встреча, изменившая историю

Путь Дзюнко Кавано во многом напоминает карьеру Мураямы, но имеет свои особенности. Как и он, она получила работу практически сразу после выпуска, однако пришла в игровую индустрию не из программирования, а из среды художников. Она принадлежала к новому поколению разработчиков, рассматривавших видеоигры как недооцененное поле для экспериментов.

Ее разносторонние способности вскоре позволят ей выступать в различных ролях: художника, сценариста, дизайнера персонажей и даже геймдизайнера. Кавано и Мураяма быстро находят общий язык и начинают работать над ролевой игрой, в которой предполагался широкий выбор классов и глубокий сюжет. Хотя из-за закрытия консольного проекта Konami эта игра так и не увидит свет, ее идеи не пропадут даром.

Именно они станут фундаментом культового шедевра дуэта — Suikoden II.

От манги к легенде: как Suikoden получил свою главную особенность

Компания Konami допустила просчет в своих стратегических планах. Когда слухи о грядущей консоли Sony, использующей компакт-диски, стали слишком настойчивыми, руководство осознало, что продолжать работу над собственной портативной системой не имеет смысла. Проект был свернут, а сотрудники направлены на создание первых игр для новой платформы PlayStation.

Перед Мураямой и Кавано встал важный выбор: продолжить разработку ролевой игры или переключиться на автосимулятор или бейсбольную аркаду. Для Мураямы это стало облегчением — его труды не были напрасны. Однако он испытал и разочарование: его мечтой было создание экшен-игры в духе Metal Black от Taito.

Любопытно, что визитная карточка Suikoden — многочисленный состав персонажей — возникла практически случайно. Мураяма с детства был увлечен историями с большим количеством второстепенных героев, которые иногда оказывались интереснее главного протагониста. Его вдохновляли популярные манги — "Капитан Цубаса" и Saint Seiya ("Рыцари Зодиака").

В этих произведениях главный персонаж — всего лишь часть масштабного ансамбля. Мураяму куда больше привлекали харизматичные соперники и союзники: Гэндзо Вакабаяси (Бенджи), Хюга Кодзиро (Марк Лендерс), Сиру (Дракон Сириус) и Икки (Феникс). Именно поэтому он задумал ролевую игру, в которой основной герой будет скорее аватаром для игрока, а внимание сосредоточится на богатой галерее спутников.

Но предстояло объяснить эту идею менеджеру Konami — человеку далеко не молодому и, скорее всего, не знакомому с современной мангой. Тогда Мураяма решил привести более универсальный пример — классический китайский роман XV века "Шуй Ху Чжуань".

Это произведение было широко известно в Японии и рассказывало о 108 воинах, собравшихся для борьбы с несправедливостью правящей династии. Мураяма хотел лишь передать атмосферу истории с многочисленными персонажами, но менеджер понял его буквально: "Ролевая игра? 108 персонажей? Отлично, пусть так и будет!".

Как Suikoden выделился среди гигантов

Так Suikoden (изначально Genso Suikoden, японская адаптация названия "Шуй Ху Чжуань") получил свою уникальную механику — огромное число союзников. Это помогло игре отстроиться от конкурентов, таких как Dragon Quest.

Разумеется, Suikoden был не первым проектом, вдохновленным этим романом. В 1989 году Koei выпустила Bandit Kings of Ancient China (в Японии известную как Suikoden: Tenmei no Chikai), а Data East работала над файтингом Dark Legend (Suiko Enbu). Но главная идея Suikoden заключалась в том, чтобы дать игроку возможность самостоятельно собирать отряд союзников.

Число персонажей оказалось настолько большим, что Мураяма и Кавано просто не успевали их придумывать. В итоге было решено расширить команду и привлечь коллег к созданию новых героев. Каждый день разработчики предлагали идеи, но далеко не все из них попадали в финальную версию. Так, например, была отвергнута концепция персонажа в виде утки, напоминавшей талисман футбольного клуба Yokohama Marinos.

Но в итоге команде удалось собрать по-настоящему живой мир: харизматичных наемников, благородных лидеров, преданных друзей и даже белок-летяг. Так родилась легенда, которая по сей день остается одной из самых любимых ролевых серий в истории игр.

Долгое расставание

Когда Suikoden появилась на свет в 1995 году, у неё были как сильные стороны, так и элементы, мешавшие ей выделиться. Например, визуальный стиль оставался верным традиционному 2D-дизайну, характерному для эпохи SNES.

Мураяма отверг ранние попытки использования 3D-графики и настаивал на том, чтобы проект оставался двухмерным, даже если это делало его устаревшим на фоне стремительно меняющейся индустрии. Кроме того, несмотря на впечатляющие цифры на обложке (108 возможных союзников и шестичленная команда), Suikoden была заметно короче других JRPG — её можно было пройти примерно за 20 часов.

