на главную
об игре
Total War: Attila 17.02.2015

По-королевски: рецензия на Total War: Attila - Age of Charlemagne

В истории человечества было не так много лидеров, которых называют «великими». Тех, кого считали таковыми при жизни, еще меньше. И есть лишь один, от чьего имени произошло название правителей в восточнославянских языках — Карл Великий, отец Европы. Дополнение Age of Charlemagne рассказывает как раз о нем.

Карла Великого называют «отцом Европы» не случайно. После развала Западной Римской империи Европа представляла собой сборную солянку из десятков небольших герцогств, государств и племенных союзов во гласе с мелкими вождями. Некоторые из них уже успели принять христианство, но, по сути, недалеко ушли от варваров, громивших Рим. Первыми, кто начал эффективно объединять окрестные земли под своей властью, стали франки. Сначала Карл Мартелл или «почти король» захватил практически все франкские королевства, положив начало дальнейшей экспансии своего сына Пипина Короткого. Но по-настоящему довершил дело своих предков внук Мартелла — Карл Великий. Под конец его правления империя франков владела землями практически всей Западной Европы, от Испании до современной Чехии и Сербии. Величие Карла еще больше подчеркивает то, что франкское государство распалось уже при его сыне, не способном удержать столь огромные территории.

Age of Charlemagne охватывает временной период после смерти Пипина Короткого и разделения франкского государства между его сыновьями, Карлом и Карломаном. Территориально новое DLC охватывает Центральную и Западную Европу со всеми государствами, с которыми хоть как-то сталкивался Карл в своих походах. С Юга в Испании наступает Кордовский эмират, а в Италии засели давние враги лонгобарды. С Востока идут авары и вестфальцы, а на Севере набирают силы даны, все чаще нападая на ваши берега. Большую часть этих фракций можно будет взять под свой контроль. Увы, славянские племена снова обделили, и вильцы или ободриты послужат лишь фоном для драки серьезных парней.

Ключевые фракции могут меняться в зависимости от ваших действий, но чаще всего это франки, алеманы, лонгобарды и кордовские мусульмане. Остальные серьезную силу набирают редко.

Из новинок в DLC — тот факт, что задания способные изменить облик фракции. К примеру, Мерсия, выполнив определенные условия по объединению всего своего острова, превратится в Англию, получив определенные бонусы, но, увы, не сменив свой флаг. Франки будут жаждать императорскую корону и кусок Италии. Жаль только, что таких заданий и сюжетных событий ну очень уж мало.

Важнее то, что в игре появилось понятие «усталости от войны». Если вы ведете войны с несколькими соседями одновременно, ваше население начнет постепенно получать штрафы к общественному порядку и эффективности работы. Людям не понравится, если вы устроите перманентную войну в Европе. Снизить уровень «усталости» могут ваши победы над врагом. Чем больше таких побед вы будете одерживать, тем лучше будет для вас. Но воевать постоянно у вас все равно не получится. Впрочем, как и у ваших противников. Теперь, даже уничтожив все ваши армии и отхватив кусок государства, враг все равно будет вынужден попросить вас о мире. Такой короткий отдых может кардинально изменить будущие события.

Кроме того, стала важна инфраструктурная синергия на ваших территориях. У населенных пунктов теперь три специализации: храмовая, дворцовая и торговая. Каждая предлагает свои уникальные постройки, распространяющие свое действие не только на регион, в котором они построены, но и на соседние регионы. К примеру, дворцовый город концентрируется на административных зданиях, уменьшающих коррупцию при найме войск. Храмовый дает важные лечебницы, улучшающие здоровье в городах, и очень неплохо улучшает общественный порядок. Ну а самые эффективные экономические постройки, приносящие неплохой доход, можно построить только в торговом городе. Это нужно учитывать, выстраивая свою экономику, поскольку мир теперь воспринимается не отдельными провинциями, а взаимозависимыми большими регионами.

