Известный скепсис, вызванный самим словосочетанием «документальная игра про подвиг 9-ой роты от о/у Гоблина», быстро улетучивается уже после первого, беглого знакомства с этим проектом. А еще через пару часов, оторвавшись, наконец, от раскаленной «мышки», приходит понимание, что именно Гоблин сотоварищи сумели сделать то, о чем мечтали многие из нас, в сотый раз разя виртуальных русских солдат в западных экшенах: оказаться по ту сторону баррикады, почувствовать себя одним из наших, простым пареньком из Оренбурга или Орла, призванным весной, чтобы уже зимой, обсыпанный кровавым песком, каменной крошкой и гильзами, с вжатыми до крови в грудь пластинами бронежилета в одиночку нагонять страх на сотни врагов.
Гоблин-документалист
Пафосно? Ну и пусть: это как раз тот случай, когда здоровый пафос уместен и оправдан. И главное, что удалось авторам «Правды о девятой роте» - раскрыть этот пафос не через дешевые панегирики и эффектные ракурсы, а через детальную реконструкцию боев, происходивших 7-8 января 1988-го года на высоте 3234 Джирданского хребта на юге Афганистана. В итоге здесь мы чувствуем себя не актерами на съемочной площадке у Бондарчука, а соучастниками реального подвига.
Прежде всего, «Правда о девятой роте» действительно оправдала данное ей авторами определение «документальная игра»: на изучение всех открытых в ходе прохождения документов можно потратить пару часов реального времени. И это будет очень насыщенное, интересное чтение: здесь есть и воспоминания участников событий, и биографии бойцов 9-ой роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка, и детальные исторические справки как в целом о причинах и ходе советской кампании в Афганистане, так и о конкретной операции «Магистраль». Свидетельства даны с разных сторон: и со стороны рядовых бойцов, и со стороны командующих. Расписаны даже характеристики и особенности оружия, применявшегося в тех памятных боях. Все это дополняется ксерокопиями написанных от руки писем домой и уникальным фотоархивом: здесь есть даже фотографии жен и дочерей, найденные у погибших ребят. Но мало просто перенести в игру документы (хотя многие из них, уверен, было непросто достать), нужно еще суметь сделать их частью игрового процесса, заставить работать на наш интерес. И с этим авторы тоже справились: информация подобрана и скомпонована очень грамотно, она открывается постепенно, причем на доступ к документам непосредственно влияют наши успехи в бою.
И Витька с Моховой
Сам игровой процесс – это тоже именно реконструкция, тотальная, пошаговая и максимально приближенная к действительности. На протяжении семи миссий мы в основном занимаемся тем, что отстреливаем толпы штурмующих высоту «духов», свободно перемещаясь между укрепленными «кладками». Кроме того, периодически через бинокль наводим удары артиллерии и корректируем автоматный огонь десантников, прицельно работаем из винтовки Драгунова по снайперам и гранатометчикам врага и, наконец, разносим боеприпасы под аккомпанемент минометных обстрелов. На бумаге это может показаться занятием скучным и однообразным, на деле же вас буквально захлестывает волна адреналина, смешанного с чувством загнанного зверя: отчаянно отбиваясь, он понимает, что, скорее всего, ему суждено умереть, но продолжает вгрызаться во врага.
Авторы сделали беспроигрышный ход: буквально по минутам восстановили хронологию боя, заставив игрока выполнять только те задачи, что в реальности стояли перед бойцами девятой роты. Конечно, с точки зрения современного кинематографа и игровой индустрии было бы кстати, если бы рядовой Андрей Мельников, сержант Вячеслав Александров или старший лейтенант Бабенко не только «тупо» поливали свинцом подступы к высоте или наводили на них огонь поддержки, но и проводили дерзкие рейды в тыл врага, а потом с красным флагом и оголенной грудью бежали вниз на ошалевших душманов, чтобы, захватив трофейный вертолет, обратить в бегство коварного неприятеля.
