Прибыль в $563 млн: почему провал игры Cyberpunk 2077 не смог "утопить" CD Projekt RED

Cмотреть полную версию

Компания, начинавшая локализировать игры на польском рынке, в конце 2020 года выпустила одну из самых дорогих компьютерных игр в истории. И пытается справиться с этой проблемой до сих пор

Польская студия CD Projekt RED, выпустившая самую ожидаемую игру прошлого года Cyberpunk 2077, отчиталась о финансовых итогах года. Резкое падение акций, переносы крупнобюджетного игрового хита, недовольство тысяч поклонников по всему миру — все это не помешало компании установить несколько финансовых рекордов в карантинный год.

Корреспондент Delo.ua Илья Требор разобрался, как из скромной компании по локализации продуктов CD Projekt стали едва ли не самым обсуждаемым предприятием в игровой индустрии с выручкой, превышающей полмиллиарда долларов.

За 2020 год группа CDP заработала больше 2,1 млрд злотых (около $563 млн), а чистая прибыль достигла 1,15 млрд злотых (около $300 млн). Сложно сказать, рассчитывали на такие цифры Марчин Ивински и Михал Кичински, когда в 1994 году создавали CD Projekt, или нет. Все, что у них тогда было — две тысячи долларов, квартира друга в качестве бесплатного офиса и желание развивать игровой рынок Польши.

Оба к тому моменту продавали пиратские копии на варшавских рынках и хотели работать по закону. Это привело к тому, что Ивински и Кичински стали первыми импортерами игр на компакт-дисках в Польше. Следующим шагом стала локализация — CD Projekt начали частично переводить продаваемые игры в 1996-м, а год спустя запустили полноценную локализацию. Первым большим успехом оказалась компьютерная игра Ace Ventura: The CD-Rom Game. По словам Ивински, предыдущие варианты перевода продавались сотнями экземпляров, а их Ace Ventura тысячами.

Дальше студия предложила свои услуги таким мастодонтам игрового рынка, как BioWare и Interplay Entertainment — на рынок как раз выходила первая часть культовой серии Baldur’s Gate. В CD Projekt были уверены, что игра станет популярна в Польше, и бросили на нее все силы. В рамках локализации CDP немного изменили упаковку и наняли известных польских актеров для озвучки персонажей. Усилия оказались не напрасны и только за первый день было отгружено 18 тысяч копий.

В начале "нулевых", получив за свои локализации несколько индустриальных наград, CD Projekt задумались о разработке собственных продуктов. Одним из ключевых факторов стала отмененная Baldur's Gate: Dark Alliance. Поскольку поляки занимались ее портированием для компьютеров, у них после отмены ПК-версии остался код. Наработанные материалы планировали пустить на серию игр по циклу Анджея Сапковского "Ведьмак". Это сегодня Netflix снимает второй сезон популярного шоу с Генри Кавиллом в роли Геральта, а тогда... Тогда это была одна из самых популярных серий в Польше и один из главных фэнтезийных циклов всей Восточной Европы.

Правда, компания столкнулась с проблемой — ни Ивински, ни Кичински понятия не имели, как делать игры. Поэтому в 2002 году открыли студию CD Projekt Red со штаб-квартирой в Лодзи. Примерно год ее представители ходили по офисам игровых издательств, где в разной форме им объясняли, почему демо-версия "Ведьмака" плоха и не стоит усилий. Спасти ситуацию помогли проверенные партнеры из BioWare: канадские разработчики не только предложили CDP место рядом со своим стендом на конференции Е3 в 2004 году, но и передали им лицензию на свой игровой движок Aurora.

А вот вопрос прав решился быстро. Сапковский еще в 1997 году продал лицензию компании Metropolis Software, которая из-за загруженности другими проектами так и не смогла реализовать возможность. Позже CD Projekt купили права на всю серию у автора примерно за $10 тысяч. Спустя почти 15 лет из-за этой истории случился серьезный скандал, о котором чуть позже.

