на главную
об игре

Mount & Blade. Выйду в поле с конем

Считать Mount & Blade просто забавной турецкой action/RPG c конями - все равно, что назвать топовый компьютер «печатной машинкой с выходом в Интернет». Возможности этого уникального проекта выходят далеко за пределы кавалерийских сражений. Это ролевая игра в мире средневековья, которая больше напоминает проект по созданию «идеального солдата»: здесь собраны лучшие наработки в нескольких жанрах и добавлены собственные идеи. Плюс лошади и размах.

Виват, кавалерия!

Авторы из турецкой студии TaleWorlds действительно решили показать всем, как нужно реализовывать бои на лошадях. В свою бытность в качестве перманентной бета-версии, еще до того, как Mount & Blade взяли под крыло шведы из Paradox Interactive, игра заманивала многих именно грамотно реализованными боями верхом на верном скакуне. Долгожданный релиз версии за номером 1.0 подтвердил лидерство турецкого самородка в этом вопросе. Выражаясь образно, остальные игры, где есть лошади, даже рядом не скакали.
До 80-и процентов всех сражений, да и всего игрового времени в целом, мы проводим в седле, но никакого дискомфорта (дружно с ужасом вспоминаем Oblivion или Two Worlds!) не ощущаем. Наоборот, именно на лошади мы - царь и бог. Игроку доступны практически все преимущества, что есть у всадника в реальной жизни. Так, удары тут можно наносить на скорости, и тогда урон будет сильнее, чем если просто стоять на месте и махать мечом. Именно поэтому у каждого холодного оружия есть специальный показатель скорости.
Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, при атаке на лошади работает уникальная «активная анимация», которая задействует верхнюю часть персонажа, то есть корпус и руки. Это позволяет менять направление, траекторию и силу удара. Можно бить не только слева или справа, но и сверху по вертикали, что требует 100-процентной точности. Важно и то, что мы прямо на скаку можем поворачиваться и наклоняться в седле, менять оружие, стрелять из лука или арбалета, отдавать приказы. При этом управлять движением скакуна тут столь же легко, как водить машину в каком-нибудь качественном автосимуляторе: лошадь легко разворачивается, меняет направление, быстро набирает скорость. А вот останавливается она с учетом естественной инверсии – и это тоже правильно, реалистично. Конечно, есть некоторые шероховатости и кривизна анимации, но в целом к управлению тут быстро привыкаешь.

Бои на земле (а мы в любой момент можем спешиться или обратно запрыгнуть в седло) тоже не назовешь примитивными: анимация хромает, но механика на высоте. Мы можем бить с разной силой и с разных сторон (опять же работает «активная анимация»), ставить блок, при этом оружие реалистично отскакивает от щита.