Но, к сожалению, ничего такого в действительности не было. Мы просто получили реальный бой, где оборона укрепленных «кладок» - это не виртуальный тир с методичным отстрелом картонных фигурок, а натуральная игра со смертью. Призрачное выживание здесь зависит от каждого выстрела, от вовремя замеченной тени на склоне, от поворота головы в нужном направлении, наконец, от способности не потерять концентрацию в хаосе криков, оглушающих разрывов, дыма и огня. Авторы очень точно передали этот хаос: все эти взрывы ракетных снарядов и мин, свист пуль, осветительные вспышки, содрогающаяся под действием артиллерии земля, следы запусков из гранатометов откуда-то из долины воссозданы без лишней показухи, но зато точно и с должным вниманием к деталям. Особенно порадовала озвучка десантников и «духов». Все получилось не грубо, чего можно было бы ожидать от проекта под патронажем Гоблина, а именно правдиво, пугающе-точно: кажется, что это вот кричат реальные ребята, живые, с которыми только что ржали над сальными анекдотами, а не актеры в какой-нибудь студии звукозаписи. Графика носит столь же прикладной характер: да, тут все достаточно простенько, местами явно не хватает полигонов, но картинка по цветовой гамме, по каким-то деталям и спецэффектам точно соответствует реалиям того боя. И это в данном случае самое главное.
Возбуждающий реализм многократно усиливается собственно игровым процессом: отдача при стрельбе, возможность задержать дыхание, чтобы зафиксировать «ствол», плотнейшее взаимодействие с поверхностью при передвижении, острый дефицит боеприпасов, отсутствие «столбика» здоровья. Добавьте сюда дразнящую точность врагов, их способность постоянно менять направление атак и выбрасывать в бой многочисленные подкрепления – и вы поймете, почему эти семь, казалось бы, однообразных миссий превращаются в одно из самых ярких игровых впечатлений последнего времени. Уникальность этого впечатления во многом объясняется еще и тем, что во всем этом хаосе отчаянного, дикого боя мы чувствуем себя не виртуальным автоматом по выдаче девяти граммов в сердце, а реальным человеком: со своей судьбой и историей, с письмами родным, с фото жены и дочки, которые греют грудь под формой где-то слева.
Авторы очень правильно сделали, что позволили нам не просто играть за разных десантников в разные моменты боя, но и наблюдать со стороны те действия, которые мы совершали раньше: например, в одной миссии мы наводим через бинокль огонь артиллерии, а в другой уже сами «работаем» по склону, слыша позади указания этого самого наводчика. Некоторые задания позволяют последовательно почувствовать себя в роли разных десантников: в конечном итоге это создает максимально полную картину произошедшего. Очень кстати тут оказалась и введенная в игру система стимуляции, заставляющая выполнять миссии с той же самоотдачей и умением, как это делали реальные бойцы девятой роты.
***
Напоследок скажем, что все вышесказанное актуально только в том случае, если вы проникнитесь атмосферой игры, если все то, что старательно воссоздали авторы, затронет какие-то струны в душе. В противном случае «Правда о девятой роте» может показаться лишь не шибко симпатичным виртуальным тиром с прямолинейным искусственным интеллектом и однообразным игровым процессом. Хотя на самом деле это уникальный симулятор подвига.
Рейтинги:
Геймплей: 8.0
Графика: 6.5
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 9.0
Общий рейтинг: 8.0









полностью согласен с постом выше! игра редкий фуфел! от фирмы "горячий пирожок" склепали из того что было ( а было какой-то из бесплатных движков) и выкинули сеё отсыр на просторы нашего рынка. а пипл хавает громкое название. оценка - верх необьективности! игра еще хуже чем санитары подземелий ( помните работу гоблина7) маздай.
