Жесточайший отсев начинается – кто такой Гоукен? Как звали наставника Рю и Кена? Почему младший брат Гоукена убил Гоутецу? Кем приходится Гоутецу двум братьям? И, кстати, как звали младшего брата Гоукена? Что ужасного случилось в манге Street Fighter 2: Ryu? Что выкрикивает при атаке энергетическим шаром Юри Саказаки из Art of Fighting 2? Ответили автоматом хотя бы на половину вопросов – проходите, берите носовые платки и пускайте ностальгическую слезу. Ошиблись – запускайте эмуляторы NES и PlayStation и восполняйте пробелы.
Hadoken!
Впрочем, стоп! Street Fighter 4 – безусловно, развлечение, в первую очередь рассчитанное на людей, задалбливавших в детстве первые части SF и неумело пародировавших на переменках Shoryuken! Но давайте подумаем – когда в последний раз на компьютерах выходило что-то похожее на файтинг? И обязательно с пометкой «легендарный»? Холить и лелеять Street Fighter 4 нужно по умолчанию, за то, что она вообще есть на PC.
Четвертая часть Street Fighter расположилась где-то между Street Fighter 2 и Street Fighter 3. Не столько в хронологическом порядке, сколько по утащенным из них идеям – шестикнопочная раскладка, включающая стандартные Light Kick/Punch, Medium Kick/Punch да Heavy Kick/Punch, спецприемы и даже довольно толстый намек на EX Specials из 2nd Impact. Изменений на самом деле не так уж и много: Street Fighter 4 – это скорее сборная солянка из всего того, что Capcom создавала на протяжении двадцати с лишним лет, нежели резкий рывок вперед, навстречу полному 3D и вседозволенности Tekken или Soul Calibur.
Расклад таков: старое 2D, в котором передвигаются персонажи, разбавлено отлично отрисованными задниками и бойцами, переехавшими уже в полное 3D. Зарисовки следующие - рядовые джунгли и вечные китайские улочки перемежаются с зимними русскими вокзалами и секретными лабораториями. Ностальгия. Миксы саундтреков, взятых из старых SF, наперевес с новыми трип-хоп/J-pop треками выступают на правах здешнего маленького оркестра. Ностальгия X2 Great combo! И потекшая по щеке скупая слеза. Расстраивают только аниме-вставки с историями персонажей – выглядят они как-то убого и даже лишне. Кат-сцены и то смотрелись бы более зрелищно, ибо движок игры позволяет хвастаться недурственной картинкой, стилизованной под cel-shading.
Именитый турнир пополнился четырьмя новыми героями – французский «рукопашник» Абель, тайный агент США Краймсон Вайпер, толстяк Руфус и мексиканский рестлер Эль Фуэрте. Прибавляем сюда двух спрятанных борцов Гоукена и Сета и получаем вполне презентабельную цифру «6». Вместе с Рю, Кеном, Чун Ли и еще десятком беззаветно любимых имен итоговая цифра останавливается на отметке «26». Хорошее начало.
Да только невыразительный конец. Практически вся свора новоприбывших меркнет на фоне переезжающих из игры в игру героев. Не сказать, что наблюдаются большие проблемы с балансом, но новички откровенно сливают по технике тому же Рю или Сагату. Нет, у каждого из них есть свои сильные стороны – скажем, та же Краймсон Вайпер умеет отправлять соперников в нокдаун своими электрическими пинками и обладает самым мощным прыжком среди остального люда. То ли былые времена сказываются и я просто старчески брюзжу, то ли боготворимый Рю сотоварищи сделаны действительно сильней, но новички равновелико проигрывают по всем параметрам - технике, силе ударов, Super Combo и вот новоприбывшим Ultra Combo.
Одно из фундаментальных «нововведений» Street Fighter 4 – новехонькая полоска внизу экрана, отражающая доступную энергию для проведения Ultra Combo. Последняя не иллюзорно отсылает к Capcom vs. SNK 2 и старинному K Groove. В отличие от Super Combo, требующего хорошенько отодрать оппонента для проведения серии ударов, Ultra Combo работает иначе – каждый пропущенный удар увеличивает количество энергии, требуемого для ультра-комбо. Идея проста – даже если подшефного героя отлупили до полусмерти, всегда есть шанс провести контратаку или поймать соперника на сорванном комбо и хорошенько вломить ему, отняв добрую половину жизней. И все – матч почти спасен!
Другая гостья в SF 4 – Focus Attack. «Направленную атаку» на самом деле не так легко провести, как кажется – вроде бы удерживай пару кнопочек на протяжении двух секунд и смачно шлепай соперника, разбрызгивай по экрану черный «концентрат». В реальности же за эти две секунды вам не только могут навалять люлей, так еще и блокировать вашу суператаку одним нажатием MP или HP. Каждое движение борца тут выверено до миллисекунды, и бездумно пользоваться Focus Attack никто не позволит. А в особенности в онлайне.
Пусть основная часть игры отведена под одиночную игру – настоящее развлечение лежит посреди стандартного Versus и многопользовательского режима. Прежде чем вступать в высшую лигу и соревноваться с гомосапиенсами, лучше потратить денек-другой на оттачивание навыков в здешней тренировке, повторяя по сто раз одну и ту же серию ударов и придумывая полезные и эффективные в бою связки. Дальше – попрактиковаться в режиме Challenge, выполняя задания вроде «Отлупи 15 соперников за 300 секунд» или «Выполни следующие комбинации ударов». Награда будет – концепт-арты, ролики, музыка да новые цвета для костюмов героев.
