на главную
об игре
Supreme Commander 16.02.2007

Supreme Commander: Forged Alliance. Дубль два

Февраль 2007-го года ознаменовался событием, которого ждало большинство настоящих ценителей RTS. Выход Supreme Commander - нового проекта Криса Тейлора, родного отца таких небезызвестных тайтлов как Total Annihilation и Dungeon Siege, всколыхнул игровую общественность. Supreme Commander единодушно был окрещен «игрой про больших роботов», хотя нельзя сказать, что это определение в полной мере отражает его суть. На поверхности самых разнообразных миров тысячи единиц боевой техники в реальном времени сталкивались в мастшабных сражениях, оставляя за собой, в зависимости от планеты, сожженный экзотический лес или растопленный лед, и, что было общее для всех, горы обломков.

Первая межгалактическая

Сюжет оригинала разворачивался вокруг тысячелетней войны, ведущейся между тремя фракциями, потомками стертой со страниц истории Империи Земли. Будь то поклонники киберпанка Кибраны (Cybran Nation), Земная Федерация (UEF) или теократический Иллюминат Эон (Aeon Illuminate) - не представляется возможности назвать какую-либо расу однозначными «плохишами». У каждой имелись свои обоснованные мотивы для ведения войны. Стимул Федерации - единение человеческой цивилизации, у Кибранов - борьба за право суверенитета, а для Эонов это распространение своего религиозного учения, доставшегося им в наследие от уничтоженной ксенофобами инопланетной расы Серафимов (The Seraphim).
Возвращение последних и явилось основой для сюжета дополнения. Использование Черного Солнца (Black Sun) - сверхоружия, созданного Федерацией в конце тысячелетней войны - создало прореху в пространстве, которую не преминули использовать настроенные на праведную месть Серафимы. Прибыв из другой галактики, они начинают укреплять портал, одновременно проводя массированную военную кампанию против людей. Земля лежит в руинах, ее президент и большая часть командования убиты. Уже через месяц после начала вторжения вся военная мощь Кибранов рассеяна и практически уничтожена вследствие того, что атака пришельцев координировалась QAI - кибранским суперкомпьютером, предавшим своих создателей. В Иллюминате Эон также неспокойно, даже несмотря на то, что ему не пришлось вступать в открытую конфронтацию с захватчиками. Раскол Иллюмината приводит к тому, что часть лоялистов вынуждена отступить на край галактики вместе с остатками Кибранов и Федерации. Перед лицом новой угрозы бывшие противники формируют Коалицию защиты колониальных миров (Colonial Defense Coalition), в надежде справиться с Серафимами совместными силами.

Еще мастшабнее

Кампания рассчитана на шесть миссий, проходить которые вам придется за одну из трех фракций оригинальной игры. Играть за пришельцев в кампании дополнения нельзя, так что всем желающим самолично опробовать их в деле придется пройтись в мультиплеер либо в режим одиночных сражений. Прохождение каждой миссии по-прежнему занимает несколько часов и все так же строится на принципе постепенного расширения игровой карты в зависимости от вашего прогресса. При этом каждое такое «расширение» обычно сопровождается массированной атакой на ваши позиции и несколькими заданиями вроде безотлагательной защиты важной точки или эвакуации гражданского населения. Под шквальным огнем вражеской техники, разумеется. Все это повышает сложность игры, и большинству геймеров несомненно придется познать всю безрадостность кнопок save/load. Впрочем, единожды проваленное задание после загрузки заблаговременно сохраненной игры не представляет особых трудностей. Побольше силовых щитов, защитных турелей и техники - и грозное наступление противника превращается в жалкие потуги. До следующего расширения территории, разумеется. Знание, воистину, сила.
Действо в сингле аддона, по сравнению с оригиналом, стало эффектнее и динамичнее. Битвы теперь можно назвать по-настоящему эпичными: вам придется одновременно отражать массированные атаки с воздуха, земли и воды. Уже в первой миссии на игроков обрушивают шквал атак по всем фронтам. И здесь выясняется, что аддон рассчитан исключительно на тех, кто преуспел в оригинале. Здесь нет никаких тренировочных миссий, никто не собирается водить игроков за ручку. Возможно, хардкорным геймерам такой подход придется по душе, но многие, пропустив обучение, вынесенное в отдельный пункт, несомненно будут ошарашены ввиду общей сложности кампании.
Нередко последние технологические уровни достаются уже с самого начала игры, иногда - даже с более-менее развитой инфраструктурой. Часы долгих скитаний по карте до следующей позиции врага ушли в небытие. Ваши базы и базы ваших союзников равномерно располагаются на картах, и игра сама подталкивает вас к тому, чтобы как можно быстрее перебросить туда войска и инженеров и обустроить местность на свой стратегический лад. Экспериментальные юниты строятся намного быстрее, так что приготовьтесь встречать Галактических Колоссов чуть ли ни одного за другим.
Сюжет также изменился в лучшую сторону. Соединение трех бывших врагов позволило разработчикам еще больше рассказать о вселенной и о взаимоотношениях в коалиции. Сторилайн все так же подается в брифингах и прямо во время игры. Supreme Commander по праву можно отнести к числу стратегий, имеющих по-настоящему проработанные диалоги и персонажей. Все действующие лица и брифинги показываются исключительно заранее отрендеренными. Персонажи прекрасно озвучены (чего только стоит прелестный русский акцент не менее привлекательной командующей кибран Дости). Погружение в игровую атмосферу происходит гораздо быстрее, и общая масштабность происходящего только усиливает это впечатление. Здесь хочется заметить, что сценаристы припасли в рукаве несколько довольно занимательных сюжетных козырей. Каких? Играйте - и все узнаете сами.

