на главную
об игре
Yakuza 05.09.2006

Подобно дракону: за что мы любим серию Yakuza

Выход Yakuza 0 ждали два года. Фанатам серии не привыкать, с долгими задержками они столкнулись ещё в эпоху PlayStation 2. Несмотря на обилие игр во франшизе, Yakuza до сих пор незаслуженно игнорируется большинством западных игроков, имеет весьма скромную фанбазу, а продажи любой номерной части никогда не превышали 500 тысяч копий за пределами Японии.

Разберёмся, в чём уникальность Yakuza, и за что стоит её любить.

Правдивый сеттинг

Разработка первой части серии стартовала в нелёгкое для SEGA время. Компания чудом избежала банкротства, перестала производить консоли и полностью сменила политику, переключившись на разработку игр для платформ шестого поколения. Денег на дорогие игры не было, поэтому от продолжений Shenmue сразу же отказались.

В 2002 году в мире набирали популярность игры с открытом миром, так что в SEGA решили, что нужно потихоньку выбираться из затянувшегося кризиса и запланировать ощутимо бюджетную, но в тоже время масштабную игру с открытым миром.

За проект взялся геймдизайнер и продюсер Тосихиро Нагоси, создатель сериала Super Monkey Ball и аркадного beat 'em up Spikeout. Он также принимал участие в создании обеих Shenmue, Jet Set Radio, Virtua Racing и Panzer Dragoon Orta. От Spikeout Нагоси позаимствовал боевую систему и динамичные бои в закрытых помещениях.

На разработку первой части Yakuza ему выделили 21 миллион долларов, что составляет половину бюджета Shenmue — самой дорогой игры SEGA на тот момент.

В Японии серия Yakuza известна под названием Ryu Ga Gotoku, что в переводе с японского означает «Подобно дракону». Тосихиро Нагоси выбрал такое название из-за характера главного героя, Кадзумы Кирю. Герой вдохновлён персонажами классических гангстерских лент режиссера Киндзи Фукасаку: яркий образец мужественности, доблести и чести. Так как дракон в азиатской мифологии — существо благородное, то Кирю постоянно с ним ассоциируют.

Чтобы создать правдоподобный криминальный мир Японии, команда разработчиков отправилась в самые известные увеселительные районы Токио — Роппонги и Синдзюку. Там они провели не один день, скитаясь по хост-клубам, барам и различным сомнительным заведениям.

Тосихиро Нагоси не скрывал, что во время разработки им неоднократно приходилось общаться с реальными мафиози. Геймдизайнер уделил особое внимание конфликтам между различными семьями и моральному кодексу якудза «джинги».

После выхода Yakuza 3 один американский репортер решил устроить интересный эксперимент. Он посадил за игру трех японских мафиози (в том числе и отошедшего от дел ветерана), и решил выяснить, насколько достоверно разработчикам удалось воссоздать криминальный мир Японии.

В основном мафиози придирались к различным мелочам. Мол, рубашка у Кирю выглядит неопрятно и дешево, в таких обычно ходят члены второсортных семей низкого ранга, целиком состоящие из бывшей дворовой шпаны. Они также отметили, что только законченные дураки постоянно ввязываются драки. В жизни тебя либо изобьют до полусмерти, либо сочтут полным неадекватом и выгонят из семьи. Если же дело доходит до драки, то обычно тот, кто ударил первым — уже победил.

В целом, игра им понравилась. Похвалили сюжет и особенно отметили реалистично показанные отношения между политиками и крупными мафиозными кланами.

Это не клон GTA

Первая часть меньше чем за полгода стала одной из самых продаваемых игр на PlayStation 2 в Японии. Довольная продажами SEGA решила адаптировать игру для западных игроков. Началась масштабная и агрессивная рекламная кампания, на которую не жалели средств. Для озвучки были приглашены известные актеры: Марк Хэммилл, Элайза Душку, Робин Аткин Даунс, Алайн Дейл и даже Майкл Мэдсен.

Но издатель совершил главную и уже непоправимую ошибку — Yakuza начали позиционировать как конкурента GTA. Статьи в игровой прессе пестрили упоминаниями о якобы «японской GTA», а кто-то не стеснялся и пророчил сильную конкуренцию меж ними. Итог: грандиозный провал. Количество проданных копий не перевалило даже за отметку в 200 тысяч, а SEGA моментально отменила планы по выпуску Yakuza 2 сразу после релиза в Японии (игра вышла только через два года).

