От The Lost Vikings до God of War: как стало модно быть нордом

Cмотреть полную версию
Видео загружается...

Новая God of War построена на германо-скандинавской мифологии, и некоторым это может показаться неожиданным и смелом ходом. Однако на деле это кульминация моды, которая долго, но уверенно набирала обороты. Мы проследили, как нордическая тема раскрывалась в видеоиграх в последние десятилетия, и пришли к неожиданному, но логичному выводу.

1991 — 1999

В девяностых скандинавов не считали интересными. Сначала в 1991 выходит ролевая игра Heimdall. Она открывается абсолютно невозможным на сегодняшний день эпизодом, где нужно кидать топор в молодую горничную. Ее заковали в колодки, а длинные косы прибили к разным краям доски. Сегодня людей увольняют за меньшее.

Зато 1992 появляется одна из самых известных игр про викингов — The Lost Vikings. Ее разработчик — Blizzard. Но в те времена компания еще называется Silicon & Synapse. Для них The Lost Vikings — это очередная попытка зайти в индустрию. Это веселый, оригинальный и, как потом оказывается, успешный логический платформер. На него до сих пор ссылаются некоторые разработчики-ветераны. Вся фишка в одновременном управлении сразу тремя персонажами — в данном случае викингами, которых внезапно похитил пришелец. У них разные способности, которые нужно комбинировать, чтобы продвигаться вперед.

В 1994 выходит продолжение Heimdall, которое оказывается во всех смыслах больше, но в то же время скучнее. А заодно выходит стратегия Hammer of the Gods, где нужно строить свою империю, играя за человека, эльфа, тролля или дворфа. Карта генерировалась случайным образом, была дипломатия и сражения. Считается, что без Hammer of the Gods не было бы Heroes of Might and Magic.

Только в 1997 году Blizzard выпускает The Lost Vikings 2, где ничего серьезно не меняет. Даже сюжет похож на оригинал — те же самые три викинга попадают к тому же злому пришельцу и снова дурят его. Геймплейно тоже ничего не поменялось — только добавились новые способности. Но все это касается SNES-версии. Для компьютеров совсем другие люди выпускают игру с радикально переделанной графикой: вместо мультяшного 2D появляется спорное угловатое, более реалистичное 3D.

А спустя два года наносят удар японцы, сделав Valkyrie Profile. Это классическая японская RPG с подземельями, аренами, пошаговыми боями, головоломками и так далее. Сюжет, как обычно у японцев, собрал самые популярные вещи из скандинавской мифологии. Ты играешь за валькирию, которая собирает души воинов. Затем она планирует отправиться в Асгард, где случится великая битва Рагнарек. Игру хвалят критики, но продается она плохо.

2000 — 2009

Зато нулевые начинаются ударно. В 2000 Human Head Studios выпускает культовый слэшер Rune, где в роли викинга Рагнара нужно убивать гоблинов, мертвецов, гномов и так далее. Это динамичный, брутальный, стильный сюжетный экшен. Во многом он стал таковым благодаря Unreal Engine, самой продвинутой и удобной технологии на этот момент. Сюжет, конечно, опять затрагивает Рагнарек. Нужно сорвать коварные планы Локи либо принять его сторону.

А в 2002 происходит историческое событие: запускается милая корейская MMORPG Ragnarok Online. Никто даже представить не может, что в итоге она переживет всех. В Ragnarok Online играют до сих пор, и, кажется, продолжат играть после нашей смерти. У нее тоже были последователи, но волну нордических игр, как можно догадаться, она не подняла. Скорее всего, потому, что за анимешностью и манхвой слабо просматривался этот нордический характер.

Но 2002 для викингов все равно получается жирный. Выходит изометрическая hack and slash Valhalla Chronicles. Правда, все ругают ее за тупость, неудобность и поверхностность. А сюжет снова про Рагнарек. Но в тот же год появляется культовая стратегия Age of Mythology, где одной из фракций становятся скандинавы, и они там здорово показаны. И на этом стратегии не останавливаются: в 2003 наносит удар Total War — выходит дополнение Vikings Invasion для Medieval: Total War.

И тут все. Тишина до 2006 года, когда выходит продолжение Valkyrie Profile — Silmeria. Но мы понимаем, что это японщина. Они просто гонятся за прикольным антуражем и не сильно углубляются в тему.

Все, что выпускают до конца нулевых — это нишевые, но иногда небанальные игры. В 2007 появляются хороший японский сайд-скролл-экшен Odin Sphere и спорная ролевая игра Loki, где намешано много популярных мифологий: скандинавская, греческая, египетская и ацтекская. В 2008 — два спорных экшена. Первый — Too Human, который смотрит на мифологию через призму фантастики, что само по себе необычно. Второй — Viking: Battle for Asgard, и тут все типичнее. Брутальный слэшер с пустым открытым миром и QTE, который снова рассказывает про Рагнарек. Словно других сюжетов нет. Ну а в 2009 выходит олдскульная jRPG для взрослых Valkyrie Complex — и снова на два года затишье.