Что же касается графической части, то здесь игра подверглась некоторым улучшениям. Большинство из них, вроде увеличения детализации текстур или более ярко выраженного bloom-эффекта, по сути являются косметическими. Также были переработаны эффекты частиц, вроде взрывов, выстрелов и дыма. Все это закономерно привело к тому, что Supreme Commander, и так славящийся своей медлительностью, стал еще чуть более неповоротливым. Огромное количество юнитов и несколько компьютерных противников на одной территории могут просадить fps даже на топовых конфигурациях. Драгоценные кадры-в-секунду также уменьшаются из-за расчета баллистики артиллерии, просчета путей, последовательностей действий, заданных через shift и падающих с неба самолетов. Как всегда, за масштабность приходится платить.

Новые взгляды сквозь старые щели

Разработчики в Gas Powered Games не зря едят свой хлеб. Играя в дополнение, нельзя не заметить множество улучшений, призванных облегчить управление войсками и создание инфраструктуры. Полностью переработанный интерфейс теперь выглядит куда более современным и интуитивным и в то же время предлагает немало новых возможностей для продвинутых игроков. Система фильтров отображения статистики позволяет избирательно наблюдать за теми или иными параметрами при включенных режимах экономики, войны или дипломатии. Также расширен интерфейс миникарты. Здесь стоит заметить, что все эти расширения, будучи благоразумно скрытыми за специальными кнопками, ничуть не перегружают меню. Процесс управления в общем стал выглядеть более стильно и отполированно.
Модификации подверглись и настройки одиночной и мультиплеерной игр. Очень полезное нововведение - теперь вы по своему выбору можете запретить те или иные виды вооружений вроде экспериментальных юнитов, стационарных артиллерийских установок или ядерных ракет. Последние, бывшие настоящей головной болью ранее, теперь потеряли практически весь свой потенциал. Скорость постройки ракет уменьшилась в разы, и трата времени и ресурсов теперь не до конца оправдывает это занятие. Для любителей игры с компьютером был добавлен новый тип искусственного интеллекта, адаптирующийся к конкретным действиям игрока. Он довольно грамотно меняет свою тактику, осаждая любителей застроиться щитами и возводя оборону против мастеров атаки.
Как вы помните, система ресурсов Supreme Commander строится на двух основных компонентах - материи и энергии. Эта фундаментальная основа осталась практически неизменной. Теперь фабрикаторы материи, стартующие на технологическом уровне 2, являются намного более ценными в экономическом плане, и их уничтожение может неплохо подорвать как вашу экономику, так и экономику вашего противника, в особенности на начальных этапах.

