Мечтает ли Дэвид Кейдж об отсылках к "Бегущему по лезвию"?: Филип Дик и видеоигры (часть 2)

И еще раз приветствую всех обитателей PG! В прошлый раз, не давеча как вчера вечером, мы с вами завели разговор о том, насколько сильно американский писатель Филип Дик изменил игровую индустрию. Тогда мой рассказ закончился на самом интересном месте и вот прямо оттуда мы сегодня и продолжим. Ну а теперь без лишних слов сразу к делу.

1962 год. Третий Рейх и Япония победили во Второй мировой войне и теперь весь мир влачит рабское существование под пятой победившего фашизма. Соединенные Штаты Америки перестали быть единым государством и распались на три части. Западное побережье управляется подконтрольным Японии марионеточным правительством. Теперь в солнечном Сан-Франциско располагается торговое представительство Страны восходящего солнца, а местные жители на полном серьезе считают «И цзин» своей настольной книгой. В штатах Скалистых гор и на Среднем Западе дышится чуть свободнее. Император Хирохито счел данный регион маловажным, что позволило Иллинойсу, Айове, Мичигану и еще доброму десятку штатов жить более-менее независимой жизнью. Восток же страны был полностью оккупирован Третьим рейхом. Здесь идут масштабные этнические чистки, культура тесно сплелась с нацистской пропагандой, а лидеры антигитлеровской коалиции отданы в руки международного трибунала, как военные преступники. Большинство американцев напугано, но далеко не все согласны жить в страхе. Пока опьяненные властью нацисты запускают ракеты к Марсу и Луне, члены нового Сопротивления строят планы по свержению кровавого режима. Нет, это не Wolfenstein II: New Colossus. Это «Человек в высоком замке»!

Роман «Человек в высоком замке» стал эталоном антиутопии практически сразу же после своей публикации в 1961 году. Заигрывания Филипа Дика с альтернативной историей не оставили равнодушными и творцов из Machine Games. О том, что именно любят почитать на досуге шведские разработчики, геймеры стали догадываться еще после выхода Wolfenstein: The New Order. Но там на  «Человека в высоком замке были лишь робкие намеки». А вот Wolfenstein II: New Colossus – совсем другое дело.

Солдаты Вермахта патрулируют американские улицы. Переставшие прятаться по лесам и подвалам ку-клукс-клановцы рука об руку ведут этнические чистки вместе со своими новыми хозяевами. Ритмы рок-н-ролла сопровождаются вокалом на чистом немецком языке. Это ли не ужасный новый мир, описанный Дедушкой киберпанка? И все же Machine Games не стали опускаться до дословного цитирования, что несомненно пошло плюсом им в карму. В созданной ими игре хватает места и для черного юмора «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино, и, конечно же, для собственных идей шведов. Остается лишь надеяться, что в третьей части внимания сеттингу будет уделено не меньше. Иначе заданная «Новым порядком» и «Новым колоссом» планка качества упадет с таким грохотом, что эхо от него будет звенеть в ушах у нас с вами еще не один год.

Далекое будущее. С начала Третьей мировой войны между Объединенными нациями во главе с США с одной стороны и СССР (Ну, или пресловутым Азиатским союзом, если Вы вдруг решите почитать данное произведение в отредактированном переводе) с другой стороны прошло вот уже шесть лет. В результате применения ядерного оружия планета Земля превратилась в занесенную пеплом пустыню, которая с каждым днем становится все менее пригодной для жизни. То, что в этой войне не может быть победителей, кажется, поняли уже все. Все, кроме американского командования.

Перенеся всю свою промышленность заодно с Правительством на колонизированную Луну, Соединенные Штаты решают применить на истлевшем голубом шарике свое новое оружие – самоуправляемых роботов под названием «Когти». Внешне это чудо инженерной мысли представляет собой небольшие металлические шары с установленными на них автоматическими пилами. При помощи встроенных термальных сенсоров они обнаруживают и уничтожают все, что излучает тепло.

Снабжая своих солдат, сбивающими роботов с толку радиоактивными браслетами (Действительно, рак ведь не «Коготь». Сразу не убьет. Так что повоевать еще успеют), Объединенные государства как-то упускают из виду тот факт, что эти игрушечные солдатики смерти на самом деле воюют не против Советов, а против людей. И если бы не хитроумные браслеты, они бы уже давно перебили всех теплокровных вне зависимости от их идеологии, цвета кожи, знака зодиака и всего прочего.

Так что, когда долгожданная победа начинает казаться Дяди Сэму и компании совсем близкой, на автоматизированном заводе по производству боевых роботов происходит сбой. Сошедший с ума искусственный интеллект вдруг начинает штамповать «Когтей» второй модели. Внешне они ничем не отличаются от людей. Да вот только внутри это по-прежнему вооруженные острыми пилами военные машины. И цели у них все те же.

