на главную
об игре

Empire: Total War. Империя не превыше всего

The Creative Assembly уже позволяла переписать судьбы сегунатов, переиграть сценарий римских походов и дважды разрешала перекроить политическую карту средневековой Евразии. Каждый раз История прогибалась под пером победителя, восторженно кричала с его ликующими воинами, удовлетворенно слушала стоны казнимых врагов, посмеивалась над прозрачными планами заговорщиков и охотно выступала на вашей стороне.

Но История не властна над Временем – сменяются эпохи, меняются орудия уничтожения, изменяются государства. И только война… ммм… скажем так, never changes.

Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?*

А тысячелетье, голубчики, старое, зато столетье новое. Диктует, знаете ли, свои условья. Рыцарство давно не в моде, крестовые походы не актуальны, прогресс ломится во все щели, угрожая совершенно бесплатно и в самом ближайшем будущем поставить лампочку Ильича. До электричества, правда, дело не дойдет, но Гутенберг, массовое внедрение порохового оружия, Новый свет с Войной за Независимость, колониальные войны… веселое времечко. Аккурат с 1700-го по 1799-ый годы. Да, один век в исторических масштабах – единица смехотворная, но места для экономических, политических и военных маневров предостаточно.

Если вы неискушенный правитель, не мерявший раньше мантию императора/парик президента/фуражку генералиссимуса (желаемое подчеркнуть) – то вам в скучную, неинтересную, сугубо тренировочную американскую кампанию. Индейцев непуганых погонять, на землях диких укрепиться, французов-лягушатников злым британским штыком пугнуть, дождаться Бостонского чаепития и умудриться не заснуть. Зато после, подготовленными, можете смело начинать взрослую жизнь в основной кампании.

Испания, Франция, Англия, Россия и все-все-все, кто хоть что-то собой представляет на геополитическом глобусе, могут сразу же поступить под ваше командование. Страны рангом пониже, рожей неказистей, мышцой атрофичней – второй сорт, в общем - доступны после завершения кампаний за кого-нибудь из титанов.

Выбирая государство, вы выбираете не только стили игры, но и цель. Для стран, имеющих изначально выход к морю, приоритетным является не захват колоний, но и удержание путей сообщений с ними – что толку от экзотических диковинок, если он они не доходят до порта столицы из-за пиратов и/или вражеского флота. А те, кто допуска к Большой Воде не имеет, естественно, очень хотят его получить.

Желаемое можно обрести не только силой оружия: дипломатические «хитрости» полностью к вашим услугам. Там задобрить, тут пригрозить, этого одарить – вариантов множество. Безо всяких послов с лидером любой недалекой державы можно связаться моментально. Тут как никогда актуален принцип «враг моего врага – мой друг» и вопрос «против кого дружить будем?». Хотя, конечно, мало кого может заинтересовать даже искренняя приязнь бедного, неразвитого, пускай даже бесконечно гордого народа.

Если жалко денег, на политику соседей можно оказывать влияние с помощью человеческого, а посему непредсказуемого фактора. Разведчиков, что сообщат количество и качество воинских формирований в городе, или вполне законно вызовут неугодную вам личность на дуэль, кличут дворянами. Эти предки Рихарда Зорге по сути своей бесполезны чуть менее чем полностью, особенно на фоне другого типа «не боевых юнитов». Агенты, эти скромные парни, обыкновенные киллеры, рядовые саботеры, скромные ниндзя – что без вас делать? Один ваш кинжал может стоить тысячи мечей. В переносном смысле, не по накладным.

Мощь экономическая едва ли не важнее силы оружия, поскольку первична. Не имея за спиной промышленной машины, развитой инфраструктуры, активной торговой системы и продвинутых технологий попытка развязать масштабную войну сравнима с атакой на танк с граблями и в исподнем.

Впервые в серии Total War появилось древо технологий. И на нем завязано все, что касается индустриального и сельскохозяйственного развития страны. Около сотни «технических умений» в трех областях (военная, сельскохозяйственная, социальная) изучаются при помощи образовательных заведений, которые можно как построить, так и захватить. Возможна покупка знаний, бартер и кража.

Безусловно, это новое слово в развитии линейки игр TW, действительно требующее большего внимания игрока, позволяющее выбрать свой путь развития цивилизации. И порой доходящее до абсурда – просто чтобы улучшить ферму больше года консилиумы седовласых мудрецов изобретали забор. Отмечу – пример не единичный.

