на главную
об игре
Total War: Rome 2 02.09.2013

История The Creative Assembly. Часть 8. Создание Total War: Attila

Продолжаем серию статей про историю The Creative Assembly и игры серии Total War.

На очереди Total War: Attila

Компания Creative Assembly всегда работала на совесть, и за это ей многое прощалось. Но игра Rome 2, в которой авторы отважились на ряд экспериментов, вызвала, наверное, самую сдержанную реакцию со времён Empire: Total War. И как последовавшая вскоре Napoleon оказалась работой над ошибками Empire, так и Attila стала аналогичной работой над ошибками Rome 2. Это масштабнейшая и разнообразнейшая часть серии, развивающая новые идеи и возвращающая старые.

На первый взгляд эпоха изменилась несильно. Авторы дожимают тему Римской империи. Теперь Европа в огне. Рим и Константинополь превратились в супругов, которые ещё не развелись, но уже спят в разных постелях. Периодически к каждому из них приходит орава грязных, потных бородатых мужиков и пытается жёстко изнасиловать, параллельно обчистив холодильник и устроив пожар. У Восточной империи даже веселее — кроме варваров с севера и запада, их прессуют арабские народы с юга, особенно Империя Сасанидов. Большая кампания за оную обязательно оборачивается изощрённым порно. Приходится выживать, разрываясь между двумя агрессивными силами на противоположных и размещающихся далеко друг от друга фронтах. Они буквально пожирают империю с обеих сторон. Единственный способ пресечь это заранее — найти баснословную сумму денег и заключить союз с кем-нибудь из агрессоров.

Иногда попадаются совсем странные названия армий. Например, как на скриншоте, Корм для червей.

У Западной империи иные проблемы: её основной фронт простирается на севере, и лишь иногда случаются атаки и вторжения со стороны моря, но у страны слабее экономика, а враждебных фракций — как звёзд на небе. С другой стороны, у Восточной империи нет такой надобности в развитии судоходства: можно настроить рыбацких или торговых портов и успокоиться. Поэтому те, кому хочется морских сражений, останутся в печали. Лучший вариант для них — это, конечно, саксы, англы и племена, осевшие в Британии.

А для неформалов есть кочующие гунны. Они требуют совсем непривычного для Total War стиля игры. Они вольны располагаться где душе угодно и в любой момент способны переместить лагерь на другой конец карты. Они не закреплены за провинциями, а только грабят их или грабят и разрушают до основания, используя тактику выжженной земли. Со стороны, когда гуннами управляет ИИ, реально создаётся ощущение, что скоро наступит конец света и мы все умрём. Глобальная карта с годами всё больше и больше начинает напоминать какой-нибудь DEFCON, где города один за другим стираются с лица земли атомными бомбами. Но если самому играть за гуннов, то смотрится не так угрожающе. Даже прикольно.

Пища — головная боль для правителя. На этой карте видно, как у моей империи обстоят с ней дела.

Ещё кочевники обладают огромными и весьма переменчивыми династическими древами. У тех же римлян в основном плодятся внебрачные дети, а основные действия происходят на политической арене, когда вылезают конкуренты. В особо запущенных случаях доходит до открытого сепаратизма с захватом провинций, что, естественно, вреднее для страны, чем отравление ядом правителя. Разработчики воистину постарались ради тех, кто сетовал на упрощённую систему персонажей в Rome 2: они добавили больше поступков и свободы. Получился крупный дополнительный слой игры, в который обязательно нужно вникать, потому что продвигающиеся по карьерным лестницам герои постепенно наглеют, и это сказывается на стране.

Межгосударственная дипломатия в целом не изменилась: взятки, взятки и снова взятки. Разве что теперь зачастую нельзя предложить враждебной фракции сумму из головы — нужно преподносить дары на строго зафиксированные суммы. Ну, и есть занятные особенности. Например, римляне редко отказывают друг другу в безвозмездной материальной помощи, а варвары, открыто вступившие с вами войну, столь же редко соглашаются на мир, независимо от предложенной взятки.

Римляне ходят налево столь же часто, как ввязываются в войны.