Политика также стала серьезнее. Очень важно следить за уровнем контроля внутрифракционных группировок и их лидерами. Потеря лояльности одного из ваших губернаторов или полководцев чревата крупным мятежом и сепаратизмом. Значительную роль играет влияние лидера фракции. Появление непопулярного короля может серьезно ослабить государство, поскольку придется постоянно отвлекаться на неугодных лидеров. Недоглядеть за этим проще простого.

Условие для победы в Age of Charlemagne одно — достигнуть определенного уровня империи. Причем, сделать это можно не только захватывая попавшие под руку территории, но и с помощью технологий и городских построек. Да, в новом DLC можно победить относительно мирно, лишь занимаясь внутренним развитием. Повоевать, конечно, придется, но не так много, как в оригинальной Attila.

Отдельно стоит отметить визуализацию построек и воинов в интерфейсе. Они нарисованы в каролингском стиле, характерном для поздней франкской империи. Довольно мило, хоть и несколько однообразно.

Основной недостаток Age of Charlemagne — однообразие войск. Creative Assembly попала в своеобразную историческую ловушку, поскольку структура армии того времени представляла собой толпу условных ополченцев, вооруженных самым разнообразным оружием, от топоров до деревянных копий, и нескольких отрядов дружины. Стоит вспомнить, что даже жестокие викинги были преимущественно земледельцами, из-за тяжелой жизни подавшихся на разбой, одеваясь преимущественно в трофейное снаряжение. В игре разница между данами, мерсийцами и лонгобардами практически не чувствуется, а общее количество войск у каждой фракции значительно меньше, чем в Attila. Из-за этого баталии выглядят слишком упрощенными, а из практической необходимости осталось лишь маневрирование. Использование специальных видов войск ушло на задний план.

Искусственный интеллект противника тоже несколько ухудшился. При осаде города без стен ваш враг ведет себя так, как будто они там есть, и полностью отказывается выходить из него. В результате ваши лучники могут расстрелять половину обороняющейся армии, а те даже кавалерийскую вылазку в ответ не сделают.


Total War: Attila — Age of Charlemagne

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Новые механики;
  • Эпоха раннего Средневековья;
  • Любопытная визуализация интерфейса;

Минусы:

  • Однообразие отрядов;
  • Малое количество сюжетных событий;

Оценка: 8.0

Вердикт: стоит помнить, что Age of Charlemagne — это хоть и большое, но дополнение. Со своими функциями оно справляется хорошо, затягивая вас на долгие часы и знакомя с эпохой Карла Великого.

Комментарии: 21
Ваш комментарий

В результате ваши лучники могут расстрелять половину обороняющейся армии, а те даже кавалерийскую вылазку в ответ не сделают Ну это фишка Total War

21

И есть лишь один, от чьего имени произошло название правителей в восточнославянских языках — Карл Великий А Цезарь?

20

Gaginski И еще это: Величие Карла еще больше подчеркивает то, что франкское государство распалось уже при его сыне, не способном удержать столь огромные территории. Есть поговорка: "После меня хоть потоп".

-1

Больше похоже на Knight of Honor чем на классическую Total War,фишки с объединением явно оттуда,помню воссоздавал Англию,Шотландию,Русь

17

Ruslander Да....было время,классная игра.)

2

"Важнее то, что в игре появилось понятие «усталости от войны». Если вы ведете войны с несколькими соседями одновременно, ваше население начнет постепенно получать штрафы к общественному порядку и эффективности работы. Людям не понравится, если вы устроите перманентную войну в Европе. Снизить уровень «усталости» могут ваши победы над врагом. Чем больше таких побед вы будете одерживать, тем лучше будет для вас. Но воевать постоянно у вас все равно не получится. Впрочем, как и у ваших противников. Теперь, даже уничтожив все ваши армии и отхватив кусок государства, враг все равно будет вынужден попросить вас о мире. Такой короткий отдых может кардинально изменить будущие события." ГОСПОДИ, Я ЖДАЛ ЭТОГО 10 ЛЕТ!

