на главную
об игре

Dragon Age: Origins. Еще один шаг на пути к совершенству

Игровая общественность обычно с подозрением поглядывает на долгострои: мол, действительно хороший проект не нуждается в многолетней полировке, а настоящая причина мучительно долгой разработки – кривые руки и плохой менеджмент. Тем не менее, к Dragon Age: Origins, на чье создание ушло около семи лет, отношение было совсем иным. Как-никак, за дело взялась сама Bioware, а на совести ее сотрудников нет откровенно неудачных игр. Более того, счет шедеврам, коими мы обязаны этой студии, идет на десятки. Жанр RPG, например, вообще сложно представить без таких названий как Baldur’s Gate, Star Wars: Knights of the Old Republic и Neverwinter Nights.

Dragon Age: Origins ждали с нетерпением не для того, чтобы, как водится, показать пальцем и злорадно посмеяться над чужой наивностью. То, что существование идеальных игр возможно, господа из Bioware нам уже давно доказали; задача, запредельная для других разработчиков, для них – лишь один из пройденных этапов. Origins должна была стать квинтэссенцией всего лучшего, что было наработано в жанре самой же Bioware. Геймерам со стажем и вовсе пообещали конфетку, от которой невозможно отказаться, - возрождение легендарной Baldur’s Gate. Первый проект из этой серии вышел в свет более десяти лет назад, но достойной замены ему мы с тех пор так и не увидели.

На первый взгляд кажется, что Dragon Age создавалась с нуля. Новая игровая вселенная, собственный графический движок Eclipse, непривычная для фэнтезийных сюжетов мрачность и кровавость. Над концепцией проекта, историей мира, сюжетом, графикой и озвучкой работали десятки лучших специалистов геймдева. Как выяснилось, они не столько экспериментировали, сколько занимались компиляцией. И упрекать в этом сотрудников Bioware мы не станем. Да, результатом их стараний стало немного не то, чего все ожидали. Но тем лучше: на прилавках магазинов появился не детально изученный по анонсам и трейлерам продукт, а приятный сюрприз. Нет, не так: очень приятный сюрприз.

На старт… внимание…

Как любая RPG, Dragon Age начинается с генерации персонажа. Возня с чертами лица не отнимет много времени: встроенный редактор оказался беднее, чем мы надеялись. Выбор расы тоже невелик: несмотря на то, что в истории игрового мира упоминается не менее десятка народов, ваш подопечный может относиться лишь к трем из них. Эльфы, гномы и люди ничем, кроме роста и комплекции, друг от друга особенно не отличаются: бонусы к основным характеристикам предоставляются лишь на старте, да и не настолько они велики, чтобы определить склонность к тому или иному классу. Классов, кстати, тоже три, и все они хорошо нам знакомы: воин, маг, разбойник. Между ними разница как раз очень велика – добрый десяток ветвей навыков, из которых сложится боевая тактика героя.

Исход сражения для солдата определяется тем, насколько хорошо он управляется с выбранным видом оружия. Разбрасываться не стоит; гораздо рациональнее с самого начала определить, чем он будет сносить головы нечисти: огромным топором или же двумя легкими клинками в обеих руках – и тратить драгоценные очки навыков на соответствующие ответвления. Тогда ваш герой сможет без опаски врываться в толпу врагов – его умения позволят драться с несколькими противниками одновременно или же, напротив, максимально быстро обезвредить крупного босса.

На грубую силу и крепкое здоровье разбойнику рассчитывать не приходится, а потому он в совершенстве владеет хитрыми приемами, калечащими и оглушающими врага на длительное время. Вор не гнушается ни пинками в пах, ни ударами в спину. Конечно, благородным такое сражение не назовешь, но… Главное ведь результат, не так ли?

В рукопашной схватке волшебник, пожалуй, самое беспомощное существо: хилый, физически неразвитый, он не носит доспехов, не поднимет ничего тяжелее посоха и уж точно не сможет толком постоять за себя. Но, отбежав от врагов на безопасное расстояние, он и поддержку окажет, и чересчур агрессивную нечисть обезвредит. Магия – универсальное оружие, дающее немыслимо большое пространство для тактических маневров.

…марш!

Начать игру, как обещали, можно с разных позиций. Маг, запуганный храмовниками до полусмерти, изнеженная барышня, привыкшая к роскоши, высокородный эльф, измученный тяготами кочевой жизни, отребье из городских трущоб – всех этих персонажей объединяет лишь одно: ну никак не тянут они на героев, которым предстоит спасать огромное государство от ужасных тварей. А вот поди ж ты: очутившись в нужное время в нужном месте, они попадают под опеку Серого Стража Дункана, избавляются от насущных неприятностей и через несколько дней обнаруживают себя в эпицентре войны. Наставник, не успев толком ввести в курс дела своих подопечных, героически погибает, остальные Стражи – тоже, и наш персонаж с удивлением осознает: он с чудом уцелевшим коллегой по цеху – последняя надежда обитателей Ферелдена. Средств для выполнения такой масштабной задачи не так уж много: кучка разношерстных союзников и ветхие договоры.