Если развитие в начале не подверглось обширным переменам, то, начиная со второго и выше технических уровней, в ход вступают новые юниты. Полностью свой потенциал они раскрывают на поздних этапах игры. Так, Т2 полевой инженер-амфибия UEF, вооруженный легкой пушкой и имеющий в наличии радар, отлично подходит для проведения диверсионно-захватнических операций против безоружных инженеров врага, обустраивающих дальние месторождения материи или углеводородные электростанции. Он также способен возводить оборонительные сооружения, так что принцип «было ваше - стало наше» подкрепляется стабильным турельным огнем. Федерация была одарена сверхтяжелым транспортником на 28 слотов, неплохо вооруженным и, ко всему прочему, защищенным силовым полем. Штурмовой арсенал Т3 пополнился укрепленным ботом-амфибией и ракетной установкой дальнего радиуса действия, а для охраны береговых линий отлично подходит гроза амфибий - новая система точечной защиты, уничтожающая как наземные, так и надводные цели.
Что касается Кибран, то, помимо аналогичного UEF штурмового бота-амфибии, в их запасниках притаились штурмовики как для Т1, так и для Т3. Вершина диверсионной мысли - мобильная тараканоподобная бомба - может быть настоящей головной болью для нерасторопного командующего. Прибавьте к этому шпионскую систему мониторинга территории, предназначенную для просмотра карты в определенном радиусе - теперь противнику будет довольно непросто скрыть от вас свои позиции.
Лоялисты Эон также не обошлись без новинок. Их пополнение практически полностью состоит из Т3 авиационных юнитов и нескольких зданий, постройка которых возможна на продвинутых стадиях развития при наличии достаточного количества ресурсов и времени. Их экспериментальный генератор ресурсов приносит немыслимый доход - 10000 единиц материи и 1000000 единиц энергии. Стоит он, к слову, также немало, а при уничтожении захватит с собой все близлежащие постройки. Удовольствие не из дешевых. Специализированные воздушные единицы - морской бомбардировщик и противовоздушный штурмовик - не так однозначны, но свой вклад в сражение вносят исправно.
Серафимы являются полностью новой фракцией и обладают полным набором уникальных юнитов. Вся их техника дороже, чем у противников, но это с лихвой окупается ее боевыми качествами. Что касается генераторов защиты, то здесь Серафимы превосходят всех на голову - их варианты в несколько раз мощнее своих аналогов у других фракций.
Аддон нельзя было бы назвать полноценным без новых экспериментальных юнитов. И такие имеются. Помимо уже упомянутого генератора ресурсов Эон, в эту категорию попадают экспериментальный паукообразный мегабот-амфибия Кибран и спутниковая система защиты UEF – своеобразная «ионная пушка», которую можно использовать и для атаки на вражескую базу. Представлена наземным командным центром, при уничтожении которого данное оружие попросту отключается. Убер-юниты Серафим включают в себя поразительно мощный бомбардировщик, разрушительную ядерную пусковую установку с огромным радиусом поражения и штурмового бота, брата Галактического Колосса Эон.

Итог

Можно со всей уверенностью заявить, что Forged Alliance - образцовый аддон для образцовой стратегии. Привнеся в игру множество новых элементов, разработчики не забыли об улучшении старых. Supreme Commander практически полностью излечился от своих недостатков, связанных преимущественно с устаревшим интерфейсом, и предстает в новом облике. Одиночная кампания теперь однозначно стоит прохождения, а фанатам мультиплеера предстоит провести много занимательных часов, изучая изменившийся баланс.


Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 7.5
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 8.1

Комментарии: 23
Ваш комментарий

прошло 5 лет а она все равно самая лучшая

5

Прошло еще пять, но она до сих пор является эталоном и тем, чего совершенно не хватает в других стратегиях — стратегии.

5

Хорошая рецензия требует выдержки, как и вино=)

2

Да, одна из лучших статей на PG за последнее время.

1

всё по существу и оценка достаточно объективная! 10ка за рецензию! товарищу RavenCrowleR aka Тощяк стоит поучиться у автора данной статьи...

1

Ребята, а как её добавить в список любимых игр?

1

да у меня также было думал какая-то не замысловатая игра а играл 7 часов подряд))

1

че то долго обзор писали....

0

Ага, прям бальзам надушу после серии не-до-рецензий...

0

аффтар респект, токо непонятно почему геймплей всего 8.5 ? Имхо до 10 не дотягивает, но 9 точно.

0

>>Имхо до 10 не дотягивает, но 9 точно. Хм, ну 0.5 балла не суть разница.

0

Отличная рецензия для отличной игры! Автору спасибо!

0

Недостати у игры прежние - без культурного шока играть можно только на самых высоких настройках(те на мощной конфе онли) и ланшафт плосковат и пустоват, о чем правда тут-же забываешь, посылая в бой сотню- вторую юнитов одним движением мыши...

0

На 2-х ядерном Intel и 2GB оперативы всё летает на максе даже на посредственной видюхе 7300GT даже на самой большой карте с максимальным количеством соперников... С оценкой согласен. Отличный патч для отличной игры....

0

Суперская статья для суперской игры ) Alex_51 всё класно написал: расписал где и что, но и заинтриговать тоже смог.

0

Как фанат RTS - моё ИМХО: игра супер! :) Режимся с друзьями уже 2-ю неделю по сети. Лучше Супримма - только Ворхаммер 40000! :)

0

>товарищу RavenCrowleR aka Тощяк стоит поучиться у автора данной статьи а вам бы пора научиться держать язык за зубами, когда надо.

0

Я купил Supreme Commander: Forged Alliance, поставил... Думал часок погоняю и хватит. Сел в половину десятого вечера, а встал тока в полшестого следующего дня, да и то тока потому что на работу надо было )

0

да у меня также было думал какая-то не замысловатая игра а играл 7 часов подряд))

0