*amator* - ты чё ваще придурок! Люди зделали игру о подвиге наших солдат, которые не пожалели своих жизней, чтобы спасти товарищей! Чтобы все узнали как это было на самом деле и не забывали! Наши солдаты были настоящими героями! ОНИ ПОГИБЛИ - а для тебя это "редкий фуфел" , о чем тогда с тобой говорить! Эту игру нельзя оценивать обычными оценками - она уникальна. Автору спасибо за статью ( хоть мне в ней не всё понравилось) - думал, что вообще никто так и не напишет. *Миха Скорость* - у тебя целая книга получилась - " Правда о Иване Грозном". Ты бы лучше что-нибудь по теме написал ( про войну в Афгане, например ). Кстати, сейчас будет выходить стратегия "9 рота" - так вот то действительно 3 сорт(зато пиарят эту игрульку красиво)! "Правда о 9 роте" - это первый и единственный патриотический экшен, зделанный нашими людьми для наших людей! Возможно у игры есть недочеты, но ведь она сделана с душой ( спасибо Д.Пучкову)! Поздравляю всех с 23 Февраля - Днем Защитника Отечества!
я не придурок, я лишь геймер. и безмерно уважающий воинов афганцев, и их поддвиги. но не надо мешать павидло с гавном! есть история, а есть игра. и еслии первая заслуживает уважения, то втарая - убожество. если ты такой красавец и играеш в любую игру где присутсвует война, подвиг солдат и тд - то я могу дать тебе тону игровогго гавна - шо б ты время скоротал. если игру оценивать нельзя, то не фиг было и рицензию писать. а ставить за геймплей 8 , что чутокк не дотяггвает до КоД4 - это ужасная необьективнооость.
Правильно говорил Д.Корнеги: "Лучший способ победить в споре с дураком - это не начинать такого спора"! Такое впечатление, что на Playgrounde собрались одни литераторы и те, которым "всё пох", а не геймеры. Никто обьективно игры не обсуждает. Авторы пишут весёленькие статейки, в которых самое главное это литературные пассажи, а не рассказ о достоинствах и недостатках игры. А потом все до хрипоты спорят - какую же оценку поставить за статью и игру - 6 , 7 или 8( а что от этого меняется? )! "Правда о 9 роте" - это документальная игра, которую также делали и РЕАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ тех исторических событий. Игра рассказывает о подвиге настоящих героев. Так что ребята? Какую вы поставите оценочку за подвиг - 6-чку или 7-чку? Эту игру можно только прочувствовать душой, у кого она есть! Если начиная играть ты чувствуешь мороз по коже , как сами по себе начинают наворачиваться слезы, как подкатывает к горлу ком , когда ты чувствуешь, что от твоих действий зависит жизнь товарищей - значит не всё потеряно. Если тебя переполняют эмоции - то это и есть твоя оценка игры! Очень жаль, что находятся безграмотные "супер-аматоры", которые не могут написать, например: "Игра мне не понравилась потомуто и потомуто, там не правильно тото и тото, нужно было зделать такто и такто". А зачем , ведь проще обгадить хорошее начинание. Написал "игра гоГно" - и типа крутой. Надеюсь, когда-нибудь, они повзрослеют и поймут свою ошибку. Еще раз убеждаюсь, что мне на Playgrounde делать нечего! P.S. Автор - если у тебя есть хоть капля уважения к погибшим солдатам - измени название. Это не " симулятор подвига " , это рассказ о " НАСТОЯЩЕМ ПОДВИГЕ "! ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!!!
Согласен, графике надо было 5.0; игровой процес не больше 6.0. а вот за звук и музыку имхо: 10.0 С обзором в целом согласен... не согласен на счёт придирок к Бондарчуку =)) всё таки на мой взгляд один из самых успешных и талантливых современых Российских режисёров, взять хотя бы фильм Обитаемый Остров над которым он сейчас работает, очень многообещающая картина =/
2Миха Скорость: советую зайти на сайт Гоблина, и на сайт этой игры. Там прекрасно разъясняется, почему фильм бондарчука нельзя называть иначе, чем "9 Рвота". Такой фильм - это плевок на могилы наших солдат, погибших в Афганистане, и никаким "художественным вымыслом" его нельзя оправдать. А такие игры нужны. Игры, где можно (и нужно) играть, и побеждать за наших.