Причин провала всего три, и они довольно прозаичны. Во-первых, на клоны GTA тогда смотрели если не с презрением, то с явной насмешкой. Они были чем-то вторичным, сугубо необязательным и по качеству явно уступали вдохновителю. Такие неплохие игры как две части True Crime, The Getaway и The Simpsons: Hit & Run — забыты, в наше время о них вспоминают только как об удачных клонах. SEGA пыталась сыграть на аудитории популярной франшизы и проиграла.

Во-вторых, игры с чисто азиатской тематикой и понятными для азиатской аудитории темами плохо продаются на Западе в целом. Именно поэтому исторические спин-оффы Ryu go Gotoku так и не добрались до западных игроков.

В третьих, озвучка хоть и хороша, но портит всё удовольствие из-за одного нюанса — кто-то явно переиграл в San Andreas. Японские мафиози сквернословят как заправские афроамериканцы из гетто, что откровенно портит впечатление. Марк Хэмилл замечательно озвучил Горо, но у него получился совершенно другой персонаж. Вместе с английской озвучкой потерялся специфический кансайский диалект, истеричные интонации, забавное и уже родное для серии «Кирю-тян!». К счастью, в последующих частях от английской озвучки отказались в пользу субтитров.

Но самое важное: GTA здесь и не пахнет, ведь Yakuza — это прежде всего beat 'em up с открытым миром и элементами JRPG. От последней серии достался инвентарь, прокачка, случайные драки, отсутствие озвученных диалогов у рядовых NPC и типичные квесты в духе «найди/отнеси/спаси/побей кого-нибудь».

До управления автомобилем добрались только к Yakuza 5

Большинство боев происходят на улицах, где игрок может нарваться на различную шпану или членов вражеской семьи. От боевой системы скупую слезу пустят те, кто в глубоком детстве проводил долгие вечера за трилогией Streets of Rage. Как и в классических играх от SEGA, в бою разрешают использовать все предметы, которые только подвернутся под руку. От, казалось бы, безобидных мусорных ведер и зонтиков, до велосипедов и мотороллеров.

Порой драки превращаются в настоящую феерию жестокости: одного приложил челюстью об стену, второго исполосовал катаной, третьему «приземлил» на голову велосипед. Выглядит жестоко и не всегда приятно, но при этом — никто не умирает. В конце боя игрок получит деньги и опыт, а побитые негодяи раскланяются и вручат вам подарок. Осталось ещё добавить победные фанфары, и будет чистая JRPG.

Тосихиро Нагоси отрицает влияние серии Grand Theft Auto на своё произведение. После выхода Yakuza 4 его мнение было очень категоричным.

Grand Theft Auto — это отличная игра с интересными игровыми механиками, но, тем не менее, я её ненавижу. В своих проектах я не стану продвигать мысль, будто убийства и преступления без всякой причины — это весело Тосихиро Нагоси

Конечно же это не значит, что в серии Yakuza персонажи не умирают. Умирают, и ещё как, но редко от рук игрока и только по сюжету. Вы можете избить противника до полусмерти, но тот не умрёт, а просто получит тяжёлую рану и потеряет сознание. Также нельзя ударить встречного прохожего или как-нибудь привлечь внимание полиции.

Нагоси создает игры с жестоким контентом, но всегда избегает жесткости на пустом месте. Даже у конченного отморозка есть своя мотивация, мораль и обязательная причина, по которой он ведет себя именно так и никак иначе.

Yakuza растёт вместе с игроком

При всём великолепии истории Yakuza, в каждой игре найдется уйма вещей, на которые трудно закрыть глаза. Изначально сюжет серии использовал лучшие стороны классических гангстерских лент 70-х годов XX века. Но, к сожалению, чем дальше серия развивалась, тем больше походила не на криминальную драму, а на обычную «дораму» — сериал для японского телевидения. Порой сюжет трудно воспринимать всерьёз, а виной всему клише.

Практически все положительные персонажи в Yakuza умирают долго и театрально. К тому же в игре уже трижды провернули трюк со смертью главного героя. Смешно смотреть, учитывая, сколько в серии вышло частей.

