на главную
об игре

Civilization 4. Период застоя

Четыре года назад руки рецензента бились в нервных конвульсиях, пытаясь проинсталлировать Civilization 3 на родной компьютер: головной мозг в спешке вырабатывал гормоны счастья, а юношеское сердце каждый раз выдавало барабанную дробь, озвучивая очередной успешно завершенный пункт длительной установки. К чему вся эта лирика? Да к тому, что при запуске setup'ного файла четвертого отпрыска некогда эпохального стратегического сериала повзрослевший почти на полдесятка лет автор этих строк испытывал максимально схожие чувства. Увы, но на этот раз эйфория от интимного знакомства с долгожданным игропродуктом не нарастала с каждой минутой, а скорее улетучивалась в арифметической прогрессии по мере проникновения в густые заросли местного кода.

Деревянные дровосеки

Привычное стартовое меню, встречающее заблудшего путника великолепной заглавной композицией; выбор подопечной цивилизации в списке из 18-ти позиций, сопровождающийся, помимо борьбы с национальными пристрастиями, тягостными раздумьями над пользой тех или иных бонусов, предоставляемых каждой из сторон; и, наконец, процесс избрания вождя (почти у каждой из задействованных в игре сторон в запасе имеется по два государственных лидера), протекающий с живым любопытством наблюдения за мимикой и движениями глав будущих великих и не очень держав. Все, дайвер к проникновению в мир дипломатических интриг, военных раздоров и национальных будней готов. Погружаемся.
Попадая в визуальную оболочку Civilization 4, глазные яблоки сразу начинают ощущать ту пресловутую трехмерность, так рьяно рекламируемую игроделами в многочисленных предшествующих релизу PR-акциях. С высоты птичьего полета игра выглядит более-менее удобоваримо – картинка кажется до боли знакомой, но и явный привкус новизны отчетливо теребит вкусовые рецепторы. Однако стоит только прижать неведомой рукой камеру ниц, как графический движок покрывается краской, обнажая все свои многочисленные огрехи: буратиноподобные юниты и убогая анимация некоторых из них, неважные текстуры и всеобщая детализация среднего пошиба. Впрочем, у разработчиков вкупе с шумной партией упертых фанатов на этот счет всегда есть железное оправдание – видеоряд в «интеллектуальных» стратегиях не главное. Вполне возможно, что это так, но после кровавой феерии Warhammer 40K и, натурально, высокохудожественных красот Age of Empires 3, детище Firaxis смотрится эдаким нераспушившимся утенком в стае белых лебедей.

Кстати, возможность зума можно использовать как для лицезрения визуальных недокрасот, так и для удобства наблюдения за подручным хозяйством. Забравшись под самые облака, можно с легкостью изучать собственные владения, правда, прибегать к столь высокой посадке понадобится в случае обладания действительно внушающей империей, количество городов которой постепенно подбирается к полутора десяткам.

Городские легенды

Новаторских идей сеньоров девелоперов, хвала Аллаху, хватило только на порождение нового графического мотора (ну и парочки широко-озвученных features, вроде продвинутой системы религии, оказавшейся на деле не такой уж и продвинутой, и так называемых "civics"). Остальные игровые компоненты, в связи с уходом маэстро Мейера с ведущих постов разработки (не поленитесь заглянуть в «кредиты» и самолично убедиться на каких позициях в этот раз засветился отец-основатель серии), его компаньоны трогать не решились.
Как и раньше, оплотом и основным слагаемым, необходимым для становления действительно процветающего государства, являются города. Именно из этих, небольших поначалу поселений, вырастают гигантские мегаполисы, научные и культурные мекки, порождающие великих деятелей и их сподвижников. Правда, чтобы превратить хотя бы отдельно взятый населенный пункт в город мирового масштаба придется изрядно попотеть, проявив недюжинные зачатки интеллекта и развитые управленческие способности. Надсмотр за физическим состоянием резидентов, их моральным настроем и рядом других жизненно-необходимых факторов целиком ложится на плечи правителя – никаких мэров и градоначальников, все соответствующие манипуляции производятся собственноручно и под личную ответственность. Хотя с головой окунаться в глубины микроменеджмента все же не придется: повсеместная автоматизация и удобный интерфейс позволяют открывать городское окно исключительно в экстренных ситуациях.
Особую роль в деле кэпитал-развития играют чудеса света (появление оных, кстати, сопровождается смотрибельными роликами, а сами постройки отображаются теперь и на глобальной карте) и добываемые в округе ресурсы. В миссию первых входит повышение культурных очков нации, провоцирующих мирную экспансию – несколько станиц, «увешанных» театрами, библиотеками и прочими интеллигентными местами на границе со слаборазвитым городишком оппонента – и опьяненные райской жизнью процветающих соседей жители в зубах приносят ключ от главных ворот. На долю вторых, в свою очередь, отводится ублажение людских нужд и принятие непосредственного участия в производстве определенных типов войск. Железо, слоновая кость, лошади и остальные «продукты» (в общем количестве 35-ти штук) по-прежнему добываются посредством возведения на их залежах необходимых построек трудягами-рабочими, научившимися в момент смертельной опасности находить спасение за стенами цитадели. Выделяем батрака, щелкаем по заветной клавише «А», и крестьянин с головой бросается в омут строительных работ. Особо въедливые читатели могут посчитать автоматизацию тружеников казуальным занятием, но двадцать строительных единиц, каждый ход с нетерпением ожидающих новых приказаний, вселяют ужас.
Где-то в глубине предыдущих абзацев можно найти упоминание о Знаменитых Деятелях (ЗД), зарождающихся в чреве процветающих городов. Так вот. Деятели эти делятся по профпригодности и разносят бонусы соответствующей направленности, будучи внедренными в город. Инженеры повышают скорость строительства, художники производят великие шедевры, значительно повышая культурный уровень, торговцы обеспечивают приток капитала, пророки помогают основывать религиозные святыни, а при содействии ученых возводятся академии, дающие солидный толчок развитию местной научной деятельности. Кроме этого, пожертвовав ЗД, можно получить доступ к новой технологии, зависящей, опять же, от специализации исторической личности, или золотому веку. Правда, в последнем случае придется расстаться как минимум с двумя персонами грата. Часто «производство» ЗД зависит от нескольких параметров. Дабы явить на свет первого гениального аборигена необходимо достичь отметки в сто «людских» пунктов, следующий обойдется уже в двести. В некоторых ситуациях вожделенному рождению может поспособствовать и удачное открытие необходимого знания. Например, первым познав мистицизм, вполне резонно ожидать появления в своих рядах какого-нибудь известного пророка.