Но когда любые разумные увещевания, просьбы и предложения не находят адекватного отклика наступает время для последнего довода королей.

Пыль-пыль-пыль-пыль от шагающих сапог

А вот тут как-то не сложилось.

Гордость, честь и слава The Creative Assembly – сражения на тактической карте – теперь выглядят… не очень. Куда-то подевалось удобство управления отрядами. Раньше, несмотря на общую схематичность, легкую топорность, упрощенность, на относительном небольшом кусочке земли раскрывались широкие просторы для тактических маневров и находилось время для смакования едва ли не каждой минуты боя.

Теперь, в погоне за приближенностью к реалиям, за эпической масштабностью старые ощущения если не ушли, то заметно потускнели. Карты значительно увеличились в размерах, навязывая необходимость устраивать длительную беготню по полям, лесам и весям пока не надоест - или пока не восторжествует дезертирство. Или армия не уткнется в какое-нибудь препятствие на пути и коллективно не сыграет в ящик. Вообще бойцы, независимо от принадлежности к какой-либо из сторон, проявляют нечеловеческий ум. В буквальном смысле.

Айзек Азимов умиленно прослезился бы, завидев этих роботов – пехота радостно и послушно прет на колья; конница без приказа даже не подумает реагировать на жаркую сечу буквально в дюйме от себя, стрелки ни на йоту не сдвинут ствол в сторону атакующих с тыла солдат противника. А как бы удивился Чарльз Дарвин, узнав, что лучший способ передвигаться по земле – скользить. Такое не снилось Плющенко и Ягудину. Хочется с опаской поднять камеру в небо и рассмотреть того гигантского ребенка, что рывками, боком по непонятным траекториям передвигает ваших (своих?) солдатиков.

Разбившись на пары, найдя себе свободное местечко, ваши (его?) солдатики не в силах показать мастер-класс по фехтованию среди варгеймов. Редкие комбо – атака, глухой блок, контратака, повторить, но чуть иначе – надолго сменяются бессмысленным топтанием на месте пополам с неуверенными махами руками, неуместными откатами и дуракавалянием. Чаще всего любое сражение знакомо перерастает в хаотическое перемещение идиотов с рассеянным склерозом – и даже хуже. Смотреть на эту высокоинтеллектуальную мясорубку уже не столь приятно.

Кому не по душе классические стенка на стенку, вольны карабкаться на стену осажденных фортов по веревкам, поскольку осадные башни, подкопы и даже банальные лестницы остались на обочине истории. А уж коль наскучило биться нос к носу с врагом и плечом к плечу с соратником – восходим на шлюпы, флагматы, линейные корабли, заряжаем пушки ядрами, картечью, книппелями - и ловим парусами попутный ветер. В бескрайнем море наконец-то крошатся палубы, падают ниц мачты и трещат ванты. Особо дерзкие капитаны вправе закинуть абордажные крючья на вражескую палубу и попробовать взять в ножи команду вражеского судна. Сорвиголовы-матросы в классической позе Тринити перелетают на чужой корабль под шум гремящих орудий и устраивают в силу собственных умений резню. Однако, пускай они и носятся со шпагами туда-сюда, как по родному мостику, это еще ничего не означает: атакуя равную по классу, да еще не присыпанную картечью лохань, вы рискуете в ноль потерять личный состав. Спасибо троглодитскому IQ самих матросов, умом, откровенно говоря, не блещущих и давящих количеством.

Сражения, будь они на воде или на суше, ощутимо проигрывают декорациям, на фоне которых бушует огонь войны.

Над безглавыми телами бьется плакальщицей пламя

Доски, щепки летят в разные стороны, пыль слепит глаза, короткие черные тени – жаркий солнечный полдень. Плотная млечная завеса застилает горизонт, иссиня-черные волны ритмично разбиваются о борт – туманный вечер. Разгневанное, пенящееся море и завывающий ветер качают корабли, мешая развернуться, унося в иную сторону, искажают траектории полетов снарядов, а белый снег падает на головы – буран настиг вечером. Пожалуй, стоило ради этого ввести в серию морские бои. Картинно-прекрасные, со всеми этими погодными условиями, эффектной разрушаемостью и гибелью кораблей, прорисованными моделями самих судов.