Подобных смертей в серии — раз, два и обчёлся

Образ японской мафии показан достоверно, но всё равно страдает от обилия романтизма. Местные мафиози привыкли сражаться исключительно на кулаках, огнестрельное оружие у них не в почете и встречается лишь у редких противников или боссов. В ключевых боях герои одним взмахом руки срывают с себя пиджак и рубашку словно это какой-то плащ. Ну как тут не показать свои красивые татуировки?

Отрицательные персонажи много болтают, но ничего при этом не делают. Главного героя регулярно спасают «рояли в кустах», а «санта-барбары» и драматической шелухи про потерянных родственников как-то уж очень много.

Были и проблемы с региональными различиями: больше всего они ударили по Yakuza 3. В западной версии игры вырезали хост-клубы и создание хостес, 22 побочных квеста, рекламу реальных брендов на улицах, большинство песен, чисто азиатские мини-игры (манджонг и сёги), все намеки на расизм, массажные салоны, чтение журналов и многие другие мелочи. Фанаты были в бешенстве и закидали SEGA петициями. Больше из Yakuza контент не вырезали.

От японской обложки отказались из-за сигареты. Для западной версии выбрали что-то невразумительное.

Но никакие клише и прочие трудности не мешают получать удовольствие от сюжета, особенно если посмотреть на него под другим углом.

Серия переполнена действительно яркими персонажами, к которым очень легко привыкнуть. Непредсказуемый и сумасшедший Горо Мадзима, умный и расчетливый детектив Датэ, харизматичный ростовщик с добрым сердцем Масаёси Танимура и конечно же милая девочка Харука — список можно продолжать.

Харука, кстати, уже давно не ребенок: за шесть номерных частей она успела превратиться из восьмилетней девочки в красивую поп-звезду.

Идут годы, персонажи растут и меняются, и вместе с ними растут игроки. Поэтому новую часть ожидаешь как следующий сезон любимого сериала.

Сюжет точно понравится поклонникам японских дорам, простеньких гонконгских боевичков и бюджетных картин про криминальные разборки. Останутся довольны любители абсурдных комедий и трэша, ведь градус хорошего юмора растёт с каждой частью. Ловля зомби на удочку в спин-оффе и фотографирование вора-фетишиста, охочего до женских трусиков — лишь верхушка айсберга колоритного японского юмора в серии.

Досконально проработанные локации

Основные сюжетные события всех частей серии происходят в Токио, в увеселительном квартале Кабуки-тё района Синдзюку, но в последующих выпусках появлялись новые регионы и города.

Самое потрясающее, что все локации досконально повторяют реальные места. Вплоть до мелких переулков, расположения зданий и различных заведений. Во время путешествия по Японии мне даже удалось сфотографировать несколько мест, которые встречаются в Yakuza.

Но есть и минусы. Серия Yakuza — это ад для перфекциониста. Чтобы завершить любую игру на 100% и открыть битву с традиционным для серии секретным боссом, придётся долго и внимательно читать прохождение (в Японии гайды, к слову, продаются отдельно, в виде толстенных книжек). Только к пятой части разработчики додумались отмечать побочные квесты на карте. Игрок прошел побочный квест, на карте открылось ещё несколько, но об этом ему никто не сообщает.

Каждый раз, после малейшего продвижения по сюжету или прохождения нескольких побочных квестов приходится полностью оббегать все локации в поисках новых заданий. Мало того, побочные квесты возникают и исчезают по мере прохождения игры.

Решили отложить «побочки» на потом, пройти их в следующей главе? Не получится, потому что они исчезнут. Пожалуй, проблема поиска побочных квестов — главный недостаток серии. Рядовой игрок махнет на это рукой, но вот у охотников за достижениями и заветными 100% разболится голова.

Мини-игры

Количество мини-игр растет с каждой номерной частью, из-за чего появились шутки, мол, серия скоро окончательно превратится в сборник различных сторонних занятий, а сюжет и драки отойдут на второй план. Одно другому, впрочем, не мешает.

Yakuza 1 (2005)

Место действия: Токио

Начиная с первой части, главным источником спускания денежных средств стали хост-клубы — традиционная забава для богатых и одиноких мужчин в Японии. Игрок выбирает девушку и начинает общаться с ней, изредка прерываясь на заказ выпивки и еды для своей собеседницы.