Жить своей жизнью

Но кавалерия, да и сражения в целом – лишь один из инструментов выстраивания вашей жизни и карьеры на пространстве придуманного TaleWorlds мира. В основе игры лежит знакомая еще по Pirates! и самым первым «Корсарам» механика: перед игроком раскинулась огромная глобальная карта, на которой жизнь идет своим чередом. Тут есть города, деревни и целые государства, которые находятся в сложных отношениях друг с другом. И эти отношения постоянно меняются: кто-то заключает мир, а кто-то объявляет войну. Более того, тут есть множество правителей, королей, вассалов и генералов, которые перемещаются по карте: кто-то спешит осадить замок или помочь коллегам в какой-нибудь битве, кто-то, наоборот, спасается бегством, кто-то патрулирует свои владения, уничтожая окрестных бандитов, а кто-то торопится на важные переговоры в соседний замок. Здесь же, на карте, есть караваны, лесные разбойники, крестьяне, бегущие от своих хозяев.
Что здесь делать и как – решать только игроку. Он может поступать на службу к «сильным мира сего», работать у них сначала на побегушках, потом достичь определенных высот и пойти вместе с хозяином на войну, где есть возможность хорошо проявить себя. Кроме того, можно помогать крестьянам, доставать им пропитание, защищать от бандитов, тренировать там ополчение. А можно, наоборот, строить из себя «плохого мальчика»: грабить всех и вся, сжигать деревни, разорять караваны, нападать на города и осаждать замки. Или делать все это одновременно.
В любом случае каждое действие отражается на репутации вашего героя. Он постепенно приобретает известность, причем где-то - положительную, а где-то, как легко догадаться, - совсем наоборот. Поддержав одну фракцию, вы ухудшаете отношения с другой. Более того, репутация дифференцируется по личностям: все генералы, короли и местные князьки находятся в сложных отношениях друг с другом, и если вы помогли одному, это может не понравиться другому. В итоге через некоторое время среди «сильных мира сего» у вас появятся персональные друзья и заклятые враги. Впрочем, отношения можно улучшить: вы вольны в любой момент обратиться против своих друзей или подкупить нужных людей. Но и это еще не все: здесь можно брать пленных и продавать их работорговцам, захватывать важных персонажей и получать за них выкуп. Наконец, готовы ли вы помочь какому-нибудь королю в изгнании вернуть свой трон? При этом в игре востребована не только сила оружия, но и сила слова: вы можете попытаться убедить двух правителей остановить войну, уговорить противника сдаться без боя или доказать слабому на язык графу, что не хорошо распускать грязные слухи о баронессе из соседнего замка. Если это не действует, но вы все еще не хотите обнажать меч, попробуйте дать взятку. А потом вызовите на дуэль.

Особое внимание во всем этом отводится осаде и защите замков. В принципе, вы можете никому не служить, а просто прийти, увидеть и взять наскоком приглянувшиеся владения. Но лучше предварительно построить осадные орудия и попытаться блокировать неуступчивый гарнизон. Игра будет аккуратно высчитывать, сколько дней еще продержатся защитники: вы вольны перейти к штурму (обороняющиеся в свою очередь тоже могут провести контратаку в попытке снять блокаду) или вызвать на переговоры, чтобы предложить сдаться.
Полученные владения можно и нужно развивать, ведь их обязательно кто-нибудь попытается отбить. Стройте тюрьмы, почтовые службы, укрепляйте гарнизон – лишь бы на все хватило денег и навыков.

Ты не один!

Да, практически все ваши действия в этой игре определяются разветвленной ролевой системой, которая распадается на три составляющие: параметры персонажа, навыки и умения во владении каким-нибудь конкретным видом оружия. Параметры и умения достаточно стандартны, а вот навыки отличаются широчайшим охватом самых разных сторон героической жизни. Здесь есть практически все: торговля, убеждение, лидерство, группа боевых умений, скорость перемещения по карте, тактика, различные лечебные навыки, инженерия и т.д. и т.п.
Но самое главное: развиваетесь не только вы, но и ваша партия. В Mount & Blade одиночки долго не живут. С самого начала вы столкнетесь с необходимостью нанимать бойцов, которые будут воевать под вашим началом: чем больше и успешнее вы сражаетесь, тем быстрее они переходят на новый уровень, повышают свои боевые качества. У каждой фракции свои типы юнитов, но все они могут уживаться в команде игрока – главное следить за моральным состояниям войска и вовремя обеспечивать его провизией.
Помимо крестьян и профессиональных наемников, в игре есть и уникальные личности, которые прожигают жизнь в тавернах. Тут Mount & Blade примеряет на себя одежды серии Neverwinter Nights: эти товарищи обладают собственной историей, регулярно высказывают свое мнение относительно действий игрока, ссорятся друг с другом и периодически пытаются покинуть партию в знак протеста. Каждый из них оценивает наши действия по нескольким ключевым показателям: как мы ведем дела, как подбираем напарников и какова в целом ситуация.
Развитие этих персонажей и их экипировка целиком и полностью лежит на наших плечах. При этом нужно учитывать, что некоторые навыки складываются и в совокупности влияют на характеристики всего отряда. Соответственно, сопартийцев нужно набирать и развивать с умом.

