Добро пожаловать в очередную главу знакомства с особенностями, способными разорвать на части вашу прекрасную страну! На прошлой неделе мы обсуждали революции, когда политически активные члены общества устраивают восстание с целью установления определённого закона. Сегодня же мы поговорим о ином типе гражданской войны: культурных отделениях, во время которых население определённой культуры требует права на самоопределение и создание собственного государства.
Если революции можно считать провалом попыток выдержать баланс между экономическими и политическими потребностями различных классов, то отделения — это неспособность позаботиться о нуждах населения определённой культуры, проживающего в пределах ваших границ. Зачастую это становится результатом агрессивного расширения или систематического угнетения населения определённой культуры (или религии, чаще всего ассоциирующейся с данными культурами). Как и в случае с революциями, проблему с отделением можно решить несколькими способами.
В дневнике о миграции мы кратко упоминали о механике беспорядков. Беспорядки провоцируются наличием слишком большого числа радикалов в стране и влияют как на уровне области, так и в рамках целых культур. Для лучшего понимания культурного отделения нужно сначала разобраться с беспорядками.
Беспорядки служат мерилом социальной напряжённости и конфликтов между группами населения. В них входят преступность, насилие, выступления недовольных и многое другое. Когда количество радикалов достигает значительной части населения, создаются беспорядки с отрицательными последствиями: определённая часть собираемых налогов пропадает, что призвано моделировать различные затраты на виды деятельности, охватываемые беспорядками. А ещё значительно снижается привлекательность миграции в области, поскольку никто не любит жить в проблемном месте.
Как вы можете помнить из дневника про политические движения, существует несколько причин появления радикалов, включая снижение благосостояния, недостаточный уровень жизни или поддержка движения, к которому власти не желают прислушиваться. Но ещё одной важной причиной радикализма является дискриминация и в особенности дискриминация образованного населения.
Отсюда возникает вопрос, раз дискриминация порождает радикалов, радикалы ведут к беспорядкам, а беспорядки вредят экономике, то зачем стране вообще заниматься дискриминацией части собственного населения?
Во-первых, дискриминация определяется законами, и в большинстве стран изначально действуют законы, подвергающие дискриминации определённые религии и культуры, даже если в стране нет их представителей. Вы не выбираете, кого именно подвергать дискриминации, тут всё зависит от законов и сходства тех или иных культур и религий с основными культурами и религией вашего государства. В поддержку этих законов выступают заинтересованные группы, поэтому, даже если вам захочется покончить с дискриминацией, изменив законы о гражданстве или об отношениях государства и церкви, определённые группы могут не одобрить подобные действия.
Во-вторых, население, подвергающееся дискриминации, получает меньшую зарплату. Это же влияет на доли владения, в результате чего неущемляемое население области с дискриминируемым населением становится богаче, так как получает кусок пирога побольше. Поэтому окончание дискриминации может навредить личному благосостоянию и привести к радикализации. А у основных культур куда больше политической силы навредить вам, чем у угнетаемого населения.
В-третьих, ущемляемое население обладает куда меньшей политической силой. Если вы переживаете о возможных восстаниях, то в долгосрочной перспективе отказ от дискриминации вам поможет, но в краткосрочной перспективе это даст больше власти недавно ущемляемому населению, которое станет выдвигать более жёсткие требования. Порой всё будет подталкивать вас к поддержанию статуса-кво до тех пор, пока вы не будете готовы к борьбе как с консервативными элементами общества, так и с новоявленными полноценными гражданами, которые могут потребовать новых перемен.
Но поскольку дискриминация зависит от культуры (или от религии, которая всё равно зачастую тесно связана с определёнными культурами), то даже в случае довольно малочисленной культуры процент радикалов среди её представителей может быть значительным. Поэтому мы измеряем беспорядки не только на уровне областей, но и на уровне культур и даже на уровне культур в определённой стране.
Как мы знаем из дневника по миграции, если вся культура охвачена беспорядками, это может привести к появлению целей массовой миграции, то есть областей по всему миру, в которые население этой культуры временно будет мигрировать. Это «мирное» решение вопроса о дискриминации: со временем угнетённое население, которое не видит перспектив улучшения своего благосостояния, соберётся и уедет туда, где их готовы принять.
