на главную
об игре
System Shock 2 11.08.1999

20 лет System Shock 2: лучшая игра, которую вы пропустили

20 лет назад вышла System Shock 2 — великая RPG, которая почти наверняка прошла мимо вас. Она предвосхитила Bioshock, Dead Space, последнюю Prey и даже немного Portal. К юбилею анонсировано расширенное издание, но System Shock 2 свежо выглядит и сейчас. Объясняем, чем прекрасна игра и почему её стоит запустить даже в 2019 году.

Сложная как Bioshock и Prey: огромный корабль, много возможностей

Ваше имя — Солдат G65434-2. Вы отходите от криосна в космическом корабле «Фон Браун», который должны охранять. Однако герой не помнит, что было, а спросить некого: по судну бродят полусгнившие зомби, в чьих лицах с трудом угадываются члены экипажа. На связь выходит лишь Джена Полито — разработчик местного ИИ, вживлённого в «Фон Брауна». Вскоре выясняется, что Джена давно мертва, а Солдату придётся сражаться не только с мутировавшим персоналом, но и другим злом — искусственным интеллектом SHODAN. Обезумевшая нейросеть планирует захватить весь корабль. Она ненавидит человечество, «этих жалких существ из мяса и костей».

В попытках остановить безумный компьютер, вы прочешете весь «Фон Браун», набитый монстрами, взбесившимся турелями и сломанной электроникой. На корабле не осталось, кажется, ни одной работающей детали, поэтому придётся включать генераторы, ремонтировать двери и перезапускать системы. И все ради того, чтобы пройти на следующую палубу, а там — начать восстановительную процедуру заново.

Конечно, злодейка-SHODAN пойдёт на всё, чтобы насолить герою: она будет напускать своих миньонов, делать подлянки и всячески мешать жить. 

И тут начинается самое интересное: никто не даёт чёткой инструкции, как проходить SS2. Зато предлагается россыпь возможностей. Увидели сверхбыстрого киборга-ассасина и не знаете, что делать? Пробуйте! Можно атаковать лазерным резаком или расстрелять живыми червями. Либо применить псионические навыки. У всех обитателей корабля есть своя слабость — надо её лишь найти. К тому же триллер позволяет нагло экспериментировать: например, для уничтожения турели иногда достаточно просто на неё залезть. А потом методично долбить гаечным ключом по металлу.

Похоже на первые два «Биошока» и недавний Prey, не так ли? Неудивительно, шутер о подводных приключениях делал геймдизайнер Кен Левин, ранее приложивший руку и к System Shock 2. Ну а Prey 2017-го, в свою очередь, создавали с большой оглядкой на классику. При этом современные хиты гораздо проще: SS2 не даёт игроку ни подсказок, ни поблажек. Выживай, как можешь. В общем, загляните на борт «Фон Брауна», если хотите узнать, откуда растут ноги у лучших «иммерсивных симов» поколения.

Жуткая, как Dead Space: завораживающий звук и гнетущая цветовая гамма

System Shock 2 крайне неуютная, словно Dead Space в лучшие моменты. Даже спустя 20 лет. Отчасти это удаётся благодаря холодному синему цвету, который здесь повсюду разлит: его мертвенное поблескивание буквально высасывает жизнь. Ещё сиквел пугает звуком. «Запах твоей плоти выдаёт тебя!» — доносится истошный вопль где-то слева, вы поворачиваетесь и получаете со всего размаха в лоб. 

Или другая ситуация: в соседней комнате вдруг раздаётся чьё-то мерзкое хлюпанье. Аккуратно туда заходите — никого. Возвращаетесь — и вновь слышите хлюпанье. И так несколько раз. Потом вас убивает невесть откуда выскочившая обезьяна, которая была непонятно где всё это время.

Игра всеми силами даёт понять, что вы тут чужой. Вы — человек.

Покоритель гор, земель, животных и планет. Вершина эволюционной цепочки. Казалось бы, разве такой гегемон может хоть где-то чувствовать себя не в своей тарелке? Легко — SHODAN с первого же захода объясняет, что вы зашли не в тот район, а все имперские замашки надо оставить за дверью.

Потому что сейчас вас будут убивать. Триллер каждым оттенком, каждым монстром и каждой пульсирующей лампочкой даёт понять, что людям не рады. Этих тварей из костей и кожи тут ненавидят, презирают и хотят растолочь в пыль, а её пустить по ветру. То есть именно вас ненавидят, презирают и хотят растолочь в пыль, а её пустить по ветру.

И это самое жуткое, а вовсе не кибернетические пауки, которые, конечно, тоже мерзкие.

Enchanced Edition когда-нибудь выйдет, но оригинал выглядит неплохо и сейчас

Расширенное издание недавно анонсировали, однако конкретную дату не назвали. Точно не в этом и почти наверняка не в следующем году. Даже неясно, что там будет: подтянутые текстуры, новое управление или, скажем, бонусные уровни? Поэтому ждать ремастера System Shock 2 бессмысленно, вы можете и должны поиграть прямо сейчас.

Как ни странно, классика 1999 года хорошо сохранилась. Она, разумеется, угловатая и всё такое, зато выглядит очень пристойно — глаз не режет. А звук и сейчас пугает похлеще любого современного хоррора. Единственная проблема: движок Dark Engine, на котором собирали сиквел, тяжело работает с современными системами. Поэтому качать репаки, конечно, можно, но лучше сразу взять официальную версию с GOG или Steam. Там всё настроено и оптимизировано под нынешние мониторы.

Останется лишь подшаманить с управлением — стандартная раскладка устроена совсем уж специфически.
Комментарии: 7
Ваш комментарий

Почему идёт сравнение SS с новыми играми? Это прей, биошоик, дэд спэйс и прочие наследуют из SS. Ох, уж эти мамкины журналисты, рассказывающие, какая игра крутая, опираясь на её детей

10

XBoy360 Да, что есть, то есть. Серии Bioshock это особенно касается.

7

Так ремейк первой части выходит,как раз для тех кто не может играть с устаревшим графоном.

0

заголовки жесть. лучшее априори не пропустишь

0

я действительно ее пропустил:(

0

Атмосферный иммерсив сим. Прошёл за 40 минут, за 12 минут не получается у меня.

0