20 лет спустя: вспоминаем 1995 год в игровой индустрии. Часть первая

Перед наступлением 2014 года мы возвращались на десять лет назад, вспоминая, что сделал 2004 год для игровой индустрии. Теперь, в 2015-ом, мы перенесемся во времени еще дальше — в 1995-ый. Удивительно, как много важного случилось двадцать лет назад. PlayGround.ru представляет вашему вниманию первую из двух частей нашего небольшого исторического экскурса. Отправляемся в прошлое!

Основание BioWare

Трое служителей медицины из Канады — Рэй Музыка, Грег Зещук и Августин Йип — вместе увлекались программированием. Периодически они выпускали софт для автоматизации клиник, но им всегда хотелось чего-то большего.

Помимо программирования, у троицы были и другие интересы — ролевые и видеоигры. Будучи уже состоявшимися врачами, они нередко собирались вместе, чтобы погрузиться в очередную вымышленную реальность. Все это привело к тому, что в один прекрасный день канадцы решили пойти на риск.

Именно так в феврале 1995 была основана компания BioWare. Ее первым проектом стала игра под названием Shattered Steel — симулятор огромного человекоподобного робота. Ворох положительных рецензий помог канадским парням поверить в свои силы, после чего они замахнулись на грандиозный проект, занявшись разработкой Baldur’s Gate — ролевой игры, которая в будущем обретет статус культовой. Как правило, такие амбициозные начинания заканчиваются ничем. Но у BioWare все получилось как нельзя лучше. Сегодня можно как угодно относиться к канадской компании, но факт налицо: именно их игра об удивительных приключениях отпрыска Баала оказала колоссальное влияние на весь жанр RPG.

Первый полностью самостоятельный проект Тима Шейфера

История жизни знаменитого геймдизайнера наглядно доказывает, что никогда не стоит опускать руки. Когда-то Тим Шейфер отправил резюме в Atari, но это ни к чему не привело — компания проигнорировала пыл молодого дарования. Тем не менее, Шейфер не отчаивался. Он окончил университет и через некоторое время стал работать в LucasArts на позиции программиста.

Нестандартный подход, эрудированность, фантазия и любовь к своему делу не остались незамеченными. Через несколько лет Шейферу поручили вести самостоятельный проект, которому было предначертано изменить жанр квеста — Full Throttle.

В 1995 году состоялся релиз игры. По ней, к слову, можно без проблем определить весь спектр увлечений геймдизайнера. Бессмертная история про простого байкера, коррупцию, мотоциклы и обаятельную девушку-механика нашла отклик в сердцах аудитории. Игра принесла своему создателю славу одного из самых больших оригиналов игровой индустрии. В принципе, Тим Шейфер остается таким и сегодня.

Virtual Boy, грандиозное фиаско Nintendo

Это история о том, как Nintendo попыталась опередить время и провалилась. Создатель Virtual Boy Гумпэй Екои не планировал выпустить систему в 1995 году. Он считал, что консоль требует тщательной доработки. Но руководство Nintendo его не послушало. Virtual Boy, представляя собой своеобразный «штатив с биноклем», по какой-то причине начали позиционировать как портативную консоль. Разумеется, после Game Boy это вызвало у простых игроков и профильной прессы лишь недоумение.

Еще одна странная деталь: до релиза Virtual Boy никто так и не удосужился тщательно протестировать систему. Играть в Virtual Boy — все равно что заниматься садомазохизмом. Достаточно лишь небольшого сеанса продолжительностью около часа, чтобы ваши глаза начали болеть и слезиться.

Самое грустное в этой истории — судьба создателя консоли. Nintendo переложила всю ответственность за провал на плечи Гумпэя Екои. От позора его не спасли ни 30 лет работы в индустрии, ни множество успешных проектов (кроме создания Game Boy, он участвовал в разработке почти всех хитов Nintendo ). В 1996 Гумпэй ушел из компании, а через год погиб в автомобильной катастрофе.

Консоль Virtual Boy, в свою очередь, стала наглядным примером сырого, недоработанного, неудобного продукта, который просто не должен был существовать.