В любом случае, после пяти лет разработки и 20 миллионов злотых игра была готова — "Ведьмака" выпустили в 2007 году. Общий ее рейтинг на Metacritic составил 81 из 100, а критики хвалили за то, что она "предлагает игроку думать и делать выбор, а не просто рубить и пробивать себе дорогу к славе". Саундтрек игры был признан "Лучшим саундтреком к игре в жанре фэнтези" на церемонии Radio Rivendell Fantasy Awards, а Академия интерактивных искусств и наук назвала "Ведьмака" одним из номинантов на звание "Ролевая игра года". В 2010-м году "Ведьмак" был включена в книгу "1001 видеоигра, в которую нужно сыграть, прежде чем умереть".

Видео загружается...

Разработка сиквела началась практически сразу. Однако из-за проблем с партнерами, портированием игры для консолей и экономического кризиса 2008 году CDPR оказались на грани банкротства. Чтобы избежать этой участи, студия отказалась от одного из своих "вневедьмачьих" проектов и сосредоточилась на "Ведьмак 2: Убийца королей". Еще до выхода вторая часть уже была популярной — на этапе предзаказов было продано больше 110 тысяч копий. За весь 2011 год, когда игра вышла, игроки купили больше миллиона экземпляров, а за два года продажи достигли пяти миллионов штук.

Видео загружается...

Настоящий фурор в игровом мире получил "Ведьмак 3: Дикая Охота", который вышел практически на всех платформах в 2015 году. На разработку этой части понадобилось 3,5 года и больше $80 млн. CD Projekt изначально решили делать игру с открытым миром и расширить ее графические границы. Именно поэтому решено было отказаться от варианта для старых консолей, хотя это могло бы увеличить прибыль. Впрочем, и без этого "Дикая охота" стала коммерчески успешной — за первые полтора месяца было продано 6 млн копий, а за первые полгода студия заработала $62,5 млн.

К 2017 году было продано 33 млн копий, она уверенно вошла в список культовых и заработала несколько десятков наград. Такой колоссальный успех всполошил автора книг Анджея Сапковского и в 2018 году он потребовал у CD Projekt 60 млн злотых (почти 14 млн евро). "Я был слишком глуп, чтобы продать им права за единовременную выплату", — жаловался он. В самой студии долго не соглашались с писателем, но после нескольких околосудебных раундов признались, что "всегда вдохновлялись работами пана Сапковского" и частично удовлетворили его требования.

Видео загружается...

Однако к тому моменту CDPR уже работала над своей следующей игрой, не имевшей отношения к жанру темного фэнтези — Cyberpunk 2077. Изначально это была настольная игра о будущем, на которую повлиял фильм "Бегущий по лезвию", аниме-сериал "Призрак в доспехах", а также игры System Shock и Deus Ex. Концепция у студии родилась в 2012 году, а активная работа началась в 2016-м, после выпуска последнего дополнение к третьему "Ведьмаку" — "Кровь и вино". В рамках разработки CDPR привлекали помощь сторонних компаний (Digital Scapes для создания дополнительных инструментов, Nvidia для трассировки лучей в реальном времени) и даже бюджет своей страны. Так, правительство предоставило компании субсидию на $7 млн для найма персонала.

Со временем интерес к проекту рос: город будущего в игре разрабатывали специалисты по урбанистике, музыку написал композитор "Ведьмака 3: Дикая Охота" Марцин Пшибилович совместно с обладателем BAFTA Полом Леонардом-Морганом, а на одну из ключевых ролей взяли Киану Ривза. Сегодня известно, что над игрой работали 530 сотрудников CD Projekt RED. Однако если учитывать всё, то в проекте принимали участие больше 5200 человек. Выход блокбастера был назначен на 16 апреля 2020 года. Однако пандемия и некоторые шероховатости продукта несколько раз заставляли разработчиков откладывать релиз — сначала на 17 сентября, потом на 19 ноября и, наконец, на 10 декабря.

Видео загружается...

На момент выхода Cyberpunk 2077 казался триумфатором. В CD Projekt RED отметили, что количество предзаказов перевалило за 8 млн копий. А всего через несколько дней актуальным был уже другой вопрос — станет ли новая игра с открытым миром последней для польской студии?

Оказалось, что игра вышла чрезвычайно недоработанной — она вылетала в критические для сюжета моменты, пестрила огромным количеством багов и оказалась чудовищно требовательной для компьютеров. Больше всего негодования высказали владельцы консолей. Тут стоит отметить, что разработчики, в определенном смысле, схитрили. На всех тестовых испытаниях игры они предоставляли профильным журналистам только ПК-версию, игнорируя варианты для Sony PS4 и Xbox. При этом официальная позиция заключалась в том, что на этих платформах также можно будет полноценно сыграть в новинку.