Все новое - это хорошо забытое старое

Стоит отметить, что религия позиционировалась разработчиками, как одно из основных нововведений четвертой части Civilization. Глотком свежего воздуха она действительно стала, только вот насколько глубоким? Путей вероисповедная в игре семь – от даосизма до христианства, причем никаких ограничений на их распространение нет. Так что не стоит удивляться, вступив в переговоры с проповедующим исламистское мировоззрение президентом США. Звучит заманчиво? На деле же все обстоит по-другому. Различий между религиями – кот наплакал, да и те, что присутствуют, носят исключительно декоративный характер. Впрочем, ставить жирный крест на девелоперских потугах в этой области нельзя. Красивую на бумаге идею вытаскивают за шкирку мессии, продвигающие свои учения в массы. Успешно прочистив мозги обитателем близлежащего города конкурирующей цивилизации, посланец бога в силах перетащить влиятельного союзника в стратегические партнеры.
Совсем иначе обстоят дела с другой пресс-релизной строчкой - "civics". «Цивики» (нет, не «Хонды») пришли, как не трудно догадаться, на смену классической политсистемы, позволяя более тонко регулировать внутреннюю государственную машину. Настройка может осуществляться в пяти категориях: тип правления, юридические основы, трудовой кодекс, экономика и, наконец, вездесущая религия. Каждый раздел, в свою очередь, имеет пять характерных пунктов. Путем нехитрых математических манипуляций можно посчитать, что в общей сложности игра способна сгенерировать 3125 различных вариантов развития государства, среди которых, конечно, не составит труда отыскать и совсем уж абсурдные сочетания, вроде всеобщего избирательного права в коммунистическом строе.

«Здесь у нас министры - гудят, как пустые канистры»

А вот министерские экраны новаторская волна обошла стороной. Сами же ведомства лишились изображений своих руководителей, посему о внешних данных завсегдатаев правительственного кабинета приходится только догадываться. Хотя, стоит отметить, что обращаться к услугам помощников приходится не так уж и часто – лицензию на тонкую настройку ведомств Firaxis выписать не удосужилась, а со всем остальным прекрасно справляется и сам компьютер. Наиболее посещаемым является дипломатический отдел. В пределах одного экрана плетутся международные заговоры, строятся и разрушаются союзы, объявляются и завершаются войны: просторов для творчества хватит любому, даже исключительно привередливому стратегу. Дергая за нужные нити, психологи «выциганивают» недостающие технологии, а, подписав кровью договор о вечной дружбе, можно заручиться поддержкой могущественного благодетеля.

Мужская работа

Но и посещение переговорного кабинета можно отложить в дальний ящик, прибегнув к любимой тактике большинства «цивилопедов» – военному доминированию. Силовой метод решения проблем по-прежнему играет одну из ведущих скрипок в игровом оркестре, однако реализация оного теперь протекает менее гладко, нежели в предыдущих частях серии. Во многом это связано с введением пресловутых "civics", впрочем, стоит отдать должное и переработанному AI, заставляющему изрядно попотеть на высших уровнях сложности (во избежание экскурсионных прогулок по Civilization 4, рекомендуем начинать игру как минимумом с отметки "Prince"; бросать же вызов высшему разуму, сопровождающему начало действа недвусмысленным заявлением - "Muuuahaha. Good luck, suckers!" – можно лишь в исключительных случаях). Появлению апгрейдов юнитов особо радоваться не стоит – разнообразие настроек сводится к банальному увеличению пунктов атаки и защиты у соответственных типов войск. Кстати, ватага копьеносцев все еще представляет опасность для современного танка – рациональному девелоперскому замыслу путевки в жизнь, увы, не досталось.