У новичка за пятиминутные беседы с милой девушкой может уйти до нескольких сотен тысяч йен! Так как характеры и предпочтения у каждой собеседницы разные, то нельзя предугадать заранее, как поведет себя та или иная особа.

После удачной беседы девушка даст игроку номер телефона и будет изредка присылать милые СМС с забавными смайликами. Вскоре она пригласит на свидание, на котором ей можно купить дорогое украшение или сводить её в ресторан. После несколько свиданий откроется персональный квест избранницы. Задания не блещут оригинальностью и обычно сводятся к дракам с бывшими парнями, сталкерами и аферистами. Концовка предсказуема — поход в любовный отель.

Хост-клубы стали основной мини-игрой серии. С каждой частью количество девушек увеличивалось, беседы становились сложнее и разнообразнее. Дошло до того, что голос и внешность для девушек стали дарить реальные модели и порно-звезды (Nana Natsume и Tina Yazuki, например).

Мини-игры: казино, пачинко (помесь пинбола и однорукого бандита), подпольные бои, бейсбол, эротический массаж и UFO Catcher (автомат с краном для ловли игрушек) в реальной сети аркадных залов Club SEGA.

Yakuza 2 (2006)

Место действия: Осака и Токио

Появилась возможность самому работать хостес и «разводить» милых девушек на деньги. Также в игру встроили крохотную экономическую стратегию по развитию хост-клуба Marietta. Игрок будет нанимать на работу девушек, контролировать заработную плату работников и на свой вкус обустраивать помещение.

Новые мини-игры (добавились к старым): манджонг, сёги, боулинг и аркадный файтинг YF6.

Yakuza 3 (2009)

Место действия: Наха (Окинава), Токио

В Yakuza 3 у Кадзумы появились модный мобильник и блог. Идеи для блога он берёт из секретных сценок, разбросанных по всей игре. Игрок находит NPC, смотрит кат-сценку, попутно проходит QTE и выбирает сообщение для блога. Если всё сделано правильно, то откроется секретный прием.

Новые мини-игры: караоке, традиционные китайские и японские настольные игры (ханафуда, сёги, чинчирорин, покер на костях), гольф, дартс, бильярд, рыбалка, викторина в духе «Кто хочет стать миллионером?» и аркадный скролл-шутер Boxcelios.

Yakuza 4 (2010)

Место действия: полностью переработанный район Камуро-чё в Токио.

Yakuza 4 впервые представила сразу четырёх игровых персонажей с разными боевыми стилями и способностями. Игра чётко поделена на сюжетные арки, в каждой из которой вы управляете новым героем.

Новые мини-игры: пинг-понг и файтинг IF-7R с персонажами основной игры.

Yakuza 5 (2012)

Место действия: Токио, Осака, Нагоя, Саппоро и Фукуока.

Хоть Тосихиро Нагоси и не любит Grand Theft Auto, но по размаху он сравнивал пятую часть серии с San Andreas. И неудивительно, ведь тут пять городов, пять игровых персонажей, больше десятка новых мини-игр, а полное прохождение занимает около 200 часов.

Новые мини-игры: аэрохоккей, аркадный порт Virtua Fighter 2, автомат Тайко, охота на животных, речная рыбалка, приготовление лапши в уличной лавке, игра в снежки, участие в комедийном радио-шоу, танцы, петушиные бега и безумные гонки на такси в духе Initial D и Wangan Midnight.

Неожиданные спин-оффы

Рассказ не был бы полон без игр, которые по тем или иным причинам прошли мимо западной аудитории.

Ryu ga Gotoku Kenzan (2008) и Ryu ga Gotoku Ishin (2014) переносят знакомых персонажей в Японию XVII и XIX веков. Старые герои переименованы, а их внешность подкорректирована под облик исторических личностей. Главные лица Kenzan и Ishin — известные самураи Миямото Мусаси и Сакамото Рёма. В качестве города выбрали старый Киото и его окрестности.

Ответвления получились не хуже, а в чем-то даже лучше основных игр серии. Кроме игр серии Way of Samurai практически не существует нормальных игр с открытом миром в старой Японии.

