на главную
об игре
Warhammer 40,000: Dawn of War 2 19.02.2009

2012: банкротство THQ

Компания THQ была основана в 1990 году Джеком Фридманом, ранее создавшим фирму LJN, промышлявшую пластиковыми фигурками и совершенно чудовищными восьмибитными видеоиграми по лицензиям Терминатора и Человека-паука.

Как и другие, THQ начинала как производитель обычных физических игрушек (аббревиатура в названии означает Toy Head Quarters) и, опять таки как и другие, набрела на разработку компьютерных и видео-игр практически случайно, с покупкой игрового отдела Broderbund в 1991-м.

К 1994 году THQ полностью прекратила выпуск физически осязаемых игрушек и стала предметом трепетных статей с заголовками вроде Успех видеоигр: THQ ставит на победителей! в Los Angeles Times, а к 2000 году обзавелась прочно въевшимся в ваше подсознание скошенным логотипом (который продержится еще десять лет). 


Куда более важно, что с того же 2000-го THQ начала обзаводиться внутренними студями Relic Entertainment, Vigil Games и Volition, Inc., выпускавшими либо действительно качественные (Company of Heroes), либо коммерчески успешные игры (Darksiders, Saints Row). Остальной финансовый приток шел от игр по лицензиям WWE, UFC и Warhammer 40 000 (ну и украинского Метро).

2007-й стал самым прибыльным годом в истории компании: выручка THQ зашкалила за один (дружно прикладываем мизинец ко рту !) миллиард долларов, прибыль за 60 миллионов долларов, что было сравнимо с доходами вечного конкурента Activision.

Первые признаки упадка стали заметны уже на следующий год, когда компания без особых объяснений закрыла пять из одиннадцати внутренних студий ну а в 2009 году снизившиеся ввиду кризиса продажи заставили руководство компании пойти на дикие (порядка 200 млн долларов) сокращения издержек и сделать ставку на самые лучшие игры (а не просто на победителей). Когда акции компании упали на 86% по сравнению с 2008 годом, пошли первые разговоры о продаже студии.

Ну а окончательно все стало ясно в марте 2011-го, после заслуженного провала Homefront: продажи шутера не дотянули и до двух миллионов копий (в то время как совсем уж чудовищный ремейк Medal of Honor от прямого конкурента EA разошелся тиражом в 5 млн). Акции THQ упали еще на 26%.

В январе 2012-го, после закрытия еще нескольких внутренних студий, акции компании стали стоить меньше 1 доллара США и рынок NASDAQ начал угрожать исключить THQ из биржевого списка. В мае убытки составили 239 млн долларов и в июне руководство компании созвало совет акционеров с целью консолидации акций для искусственного поднятия их цены.

Наконец, в ноябре THQ объявила дефолт по долгу в 50 млн долларов биржевые игры кончились, компания встала на грань банкротства. Общая сумма долгов превысила 250 миллионов, принудительно надутые акции упали с 3 долларов до 1,16, а даты выхода Company of Heroes 2 и Metro: Last Light были отложены на следующий год.

19 декабря THQ объявила о продаже всех активов компании Clearlake Capital Group и банкротстве: акционеры остались без денег, мы, возможно, без Company of Heroes 2 и (ну, это маловероятно) Метро, в то время как директор компании Брайан Фаррелл заявил что эти шаги завершают трансформацию THQ в компанию будущего и свидетельствуют об уверенности в наших играх, внутренних студиях и талантливых разработчиках.

***

Можно ли было избежать разорения огромной компании со множеством успешных игр? На самом деле, от качества отдельных проектов тут мало что зависит на THQ повлияло общее состояние мировой финансовой системы и непонимание руководством новых правил современного рынка видеоигр (в котором сверхвысокобюджетные проекты оказываются потесненными бесплатными казуалками и социальными играми с микротранзакциями). Помните отчаянные попытки компании нажиться засчет DLC к Darksiders 2?