Сразу после релиза стало понятно, что на консолях Cyberpunk 2077 абсолютно неиграбелен — графика образца начала нулевых, экстремально малое количество кадров в секунду и постоянные вылеты. Ожидаемо, что игроки массово начали требовать возврата. Ситуация между польской компанией и японской корпорацией Sony накалилась до такого уровня, что игру удалили из цифрового магазина PlayStation (сейчас ее там все еще нет). За провал компании несколько раз пришлось объясняться со своими акционерами.

Дело в том, что акции CDPR отреагировали далеко не лучшим образом. После релиза они рухнули почти вдвое. Еще 4 декабря 2020 года одна стоила 443 злотых, а 21 числа — уже 256 злотых. Ситуация немного выровнялась в конце января, когда вышедшие из отпуска поляки начали выпускать патчи для игры. Стоимость одной акции поднялась до 365 злотых. Однако кардинальных изменений не произошло и капитализация компании до сих пор продолжает падать.

В этой ситуации многие игровые аналитики задавались вопросом — а не утопит ли окончательно Cyberpunk CDPR? На момент пятницы, 23 апреля 2021 года, например, стоимость одной акции опустилась до 169 злотых. Однако опубликованный 22 апреля финансовый отчет компании за 2020 год говорит, что пока у разработчиков есть запас прочности.

Да, стоимость разработки Cyberpunk 2077 делает ее одной из самых дорогих игр в истории — за восемь лет на нее потратили 1,2 млрд злотых ($313 млн). С другой стороны, в 2020-м выручка CD Projekt RED превысила 2,1 миллиарда злотых, а это в четыре раза больше, чем год назад. Справедливости ради отметим, что это вообще абсолютный рекорд для компании: в 2019 она заработала 521 млн злотых, в 2018 — 362 млн, в 2017 — 483 млн, а в 2016 — 583 млн. Даже в 2015 году, когда вышел нашумевший третий "Ведьмак", общая выручка компании составила 798 млн злотых.

Можно посмотреть также и на сумму чистой прибыли CDP за 2020 год (1,15 млрд злотых), сравнив ее с предыдущими показателями. В 2019 году компания заработала 175 млн злотых, в 2018 — 109 млн, в 2017 — 200 млн, в 2016-м — 250 млн, а в 2015-м — 342 млн злотых.

Во многом этих показателей удалось достигнуть за счет продаж Cyberpunk 2077, которые всего через месяц после релиза превысили 13,7 млн копий. В то же время количество тех, кто захотел вернуть свои деньги за игру, в разы меньше. За прошлый год CDP потратила около $2,23 млн на возвраты, удовлетворив 95% из 30 тысяч запросов. Фактически, вернуть деньги за Cyberpunk захотели всего 0,22% от купивших игру, что в разы меньше статистической погрешности.

Если же говорить в целом о потенциальных убытках неудачного запуска новой игры "рэдов", то в финансовом отчете фигурирует цифра в $51 млн. Или чуть меньше 10% от общей выручки компании. На возвраты заложено $10,65 млн, а в 2021 году компания прогнозирует $38,34 млн упущенной прибыли.

Однако в любом случае пока математика говорит в пользу CD Projekt Red. И даже помимо финансовых успехов пускай неидеальной игры у поляков есть два серьезных аргумента. Во-первых, студия объявила о широкомасштабном плане реструктуризации после провального запуска Cyberpunk 2077. Одним из ее аспектов будет изменение способа разработки собственного игрового движка REDengine (на нем работают и новая игра, и "Ведьмак"), что может улучшить производительность будущих игр. Также они собираются продолжать дорабатывать "Киберпанк", чтобы он вернулся в цифровые магазины консолей.

Во-вторых, среди активов "рэдов" движущей силой остается и трилогия о Геральте. Так, результаты "Ведьмака 3" в 2020-м стали лучшими с релиза, и общие продажи игры на всех платформах превысили 30 млн копий. Большая их часть, конечно же, приходится на компьютеры (52%) и PS4 (31%). В целом продажи всей трилогии о Ведьмаке превысили 50 миллионов копий. Поэтому пока все выглядит так, что польская студия сможет пережить травму одной из самых крупных игр индустрии и еще какое-то время продолжит радовать поклонников.