На поле боя мы действуем в составе собственного отряда, имея при этом возможность отдавать тактические приказы: следовать за героем, защищать выбранную позицию, атаковать определенным типом оружия и т.д.
Конечную цель в Mount & Blade вы выбираете сами: добиться великой славы, получить в свои владения города и замки, подчинить себе целые государства или уничтожить все вокруг. А может просто жить, выполняя задания, участвуя в боях на арене или в рыцарских турнирах?

Развлеки себя сам

Конечно, тут не все идеально. Не самая лучшая картинка, неказистая анимация – это все мелочи, которые вряд ли могут испортить впечатление от игры. Куда серьезней претензии к тактической системе в бою: приказов, да и в целом возможностей по управлению своим войском явно недостаточно, и бои частенько сваливаются в кучу-малу. Осады и защита замков реализованы слишком поверхностно и схематично. Тут явно есть, куда развиваться.
Но самое главное – неадекватная работы системы квестов и полное отсутствие сюжета. В игре существует несколько типов заранее прописанных миссий, и они на самом деле достаточно разнообразны: это и спасение заложников, и охота за головами, и защита деревень, и поиск сбежавшего преступника, и сопровождение караванов, и доставка грузов. Плюс есть шпионские проникновения во вражеский город, почтовые миссии по доставке посланий, вышеупомянутые мирные переговоры, помощь в восстановлении трона. Конечно, хотелось бы еще больше разнообразия, но проблема даже не в этом: генератор, который случайно выводит все эти миссии, частенько впадает в спячку. В течение долгого времени вам будут поручать только эскорт каравана или сопровождение стада коров. В итоге это, конечно, рано или поздно надоедает. Спасением могла бы стать пусть простенькая, но сюжетная кампания. Ну, или нужно заставить генератор миссий адекватно поддерживать ритм и насыщенность событий на всем протяжении игры.
В любом случае, Mount & Blade - это уникальный феномен, доказывающий, что сегодня еще можно выпускать настоящие Игры, с глубочайшей продуманной механикой и бездной возможностей. И самое главное – проект продолжает развиваться в тесном сотрудничестве с игровым сообществом, давно уже сформировавшемся вокруг Mount & Blade. Поэтому давайте верить, что все существующие проблемы будут решены, а игру ждет долгое и счастливое будущее.


Рейтинги:

Геймплей: 9.0
Графика: 6.5
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 6.5
Оценка автора: 8.5

Общий рейтинг: 7.8

50
40
Комментарии:  40
Ваш комментарий

Игре - тыща лет, но затягивает так, что не оторваться. И плевать на примитивную графику, отсутствие сюжета - геймплей на высоте. В свое время играл только в бету, где после шестого лвла либо покупаешь игру, либо отваливаешь. Но игра супер.

игра апупеть)))))революция в жанре RPG

МБ - просто уникальная, неповторимая и, возможно, одна из последних ИГР сделанных с любовью и душой.. Не знаю за какие-такие заслуги интерфейс и управление так понижен.. Да, сюжета нету, есть частенько однотипные миссии.. - и это все, за что ее стоит хаять..

игрушка супер, затягивает с первых минут)))) жду продолжения)

Оценка маловата по мне 9/10 игра супер затягивает!!!

Игра хороша, статья отличная (так держать demigot!)

Время течёт - все меняется. Лишь обзоры демигота как были вымученным гавноплётством, так ими и остались. Слов в статье хоть ж0пой жри, зато мыслишки скачат чертями в решете. Лечись и учись писать корректно, йопт, а не ходи коридорами графомании и словоблудия.

Ну на самом деле я благодарен Демиготу, что он хотя бы написал эту статью.. без разницы даже как. Какой-никакой, а пиар, не побоюсь этого слова, одной из лучших и наиболее душевных игр современности - это тоже неплохо. Нет, я не пиар-агент тейлворлдс)

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