Тратить время на прохождение «одиночки» имеет смысл только после отработки и закрепления основных ударов. Ну, или просто для открытия всех персонажей, если вдруг ваши любимчики еще скрыты тенью. Не то чтобы Street Fighter 4 очень сложна в освоении, но той легкости Tekken, в которой даже новички могут потыкав наугад клавиши провести чуть ли не самые мощные серии ударов, не ждите. Два слова – «Старая Школа». Очень старая. SF 4 – это практически как один из видов боевого искусства. Иначе говоря, без знания азов здесь действительно делать нечего, а пресловутая «подсечка» будет работать только против компьютера и то – на самых легких уровнях сложности. В игре куча тонкостей, которые надо обязательно знать – от секретов по быстрому выходу из нокдауна вплоть до блокирования самых разрушительных комбо.
Азы зазубрены? Время отправляться в онлайн! Но для начала ответ на главный вопрос - Подойдет ли клавиатура? Увы, можете выбросить ее в мусорное ведро – без геймпада онлайновые соперники и даже CPU на высоком уровне сложности будут выбивать вам зубы на счет раз. Управление заточено под геймпад со стиками, и ничего лучше для SF 4 придумать нельзя.
На выбор в многопользовательском режиме стоят – обычная схватка, рейтинговый матч и чемпионат. Перед входом в онлайновую обитель стоит уяснить еще одну вещь: заученные навыки – это хорошо. Но голова на плечах – еще лучше. Персонажи в игре различаются по боевым стилям – кто-то предпочитает атаковать с дистанции вроде Далсима, а, например, боксер Балрог любит поотхаживать врагов в клинче. Держите это в уме, так как неправильная тактика может привести к постыдному поражению. Если соперник попался подкованный, то матч так и вообще может растянуться и на все отведенные 99 секунд – и всего лишь одно неверное движение или задержка при исполнении комбо/неправильно нажатая кнопка могут решить исход поединка. Искать слабые стороны противника и предугадывать его движения все-таки куда веселее, чем биться с хоть и умным, но все же заскриптованным CPU. Те, кто считает, что в SF 4 можно победить простым наскоком и «Это ж файтинг, а не стратегия, зачем тут думать?» - будут очень долго числиться в лузерах.
Бои новичков, разумеется, выглядят не так зрелищно – тут больше идет игра в баттонмэшинг. Но чуть приноровившись к схватке против реального бойца, основная масса народа быстро уяснит еще одну вещь – главное не спешить и не пытаться вывалить кучу однобоких ударов на врага. Лучше посидеть немного в блоке и понять, какого типа перед вами игрок. Особенно актуально это в рейтинговых матчах, где вы сражаетесь еще и за место в топе лучших «Уличных бойцов». Capcom довольно регулярно проводит локальные чемпионаты, так что поддержание виртуального бойца в форме не помешает.
***
Красивый и обаятельный файтинг, ни капельки не надоевший за все свои двадцать лет существования. Хочется сказать постылое «Альтернативы нет!», но дело даже не в наличии альтернативы – это действительно один из лучших файтингов на сегодняшний день. Ловите момент, PC-владельцы!
Рейтинги:
Геймплей: 9.5
Графика: 9.0
Звук и музыка: 10
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 9.5
Общий рейтинг: 9.4









Урраа!! Достойное продолжение второй части, и определено лучший файтинг на РС.
Игра блеск,особенно по мультиплееру через Live!+10
Живая классика - ни больше, ни меньше !
да да да
SF4 не понравился. видна явная халтура, разработчики сыграли на ностальгии игроков. в игре большой дисбаланс и недостаточно красивая графика. статья средняя, переполнена впечатлениями.
> игре большой дисбаланс Большой? Это в каком месте? Проблемы с балансом там действительно есть, но небольшие. Дело одного патча. Ну а если руки кривые - то тут ничего не поможет
наконец то нормальный файтинг на ПК вышел................
статья рулит!!оценки шикарные,я бы такие же поставил,супер прост ekzoman-ооо даааа,графа просто "ужснах" Капком халтурщики,го бастовать?в чем там халтура?дисбаланс тока в 2-х чарах в сете и сагате по дамаге,в Акуме дисбаланс что нельзя блокировать Ультра,но мона прыгнуть,остальные норм в балансе с Mumby согласен,дело прямых рук,вообще СФ4 самый сложный файт в который я когда либо играл,это просто маза по сложности!
Mumby ну вот ненадо руки кривые, У Сета Ультра слабее раза в 2 чем у Рю...Загниев простыми атаками может быстро ушатать....за некоторых персонажей делать особые атаки вобще невыгодно в плане времени.Держать 2 сек 1 кнопку чтобы потом сделать удар?Ха тебя уже уделают за это время
за эл фуэрте вобще никогда не играю,почему?да не потому что у него атаки ногами фигове,а потому что при выполнение особых атак он жёстко косит,даже если падает на противника.