2-Zlodey- Был я на сайте игры, ещё только как садился за игру, не чего по-поводу наездов от реально уважаемого мной Гоблина, на фильм "9 рота" и тем более Бондарчука не нашёл! Так и знал, что сейчас будут пытаться не коректно оспорить моё мнение =)) Единственое, что можно там прочесть это-то, что сегодня: """У нас в стране намеренно уничтожается историческая память народа, внедряются совершенно идиотские стереотипы. Наша игра — как раз такой ответ на оголтелую ложь по поводу нашей недавней истории. Наша задача — показать реальные события, реальных людей. Показать, что наши военные — это в первую очередь граждане своей страны, профессионалы, грамотно выполняющие поставленные задачи.""" Так используя твое оружие: не занимаешься ли ты тем же самым , пытаясь выдать за правду навязываемую западом и комунистами идеологию. Из которой следует, что Россия страна дураков и спобна только на уравниловку, так сказать не цивилизованый народ который за свою историю, а особено новейшию не сделал, не чего стоящего, а чуть человек высунится и сделает раельно стоящее его начинают поприкать этим, типо люди не понимают, чем отличается подвиг от предательства или чем художественый фильм отличается от документального... или чем-то хуже подиг 300 спартанцев? я конечно понимаю для них хорошо бы если б в России все ходили строем или пели деферамбы западу забывав про свою исключительность и достижения, но извини меня Россия за всю свою историю много раз доказывала, что она в любое время способна воспитывать и талантливых и не похожих на других, и умных, и ответсятвеных, самое главное людей со своим мнением, способных создать, что-то действительно стоящее. И способна воевать професионально и без потерь, и героически самоотвержено как древних эпосах, ты думаешь Суворов приучил Россию воевать малой кровью и професионально, нет он конечно герой и великий полководец, но успешные войны вёл например и Иван Грозный, да и вабще намного раньше велись, Дмитрий Донской и Александ Невский и т.д. но видишь ли комунистам он не понравился потому, что царь, а запад, воспринял его как хороший повод заявить о кровавых бесчинствах и вырезании лучших людей, в конечном итоге за то что русский царь =) Реально Иван Грозный человек своего времени жестокость которого обьясняется нравами времени, и даже его трагедией заставившея его загрубетб после гибели любимой =)) но тут же не надо забывать, что он был отличный полководец и умелый политик. То есть я хочу сказать, что искуственно навязывая людям ту или иную крайность не надо. Время само выбирет своих героев.
Уже месяц как не читал продажных статей и вот оно, приятно удивлен! Спасибо автору за нулевую объективность
2-Zlodey- ржалнемог, ты видимо провокатор работающий на запад... =) а вабще тебе бы неплохо заиметь хоть немного мозгов, что б ты смог хоть что-то оспорить из того что я напостил! =)) По -Zlodey- видно к чему приводит тупое следование идеологии и настаивание на отсутствие в фильмах художественой цености... а приводит оно к деграданству =)) из-за таких лже-патриотов как -Zlodey- которому глубоко пох как на афган так и на подвиги афганцев, а пытающиеся проста насрать на всё вокруг из-за своей тупой злобы ко всему окружающими, афганская война и была проиграна, такие как -Zlodey- отсиживались дома и ругали всё подряд или пытались в штабах навязать идеологию бездарными фильмами, а благодаря правдивым фильмам вроде 9 Роты, Войны и др. удалась вторая Чеченская компания, когда поняли что воевать по-принципу "рычаги на себя и вперёд, за холмом хитрый коварный враг" и "за родину, за сталина" нельзя... так что иди промывай мозги своей тупой лжепатриотичной идеологией кому нибудь другому, а у меня принцип я на вещи смотрю так как они есть!
Графика: 6.5 Много!!! А так игрушка норм...