Pathologic

10 лет назад: «Мор. Утопия»

10 лет назад: «Мор. Утопия»

В июне 2005 в полку «нестандартных детей» геймдева прибавилось: свет увидела игра «Мор. Утопия». Прошло уже десять лет, а история зараженного города не забыта. И причиной этому стал не только «российский паспорт» игры, разработанной командой Ice-Pick Lodge.

Игровой арт-хаус, эксперимент, нестандарт — на игру можно повесить любой ярлык и он будет сидеть как влитой. У «Мор. Утопия» огромное количество особенностей, такое же количество достоинств и недостатков, но главное — то, что она необычна во всем. Абсолютно во всем, начиная от главных героев и заканчивая разбросом в оценках критиков. Игра сумела выделиться, и этого у нее не отнять.

Своим названием игра отсылает к книги Томаса Мора «Утопия», одновременно давая понять, что речь на самом деле пойдет о болезни и о некотором месте или государстве, существование которого невозможно в реальности. В английской версии название игры звучало как Pathologic, что оставляет куда меньший простор для размышлений.

Чего только не писали профильные СМИ в графе «жанр»! Чаще всего можно было увидеть такие характеристики, как «симулятор выживания» или survival. По нашему скромному мнению, симулятором в игре и не пахло, а в определении жанра более уместно обратиться к кинематографу. По правилам кино «Мор. Утопия» определяется проще: это триллер. Не приключение, не боевик, не мелодрама, а именно чистокровный триллер. С гнетущей атмосферой и запутанным сюжетом. С постоянным ожиданием беды. Хичкоковский саспенс в чистом виде.

Атмосфера — главный плюс игры. На атмосферу здесь работает каждая деталь картинки, каждое слово в тексте. Безымянный Город, его обитатели и жуткая история, сквозь которую проходит тройка героев, оставляют у пользователя стойкое послевкусие. Обреченность и упадок, изящность и гротеск — все это вы найдете в «Мор. Утопия» и сможете ощутить, чуть ли не потрогать руками.

Многочисленные тексты написаны живым языком с легкой претензией на высокий стиль, без канцелярита или словесных неуклюжестей. Диалоги и монологи, которые здесь обстоятельны и содержательны, избежали бича российского игропрома в виде чугунных шуточек. Вселенная «Мор», хотя и не имеет глобального размаха, впечатляет уровнем проработки; если «Большой мир» остается за кадром, то Город и окрестности можно долго и со вкусом изучать.

А еще «Мор. Утопия» великолепно звучала. Игра не обрушивала на вас звуковую лавину — скромные, аскетичные звуковые эффекты способствовали погружению в сюжет. В игре много хорошей (порой, очень хорошей) музыки, а печальный женский вокал давал понять: это будет настоящий праздник, но совсем невеселый. К сожалению, игра слишком часто предлагала читать строки «немых» диалогов на фоне лиц, будто вы играете на старенькой SNES.

Игровая механика, основа и хребет подавляющего большинства видеоигр в арт-хаусной «Мор. Утопия» выглядела откровенно слабо. Персонажи обменивались квестами в духе «Найди злодея А в притоне B и забери у него ключ C», экшен с неуклюжими ударами и стрельбой ощущался чужеродным, беготне и стелсу отчаянно не хватало динамики. На момент выхода игры все это уже давно и не раз было показано нам в гораздо более лучшем качестве.

Гостем из прошлого выглядела также и игровая графика. Городские декорации впечатляли за счет фантастического дизайна и внимания к мелочам, а вот модели горожан смотрелись невыразительно. Анимация в «Мор» — повод для ночного кошмара любого геймера. На нее, как казалось, у девелоперов попросту не хватило времени.

Следует отметить, что 2004 год критики называли не иначе, как «Годом высокотехнологичного шутера». В этом году вышли такие игры, как Doom 3, Half-Life 2, Far Cry, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay, Painkiller. Все эти FPS поразили не только сердца, но и зрительные нервы публики. Через год появилась «Мор. Утопия», попросту испугавшая многих своей графикой.

По печальной традиции, установленной среди русскоязычных девелоперов, проект Ice-Pick Lodge демонстрировал баги и глюки разного калибра. Кого-то смутила излишняя элитарность игры. Разработчики с первых минут ознакомления с их детищем будто утверждали: «У нас тут шедевр не для всех — за веселыми сказками ступайте к Prince of Persia! А мы будем размышлять о смысле жизни, вселенной и всего такого». Да и порог вхождения был слишком высоким. Чтобы освоиться в многочисленных премудростях «Мор. Утопия», требовалось время.

Можно долго и бесплодно спорить, что важнее для простого игрока: форма или содержание. Обсуждая «Мор. Утопия», можно со смаком перечислять множественные промахи и достижения Ice-Pick Lodge. факт в том, игра была замечена, оценена, и, несомненно, сделала индустрию видеоигр еще богаче.

Алексей Корсаков
об авторе
Пользователь пока ничего не написал о себе.
Нравится10
Комментарии (1)
  • 5
    NPhysicist
    С большим удовольствием перепройду обновленную версию, когда она выйдет - поддержал её на Кикстартере без раздумий.

    Потрясающе стильная и интересная игра.
B
i
u
Спойлер