Почти то же самое касается и наземных тактических боев с их огромными ландшафтами с колышущейся травой, редкими деревьями и заборчиками, под закатным солнцем особо завораживающими. Не отстают и вполне симпатичные, неплохо детализованные для жанра юниты. Глобальная карта тоже обросла полигонами и, не глядя на терпимую мультяшность, не чурается высокой полигональности, теней, мутностей на заднем плане и прочих мелких визуальных прикрас.

Только новая песня да на старый лад – все, как и в прежние времена, не обоснованно требовательно к испытуемой машине, заставляя ее работать в экстремальном режиме «И пришел "Анабиоз"!». И даже если вам дико захочется хоть послайдово глянуть на Empire во всей его красе, но железный конь не из королевской конюшни, то автоматическое определение, блокирующее высокие и ультравысокие настройки, пожмет плечами и с печальным взглядом покажет средний палец загранично-буржуйский.

Ветер в кронах заплакал, берег темен и пуст.
Поднимается якорь, продолжается путь.

Что век прошедший нам готовит? Великолепье царское для очей и смешанные чувства в душе.

Не последняя, как думается, Total War удивить не смогла. Честно позаимствовав все новые свои элементы у братьев по цеху, игра эволюционировала сугубо по хозяйственной части. Всего стало больше – но лучше ли? Кажется, нет. Фасад подретушировали, лампочками обвешали, фейерверками осветили – мол, здравствуй, Total, новый War!

А он все тот же, на самом деле. К тому же от жара фонариков штукатурка сохнет и сыплется багами, фейерверк слепит глаза, а фасад… фасад не меняется. Быть может, если доживем, увидим, как революцию в жанре свершит Total War: Revolution?

*в эпиграфах использованы строчки из стихотворений Бориса Пастернака, Редьярда Киплинга и Олега Ладыженского.


Другое мнение

Алексей “Sonik” Рябов:
Total War – серия игр, которые остаются в памяти надолго как лучшие представители жанра. Сперва они выходят сырыми и с большим количеством недоработок, но со временем обзаводятся многочисленными исправлениями и аддонами. Они приводят игру в порядок и оставляют приятные впечатления, о которых фаны ностальгируют до сих пор.
Точно также случилось и с релизом Empire: Total War. Мы все дружно поиграли, поплевались, но теперь потоком десятков мегабайт Steam закачивает исправления, и при запуске пропатченной игры мы получаем рабочий вариант. Конечно же, будущий аддон добавит то, чего не хватает игре сейчас, а спустя какое-то время мы будем приписывать игре Empire звание лучшего представителя жанра.
Сегодня Empire - это «7 из 10», рекомендация «Обязательно купить» и статус «Ждем аддон».


Рейтинги:

Геймплей: 7.5
Графика: 8.5
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 7.5

Общий рейтинг: 7.3

Комментарии:  143
Ваш комментарий

С Рецензиией И Оценкой Согласен!

маловато дали! ИМХО, минимум 8,5-9!

Нет, ну я всё понимаю. Да, на момент написания статьи были многочисленные баги, да, ИИ был на уровне новорожденной обезьяны. Но мать вашу за ногу, какого хрена, это чмо, написавшее эту г*вностатью, говорило о том, что графика показывает средний палец на средних настройках?! Засунь себе в задницу этот средний палец, уе*ище. Гнать таких рецензентов надо! Я многие статьи осуждал, как например, о Карбоне. Но такого г*вна я еще не видел. Берлинский славится своими г*внорецензиями, но чтоб настолько!.. Ты запускал игру на пентиуме 1 с оперативой в 16 Мб, что ли? Не дай бог, этот умалишенный напишет рецензию на Сегун 2, который уже в демке показал себя очень высоко. Не дай бог! Администрация, пожалуйста, не подпускайте Берлинского даже на полкилометра к статьям о Тотал Варах. Что касается музыки, то я понимаю, почему оценка занижена за музыку, она в Империи плоха, но за звук!.. Купи себе нормальные колонки и звуковую карту, ублюдок.

Да вы что, для такой игры очень низкая оценка. Помоему всё вот так должно было выглядеть: Геймплей: 9.5 Графика: 10 Звук и Музыка: 9.0 Интерфейс и Управление: 9.0 Общий рейтинг: 9.5 Можно и десять поставить, но ничего особо нового кроме морских сражений небыло, поэтому пол бала я лично снял.