***

Civilization 4 больше всего напоминает СССР образца брежневской эпохи застоя и плавно угасающей мощи некогда великой державы. Но, несмотря на явное идейное пробуксовывание, творению Firaxis все еще удается необъяснимым, магическим образом удерживать у экранов мониторов многотысячную армию виртуальных правителей. Присев вечерком расслабиться после тяжелого трудового дня, приобщившись к процессу выращивания собственной империи, стратеги по утру обнаруживают в зеркале заспанное лицо с отчетливо выделяющимися высокохудожественными синяками под глазами красноватого оттенка. Одна из негласных аксиом геймдева гласит о том, что краеугольным камнем любой успешной игры является геймплей. Создатели Civilization четко усвоили это правило.


Рейтинги:

Геймплей: 8.5
Графика: 6.5
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 7.5
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 7.9

11
27
Комментарии:  27
Ваш комментарий

афтар, йад на полке =)
кто сранивает циву с АОЕ не понимает в игра ничего =)

2 ИварПЫКЬЮ:
Ты есчё Вархам с уфо сравни... Не та весовая категория... А Цыва всё равно рулит... И никаким Империшкам до неё никогда не добраться...
А упрощение не означает зло, иногда это даже лучше...

Ну ты валенок!! причем тута эта попсень?....Кстати не рулит нифига AoEIII, отстой полный....тока графика поменялась(и то я б не сказал что уж очнь крутая.. здания голимые!), больше никакихсерьезных нововедений....все этот уже было...

Не понял сравнение с AOE и WARHAMER. Циву4 в большинстве своем купят фанаты серии, а им пофигу чего там в этих играх.
Но с выводом согласен. Застоем стало пахнуть, однозначно! Раскрыв красивую обертку, которой фираксис наверно решила заманить игроков из других стратегий, обнаруживаешь, что начинка таже, так, немного консервантов других добавили...
Гениальная идея была в цив1, ее развитие в цив2-3, а цив4 скорее гениальный маркетинговый ход, все равно фанаты ее купят и сами доделают ее добавив новых модов, вот их я и буду ждать...

Согласен с некоторыми коментами здесь - конечно стычки Боевой слон VS Боевой вертолет полный идиотизм. Интересно еще что слоны иногда побеждают. извините как? Затаптывают? Бугага. В чустве хумора дядюшке Сиду не откажешь)))) А если серезно - то пропадает ощущение "настоящности" мира - чуствуешь себя участником какого то балагана, еще веселее когда страна с рейтингом 650 (Греция) напала на меня (рейтинг 2100 Россия) - кстати там и впервые увидел схватки вертолетов с лучниками... Обидно. Видимо и правда придется ждать дополнений от игроков...

Мне это напоминает "Собачье сердце". Помните (в сокращении):
-Профессор, а что вы скажете за кур?
-Как же вы пишете?
-Редактор правит.

Я совсем не эстет, мои претензии лучше всего иллюстрирует опять же цитата из Довлатова:
-Ты что ебнУлся!?
-Гражданин начальник, в русском языке нет слова "ебнУлся". Можно сказать "Ебнулся", "ебанУлся" и "наебнУлся".

Мне просто обидно, что геймеров считают существами с интеллектом на уровне обдолбаного хомяка, которае схавают любой текст, лишь бы написано прикольно. А если без приколов, то и читать не будут.
Я вообще читаю 3 журнала по играм "PC gamer", "CGW", "CGM". Там тоже бывают веселые, даже издевательские рецензии, но они всегда в тему.
Почитайте, как пишут Robert Coffey или Tom Chick и вы поймете о чем я говорю.

Насчет проверки, то она похоже не редакторская , а корректорская. Редактор, пропустивший "надсмотр", имел твердую пару по русскому и литературе.

Самое обидное, что сама рецензия по смыслу правильная, если убрать стилистические извращения. Единственный ляп про апгрейд войск: во-первых, там нет "пунктов атаки и защиты", там одна цифра, а во-вторых она не меняется, но войска становятся более эффективными при выполнении определенных задач. Фича интересная, позволяет затачивать юниты под работу.

Короче, будьте проще и люди к вам потянутся.

P.S. Про глазные яблоки поверьте мне на слово. Долго объясняить почему, но так говорить неправильно.

AGE OF EMPIRES рулит!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :-)

если откровено то ROME total war вот это игра

хм ну поиграл я циву4, неплохо, хотя коница делает танки иногда и посейдень- непорядок, и уж както не особо много отличий от цив3...а AOE3 гамно, как я уже и утверждал)) по утрам в корсаров3 убиваца буду)

2 Thug4Life, nnu
Сравнение с Age of Empires 3 и Warhammer 40K проводилось исключительно в графическом ракурсе, да и то, если это можно было назвать сравнением. Просто, пересаживаясь с упомянутых игр на Civilization 4, было непривычно наблюдать остроугольные юниты и прочие визуальные "радости" вчерашнего дня.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