Релиз Command & Conquer

Кто не помнит эту потрясающую серию? Не соврем, если напишем, что о ней знают все. Особую любовь Command & Conquer завоевала среди игроков с территории бывшего СССР. Это игре прощали все, и даже самую дикую клюкву, над которой только посмеивались.

Первая игра этой коммерчески успешной серии вышла именно в 1995 году. На ее сеттинг непосредственно повлияли актуальные в то время события: война в Персидском заливе и конфликт в Югославии не оставили разработчиков равнодушными. Используя наработки, оставшиеся после легендарной Dune 2, Westwood создала Command & Conquer.

Фирменной чертой серии стали видеовставки, в которых играли живые люди. Вроде бы ничего необычного для того времени, если бы не одно но: все «актеры», помимо исполнителя роли Кейна, были не профессионалами, а рядовыми сотрудниками студии. А вот Джозефу Кукану, сыгравшему роль лидера NOD, игра принесла мировую известность свое место в Книге рекордов Гинесса: он был признан актером, который дольше всего исполняет свою роль в играх.

Релиз Phantasmagoria

Sierra — легендарный разработчик и издатель, который выпустил множество великолепных проектов и благородно отошел в игровую Вальхаллу. Довольно непросто перечислить все культовые серии этой компании и оценить ее влияние на игровую индустрию. Хоть у Sierra и были в запасе «взрослые» проекты типа Leisure Suit Larry, компанию все воспринимали как сказочников, выпускающих продукты для всей семьи. Так было до 1995 года, когда состоялся релиз Phantasmagoria.

Любопытно, что геймдизайнером проекта была основатель Sierra Роберта Уильямс. Phantasmagoria по-настоящему потрясла игроков того времени. Чтобы понять их чувства, вообразите, что из-под пера Агнии Барто внезапно вышел «Заводной апельсин».

Phantasmagoria — масштабная история с заботливо прописанными сюжетом и проработанным бэкграундом, созданная и использованием весьма дорогих по тем временам технологий. Почему же игра вызвала столько смешанных отзывов? Все дело в том, что Phantasmagoria выглядит как фантазия сексуально озабоченного маньяка. Игра не стесняется показывать, к примеру, изнасилование главной героини, или достаточно креативные, отталкивающе реалистичные убийства. Именно по этой причине Phantasmagoria была включена практически во все рейтинги самых жестоких и кровавых игр.

История стала классикой только через годы. Рецензенты того времени бранили игру за легкие загадки, примитивный геймплей и скоротечность. Но именно благодаря Phantasmagoria индустрия поняла, что может делать крайне жестокие и спорные вещи.

PlayStation выходит на западный рынок

История одной из самых известных консолей современности начинается с предательства. Изначально Sony вместе с Nintendo планировала сделать версию SNES с CD-приводом. Но в самый ответственный момент Nintendo заключила контракт с Philips. Причем, контракт был заключен тайно. Для Sony это было настоящим ударом. О разрыве сделки никто не сообщил заранее. Руководство Sony справедливо решило, что им необходимо создать что-то свое.

Так появилась консоль под названием PlayStation. На своей родине она вышла в 1994 году, моментально став настоящим хитом. А уже через год PlayStation добралась до западного рынка, затмив устаревшие платформы и другие консоли, использующие CD-приводы. Продукт Sony на голову превосходил все системы конкурентов.

Во-первых, у PlayStation была очень привлекательная цена — всего 299 долларов, в то время как многие консоли на CD-приводах стоили более 500. Во-вторых, на платформе были игры почти всех известных жанров. Причем даже тех, которые прежде считались традиционными PC-эксклюзивами.

В памяти многих геймеров 90-х PlayStation до сих пор остается одной из самых народных и самых желанных консолей.

Первая E3

Самая масштабная выставка электронных развлечений мира появилась благодаря релизу первой PlayStation и некоторым другим успешным продуктам того времени. До E3 игры экспонировали на выставках достижений высоких технологий, но без особого энтузиазма. Именно благодаря E3 стало ясно, что видеоигры — это не странное увлечение двух с половиной гиков, а всеобщее достояние, которое будет привлекать многомиллионные инвестиции.