2011 — 2014

И тут бум — Skyrim. Вот она, отправная точка. Тодд Говард сделал работу над ошибками Oblivion и убедил миллионы людей, что быть нордом — это круто. «Скайрим для нордов!» — кричали на каждом углу, в каждой пивнухе, в каждом вагоне метро.

Одновременно с ним пытаются разделить славу разработчики, которые предугадали моду. В том же 2011 году появляется сайд-скролл-экшен Raventhorne. В 2012 — интересная мифологическая MOBA Smite и скучный кровавый слэшер Bloodforge. А российский издатель 1С хитро выпускает для новой King’s Bounty дополнение «Воины севера».

В 2013 появляется War of the Vikings. В то время была очень популярной War of the Roses, предлагавшая хардкорные онлайн-драки в антураже правдоподобного Средневековья. Ее разработчики делают то же самое еще раз, но про викингов. Ну, почти то же самое — просто немножко компактнее, динамичнее, брутальнее. Меньше заморочек с доспехами и пробиванием. Меньше оружия. Все бегают с топорами и весело рубят друг друга. Ожидаемо, что это вызывает бурления среди фанатов «Войны роз», но свою аудиторию игра собирает. На какое-то время.

В том же году выходит Volgarr the Viking, олдскульный платформер, ностальгирующий по ретро и хардкору. А еще Castlestorm, клон Angry Birds, но про скандинавов.

В 2014 уже четыре игры — платформер-головоломка Munin, олдскульная ролевая игра Heroine’s Quest про Рагнарек и дополнение Mount and Blade: Viking Conquest. Но самое важное — это первая The Banner Saga. Она удивляет и покоряет всех. Она стильная, оригинальная, аккуратная и разнообразная. Она похожа на диснеевский мультфильм, предлагает нелинейную интерактивную историю, а заодно ролевую систему и пошаговые бои.

2015 — 2016

В 2015 «нордических» игр становится еще больше. Рулят, конечно, инди (хотя уже не как раньше). Появляются сразу три милые мультяшные игры. Первая — кооперативный экшен Zombie Vikings, где есть два популярных тренда по цене одного — зомби и викинги. Главные герои — тоже одновременно и зомби, и викинги. Вторая — рисованный изометрический экшен Jotun, где нужно играть для девушку-воина, которая хочет попасть в Валгаллу. Третья игра — это Vikings Squad, экшен-платформер в духе Castle Crashers, где снова нужно останавливать Локи.

Появляется неудачный Diablo-клон под названием Kyn, где нужно играть за викингов-магов. Хотя утверждается, что мир построен на скандинавской мифологии, он кажется больше стандартно-фентезийным.

А еще норды пробираются в другие игры почти контрабандой. В Total War: Attila добавляют фракции данов, ютов и гетов. Они входят в дополнение, которое называется «Праотцы викингов». Ну а в третьем «Ведьмаке» появляется архипелаг Скеллиге, где скандинавский дух буквально во всем, от пейзажей до квестов.

А через год — новая The Banner Saga. Но продолжение ничем не отличается от оригинала и только продолжает сюжет. Игра неожиданно получает прохладный прием, и разработку третьей части ставят на паузу. Кроме того, выходят серая метроидвания Trial by Viking и депрессивная бродилка про плохую мать Through the Woods. 2016 кажется спокойным годом, но это затишье перед бурей.

2017

В 2017 от викингов некуда деться. For Honor, Vikings: Wolves of Midgard, Frostrune, Hellblade, Expeditions: Viking, Titan Quest: Ragnarok и Northgard в раннем доступе. Нордами можно обмазываться. Есть что угодно, в любом жанре, за любые деньги.

For Honor — то же мультиплеерное мясо, что War of the Vikings за четыре года до нее. Но с большим бюджетом и более современными технологиями. К сожалению, неудачная система peer-to-peer приводит к тому, что онлайн быстро пустеет, и множатся шутки о том, что Ubisoft не умеет делать долгоиграющие онлайн-игры.

Vikings: Wolves of Midgard и Expeditions: Viking — изометрические экшен-RPG примерно одного уровня. Проходные, но в целом увлекательные. Frostrune — простой квест с очень красивыми артами.

Зато Hellblade — одна из лучших игр 2017. Депрессивная бродилка с эффектными драками про девушку из племени пиктов, которая отправляется в мир скандинавских богов. Hellblade — одна из самых необычных игр на тему нордов, потому что не копается в избитых темах. То же самое можно сказать про Northgard — это что-то вроде The Settlers, где ты колонизируешь Север, собираешь ягоды, дерешься с волками и отправляешь ладьи с воинами добывать славу. Очень умная и приятная стратегия.