Обе игры не вышли на Западе по двум причинам: слишком чуждо для западных игроков, и к тому же хватает спорного контента. Так, например, по некоторых слухам, Kenzan не вышел на Западе только из-за подробно раскрытой темы детской проституции в старой Японии. Чтобы срочно заработать деньги, девятилетняя девочка Харука решает пойти в бордель и обучиться на ойран — элитную и дорогую проститутку. Сюжет не поменяешь и спорные разговоры не вырежешь, так как на борделях завязана весомая доля сюжета.

Yakuza: Dead Souls вполне можно назвать самой недооценённой частью серии. Тосихиро Нагоси взял версию Камуро-тё из четвертой части и устроил в нем местный зомби-апокалипсис. Получилось спорно. Западные рецензенты раскритиковали спин-офф за отвратительную камеру, неудобное управление, устаревший геймплей и вторичный сюжет. Многим не понравился упор на огнестрельное оружие, кто-то увидел плагиат на серию Resident Evil.

В целом, это всё та же Yakuza, только с пушками, зомби, очень смешными квестами и слегка переработанным контентом из Yakuza 4. Дёшево и сердито. Интересно, что Нагоси решил не бросать шутерную тематику и позже воплотил некоторые идеи из Dead Souls в Binary Domain.

Ещё можно отметить две части Ryu ga Gotoku: Kurohyo для PSP и PS Vita, но рассказывать, тут, в общем-то, нечего. В силу технических ограничений консолей, город заменили на его отрендеренную версию (как задники в JRPG эпохи PSone), а боевую систему серьёзно упростили. Сюжет тут вторичен, поэтому играть в эти ответвления совершенно необязательно.

С чего начать?

Начинать знакомство со знаменитым японским сериалом можно с любой части, так как в каждую игру встроено специальное меню с кратким пересказом сюжета прошлых игр. Но мы бы рекомендовали Yakuza 0, которая как раз выйдет 24 января на PlayStation 4.

События стартуют в конце 80-х годов, когда Кадзума Кирю работал обычным вышибалой и мальчиком на побегушках. В Yakuza 0 могут играть даже те, кто не знаком с серией и раньше боялся притрагиваться, опасаясь ничего не понять. События «Зеро» не упоминались в прошлых частях, но это, тем не менее, не делает её ретконом и лишней игрой в серии.

Колорит японских 80-х передан великолепно. Старенькие неоновые вывески, отличная музыка, мода и конечно же классические игры от Ю Судзуки (Hang-on, Outrun, Space Harrier), в которые можно поиграть в аркадных залах SEGA. К огромному количеству мини-игр из прошлых частей добавились женский реслинг, беседы по горячей линии с не менее горячей девушкой, танцы в стиле диско и гонки на радиоуправляемых машинках.

По архивным фотографиям и старым картам разработчики восстановили кварталы Дотонбори и Камуро-тё так, как они выглядели в 80-х. Не удивляйтесь, если не увидите знакомых зданий или, наоборот, обнаружите что-то новенькое, что к событиям первой Yakuza уже снесли.

Если понравится Yakuza0, то можно взяться за Yakuza Kiwami — полноценный ремейк первой Yakuza, релиз которого намечен на лето этого года. Ну а если уж Kiwami понравится и захочется еще, то стоит посмотреть на остальные номерные части и «добить» их к 2018 году, на который намечен западный релиз Yakuza 6.

По словам Тосихиро Нагоси, шестая часть серии закончит историю Кадзумы Кирю, а немаловажную роль в сюжете сыграет сам Такеши Китано. Надеемся, что полноценный перезапуск истории и новый персонаж не подкачают, и знаменитая и столь большая серия продолжит своё развитие.

Комментарии: 7
Ваш комментарий

хороший блог, отличная серия игры

5

Не играл но слышал игра не плохая.

3

fantomazz Да это же экз соснольный , той самой мылостанции !! Как там могут быть не плохие игры , одумайся пука адепт !

-8

да даже русских сабов нет как смотреть то и играть только 6 часть проходят на рус. хоть на этом спасибо.

3

Данил Бугаков учить японский, конечно же.

-4

И постепенно этот экз перебирается на ПК уже есть 0,kiwami,kiwami 2 во всей номерной серии сюжет интересный и музыка особенно в первой части.

0