E3 — это лучший способ узнать, что задумали все эти мегакорпорации. Именно здесь представляют самые дорогие игры первой величины и самые последние технические достижения. История выставки началась в 1995 году, когда мероприятие стало одним из самых значимых событий в мире высоких технологий и виртуальных развлечений. И оно остается таковым до сих пор.

Разумеется, это не все значимые события 1995 года. Следите за обновлениями на нашем сайте — в скором времени мы представим вам вторую, завершающую часть нашего материала. Ну а пока приглашаем всех желающих поностальгировать в комментариях!

Комментарии: 52
Ваш комментарий

Ох, как же я хотел тогда Плейстешн! Не описать словами те чувства, когда впервые поиграл на нем. После денди и сеги, это было нечто!

79

Сутками играли в первую соньку раньше, Driver, Tekken 3, Countdown Vampires, Silent Hill, Dino Crisis, Resident Evil, это было нечто в те времена

46

Присоединяюсь к Серу Волтеру) Но у меня первый опыт был с PS2, и тогда это была игра Resident Evil 2. Это был шок ребята. Тех ощущений не описать!!!

27

Да... У одного единственного человека в моем дворе была playstation в конце 90х, как я о такой тогда мечтал... В итоге мечту осуществил только в прошлом году, в возрасте 26 лет, решив все-таки купить себе playstation, только уже с цифрой 4...=)

24

Всё хочу в Фантасмагорию поиграть, отложил в GOG обе части до распродажи

15

Увидел фотку с первого Е3 и заностальгировал что-то. Крэш, Спиро (Спайро) и Сладкозуб (Sweet tooth из Twisted metal) - персонажи трех самых любимых моих игр на первом плейстейшне. Сколько же я времени проводил с счастливым лицом, пока бегал, прыгал, летал, водил и стрелял) Спасибо за новость, приятно отвлекся от работы ненадолго)

14

Нинтендо соснули тунца своим поступком, поставив не на ту лошадку. Филипс выпустила консоль с дисковым приводом, но оказалась конкретной какашкой!

13

*скупая мужская слеза потекла по небритой щеке* Эх сонька, сонька. Сколько же ты незабываемых часов подарила за Tekken 3 с другом, Driver 1,2, Medal of Honor и многими другими играми. В некоторые даже батя как пацан залипал на прохождении очередного уровня...

13

прям ностальгия блин ,графика развивалась и из за этого жить было веселее и игры были другие и с каждым разом ждал прям игру ,а сейчас все же се ровно как то не то ,как тогда

13

За Кейна!!!! За братство NOD!!! Смерть GDI !!!!

12

Конечно PlayStation это была мечта в то время.

10

В 90х имели ПК только избранные

10

Command & Conquer, эти битвы до сих пор манят), Dinо Crisis с его печальной концовкой... KKND Crossfire с необычным антуражем и классными роликами, Resident Evil с атмосферой безысходности, особенно в третьем на харде с битвами против Немезиса, а тебе 12 лет... Черт, я скучаю...

8

я конечно СЕГУ больше всего люблю))))по этому играю в ее игры на компе с помощью эмулятора,:)

7

я недавно купил на ebay PSONE (мыльница) собака обошлась в 250$ но зато NEW ( игры качаю с торрентов ибо их уже нет в продаже ) покупал для сына ( 7 лет сыну а дочке 5) хотя PS4 есть но сыну она не нравиться ,зато как мы рубится Виджеланте 8 дино Кризис и многие другие ( от PSONE он безума)

7

Сонька сонька))))))) это была великая приставка))))

7

RderderdE нихрена ты крутой. Я сайлент хилл до сих пор боюсь запускать. Детская травма походу

7

Есть люди которые не заменимы а Нинтендо не знала об этом вот и застряли они в 95ом со своим Марио.

6

Zhasl О! Помню двух малых у нас: один рассекал на летающей тарелке, второй тоже на какой-то парящей херне. Рубались в Vigilante 8 как боги! Когда прокаты придумали конкурсы устраивать с денежными призами (по Red Alert проводили, по теккену второму пока джои не начали ломаться, фифе и твистеду с вигилантом) - они нахлобучивали весь прокат и призовые просаживали не отходя от кассы ))) Шкетам тогда лет по семь-восемь было.