Зато управлять государством стало гораздо удобнее. Пропали «античная» стилизация и минимализм, вернулись привычные плашки. Авторы даже колесо с временами года нарисовали, дабы не делать лишнее объявление в начале хода. Камера на глобальной карте вновь способна отдаляться настолько далеко, чтобы можно было увидеть половину Европы. А мировая карта отныне полна самых разных наглядных статистик, показывающих не только отношения с другими фракциями, но и подробное состояние вашей страны. Санитарные условия, пища, порядок, плодородие почвы, иммигранты и многое другое — на каждый пункт есть отдельная инфографика.

Плодородие и санитария — из тех свежих фишек, которые делают игру и разнообразнее, и сложнее. Строительство фонтанов, бань, канализаций необходимо, чтобы предотвращать эпидемии. А возникают последние быстро и в конечном счёте влияют на доходы. На плодородие в регионах тоже стоит обращать внимание при создании пищевых производств и подписании новых эдиктов губернаторами. На пищу и туалеты уходит столько денег, что даже на армейские постройки в какой-то момент просто забиваешь. Тем более, наёмников обычно постоянно хватает, чтобы срочно набрать среднее войско. От внезапных завоевателей оно не спасает, но от восстаний — вполне.

Вот что бывает, если поссориться с Сасанидами, — они заполоняют вашу территорию жутким количеством войск.

Прокачка персонажей и технологий откатилась до Shogun 2: опять привычные путаные деревья. Видимо, тоже по просьбам фанатов. Хотя излишняя систематизация в Rome 2 была не такой уж плохой идеей.

Словом, глобальную карту переполняют события, требующие изрядного контроля и далеко идущих стратегий. Она делает Attila одной из самых глубоких и увлекательных частей серии. Причём если Empire и Napoleon можно было упрекнуть в дисбалансе с креном в сторону войны, из-за чего экономика и дипломатия были делом вторым и третьим, то на этот раз — наоборот. Постепенно всё более и более неохота покидать тактический режим ради сражений, и даже расстраивает тот факт, что агенты уже не так ценны, как в Shogun 2. В «японских» сериях иметь нескольких ниндзя и гейш было полезнее и дешевле, чем пару лишних войск. Но таково дурное наследие Rome 2.

Впрочем, от войны не уйти. Пускай автобой вновь предоставляет выбор между обороной, наступлением и чем-то средним, но по-прежнему в первую очередь смотрит на численность армий. Посему в неоднозначных ситуациях, как и раньше, лучше не доверять калькулятору. А во время осад тем более. Добавленные баррикады и усложнённые планировки поселений теперь позволяют относительно легко выдерживать наступления противников, превосходящих вас в разы. Однако победа всё равно зависит от ваших способностей: ИИ достаточно хитёр, чтобы сразу двигаться к незаблокированным дорогам, и достаточно труслив, чтобы не отправлять войска на смерть, даже если иного выхода у него нет.

Какая-то дура из мирных жителей побежала с копьём на гуннов. Её, конечно, убили с одного удара.

В Attila полно новых деталей, которые можно обсуждать часами. Некоторые из них спорны — например, корабли стали двигаться быстрее. Видимо, чтобы не было скучно. Другие фишки забавны: пожары в городах и наконец появившиеся на улицах мирные жители. Простые граждане способны не только ходить туда-сюда, но и в одиночку атаковать вражеские армии. Правда, никакого влияния на ход битвы они не оказывают, зато можно поржать.
По сути, самые крупные претензии, которые можно предъявить игре, заставят знатоков смеяться. Это всё те же чрезмерная требовательность к системе и баги. Но они были неминуемы и ожидаемы, как весна после зимы. Тем более что за ближайшие полгода многое исправится. Такова традиция. Такова Total War.

Attila, конечно, не пронесется смерчем по миру, не взорвет ваши представления о жанре стратегий и не оставит неизгладимый след в истории. В целом это еще одна качественная, добротная Total War. Только вот советовать новичкам начинать знакомство с серией с нее не стоит. Здесь запросто можно утонуть в огромном количестве новых экономических и дипломатических факторов, требующих постоянного контроля. А с хардкорной кампанией быстро не удастся справиться даже ветеранам. Впрочем, последние будут только рады.

Реабилитация после Rome 2 удалась.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

А вот видео обзор Total War: Attila от Антона Логвинова

www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&..

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Как всегда отличный блог!

2

Ed_21 посмотри еще видео, тоже классное

2