Х3: Reunion, официальная английская версия которой в России появилась совсем недавно, уже успела получить самые восторженные отзывы и от игроков, и от прессы. Надо сказать – абсолютно заслуженно.
Эта космическая сага, ведущая свою историю от почти древнего X - Beyond the Frontier, вот уже на протяжении многих лет являет собой пример того, как из игры-клона можно сделать настоящий культ. Кудесники из Egosoft всегда творили не просто Elite-образную игру, а собственный мир, живущий по своим правилам со своими героями и чудовищами, своей экономикой и боевой системой. Х3: Reunion на сегодняшний день кажется наивысшей точкой развития серии...
Джулиан в меняющемся мире…
Сюжет в серии всегда играл, скажем так, не ведущую роль. Как все мы прекрасно знаем, главное блюдо Х-серии - свобода во всех ее проявлениях: в торговле, боях, исследовании огромного мира, включающего десятки планетарных систем и сотни самих планет. Тем не менее, мода на качественно прописанные и шикарно заскриптованные голливудские истории в видеоиграх не могла обойти стороной и Egosoft. Как результат - мы получили действительно масштабный сюжет на десяток обязательных миссий (сравните с шестью миссиями в X2: The Threat). Мы играем за Джулиана Бреннера - сына героя предыдущих серий Кайла Бреннера. Завязка стандартна – мир не успел толком отдохнуть после отражения атаки Khaak, как на смену спешит новая угроза, разбираться с которой предстоит именно нам. На этот раз сюжет не отпускает игрока совсем уж далеко на вольные хлеба и куда более активно напоминает о своем присутствии, предлагая достаточно разнообразные и все более продолжительные миссии. Конечно, не обошлось без обязательного поиска загадочных артефактов, длительных заездов из одного конца галактики в другой в поисках сюжетных NPC, неожиданных засад, спасения плененной девушки, патрулирования и конвоирования, несанкционированных проникновений в закрытые сектора и т.д. и т.п. Тем не менее, сюжет затягивает, а миссии не кажутся одним сплошным повторением пройденного – во многом благодаря грамотному чередованию «почтовых» квестов и жестко привязанных к конкретной ситуации заданий, заставляющих героев совершать нечто отличное от стандартного «найди и принеси». Особенно запомнилось проникновение в логово пиратов Yaki.
Помимо собственно сюжетной кампании, имеющей три уровня сложности, нам доступны три сценария, позволяющие относительно свободно жить в мире Х3 - соответственно, торговцем, воином и исследователем. Именно здесь истинный фанат вселенной от Egosoft может получить настоящее удовольствие от пребывания в огромном свободном мире, не отвлекаясь на обязательные сюжетные экзерсисы. Поклонникам подобных игр, думаю, не стоит пояснять, какие тут открываются возможности и в чем весь вкус именно подобного свободного сценария.
Х3: Reunion по-прежнему предлагает игроку выбор – как и кем жить в своем мире. Создавать финансовую империю, зарабатывая первоначальный капитал тотальной торговлей всем, что попадается под руку, а затем уже строя собственные фабрики-заводы и кушая рябчиков, или преследовать пиратов по всей галактике? А может собственноручно шантажировать и аннигилировать встречных торговцев и конвоиров? Жизнь вокруг игрока тем временем идет своим чередом, а мир живет по своим законам.
Комфортность бытия…
Тем не менее, и война, и торговля немного, но изменились: торговать и воевать в X3 стало чуть комфортнее. Во-первых, отметим, что игра теперь позволяет торговать в одиночку на самых ранних этапах – без нудного зарабатывания необходимого рейтинга. Причем торговать практически всем – от еды до оружия. Естественно, что это в свою очередь позволит быстрее заработать нужные капиталы для покупки собственных фабрик, каковых в Х3: Reunion теперь 8 типов (производят они, соответственно, 8 видов товаров). С другой стороны, расстояния перелетов и цены в новой игре серии увеличились, а потому, чтобы торговля не превратилась в слишком изматывающее занятие, игроку нужно куда активнее прибегать к услугам спутников. Грамотное расположение последних в узловых местах секторов позволит вовремя отслеживать динамику цен и соотношение спроса/предложения. Более комфортной торговле способствует и такое новшество как введение в игру собственного магазина для каждого типа товаров, который постепенно заполняется все более продвинутыми образцами.