6

Помню, как ссался, играя в первый Сайлент на PS. Больше всего мне нравилась совместная игра с отцом в Дьябло, с друзьями пробовал играть, бесполезно, если бы я знал 15 лет назад слово "нуб" то применил бы его. А потом у меня выпал один из стальных шариков фиксаторов, которые удерживают диск в строго горизонтальном положении, диски читать перестала, но выход из положения нашелся быстро, приставку пришлось запускать поставив её на левый бок.

6

Капитан Кошкотян Ой а тут у нас человечек херню написал и не постыдился. Тогда что же твои ПКшный Майкрософт вдруг выпустили XBox после успеха Sony.

5

Ах, ностальгия... И не верится, что прошло так много времени с тех пор, когда первая PS-ка вызывала восторг и счастье.

5

Я первый раз на соньке играл в томб райдер, после сеги, это был шок. Мне тогда было 7 лет. А на компе с 2009 года прописались оба эмулятора, до сих пор диски лежат от пс1 и пс2. Не хватает времени пройти.

5

Помню как мне было лет 7-8 и я со старшим братом играл в command & conqer. Миссии проходились довольно долго, стратегом я тогда не был. Набирал толпу и лез в бой, мессиво было, половину армии я просирал, а бот обходил меня с фланга и уничтожал базу. Вот это был хардкор, а не то днище казуальное которое сейчас выходит тоннами. Как же я хочу вернуть то время.

5

моей первой стала лифа (что то типа денди только джостик в приставку вмонтирован), играл пока не спалил старый ламповый телек (экран посадил). А вот второй приставкой стала PSONE, одна из самых первых в городе, у большинства были громоздкие PlayStation ( А тут почти СD плеер по размерам.)

4

Капитан Кошкотян В какие игры, какой комп и откуда, какой город? Выкладывай.

3

Ночами зависал в игротеках, играя в Twisted Metal, Tekkeen и тд, а на утро в школу))) Через некоторое время подработками накопил и купил Playstation Slim и автоматически стал самым крутым на районе, в школе показывали пальцем со словами "вот у него дома свой плэйстэйшн есть" :D. Больше всего запомнились серии Syphon Filter и Gran Turismo...больше меня на консоли играл отец, ночами напролёт))))

Спойлер
3

вот когда я в 6 лет сыграл в квейк 2..вот это шок

2

Мне чтоб её купить пришлось продать велосипед подаренный на день рождения, взял БУшную с зала, помню заедала при перемещении лазера, приходилось шестеренки смазывать, пошел предъявлять претензии парню у которого брал, тот дал мне запасной привод, тоже проблемный, приходилось их чередовать, но это все мелочи по сравнению с теми эмоциями которые дарила ПлэйСтэйшн: Гран Туризмо 1,2, Метал Гир, Фир Эффект, Томб Райдер, Драйвер, список можно продолжать долго и каждую игру вспоминаешь с воодушевлением и каким-то трепетом...

2

Было интересно читать.

2

Очень хочется hd версию full throttle , с большим удовольствие пробежал бы на пэде. Эх мечты мечты ...

1

ElectricStorm То же самое было! Но я был младше. Но потом у меня появился комп )))

1

Была у меня сега.Помню сонька была у моих двоюродных братьев, к которым я постоянно рвался в гости дабы вкусить этот запретный плод. От Томб Райдера просто офигел после сеги. Еще играли какую то гонку с ракетами, пулеметами (вот это был экшн), и больше всего мне понравилась игра за одного гангстера с видом сверху, который мочил всех, угонял машины. Сечешь о чем я ;-) С тех пор и гамаю видео игры

1

AlanuccioDeSemia " Еще играли какую то гонку с ракетами" Твистэд Мэтал "игра за одного гангстера с видом сверху, который мочил всех, угонял машины" GTA

1

Ох PlayStation.. как же много с ней связано воспоминаний )

1

Всю жизнь считал BG заслугой Interplay

1

а мне так и не купили соньку :(

1

Эх помню как у нас был прокат PS в городе, так мы целую неделю на обедах экономили чтоб на 3-4 морды взять на выходные... Это уже как в универ в 2000 пошёл так купил персоналку аш пень три с 550 мегагерцами что было мега круто.