Повесть «Вторая модель» – это одновременно и предостережение для государств, затеявших опасную гонку вооружений, и ориентир для новых творцов в жанре научной фантастики. Несмотря на то, что эта короткая повесть была опубликована в 1953 году, рвать ее на цитаты продолжают до сих пор.

Параллели со «Второй моделью» можно найти у того же «Терминатора». Все та же Третья мировая, уничтожившая Землю, все тот же вышедший из-под контроля искусственный интеллект, все те же маскирующиеся под людей боевые роботы. А еще в 1995 году на основе этой повести Филипа Дика был снят отличный фантастический триллер «Крикуны» с Питером «Робокопом» Уэллером в главной роли.

Не отстают от кинематографа и видеоигры. Взять, например, ту же Horizon: Zero Dawn. Разбросанные по всему миру игры «котлы» на проверку оказываются ничем иным, как автоматизированными заводами по производству роботов. Когда-то искусственный интеллект Гефест создавал здесь машины, необходимые для возрождения уничтоженной в ходе апокалипсиса Земли. Но вот на руинах старой цивилизации стали появляться новые поколения людей и пошло-поехало: земледелие, освоение новых территорий и конечно же уничтожение поделок Гефеста в промышленных масштабах ради запчастей или чисто для забавы. Искусственный интеллект на это безобразие посмотрел-посмотрел, да и решил: «Прав был Бендер Рамирез. Слава роботам, убить всех человеков!» Вот так в дивном новом мире и появились новые агрегаты с тяжелыми турелями, гранатометами и толстенной броней до кучи.

Еще одной визитной карточкой «Второй модели» является эпизод, в котором направленный Объединенными нациями парламентер по пути на переговоры с противником встречает мальчугана по имени Дэвид. Перепуганный и чумазый сирота стоит посереди дороги совсем один. Тут сердце видавшего виды майора Хендрикса не выдерживает, и он берет ребенка с собой. Однако их путешествие длится не долго. Едва завидев ребенка, солдаты противника открывают по нему огонь. Хендрикс с ужасом смотрит на летящие во все стороны искры и обломки микросхем. Все это время рядом с ним находился «Коготь». «Коготь», который притворялся человеком.

Примерно такое же удивление испытывает героиня Detroit: Become Human по имени Кэра, когда узнает, что человеческий ребенок, с которым она носилась на протяжении всей игры, на самом деле является андроидом. Благо, у малютки Алисы хоть скрытой пилы нет. Но замешательство Кэры ничто по сравнению с тем, какой шок испытал от встречи с ребенком-роботом главный герой Fallout 4. Хотя, будем честны, мало у кого получится сохранить самообладание при фразе: «Твой сын состарился, пока ты прохлаждался в криокамере. Так что мы тут соорудили мальчишку-синта на случай, если ты решишь поиграть в дочки-матери».

Роман «Помутнение» – вещь весьма сюрреалистичная. В нем Дик, в очередной раз оправдывая закрепившийся за ним негласный титул разрушителя американской мечты, задает своему читателю еще один казалось бы абсурдный и все же не самый удобный вопрос: «А что если мир на самом деле выглядит совсем не так, как мы его видим?»

Главный герой книги – теряющий рассудок полицейский под прикрытием, Боб Арктор.  Когда-то давно ему было поручено перекрыть канал поставок новейшего наркотика под названием «D» (сокращение от Death - смерть). Только вот старина Боб перестарался с вхождением в образ и сам подсел на «D». Да так крепко, что совсем перестал отличать реальность от галлюцинаций.

Добавляет масла в огонь и тот факт, что операция, в которой участвует агент Арктор, засекречена. Даже его собственный куратор не знает о том, с кем общается по зашифрованному каналу связи. Личность куратора для Боба также остается загадкой. И вот приходит новое задание от начальства, а вместе с ним и досье на очередного подозреваемого, за которым нужно установить слежку. Это было бы обычным делом, если бы не одно «но». В этот раз Арктор получил досье на самого себя. Вернее, на человека, которым он так упорно притворяется.

Подозревать, что ситуация вышла из-под контроля, воспаленный рассудок просто не желает. Поэтому агент как ни в чем ни бывало берет, да и начинает следить за самим собой. С этого момента его и без того ненормальная жизнь превращается в рекурсию, отражение самой себя в мутном объективе скрытой видеокамеры. Что ж, не даром говорят, что наркотики – это зло.

И все же основной посыл книги гораздо сложнее. Об этом говорили и многочисленные критики, и создатели VR-хоррора Here They Lie (в русском варианте «Что скрывает тьма»), для которых роман стал одним из главных источников вдохновения. Как отметил творческий директор студии Tangentlemen Кори Дэвис, в «Помутнении» Филипом Диком поднимаются острые и странные вопросы о физической реальности, сознании и восприятии себя. Автор сначала мастерски внушает читателям ощущение безопасности, чтобы резко сорвать покровы и вскрыть темные загадки и вопросы нашего существования. Примерно то же самое старались сделать в своем проекте и разработчики из Tangentlemen. Получилось это у девелоперов или нет – вопрос весьма спорный. А вот то, что разработчики разбираются в литературе остается фактом.

