Является ли книжный Ведьмак славянским фэнтези?

Всем привет. Я и мой друг недавно задались вопросом, книжный Ведьмак - славянское фэнтези, или же нет? Мы порылись в польских первоисточниках и на основе полученной нами информации, родился данный опус.

Думаю, для лучшего понимания ситуации, стоит начать с того, что читатели в Польше очень придирчивы к языку произведений. Если в книгах персонажи не будут называть себя панами и через слово поминать ясную холеру, матку боску и курву мач, даже если действие происходит в сёгунатной Японии или доколумбовой Америке, то поляки просто не будут их читать. Это называется полонизация и она очень сильная.

Далее. Есть польский перевод Властелина колец госпожи Скибневской. Исходя из предыдущего пункта, он был очень сильно переделан под польского читателя. Драконы в нём стали - Смоками (цмоками), дварфы (которых у нас перевели как гномов, что тоже, по сути, не верно) стали - краснолюдами, а хоббиты - низушками. Всё с лёгкой руки Скибневской. То же касается всей стилистики произведения и монструма Толкина.

«Например, слово Krasnolud - было специально придумано Мартой. Точнее не придумано, а заимствованно от Krasnoludek - что-то типа домового в польском монструме.
А Низушек на польском - Niziołek, что дословно переводится как Полурослик»

Сапковский, как и многие писатели того времени, создавая свой мир основывался именно на Властелине колец, на польском переводе Властелина колец (и говоря это, я не имею ввиду, что он копировал его или брал за основу). Том самом, с краснолюдами и низушками. И очень многие названия он позаимствовал из него. И он не мог сделать иначе, ведь "дварфы" польскому читателю не знакомы, а краснолюды и низушки уже знакомы, и у читателей есть чёткий образ того, о чём они читают.

И тут начинается самое интересное. Переводом Ведьмака на русский язык занимался Евгений Вайсброт, который, к сожалению, был незнаком с условностями фэнтези, и, в частности, польских переводов фэнтези. И решил оставить все полонизмы произведения такими, какие они есть. Оттуда эльфки, вместо эльфийки, краснолюды вместо дварфов, низушки вместо хоббитов, и т.д. И странно что он вместо Золотого Дракона не оставил Золотого Цмока, а ведь с него бы сталось. По хорошему, ему бы следовало располячить всех этих персонажей, но он этого не сделал. И получили мы Ведьмака с панами, курвами, халерами, мэтрами и кметами.

(Так же Евгений Павлович имеет грамоту «За пропаганду польской фантастики»)

Так же хочу заметить, что сам Сапковский говорил что можно сравнить Северные королевства с древней Британией, а Нильфгаар - с Римом. (В плане книжного военного конфликта Севера и Юга. Как Рим шёл завоеванием на земли варварских бриттов и галлов, так и Нильфгаард идёт войной на Северные Королевства. И не зря же Нильфы говорят - «Варвары с Севера») А весь остальной мир был выдуман от и до:

«В «Ведьмаке», при желании, также можно провести некоторые исторические параллели: даже сам Сапковский представлял Нильфгаард как свою версию Рима, а Северные королевства — землями галлов и бриттов. Однако на вопросы о прототипах героев и событий саги он отвечает однозначно: всё выдумано, от первой до последней буквы.»

Сказки, которые Сапковский переписывал для первых рассказов тоже не были "славянскими". Лишь самую первую историю он взял из польской сказки о сыне сапожника победившего дракона... Правда в процессе написания от начальной истории не осталось ровным счётом ничего - Сын сапожника стал профессиональным убийцей чудовищ, дракон - заколдованной принцессой, превращённой в стрыгу и её требовалось не убить, а расколдовать.

Параллели сказок, которые можно провести - Крупица истины – Красавица и чудовище; Меньшее зло – Белоснежка и семь гномов; Осколок льда – Снежная королева; Немного жертвенности – Русалочка. В последних книгах явно просматривается «Легенда о Короле Артуре».

И пробежимся по бестиарию Ведьмака:
Альпа - германская мифология
Агуара - японская мифология
Беанн’ши или баньши - ирландская мифология
Барбегаз - швейцарский и французский фольклор
Брукса - Бруха, португальский фольклор
Веспертил - аж римский фольклор
Виверна - весь средневековый бестиарий. Сам пан даже отметился тем, что полонизировал это слово:

«Это, конечно, вымысел и неологизм, но не лишённый смысла. В соответствии с некоторыми теориями, wyvern выводится из латинского «vipera» (змея), название же змеи идёт от её предполагаемого живорождения (vivipara, хотя есть и другая этимология, см. Гадюка). Отсюда взялась и моя виверна — опирающаяся на корень «vivi…» и, как и змея, — женского рода. В польских переводах фэнтези и бестиариях ролевых игр неизменно фигурирует английский «wyvern» (произносится — уайверн), хоть в других случаях рольплейенговых текстов переводчики не раз щеголяли стремлением название полонизировать. Может, кто-нибудь наконец решится взять на вооружение мою виверну? У меня на неё авторских прав не меньше, чем у Толкина на орка, но — обещаю — я не стану им (правом) чрезмерно размахивать.»