Как и любой крупной компанией, THQ правили мнительные, пугливые и жадные акционеры, не разбиравшиеся в тонкостях индустрии и не верящие в видеоигры. Но в отличие от тех же EA и Activision, у THQ не получилось терять деньги из одного кармана (Guitar Hero), загребая их в другой (Call of Duty): как-то одновременно рухнули и лицензированные игры (лицензия UFC ушла к EA), и флагманский проект (Homefront), и один из ведущих франчайзов (Red Faction)&

Такого количества ударов не пережила бы даже самая умная, добрая и внимательная к вибрациям игровой индустрии компания.

Комментарии: 10
Ваш комментарий

Тут не написано, про их "изобретение" для рисования (не помню как называется), из-за которых они оказались в долговой яме.

1

Не знаю из за чего THQ банкрот (в новостях многое умалчивают), но уж точно не из за игр. У них больше интересных и качественных игр, чем у Ubisoft и Activision вместе взятых.

1

Жалко посонов. Грамотные игрули делали.

1

Такого количества ударов не пережила бы даже самая умная, добрая и внимательная к вибрациям игровой индустрии компания. Во-первых я ненавижу THQ за Dawn of War 2, и вибратор им за это поглубже... Во-вторых я люблю THQ за Dawn of War 1 и Saints Row, и поэтому они добрые и и внимательные, были... В-третьих давайте обратим свой взор к Активижн - раздувать штат сотрудников ты можешь если только делаешь игры которые продаются миллионными тиражами (в той же Relic до сокращения работало больше людей чем в Infinity Ward), взять тот же Egosoft, которого я ставлю всем в пример, показывает что главное это не количество людей, а их качество, и ребята отлично держатся на плаву. А почему Активижн я упомянул - так с 1,5 миллиарда доходов у них чистой прибылью выходит всего чуть больше 400 миллионов, а остальное сжирают сотрудники, премии и реклама, сама разработка игры стоит по сравнению с этим копейки. Провал Homefront я бы назвал скорее успехом, ведь игра чистый трешак и копирка не самого лучшего качества смогла разойтись довольно неплохим тиражом, а вот сколько средств было затрачено на ее разработку, это уж проблемы сотни директоров и их замов. Если бы THQ были по умнее, то потихоньку заняли разные ниши в ПК секторе, ведь стратегии то у их студий получались отличные, а пример того же Diablo 3 и Starcraft 2 показывает что главное завоевать сердца людей. А они полезли на консольный рынок, для которого в отличии от ПК - главное это внушительная реклама, а не качество игры, и поэтому пролетели со своим W40k Space Marine - который по сюжетной и игровой составляющей на голову уступает простеньким роликам на движке игры из W40k Dawn of War. Вердикт - если THQ вытянут сами, то буду рад. А если нет... буду надеяться что их бренды не достанутся ЕА и Ubisoft.

0

Сяхоу Дунь Опять виноваты консоли, консоли им хоть доход приносят, та же ваха спейс марин на консолях лучше разошлась, хотя на пк у нее фан база больше, сеинтс ров тоже в основном выручка с консолей, хоумофронт, метро на боксе отличные продажи, на пека же фиг с хреном, дарксайдерс на пк продался максимум 100к, тогда как на консолях счет почти на миллион, так что не неси пургу, им надо больше консольных проектов, нежели тратить деньги на пк, а ты говоришь что консоли убыточно. Вроде все разложил по полочкам, можете бугурить.

0

WWW.Vlad я не говорил, что на консолях нет продаж - я сказал что для хороших продаж на консолях требуются огромные затраты на рекламу, а сопоставимы они с доходами или нет мы это видим на примере THQ. Про высокие продажи на консолях это сказка такая довольно старенькая - стим, как мы знаем, информацию о продажах не раскрывает, и основная информация о продажах на ПК идет из магазинов Америки (где как обычно сильны позиции ящика) и Европы. Основная проблема THQ это раздутый штат персонала, чем там в Relic занималось 150 человек? Слишком много едоков.

0