Каково это – узнать, что близкий для тебя человек совсем не тот, кем кажется? Это может быть просто неприятно, а может и откровенно шокировать. Но что если ты сам на самом деле не тот, кем привык себя считать?

В рассказе «Самозванец» Филип Дик снова играет на простой человеческой паранойе своих читателей. Всю свою жизнь Спенсер Олхам считал себя простым ученым. Вместе с такими же простыми учеными он трудился над проектом «Вестингауз» - мощным оружием, способным положить конец войне землян с грозными инопланетными захватчиками с Альфы Центавра. Но враг оказался хитрее. Пока земляне разрабатывали мощное наступательное оружие, их противники сосредоточились на производстве роботов-диверсантов, именуемых Самозванцами.

Каждый самозванец не просто имеет внешность человека. Он является точной копией какой-либо ключевой фигуры в войне с Землей. Уничтожая политиков, военных и тех, кто вхож в их круг общения, инопланетяне заменяют своих жертв Самозванцами. Самозванец выглядит, как оригинал, думает, как оригинал, и даже помнит то же, что и оригинал. Ничего не подозревая, робот продолжает жить жизнью того, по чьему образу и подобию был создан, до тех пор, пока злобные пришельцы не активируют спрятанную в его животе термоядерную бомбу.

Узнав о таких вот «троянских конях», милитаризованное правительство Земли начинает масштабную охоту на ведьм. Сотни людей по всему миру арестовываются для проведения дальнейшей проверки. Одним из них оказывается Спенсер Олхэм. Но сидеть сложа руки наш герой не собирается. Он точно знает, что все случившееся лишь досадное недоразумение. Олхэм сбегает из-под стражи и начинает собирать доказательства собственной невиновности.

И вот когда, наш герой оказывается почти у цели, его настигают правительственные агенты. Оказавшись в окружении преследователей, ученый продолжает настаивать на том, что он человек. Но те демонстрируют ему тело настоящего Спенсера Олхэма. Больше главный герой не успевает сказать ничего. Прогремевший ядерный взрыв становится его последним аргументом в споре с правительственными агентами.

Рассказ «Самозванец» был написан в далеком 1953 году, и сейчас, когда с момента публикации прошло уже более полувека, его сюжет может кому-то показаться устаревшим. Кому-то, но не Хидео Кодзиме. Подобно Филипу Дику, японский гений «заминировал» одного из союзников Биг Босса в пятой части Metal Gear Solid. Да и сам Снейк ближе к финалу в The Phantom Pain узнает о себе кое-что новенькое.

Придерживается текста рассказа и Bethesda. В мире Fallout 4 людей все так же подменяют Самозванцами, роль которых играют синты Института. Но если у Филипа Дика подмена грозила только каким-нибудь важным «шишкам», то в мире Fallout стать жертвой Самозванца может каждый: мэра самого крупного города Содружества до пьяницы-фермера из Богом забытой глуши.

*****

Рассказ о том, как творчество Филипа Дика повлияло на игровую индустрию, подошел к концу. И все же я уверен, что разработчики еще не раз придут за советом к Дедушке киберпанка. Ведь трудно представить, что Cyberpunk 2077 обойдется без отсылок к «Мечтают ли андроиды об электроовцах», а предстоящий Wolfenstein 3 отвернется от «Человека в высоком замке».

Но это будет уже совсем другая история. Мы же с вами, уважаемые читатели, продолжим двигаться дальше и впереди нас ждут совсем другие писатели. А вот кто именно это будет – загадка даже для меня самого. Ведь рассказать хотелось бы о многих. Тут и Говард Филлипс Лавкрафт, отсылок к творчеству которого в своих играх не сделали, наверное, только самые ленивые разработчики. И братья Стругацкие, сами того не ведая подарившие нам Сталкера. И Эдгар Алан По, к рассказам которого отсылают Fallout 4, с десяток point-and-click квестов и ник одного пользователя PG. И многие другие. Так что скучно не будет однозначно.

Ну а на сегодня у меня все. С вами был Raven. Спасибо за внимание и до новых встреч на PG.

КОНЕЦ

Комментарии: 1
Ваш комментарий
Ведь трудно представить, что Cyberpunk 2077 обойдется без отсылок к «Мечтают ли андроиды об электроовцах»

да не обязательно цитировать только blade runner. У дедушки Филип Киндред Дика есть ещё УБИК и "три стигмата Палмера Элдрича" которые тоже могут вписаться в сеттинг Cyberpunk 2077. Или переход между реальностями, как в "Пролейтесь, слёзы...".

4