Вилохвост - прототипа в реальной мифологии мне найти не удалось, может быть кто-то другой сможет это сделать. Вероятнее всего был создан самим паном на основе Виверны.
Вихт - Ве́тте, германо-скандинавская мифология
Волколак, Оборотень, Ликантроп - существует практически во всех культурах, но облик и повадки классических оборотней, которых мы видим повсеместно, был создан на основе французской легенды о Жеводанском Звере
Гуль - арабская, персидская и тюркская мифология
Муля - цыганская мифология
Наккер - Ноккер (названия в книгах не упоминаются, но именно они нападают на Геральта во второй книге), валлийский, корнский и девонскогий фольклор

Я не стал перечислять весь бестиарий, суть вы уловили, легче перечислить действительно славянских чудовищ:

Утопец - славянский дух воды
Стрыга - в западно-славянская и карпато-балканская мифология
Леший - славянская мифология
Кикимора - славянская мифология
Яга - славянская мифология

И интересная ситуация с монстром под названием Кощей. В оригинальном тексте имеется слово Kościej, которое буквально переводится как «кости». Но в некоторых переводах название данного существа перевели как «Костец», а в других же взяли исходное слово без перевода, что может привести к путанице, ведь в книге Сапковского Кощей описан как искусственное создание, не встречающееся в природе, оно появляется только тогда, когда его создаст могущественный чародей. Не очень то похоже на известного нам славянского Кощея? Итого, даже если Сапковский использует существ из славянского фольклора, он целиком и полностью их меняет под свои нужды

Всё же Ведьмака нельзя считать чисто славянским фэнтези. "Налёт славянства" слишком мал, и очень сильно обусловлен специфическим переводом книг. Вероятнее всего, если бы цикл переводил другой человек, то мы бы увидели классическое фэнтези, по типу Властелина Колец. Спасибо за внимание.

P.S. Многие сейчас могут подумать что это оправдание для чернокожих персонажей в сериале. Нет, это не так, хоть данный опус и был рождён в ходе дискуссии о выборе актёров для сериала, он относится именно к оригинальным книгам Анджея Сапковского, а не к адаптациям его произведений в виде игр и сериалов.

Источник
22
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Вышла версия 1.9 мода The Witcher 3 Redux Мой уровень познания в анатомии Ведьмак 4 станет приквелом третьей части, а Цири главной героиней?
Комментарии (26)
Короче говоря, старому деду стыдно за своё происхождение и он упорно открещивается от него. Его фэнтэзи не славянское? Ну ок, ладно. Но оно европейское, а в средневековой Европе в принципе не могло народиться негров и азиатов.
чтоб на этот вопрос значится ответить надо определить что есть славяне как языковая ностратическая и культурно этническая среда и относятся ли кней поляки
во вторых значится определить параллели выше описаного в непосредственном произведении
в принципе то наверно с натяжкой оное можно отнести к условно славянскому а точнее провести стилистические параллели со всяческими историческими этапами в землях современной польши и соседних королевств.
как бы то за основу сравни можно взять например всякие игры златогорье да князь где имеется стилистические тенденции фэнтези закоса под этап от переселения народов раннего христианства и плюс минус какого нибудь татаро монгольского нашествия, после которого уже происходит некое самоопределение заинтересованных народов и наверно все что иное нельзя уже считать обще славянским. а всякие например молдоване получили самодифференциацию раньше поэтому всякие молдавские сказки так себе славянские. так что время и место как бы то определятся судьбой.
за сим ведьмак 3 скорей всего по предварительной оценке вряд ли является славянским фентози (в силу того что он опирается на более позднюю эпоху уже глубоко католическую и замковую значится) просто в мем имеются определенные означится специфические элементы, ассоциируемые у "славянских народов" и проходящих какую то там типа культурную идентификацию.
Дык он вроде и сам недавно довольно четко ответил, что нет, что Ведьмак в его идеальном виде, экранизации от Нетфликс, это пародия на ВК, а не славянское фентези.
Так это всегда было понятно, что Ведьмак не является чисто славянским фэнтези. Просто фанаты книг нафантазировали себе всякое, вот и всё. Фиг докажешь им обратное. Лично для меня ведьмак всегда ассоциировалась с древней Британией или Францией, но никак не с польшей или чего то рядом... Ну может быть некоторые кололевства напоминают что то славянское, например Темерия на мой взгляд это что то типа княжества Киевского или Русь древняя. Нильфгаард это Пруссия или Римская Империя. Цинтра для меня это что то типа Британии, ибо там правители слишком высокого мнения о себе (всё как и в современной британии). Туссент это что то типа Франции. Ощущений от ведьмака у меня много, но славянских ощущений меньше всего. Впрочем доказывать всё это не имеет смысла. Большинство в РУ регионе ведьмака считают 100% славянином и всё тут. Ну а пишу я всё это просто потому, что попалась данная статейка, подтверждающая мои взгляды по поводу ведьмака. В противном случае я не стал это писать. Просто бесполезно доказывать, мол в ведьмаке мало славянского. Толпа уже всё решила. А как известно, против толпы не попрёшь. Мне думается пан Сапковский даже слегка расстроен, что его творение считают славянским. Ведь сам пан утверждает совсем другое...
Wing42
могло,негров и азиатов ввозили в тогдашнюю Европу как рабов же
Ведьмак настолько же славянское фэнтези, насколько, скажем, Властелин Колец. Замените Фродо, Сема, Мерри и Пиппина на Ивана, Петю, Колю и Васю, а норки хобитов на русские избушки. Разве тогда станет Властелин Колец славянским фэнтези? Нет, конечно. Будет обычное фэнтези, с вкраплениями славянщины. Как и Ведьмак.
Wing42 написал:
а в средневековой Европе в принципе не могло народиться негров и азиатов