Я фанат, играл всю серию ТВ и потому могу сказать, что ЕТВ не удалась.....по крайней мере это далеко не то, чего можно было бы ожидать! В енй гораздо больше Эмпайр, чем Тотал Вар.....а ведь это совершенно разные концепции....причём из обоих взяты не самые большие плюсы, но зато все минусы ((!!! 1. Очень....очень долго грузится, хотя комп у меня мощный. Пока загрузится и играть расхочется.... 2. Разработчики чересчур увлеклись графикой и детализацией в ущерб остальным параметрам игры. ТВ всё-таки стратегия, а не "ходилово-мочилово от первого лица". Сделан большой шаг от "стратегичности" игры в сторону её "тактичности"....да и то неудачный ((! 3. Практически отсутствует разнообразие юнитов....у всех всё абсолютно одинаково (((( !!! 4. Отстутсвуют случайные события. 5. Недооценивается роль очень многих факторов истории - религия, здравоохранение, стихийные бедствия и т.д. 6. Слабые генералы/адмиралы и их влияние на ход боёв и управление на стратегической карте. 7. Слишком однообразное древо технологий, оно не может быть одинаковым для всех наций ! 8. Дипломатия. Не знаю, чем тут так восхищаются некоторые, но дипломатия ничуть не продвинулась по сравнению с предыдущими играми, пожалуй даже ухудшилась.....там хоть была возможность развивать дипломата и на этом получать бонусы. Дипломата нужно было оставить!! Причём придав ему возможность перевербовывать чужих киллеров, шпионов, учёных, дипломатов, генералов и адмиралов (при стоянке судов в портах), а также вести тайные переговоры с членами правящей династии (с целью совершения переворотов, аннексий, обмена территориями и/или технологиями), но на гораздо более льготных условиях, чем с правящим монархом! 9. Куда пропали торговцы ??!! С их помощью можно было бы улучшать торговлю (пути, ассортимент товаров и обменный курс), а также дать им новые опции - контрабанда и осуществлять "сухопутное пиратство" ...причём без объявления войны !! 10. Почему исчезли принцессы и династические браки ??!! В то время эта практика была ещё весьма значима ! Таким образом можно было бы заключать очень прочные союзы, а при помощи киллера "выбивать" правящую династию до тех пор, пока к власти не придут "свои" принц+принцесса ....и таким образом взять такую страну под протекторат или вовсе присоединить к своей империи в качестве провинций под общей короной. Или как в ТВ-М2 переманивать "через постель" "продвинутых" чужих генералов (если они королевских кровей)))...... 11. Почему киллер не может убивать монархов, их родню и министров (или кандидатов в министры) ??!! Это очень большое упущение !! В истории один удар кинжалом часто решает больше, чем залпы сотен пушек и десятков тысяч мушкетов !!! 12. Сначала очень порадовало наличие тактических морских сражений (вот оно влияние ИГ)), но радость была преждевременна - манёвры очень нудные, а наносимый ущерб, на мой взгляд, неадекватен (в т.ч. и при абордажах). Это надо быть ярым фанатом морских боёв, чтобы более получаса проводить битву 1:1 ....не говоря уже о масштабных морских сражениях ...на каждое из которых можно потратить целый выходной !!! Чтобы играть в морской бой есть гораздо более увлекательные специализированные игрухи ! .......есть ещё несколько десятков замечаний и предложений по ЕТВ (всё-таки выиграл 3 кампании высшей сложности за полное господство - Англия, Голландия, Австрия)...накипело ))!!! Я считаю, что Сега втюхала нам, фанатам ТВ, полуфабрикат низкой степени готовности и проработанности ((( !!! Если у Вас, уважаемые сотоварищи-тоталваристы есть какие-то замечания/уточнения, то я с удовольствием их выслушаю ) ! Заранее спасибо.

Что то она у меня на таких системках, на средних тормозит

я так и знал что он о5 рецензию сморозит , вердикт не справедлив =(

Мда, рецензору лучше на баяне играть, а не статьи писать

Князь, я с тобой не согласен. 6 или 7

слы кто ставит низкую оценку 1-железо у вас ГО*НО 2-мозг у вас забит контрой и вариком тупым 3-учитесь играть в умные игры 4-срал я на ваш мнение,9 Емпайр

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