0

Ворох положительных рецензий помог канадским парням поверить в свои силы, после чего они замахнулись на грандиозный проект, занявшись разработкой Baldur’s Gate — ролевой игры, которая в будущем обретет статус культовой. Как правило, такие амбициозные начинания заканчиваются ничем. Но у BioWare все получилось как нельзя лучше. Ой ладно щас... Биовари были в качестве наемной студии Интерплея, а надзором за игрой занимались Блэк Айсл. Прям все заслуги приписали.

0

вспомнил mk на сегу, это было круто:)

0

1 плойку взял в 98 ( вернее папка купил)первые игры:мк4,теккен,кошмарные твари,ралли кросс

0

спасибо за интересную статью

0

У меня до сих пор Фантасмагория есть на винте

0

Спасибо за такую увлекательную экскурсию.

0

Сколько часов убито в фантазмагорию)))

0

А я брал на прокат Playstation, думаю не я один такой =) Брал на сутки, продлевал. Брал на выходные, на днюху, звал друзей и мы всю ночь играли c ночёвкой, лет было восемь. Первая игра была с Джеки Чаном файтинг, это я запомнил брутальную заставку Соньки при включении) Ещё была Sega Dreamcast, её я тоже любил, ведь там можно вчетвером играть и ещё есть карточки сохранения =) Помню играли вчетвером в Spawn, шутер от третьего лица, весело было) Помню Crazy Taxi, Crash. Спасибо за статью, вспомнил прекрасное детство.

0

Игорь-Knight а жаджу скорости горячая точка помниш на плайстейшен 2 самая крутая жажда скорости!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)))))))))

0

То ли я повзрослел(25 лет),то ли сейчас действительно игры делают какие то без души что ли...Последний раз меня вставил Резидент Ивэл 4.Последнее время 10-15 лет вроде и игры с графикой хорошей и проработаны на момент выпуска отлично....Но реиграбельность конечно страдает конкретно..Опять же про возраст можно поспорить,ибо я испытываю почти те же непередаваемые ощущения интереса при игре в тот же фул тротл или игры через эмулятор сеги.

0

На картинке с Е3 узнали Spyro, узнали Crash'a, узнали Sweet tooth'a, а Parappa'у - нет. Непорядок! devilnnhh31hhnn31 Может ты и повзрослел, но факт есть факт, раньше игры делали мечтатели, которые не могли точно предсказать на сколько окупится проект, сегодня же игры делают настоящие паразиты, которые вкладывают огромные деньги, для того, чтобы только их приумножить. Им нужен массовый продукт, а массовым продукт может стать, если он знаком потребителю (именно потребителю, а не игроку). Хоть люди и говорят, что открыты ко всему новому, они достаточно консервативны, чтобы покупать экспериментальные игры (бывают исключения, типа Portal, но он не в счёт, т.к. Valve имела к тому времени репутацию и огромное коммьюнити, не говоря о ресурсах), зная это, инвесторы вкладывают деньги только в шаблонные проекты. Обычно это именитые тайтлы, да, даже если и новые тайтлы, всё равно клепают одно и тоже, а в последнее время вообще, очень часто стали играть на ностальгии. Тем самым индустрия не развивается, а топчется на месте. Но даже при таком раскладе в год выходит пару-тройку замечательных игр, что радует. В последнее время вообще выходит множество инди проектов, да, много треша, но, со временем, надеюсь, будет только лучше.

0

Не забуду тот день, когда отец забрал меня 3-х летнего с садика и приведя домой показал это чудо с чёрным диском демо игр) Playstation сразу стал родным. А учитывая уже имеющийся опыт на Dendy и Sega, от игры на Соньке были только приятные впечатления))

-1

помню старшая сестра попросила принести ей плойку. очень удивилась когда ей принес консольку)

-1

Я в 95-м только родился, но тем не менее всё важные игры того времени смог застать и поиграть в них)

-4