Ты это серьезно? А эльфы, гномы, гули, утопцы, драконы, чародейки и т.д. были обыденностью для средневековой Европы?
Добавлю холлисрача.
Есть мнение, что Толкин был расист, и чёрных эльфов у него не было, и быть не могло.
Стало быть, спиз... украденные у Толкина эльфы - тоже белые.
Зачем в сериале чёрные эльфы?
Juwargane
Juwargane написал:
могло,негров и азиатов ввозили в тогдашнюю Европу как рабов же

Читай внимательно: я написал не ввезти, а народиться естественным образом. Да и вряд ли бы кто-то бы вёз туда чернокожего мавра в надежде сделать его королевским телохранителем.

Авраам Линкольн
Авраам Линкольн написал:
Ты это серьезно? А эльфы, гномы, гули, утопцы, драконы, чародейки и т.д. были обыденностью для средневековой Европы?

Твои слова - слова не мужа, но мальчика.
В книгах описан уклад жизни и быт, близкий к таковому в средневековой Европе. Описана архитектура, соответствующая постройкам европейцев. Мечи, используемые воинами, преимущественно европейской ковки (исключение - экзотические зерриканские сабли у Тэи и Выи), а военно-тактическую составляющую можно также считать европейской. Жанр фэнтэзи же вносит в произведение такие опции, как "эльфы, гномы, гули, утопцы, драконы, чародейки и т.д", но никак не негров или азиатов, чьи расовые особенности (цвет кожи, разрез глаз) напрямую привязаны к природно-климатическим зонам. Чтобы в средневековье естественным, опять же, путём, в каком-нибудь селе или городе мог народиться ВНЕЗАПНО негр или азиат и думать было нельзя. Успешно ассимилироваться в качестве "панаехавших" они бы тоже не смогли из-за сурового северного климата и не менее суровых нравов средневекового люда - как знатного, так и мужичья с рабочих окраин. Плюс к этому характерная для человеческой расы в книгах пана ксенофобия тоже не способствует росту популяции азиатов и негров.
В книгах-играх есть упоминание двух государств, выходцы из которых имеют характерный образ жителей юга: Зеррикания с лошадьми в полоску и как бы арабский Офир, где яд и булат погибель сулят. В контексте произведения я вряд ли поверю, что теплолюбивые зерриканцы и офирцы готовы променять свои бананы-кокосы апельсиновый рай и полуобнажённых девиц в шелках на северные ветра, неотёсанных мужланов, хлев со свиньями и необходимость месить ботинками грязь минимум два сезона в год.
Так что да, мальчик мой, я это серьёзно.
Этот миф про "славянские корни" Ведьмака и родился как раз из-за пары тройки славянских имён чудовищ. Больше там ничего и нет "славянского". Вот и думайте теперь, какими умственными способностями обладали те, кто до последнего топил за "славянство" Ведьмака.