11

Отличная кампания, мрачная, атмосферная, настоящий рассвет средневековья. Надеюсь следующая часть, после вот этого, вархаммеровского нонсенса, будет: Александр Македонский или наконец таки Medieval. На счёт последнего, молюсь, что бы они, CA, не слепили DLC для Аттилы в виде короткой компании.

8

Серия игр Total war всегда была классной , хотя интересно смогли бы они вытянуть современную войну

5

Зря длс делали приберегли бы идею на следующую игру серии тотал вар . Хотя серднивековая тотал вар в современном исполнении врятли сделают лучше чем старенькая медиавел 2.

4

Уже успел пройти за Астурию и Аварский каганат. Касательно первых все довольно прозаично: занимай выжженные территории и восстанавливай экономику, но вот ярой агрессии со стороны муслимов я так и не дождался (играл на высоком), так что пришлось самому идти в наступление. Аварам тоже сперва досаждают хорваты, но смяв их, а затем и ломбардов непосредственных противников уже не остается (даже с франками при желании можно задружиться и торговать). В общем дополнение явно сделано в форме песочницы, тут нет злобных и все выжигающих гуннов, а есть только пресловутая "усталость от войны". Я ожидал большего, если честно.

4

Не то чтоб Атилла без Радиуса блистал разнообразием юнитов, но тут это вообще поделка на одной коленке. Единственный момент почему пока не играю. Еще печалит базовая сложность низкая и средняя за редчайшим исключением ( Карл и Даны, вроде как только). Еще эти ребятишки в желтых штанишках...и рескин ждем полный, благо ребята уже работают.

4

Запилите уже нормальное средневековье. А по данному дополнению, ну как сказать, очень напрягает отсутствие разнообразие в юнитах, надеюсь модеры исправят. За данов довольно трудно играть, но видимо тут дело в историчности, мол кавалерии нет, однако как вид войск в средневековых царствах она появится значительно позже, до этого времени кони используются по большей части как средство передвижения. так вот видимо играя за данов, отсутствие кавалерии принуждает нас в основном заниматься именно набегами, пришел ограбил пару поселений или город, ушел, хотя по сути я играл до года, когда викинги в европу уже по крупному набегали. Честно говоря в тотал вар всегда были дыры в историчности и упрощать геймплей, чтобы показать историчность по моему есть бред. Лично я в тотал вар не за тотальной историчностью захожу, а за тотальной войной. По мне так важно грамотно изобразить исторический период, а не то кто использовал онагры а кто нет. в Оригинальной атилле к примеру есть арбалетчики....которые появятся значительно позже и вызовут чуть ли не революцию.

3

Skvizgar Оригинальной атилле к примеру есть арбалетчики....которые появятся значительно позже и вызовут чуть ли не революцию. то уже второе пришествие будет))))

3

Не неплохо, а замечательно:)

3

С эпохой Карла всех, кто хотел, давно познакомились в Crusader Kings

3

После анонса Total War: Warhammer тяга играть Rome II и Аттилу отпала. И если Рим 2, я в свое время до дыр заиграл, то в Аттиле только "Последний римлянин" понравился.

3

Не может не радовать постепенное добавление фишек из Сrusader Kings 2. Там кстати тоже не так давно вышло ДЛС на эпоху Шарлемана

2

О Атилла потихоньку приврощается в medieval 3, скоро длс про Вильгельма, Ричарда, а потом потихоньку и до Чиндисхана доберуться, а там и гляди до Тамерлана с Невским дойдут. А потом всё объединят и ву оля третий медиевал.

2

random3355 Эпоха Карла Великого - просто предтеча к Medieval 3, коий анонсируют после релиза Warhammer Total War, имхо.

3