Зато отличается Titan Quest. Внезапное, никем не ожидаемое дополнение Ragnarok выходит под шум вокруг марвеловского кинокомикса «Тор: Рагнарек». То есть, 2017 получился ударным для нордов не только в видеоиграх.

2018

И вот, наступил 2018 год. После длинного пути, который проложили в основном маленькие и часто спорные игры, пришла одна, самая большая и бесспорно хорошая — God of War. Приключения Кратоса в мире Одина и Тора продались лучше, чем любой другой эксклюзив PlayStation 4. Критики тоже в восторге. Тодд Говард, возможно, тоже, ведь косвенно появление такой игры — его заслуга.

Мы переживаем, безусловно, кульминацию, но не финал. Следующие годы викинги все еще будут в топах, и это круто. Хотя бы потому, что славянам скандинавские темы почти как родные, в отличие от египетских или греческих. Лишь бы разработчики больше проявляли фантазию. Забыли про Рагнарек и прекратили использовать в названиях игр слова «валькирия» и «викинг». Необязательно даже, чтобы они точно передавали мифологию. Достаточно духа.

Потому что видеоигры — для нордов!

об авторе
Удачи и до встречи.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ Любимое животное Четыре самых кассовых провала 2023 года из пяти принадлежит Disney Как конвертировать apk файл в aab файл?
Комментарии: 21
AelRavo

А мне скандинавская тема в играх нраица. Параллельно с этим, кстати, стали набирать популярность течения нью-язычества, особенно после одного известного сериала на эту тему, когда каждый десятый Иван решил начать отращивать себе косу и набить пару-тройку рун и скандинавский узор на теле, шоб прям как векенг быть, вот это раздражает.

18

Забыли добавить Харальда Синезубого из 5-й цивы - вот там такой конкретный викинг.

13
Mr. Alien

Геральт Де Ривиа Помню как я его однажды разозлил, и он стал очень злой, одел шлем, стал скалить зубы.

8
NostalGer

Новую Rune было бы логично упомянуть.

12
LordGostelian

Rune и новая Rune Ragnarock кажеться продолжение, а также в Conan Exiles там есть аж местность нордская, аля скандинавия чего говорить уже о морозном великане Имире.

5
Pluto1987

Как по мне,так всё равно в стилистике и по какой и мифологии сделана игра,главное,что бы она была сделана с душой и хорошо продумана ; )

4
Whitekobra

Добротная статья, спасибо

3
Tигра
Alex Coachman написал: После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта.

В оригинальной трилогии они тоже вольно обошлись с бэкграундом. И это породило одну из эпичнейших трилогий. Поэтому так держать.

3
aesthetic_228

Лайк за Skyrim

2
Alex Coachman

"God of War" конечно хорошая игрушка, но все-таки было бы куда интереснее и познавательнее если бы она придерживалась реальной нордской мифологии, а не перевирала бы много из нее. После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта. Просто если после нее играть в любую другую игру в том же сеттинге, про ту же культуру, то запутаешься в конец.

Свастин написал: Автор конченный. Обозвать пошаговую "экспедицию" экшн рпг и поставить в один ряд с реально проходным дьябло клоном?

Так бывает когда по верхушкам пробегаешься и не вникаешь реально в вопрос, в то что перечисляешь. Автор поди и не играл в эти игры. В гугле забил "Viking game" и все

Миша Мехарь написал: А где Биофульф или игры по фильма это не игры. Хотя ладно игра не очень но думаю место в этом списке он заслужила.

Там нет слова "Viking", вот и не нагуглился он.

2
Chikin234

Спасибо за интересную статью

2
Tигра

God of War, конечно, встряхнула индустрию. Чую, сейчас, каждый третий будет юзать эту мифологию. Шикарная игра, как ни крути.

2
Царь Кот

лост викингс это шыдэвор.

2
Анжелика04

2018. Total War Saga: Thrones of Britannia еще автор не упоминал.

1

А где Биофульф или игры по фильма это не игры. Хотя ладно игра не очень но думаю место в этом списке он заслужила.

1
Артем Гуцу2

А мне скандинавская тема в играх нраица. Параллельно с этим, кстати, стали набирать популярность течения нью-язычества, особенно после одного известного сериала на эту тему, когда каждый десятый Иван решил начать отращивать себе косу и набить пару-тройку рун и скандинавский узор на теле, шоб прям как векенг быть, вот это раздражает.

1
сКард

"видеоигры для нордов!"

1
Alex Coachman написал: После God of War у людей реально каша в голове в части этого культурного пласта.

Ага... Доигрались... До каши в голове... Кажись... моя уже готова и вываливается из котелка... то есть головы... Или котелка?

1
lyaga11

кроме скайрим полная параша все

1
Mabel Pines
Анжелика04 написал: 2018. Total War Saga: Thrones of Britannia еще автор не упоминал.

Видимо, не успел еще оценить))

-2

Лично мне по барабану тема викингов.

-3