Источник
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Cyberpunk 2077 "CyberLine BodyTextures - текстура тела" [v1.0] Cyberpunk 2077 "ARMOR LEVEL ADJUSTER 2.0 - регулировка брони одежды" [v1.0.1] Cyberpunk 2077 "Input Loader - Плагин конфигурации модов" [v0.2.2]
Комментарии: 58
Flow4Master

Потому что несмотря на кучи проблем, а также сопли и истерики недовольных, игра всё равно получилась лучше всего, что вышло в 2020 году.

67
Комментарий удален
ShadowM88

Сильное заявление,однако.

-11
Комментарий удален
EightB1t

Valhalla, Black Ops Cold War, Crusader Kings III, Doom Eternal, FFVII Remake, Ghost of Tsushima, Mafia, Nioh 2, Streets of Rage 4, Twin Mirror, Wasteland 3, Ghostrunner, Desperados 3, Yakuza: Like a Dragon и даже б-г мерзкий TloU2 - все эти игры на 3 головы лучше кибершлака

А можно ли вспомнить за тот же год игру хуже чем эта пародия на качественный продукт?! Хм... на ум ничего не приходит окромя как XIII Remake

Но сектантов кибершлака это не касается, в вашем то манямирке игры лучше нет и не было никогда

За такую прибыль скажите спасибо Ведьмаку, агрессивной рекламе и тому что люди не знали что на самом деле им продают и просто поверили авторитетному когда-то разработчику

-40
Комментарий удален
Читать все ответы
GazetaPRAVDA

Теперь я буду знать, что заработок в пол МИЛЛИАРДА долларов - это провал!

31
Wlados3d

Сейчас, почему-то, сверхприбыль для компаний стала нормой. Когда что-то не приносит 300 миллиардов бакс, то всем сразу грустно. Если взять условную EA c 1млрд$ чистой прибыли в год, то они можно сказать побираются, а значит различный донат и казино им жизненно необходимы, чтобы каждый год радовать нас высококлассной технологичной FIFA...

1
YegorSemenov

Да для этих истеричек и нытиков, игра провал лишь из-за того, что не оправдала их фантазий. Нафантазировали себе слишком много, а когда получили просто неплохую игру, поднялись вопли, ну а сырость игры довершила дело

3
EightB1t YegorSemenov

То есть то что наобещали людям разработчики это фантазии самих людей а не треп тех кто игру разрабатывал?

Понял принял

Таки я правильно оклеймил вас сектантами

2
YegorSemenov EightB1t

Да, разрабы наобещали кучу всего, но верить им в принципе глупо, суть в том, чтобы наобещать как можно больше, выполнив в лучшем случае треть от всего, по факту, так и произошло. Я ничего не ждал от игры, и оказался не сильно разочарован, а то, что доверчивых так много, это не мои проблемы, хотя тот же MMM не просто так появился, в игровой индустрии то же самое, просто странно, что когда какие-нибудь Ubisoft обещают много, и не выполняют этого, на них не истерят, а полякам не повезло с этим. Предзаказов я не делал, игру спиратил, может когда выйдут DLC, куплю по скидке на какой-нибудь новый год.

1
kakp

к примеру, недобросовестный застройщик тоже заработает бабки, но это не означает, что дом качественный, а вкладчики не хотят познакомить его с вилами. Прибыль не самый хороший показатель качества продукта.

0
Читать все ответы
Fox Blue

Провал только в умах недовольных, а так игра отлично окупилась.

8
Николай Ололай

Успех игры прямопропорционален количеству денег, вложенному в пиар, а не в её качество. Никак вы б*** не научитесь. Существует 2 понятия провала и успеха. Провал и успех по мнению комьюнити, и провал и успех по мнению издателя и разработчика. Это абсолютно разные вещи

2

Для многих, игра провал, просто потому что они нафантазировали себе слишком много, даже не думая о том, что в реальности осуществить все задумки разрабов крайне тяжело, и когда им выдали просто неплохую игру, они начали истерить, что это не то, чего они ожидали, но когда их также раз за разом дурачили какие-нибудь Electronic Arts, они держали язык за зубами, либо бухтели себе под нос

0

Ему игра нравится,тебе нет. Чтобы что-то доказать люди достают циферки,чтобы перейти на новый уровень срачей.