Однако именно её особенная атмосфера, отличавшаяся от большинства игр жанра, произвела впечатление на аудиторию. История, напоминающая шекспировскую трагедию, драматическое противостояние поколений, харизматичные персонажи (сам Мураяма считал, что второстепенные герои получились ярче главного), их разнообразие и масштаб — всё это нашло живой отклик у игроков. Постепенно Suikoden обрела статус культовой игры.

Когда в 1998 году в Японии вышло продолжение, Мураяма получил полную творческую свободу и решил сохранить визуальный стиль, уже воспринимавшийся как ретро, несмотря на то, что индустрия уверенно двигалась в сторону Final Fantasy VII, а полностью двухмерные JRPG становились редкостью. Ему также доверили работу над Suikoden III, но проект он покинул на заключительном этапе ради давней мечты: десяти лет работы в индустрии, после которых он планировал заняться фрилансом.

В 2002 году, вскоре после выхода Suikoden III, Мураяма ушёл из Konami, а серия без него уже не смогла вернуть прежний успех. Его имя даже не появилось в титрах. Долгое время считалось, что его уход произошёл по взаимному соглашению, но позже сам Мураяма опроверг эту версию, пояснив, что Konami просто придерживалась внутренней политики, запрещавшей упоминание бывших сотрудников.

Наследие Мураямы

Спустя два десятилетия Ёситака Мураяма вернулся к истокам, запустив на Kickstarter новый проект, во многом вдохновлённый Suikoden. Он отразился не только в стилистике и множестве колоритных персонажей, но и в команде разработчиков — вместе с Мураямой работал его давний соратник Дзюнко Кавано.

Кампания Eiyuden Chronicle: Hundred Heroes стала третьей по успешности на платформе, уступив лишь Shenmue III Ю Судзуки и Bloodstained: Ritual of the Night Кодзи Игараси — проектам, созданным ветеранами игровой индустрии. Миллионы поклонников с энтузиазмом поддержали игру и терпеливо ждали её выхода на протяжении четырёх лет, отведённых на разработку.

Однако не все истории завершаются счастливо. 6 февраля 2024 года Ёситака Мураяма ушёл из жизни, не дождавшись релиза своего детища. В официальном заявлении, подписанном Кавано, говорилось: «Его работа над сценарием Eiyuden Chronicle только что была завершена, и нам невероятно жаль, что он не сможет увидеть отклик поклонников. Но мы обязаны принять эту суровую реальность, осуществить его мечту и выпустить игру во всём мире».

Судьба свела вместе и других участников этой истории. Suikoden и Дзюнко Кавано спустя годы воссоединились, словно давние друзья, исполнившие обещание. Это немного напоминает связь Джоуи и протагониста Suikoden II.

В 2022 году Konami анонсировала ремастеры первых двух частей легендарной серии в высоком разрешении. Процесс оказался непростым: за почти тридцать лет оригинальные фоны и портреты персонажей требовали полной переработки. Для этой задачи пригласили художника первой части Suikoden — самого Кавано. Он заново нарисовал всех ключевых героев, сохранив их узнаваемый стиль и дух оригинала. О Suikoden 1&2 HD Remaster: Gate Rune and Dunan Unification Wars мы, возможно, поговорим подробнее в отдельном обзоре недавно вышедшего ремастера.

История Suikoden продолжается, как и наследие Мураямы, которое живёт в этой бессмертной саге. Во время специальной трансляции, прошедшей 3 марта 2025 года и посвящённой будущему серии, Konami объявила о разработке новой части — Suikoden Star Leap, а также аниме-адаптации Suikoden II. Тем временем студия Rabbit & Bear продолжает работу над продолжением Eiyuden Chronicle.

Недавняя сессия вопросов и ответов на Reddit, посвящённая будущему саги, превратилась в искреннюю дань памяти Мураяме. Разработчики делились воспоминаниями о нём, а одно из сообщений особенно растрогало поклонников: «Каким бы тяжёлым ни было его состояние или насколько бы сложным ни казался его характер, Мураяма всегда улыбался, когда видел радость фанатов. Мы знаем, что он любил вас всех».

7
2
Комментарии: 2
Ваш комментарий

я познакомился с этой франшизой только с четвёртой части и она мне очень понравилась да и многим тоже что не удивительно что вышла потом тактический спин-офф,но я так и не смог собрать 108 звёзд самостоятельно иза очень многих факторов которые влияли на это и пришлось много лет спустя использовать гайды и я понял что без них ни как не найти их(особенно тех русалок)а вот пятая часть не понравилась,мало того был промтовский перевод на Русский так ещё и персонажи ни какие та же боевая система мне не понравилась и да морских сражений тоже не было,а вот третья часть мне очень приглянулась когда я сыграл в неё а этот Аниме Ролик просто шикарен был,увы в первую и вторую часть я не играл так как у меня появился уже икс бокс 30 и у меня просто времени не было проходить обе части,хотя вроде как фанаты перевели вторую часть но у меня ни как времени нет пройти её