Что касается боевой системы, то тут отметим, прежде всего, тотальные изменения в балансе. По некоторым сведениям, в их основе лежит один из фанатских модов. Как результат – увеличена скорость и мощность автоматических пушек, снижена дальнобойность некоторых типов оружия, а предназначением мощных «стволов» наконец стало именно уничтожение тяжелых кораблей. Поэтому выработанные тактические маневры и опыт, накопленный в предыдущих играх серии, теперь не всегда работают. Например, не стоит пренебрегать теми типами кораблей и орудия, которые ранее казались слишком слабыми на определенных этапах игры. Тут как никогда подходит известная истина о том, что в природе (читай – в боевой системе Х3) все необходимо. В частности, наконец начала приносить дивиденды тактика атаки тяжелых кораблей группой легких истребителей.
Корабельный парк также подвергся изменениям. Во-первых, их стало больше ровно на 200 единиц, во-вторых – оставшиеся прошли переработку разной степени масштабности. Внешний результат налицо: эстетически корабли в Х3: Reunion неотразимы и просятся на страницы учебника «Как нужно реализовывать космические корабли в видеоиграх начала 21-го века».
Сам бой и процесс управления кораблем в боевых ситуациях мало изменился. Перед нами по-прежнему аркадный симулятор, в котором корабль может резко и быстро разворачиваться в разные стороны и кружиться вокруг своей оси в поисках ускользающей цели. Аркадности, конечно, стало чуть меньше, а само движение кораблей в космическом пространстве приобрело какую-то солидность и серьезность (во многом этому способствует введение обзора кабины), но глобально суть не изменилась.
Управление кораблем, равно как и навигация в мире Х3: Reunion, стали куда как более удобными и комфортными. Автоматизировать теперь можно очень многое: автопилот работает в поте своего интерфейса. Добавились некоторые «девайсы», существенно облегчающие жизнь пилота. Кроме того, на помощь нам всегда готовы прийти информационные службы на станциях и некоторые их высокопоставленные сотрудники. Процесс стыковки корабля со станциями, а также покупка других транспортов заметно облегчены. С одной стороны, все это можно назвать уступкой «попсе», казуальным игрокам, с другой – никто не заставляет нас пользоваться автопилотом и новой продвинутой системой навигации. С этой точки зрения игра предлагает вполне широкий выбор.
В космосе обнаружена жизнь…
Жить в мире Х3: Reunion действительно хочется – долго и основательно. И самое главное, что игре удалось избежать типичной болезни подобных продуктов: превращения многих повторяющихся действий в постепенно приедающеюся рутину. В отличие от Freelancer, например, здесь нет огромного количества типичных однояйцовых миссий, заставляющих игрока действовать по одному и тому же сценарию: нудно летим до контрольной точки, отстреливаем группу противников, столь же нудно возвращаемся за очередной наградой. И миссии, что можно получить на станциях, и встречи с кораблями в красных рамочках игра выдает с чувством меры, с толком и расстановкой, а потому они носят куда более индивидуальный, штучный характер. Благодаря этому как-то не особенно обращаешь внимание и на то, что все задания достаточно стандартны. Кроме того, сотрудники Egosoft не пошли по пути авторов Parkan 2 и не заставляют игрока сотни раз штурмовать одинаковые корабли противника, самолично бегая по одинаковым коридорам и убивая выскакивающих с одинаковыми криками из одинакового угла одинаковых противников.
Кстати, о противниках. AI в игре, безусловно, изменился в лучшую сторону. В отличие от некоторых других Elite-подобных игр, враги в Х3: Reunion теперь не похожи (или не совсем похожи) на многочисленные вариации одного и того же бота, которые почти всегда ведут себя одинаково. Особенно бросается в глаза то, как грамотно враги используют необходимый тип вооружения против различных типов кораблей.
Ну и, конечно, жить в этом мире хочется еще и потому, что он прекрасно (я бы даже сказал – завораживающе) выглядит. Внешний вид и в целом техническое исполнение Х3: Reunion оставляют в сознании одни сплошные восклицательные знаки – в лучшем смысле, естественно. Новый движок – Artificial Life – отрабатывает все выданные ему авансы по полной. И даже сверх того. Космос и корабли выглядят грандиозно, красиво, очень детально, но, что самое главное – реалистично. В них нет «попсовой» пестроты и желания скрыть за сверх меры красочным фасадом обычную дизайнерскую лень.