0

Речь идет не про их хотелки, а окупаемость. Игра себя окупила, все траты покрыты .А что хотят игроки с издателем, уже иной вопрос.

2
Yoshemitsu YegorSemenov

Я ничего не фантазировал, но все равно игра скучное говно, если сравнивать с теми же deus ex. И никто не мог себе даже представить, что создатели ведьмака скатят свою самую дорогую игру, на которую ушло 5-8 лет разработки в выкидиш синглового division. Нравится когда на голову срут, скупают журналистов, показывая фейковые кадры специально предоставленные разработчиком для обзоров? Ну вот в следующий раз когда ЕА или юбисофт выкатят какое-то кривое говно з даунгрейдами, ты тоже держи язык за зубами, ведь игроки сами себе нафантазировали что anthem и breakpoint будут божественным и шикарным. Правда стояли они раза в 3-4 дишевле киберпанка, но кого это волнует?

2
YegorSemenov

Ктулху вас забери, почему эти нытики и истерички никак не успокоятся? То, что вы нафантазировали у себя в голове, и обещания разрабов-никогда не совпадали с реальностью. Я считаю так, не жди слишком многого, и не будешь разочарован, я ожидал что будет обычная игра, ибо с карантинами из-за короны, легко было понять, что разрабы не смогут сделать всё, что задумывали. Собственно, на выходе получили неплохую игру, забагованную, но неплохую. Вообще, Киберпанк-это очередная игра, созданная людьми с огромными амбициями, они хотели сделать игру мечты, но переоценили свои возможности, если бы они не игрались с датами, а просто сказали что игра выйдет в 2021-2022, не говоря точной даты, то никто бы и не бухтел, переносы бы были не нужны, у них бы хватило времени, чтобы всё доделать. А так, игру ждёт судьба Bloodlines и Arcanum

8
Makar_AS8

Потому что ныть сейчас модно, вот почему.

5
Хайнеман

Полякам надо кланяться пекарям.

4
Олег Дудин

Всё просто: у поляков был большой кредит доверия. Он позволил окупить игру по предзаказам и обеспечить студии подушку безопасности. Сейчас разрабам всего лишь нужно допиливать игру, завлекая в стан фанатов недавних хейтеров.

4
RumerG

СДПР сделали РЕД 2.0, а это говорит о том, что они хотят быть похожими один в один, как, на Юбиков, Електронов и Активижн( поправьте, если ошибся). Все остальное, это пихание в сингл игр куски мультиплеера

3
fantom34

Прибыль и провал, как такое может быть. По моему все - наоборот. Постепенно весь киберпанк раскупят, как и предполагали разработчики.

2
Bamburrr

Пока всё хорошо, вопрос что будет к концу года, сможет ли Ведьмак тянуть достройку Киберпанка 1,5 - 2 года.

1
SketchUpless

С задачей CDPR справились, денег заработали, есть оригинальная вселенная с кучей деталей и простор для её развития, всё у них отлично

А собаки так всегда будут скулить и сочинять больные фантазии на счет провала игры, о том, что она не удалась. :DD

На консолях? Да, но кому этот рудимент без фпс и мощностей вообще нужен сейчас, впрочем это уже совсем другая история

1
plastic21

И все же какая красивая эта брукса из тизера к третьему ведьмаку.

1
Комментарий удален
Salvatore GT

500 лямов тоже немалые бабки

0
Maestriko

Если компания один раз не оправдала ожиданий это еще не показатель того что компания должна утонуть , игра вышла хорошей , да на старте ее можно было называть лишь КиберБаг , но большинство багов мешающих игре они пофиксили остались какие то не значительные баги . Не выполнили обещаний ? Д и хрен бы с ним , игра и так вышла достаточно хорошей что бы ее как минимум не презирать , фанаты уже очень торопили разработчиков что бы те еще дольше затягивали разработку , а как итог почему то все ноют

0
fluttershyy

ВедьМаша топ

0
Maxopyc

Вопрос только в том, остались ли поклонники у этой компании. Ушерб репутационный очень сложно посчитать, Но падение акций говорит само за себя.