Но если население в стране испытывает значительные беспорядки и проживает на своей культурной родине, оно может начать движение за отделение. В случае с магрибским населением Алжира это вполне возможно: они не только подвергаются угнетению — они подвергаются ему на земле, которую считают своей по праву, и очевидным решением будет вышвырнуть оттуда французов. Но алжирец, переехавший в Ниццу после колонизации и включения его родины во французский рынок не будет пытаться выделить суверенное магрибское государство в южной Франции.
Движение за отделение во многом схоже с революционным. Оно постепенно нарастает, пока не достигнет порога, после которого одна или несколько областей отделятся от страны и создадут собственную, начав дипломатическую игру. Подобно революциям и политическим движениям вы можете разобраться с отделением, попытавшись исправить его причины, будь то дискриминация или недостаток материальных благ, или попытаться подавить недовольство с помощью указов или института внутренних дел. Вернув ситуацию под контроль, вы избежите отделения, но движение может вернуться, если ситуация ухудшится.
Вы также можете решить вопрос раз и навсегда, отдав земли недовольным. В этом случае вы выделите страну со всеми родными землями культуры. Выгода такого подхода в том, что вы можете выделить страну в качестве зависимой, что позволит вам вмешиваться в её дела и пользоваться ресурсами, пусть и ценой ограниченного самоопределения. Если у вас не осталось родных земель данной культуры, движение за отделение немедленно распустится.
Но если не сделать ничего из вышеперечисленного, начнётся отделение. Оно запустит дипломатическую игру с автоматической целью «Сокрушить восстание», которая вернёт вам все отделившиеся области. Сепаратисты же должны защищать себя! В отличие от революции, движение за отделение может привести к белому миру, по итогам которого отделившаяся страна будет просто предоставлена самой себе.
Как и в случае с революцией, другие страны с интересами или определённого рода договорами могут вмешиваться на стороне любого из участников. Но что ещё важнее, если отделяющаяся культура является основной в какой-либо другой стране — в случае с магрибцами это Тунис — такая страна автоматически получит приглашение принять участие в игре на стороне обороняющихся. В случае победы над Францией, отделившиеся области войдут в состав Туниса.
Кроме того, с началом игры за отделение аналогичные движения этой культуры могут вспыхнуть и в других странах, даже если беспорядки в них ниже порогового значения! Классическим примером служит Польша. Польская родина разделена между Пруссией, Австрией и Россией. Если хоть в одной из этих стран поляков доведут до открытого восстания, движение польских пан-националистов вспыхнет и в двух других. В перспективе это означает, что им придётся отстаивать свою независимость в войне против трёх стран!
Культурное отделение и беспорядки являются классическим вариантом механик в противовес расширению — если вы слишком быстро приобретаете новые земли, ваши подданные будут злы, станут требовать больше ваших ресурсов, чем давать, и могут даже попытаться вернуть свои земли. С тематическим прицелом Victoria 3 на национальные государства и пан-национализм, эти процессы перекликаются с основными механиками населения, культур, родных земель, радикалов, беспорядков и дипломатических игр, предоставляя вам больше возможностей влиять на ситуацию, а не просто замедляя завоевания. Возможно, вы будете добродушным империалистом, не допускающим дискриминации и включающим новую область в состав основных провинций, чтобы развить и там свои институты, тем самым убеждая недавно завоёванных в том, что им лучше с вашей властью. Или же вы будете использовать их природные ресурсы, а затем выделите в качестве зависимой страны, включенной в состав вашего рынка, как только они станут недовольны? Или же вы построите хорошие отношения с соседней державой, также угнетающей эту народность, из-за чего вы сможете получить естественного союзника на случай необходимости совместного подавления восстания? Или же вместо расширения вы будете создавать точки интереса вокруг себя, чтобы включаться в подобные конфликты и с их помощью создавать дружественные буферные страны?
И на этом я на время прощаюсь с вами! На следующей неделе Ofaloof даст нам взглянуть на то, как мы будем отражать в игре исключительную гражданскую войну, которая не была ни революцией, ни культурным отделением, но включала в себя элементы обоих типов: Гражданскую войну в США.
Обалдеть, целый трактат)