И сдается мне, что полностью прочитавший сагу о Ведьмаке - ну не в жизнь не скажет, что это "славянское" фэнтези.
А значит какие то залетные, поигравшие от силы только в 3 часть и увидав там Кикимору - и начали форсить этот бред. Хотя даже сама игра не дает никаких аргументов пользу "славянства" - взять ту же архитектуру Новиграда, которая прямо так и напоминает средневековый европейский город.
Wing42
а с чего ты взял что по вселенной Ведьмака по книгам не могло рождаться негров? Это же фэнтези, а не исторический учебник. Ты сам себе накрутил и пытаешься отстоять свою точку зрения насчет этих негров и т.д. Воспринимать нужно как художественный вымысел, а не пытаться интерпритировать события вселенной основанных на реальных географических локациях и особенно в вопросе демографии.
Zeliora
Zeliora написал:
а с чего ты взял что по вселенной Ведьмака по книгам не могло рождаться негров?

Могли: рождались в Офире и Зеррикании. К этому нет никаких вопросов и претензий.
Может быть дело в том, что я воспринимаю Ведьмака как вполне серьёзное драматичное произведение, а не как среднестатистическое ванильное сказочное фэнтази. В мире Ведьмака есть место реализму, в соответствии с которым естественное появление негров в северных широтах невозможно.
Zeliora написал:
Воспринимать нужно как художественный вымысел

Так я это и воспринимаю: от это нетфликс насочинял! Усатый цыган Вильгефорц, который будет вместо Цири во всех сезонах охотиться за Плотвой, такая же цыганская Трисс Меригольд - отнюдь не рыжеволосая бестия и не красавица, негры, азиаты, негры-командиры, негры-эльфы, негры-дриады... Конечно, всё это художественнейший вымысел. Но не потому, что "негры могли родиться", а потому, что надо квоты на расовое разнообразие создателям сериала реализовывать.
После чёрной Белоснежки (Snow-White) уже ничего не удивляет, дно достигнуто было тогда, и снизу уже ничто постучать не сможет...
лол, закинуть бы эту статейку куда нибудь в клоаки славяноборцев, вот точно жопы разорвет у народа в хлам.
Когда в третьей части игры славянский компонент усилили (названия деревень типа "Подлесье", быт деревушек Велена, крестьянская свадьба в Каменных сердцах, ведьмы с Кривоуховых топей, славянские мотивы в музыке), то это сработало очень органично, и Вселенная ведьмака стала от этого только лучше в целом
Задрали вы уже со своим ведьмаком поехавшие фанаты какие то
Wing42
Азиат не мог народится, а как же Аттила и его банда гуннов и других тюркских народов которых он объединил.
Цыгане то же издревле терлись по всему миру, как и евреи.
Nevoeiro
Ну так они вторженцы же, гунны эти. Они не родились на севере, они "панаехали" с югов.
Ну а цыгане да, эти то везде как тараканы-прусаки были. Просто цыган Вильгефорц - это мискаст. А ещё у него маны очень мало, что доказал его поединок с Кагыром.
Wing42
Смешались в кучу кони, люди.
Любопытная статейка. Значит, всему виной перевод?
Впрочем, это не делает книги хуже. И атмосфера там хорошо прописана.
А для меня не важно, славянское это фентези или нет. Главное - это его атмосфера. И в игре чувствуется мощный славянский дух. За книги ничего не скажу, но в игре всё пропитано атмосферой славянского бытия, и плевать, что там было в задумке, литературной основе и во что это превратилось в сериале.
Сапковский писал фэнтези с кметами, низушками, краснолюдами, панами и курвами. Т.е в явно славянском и явно средневековом сеттинге, но это все не так потому что он дурак не знал что всех назвал неправильно, сам то он хотел писать про хоббитов и тд. Ну глупый просто, чо. Ну перестаньте уже, что еще придумано будет? Вы лучше объясните почему тупые сценаристы сериала превратили якобы римскую империю нильфов в страну где произошла социалистическая революция и все стали равны и пашут за похлебку? буквально об этом в сериале и сказано.
Прост Сапок хочет стоять в одном ряду с великим Толкином, вот и открещивается от нас, курва.
Скоро начнет делать твиты о том кто в его книгах гей, а кто лесба.
Ведьмак для кого как, кому славянское фентези, для кого нет. -/
Уже смешно и грустно: как дальтоник не различает цвета, так только безродный не видит и никогда не увидит в Ведьмаке славянской основы! И чем дольше будет продолжаться этот "спор", тем более славянским Ведьмак становится!
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.