0
abyss-72

потому я и другие миллионы до сих пор в неё играют, 300 часов две истории пройдены и собираюсь третью историю пройти

0
delite86

Игра на ПК просто офигеннейшая даже на старте. Совсем уж критичных багов не заметил на тот момент. Я вообще ничего не слышал о киберпанке почти до самого выхода игры. В Ведьмака играл только в третьего. Но мне очень понравился этот "провал" игры, до сих пор смотрю реакцию разных летсплейщиков.

0
Tomas Freeze

а если вкратце?может кто сказать причину провала?некачественная графика?унылый геймплей? или как

0
Omnia Smirnow

Волна хайпа спасла игру!

-1
Gunever

Чё за маразм. Тут срут на кп - минусы. В других постах срут кп - там плюсы. Это как понимать?

-2
Stalker608

просто у игры много фанатов и им лень сраться с челами в постах с бомбежом.у кибера на пг самая большие просмотры, а по оценке пользователей сравнима с ред дед ремшион 2.

2
Gunever Stalker608
а по оценке пользователей сравнима с ред дед ремшион 2

Ага, только по качеству даже близко не стоит

-6
Stalker608 Gunever

говори что хочешь, получил удовольствие от обеих.

4
polyhedral

последствия они ощутят позже) когда потребитель будет голосовать за ДЛЦ к кибер панку и когда выпустят новый продукт.

-2
3Lexas

ну так до панка они выпускали хорошо продаваемые игры
а эту игру они делали слишком долго и людей было достаточно много. Конечно же вам никто не станет раскрывать все убытки и прибыль, никто не будет рассказывать что они пинали все эти годы, почему столько вырезали и почему так людей наибали перед релизом
конечно я фанатов этой игры не понимаю, но у всех свои вкусы

-3
DreamGothic

Что значит почему вырезали? Ты адекватный? Или пишешь лишь бы написать, м? Вырезали по той же причине, что и из Ведьмака 3. Погугли, почитай, комментатор комнатный.

0
Homikator

Если бы не ПК релиз, игра бы провалилась по продажам.

-3
Profiledeleted

Это в очередной раз доказывает, что в современном потребительском обществе хороший пиар > хороший продукт.

Кстати, прочитайте целиком, там познавательно. Оказывается, за Ведьмака стоит частично поблагодарить Bioware. А боссы СДПР, которые щас по 8млн получают - обычные торговцы пиратскими дисками.

-5
Stalker608

обалдеть во главе студии не программист и не художник, а менеджер, никогда такого не было. И вот тупицы и лохи, после падения коммунистического режима, челночниками диски возили, а должны были в фирмы устроится, их же там штук 200 было, игровой рыночек же в польше был ого-го

давай так напишем, что в современном обществе мнение одного не значит мнение всех. читаю вас и становится немного больно про современных потребителей-философов.

4
PolGhost

Устроили тут. Я вот от Киберпанка ничего особо не ждал. За обещаниями не следил и геймплей не смотрел. Да и Ведьмак 3, мне особо не понравился. Может игра и хорошая, но мне, как говорится, не зашла

В Киберпанк я все же решил поиграть на релизе. И зайдя в игру, спустя время закрыл в ужасе. Здесь, да и вообще в рунете, очень многие хвалят Рэдов за Ведьмака 3. И как бы, единственное ожидание которое было по отношению к Киберпанку, что игра будет качественной. Но что увидел по итогу? Помимо ряда багов, шероховатости во всех механиках. И в принципе, от игры веяло по всем фронтам, что она сырая. Единственное, что получилось в игре прям отлично, это визуал города в ночное время. В остальном, игру назвать качественной, язык не повернется. И да, в том году были игры и покачественнее и интереснее, хоть и немного

-5
ShadowM88

До сих пор вылетает,ещё оверлей никак не починят,рукожопы!

-7
Николай Ололай

Начали за здравие, закончили за упокой

-13
BigDreamer

Фанатики. Именно они убивают студии.

-14
Stalker608

очень приятно слышать от чела с аватаркой мусорщика из кибера) культура в массы пошла.

4

Ну это же прямой потомок гопника:) Коим является товарищ сверху:) ГТА и РДР боготворят именно гопота и школота:) Типа чисто пацанские игры:)

0

Типо чисто качественные в отличии от польского высера. Хотя в гта я не играю а до рдр польских куколдам как до марса пешком.

-3