Что касается звука и музыки, то тут на ум сразу же приходит сравнение с The Elder Scrolls 3: Morrowind. Люди знающие сразу меня поймут: аудиосопровождение в Х3: Reunion имеет такое же значение, как и в легендарной ролевой игре четырехлетней давности. Описать это можно коротко: стильно, мощно, атмосферно и без единого нарекания.
***
Х3: Reunion – безусловно, лучшая игра в своем жанре за несколько последних лет и просто одна из лучших игр. Игра-событие и для этого самого жанра очередная вершина. Авторам удалось совместить тотальный комфорт и заметные послабления при вхождении в игру с прежней фирменной реиграбельностью, пьянящей свободой и «умным», размеренным геймплеем.
Рейтинги:
Геймплей: 9.0
Графика: 9.5
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.5
Общий рейтинг: 9.0
Ну, за интерфейс можно и пониже поставить. Ну зачем они убрали приборную панель у корабля?
За музыку можно и 10 ставить.
Ну и слишком уж требовательна игра к ресурсам ПК.
Суперская игрулина!
Самая правдоподобная и красивая игра на космическую тематику!
Эксплуатировать до тех пор пока не выпустят идеальный космосим.
gabriel
ты гденить видел космос разнообразный по разному?)
Адски крутая гама! Но все-таки она - чистый бизнес симулятор. Боевая часть почти не проработана.
Да X3 эта та игрушка к которой возвращаешься вновь и вновь и продолжаешь играть в нее с удвоенным рвением. Она бесит только в одном случае, когда пытаешься влететь в сектор в котором находится 20 и более твоих станций. Почти 1.5 года играю и до сих пор не прошел сюжетку.
Хорошая игра, уже год играю, но единственный недостаток - не уничтожишь полностью ни Хааков, ни Ксеннонов, а смысл игры не пойму, но в целом нравится.
Я 1,5года играю,игра супер сюжет не проходил зато уничтожил сплитов сейчас с телади воюю
Круто, статья 6 летней давности:), а в игру до сих пор гамаю, в дополнение. ПС Скоро анонсируют новый проект от Egosoft, вроде как новая серия.
Шикарная игра...)) мне она никогда не надоест) вечная так сказать игра :)
Jefe 01.04.06 11:42: Эксплуатировать до тех пор пока не выпустят идеальный космосим. До сих пор актуальная фраза!
у меня не тормозит мастерски. Вполне играбельно. Мягко говоря...
^^ :))
Недовольство вызывает сырая версия в продажах! Или качай 128 Мв или более патчей или жди версию 2. Ну и зачем я покупал лицензию от НД? Только деньги выкинул и не обменяешь... Так и не играл еще - два месяца диск на полке лежит.
Я УЖЕ ПИСАЛА.пОМОГИТЕ, НЕ МОГУ ПРОЙТИ АСТЕРОИД ДРОНОМ,НА ЛАЗЕРЫ НАТЫКАЮСЬ.А ПОТОМ ТУПИК И ВРОДЕ НАЗАД ЛЕЧУ.
неплохая игруха,хотя иногда и бесит.(Сказал я год назад=)) Сейчас я говорю игрушка стоит того чтобы в нее поиграть а тем более пройти.Единственное за что можно упрекнуть это за короткую сюжетную линии.Уже год из космического запоя не выхожу и не собираюсь=). Где вы еще встретите такой красивый космос?...Не где.
поскажите пожалуйста как мне ввести скрипт на увеличение денег, если можно то поподробнее. заранее спасибо
Скоро анонсируют новый проект от Egosoft, вроде как новая серия. Уже анонсировали.
Подскажите пожалуста где покупать батареи? И какая самая выгодная фабрика?
за геймплей 2, ибо из-за кривости движка она умумдряется мастерски тормозить насамых мощных компах. Без патча 1.4 не играбельна.
Игра прикольная, но если бы была оценка за оригинальность, то я бы поставил 2. В конце-концов, сколько можно эксплуатировать старые идеи? По поводу графики, тоже можно поспорить. На мой взгляд, некоторые модели станций в Х2 лучше смотрелись. Космос стал смотреться лучше, но уж больно однообразен (вернее, разнообразен одинаково) через некоторое время становится скушно.
Геймплей: 9.0? Интерфейс и управление: 8.5? мдя... явно завышены на треть... с оценкой за графику согласен, за звук тоже...