Ферелден не в первый раз сталкивается с порождениями тьмы - четыреста лет назад они изрядно потоптались по этой земле. Тогда Серые Стражи, объединив войска всех рас, одолели демоническую орду. Сделать это было непросто, уж слишком конфликтный попался народец. Гномы смертельно боялись высунуть нос из своих пещер, эльфы сводили счеты за старые обиды, люди по уши увязли в борьбе за власть. Волшба тогда и вовсе была под запретом: согласно легендам, именно маги-отступники положили начало Мору. Каким образом Стражи смогли умаслить воюющие между собой группировки, история умалчивает, но факт остается фактом: межрасовые договоры о военном союзе были подписаны, и огромная армия вынудила бестий покинуть Ферелден. Увы, лишь на время.

Нашему герою предстоит действовать по отработанной схеме: он посетит всех более-менее значимых лидеров и попытается заручиться их поддержкой. Но вот незадача: у этих самых лидеров хватает своих дел. Башня магов разграблена одержимыми, эльфов вот-вот истребят оборотни, людьми правит предатель, которого волнует лишь освободившийся трон, а гномы уже который месяц пытаются провести демократические выборы. И наш Серый Страж, скрипя зубами, вынужден разбираться второстепенными, по сути, проблемами. Острый клинок, дипломатия, золото, сделки с собственной совестью, в конце концов - в борьбе с порождениями тьмы все средства хороши, и никто вас не осудит за определенные уступки сомнительным личностям.

Если друг оказался вдруг…

Никто, кроме соратников. Как уже упоминалось выше, с нами по просторам Ферелдена путешествует довольно неоднородная компания. Наши боевые товарищи придерживаются разных, порой диаметрально противоположных, взглядов на достижение поставленных целей. Верующие и безбожники, хитрецы и простачки, доблестные воины и самые настоящие бандиты – все они будут давать оценку действиям и решениям главного героя. Последствия их неодобрения могут быть самыми разными: от кривой ухмылки до нападения на отряд.

Поддерживать с союзниками хорошие отношения важно для дела: теплая дружба дает членам группы бонусы к основным характеристикам – например, целительница существенно увеличит запас маны, ведьма будет наносить больше магического урона, а закованный в тяжелые доспехи храмовник обзаведется отменным здоровьем. Но угодить всем сразу невозможно, а потому командиру придется вести с подчиненными задушевные беседы и покупать у торговцев милые безделушки. Причем выбирать их нужно с умом: то, что приведет в восторг одного, может вызвать лишь кислую ухмылку у другого – принцип «важен не подарок, а внимание» в Dragon Age не работает.

С некоторыми персонажами при желании можно вступить в более близкие, чем дружба, отношения. Что из них выйдет – серьезный роман или мимолетная интрижка – решать только вам. Завязать несколько связей тоже никто не мешает, но будьте осторожны: обманутые любовники быстро узнают о ветвистых рогах на собственной голове и потребуют объяснений. А подобные разговоры, как вы наверняка догадываетесь, до добра не доводят. Кстати, предусмотрительные и политкорректные сценаристы Bioware сделали возможным любое сочетание полов. Гомосексуальная любовь теперь не табу, и игроки со специфическим чувством юмора получат массу удовольствия, наблюдая за робкими поцелуями двух мускулистых парней.

И вновь продолжается бой

К сожалению, на любовь и прочие романтические глупости у персонажей остается не так много времени. Демонические твари на своем пути практически ни разу не встречали отпора, и к тому моменту, когда наш герой начал борьбу, заполонили Ферелден. Куда бы вы ни направились – везде найдется хотя бы несколько монстров, отравляющих жизнь мирным жителям. А значит, мечи в ножнах надолго не останутся – и вот тут боевая система Origins покажет себя во всей красе.

Наблюдать за событиями Dragon Age можно либо сверху, на манер Baldur’s Gate, либо из-за плеча одного из персонажей. Осматривая города или исследуя заброшенные храмы, вряд ли имеет смысл включать изометрию: она помешает оценить красоты окружающего мира. Зато в бою взлетевшая под потолок камера поможет оценить войско противника и выбрать подходящую для случая тактику. Да, именно выбрать, а не составить. Составлять ее нужно заранее, благо в игре для этих целей есть встроенный редактор, где вы можете определить алгоритм действий для персонажа на все случаи жизни. Маг будет подлечивать союзников, попавших во вражеское окружение, вор – кружить вокруг наиболее сильных, выбирая момент для удара в спину, а воин придет на помощь магу или лучнику, если те будут атакованы в ближнем бою.

Ну а что делать, если сражение оказалось более жарким, чем вы ожидали, и проверенные тактики «не работают»? Ответ прост: включить паузу и взять тайм-аут на размышления. Исследовать инвентарь на предмет полезных вещиц, сменить экипировку, использовать какое-нибудь зелье или бальзам, поэкспериментировать с умениями, в конце концов. Кстати, как и было обещано в анонсах, заклинания и спецспособности можно комбинировать между собой, повышая эффективность оных в несколько раз. Например, аркан заморозки сам по себе не наносит много урона, но есть шанс, что замороженный враг рассыплется на мелкие кусочки, если воин ударит по нему с удвоенной силой. К сожалению, полезные сочетания навыков узнаются только экспериментальным путем, а их эффект зачастую нелогичен и нарушает все законы физики.

Обещание насчет комбинирования навыков разработчики с грехом пополам, но выполнили. А вот другое – об интерактивном окружении – не сдержали. Нам обещали, что наши маги и лучники смогут прятаться за колоннами и мебелью, что практически любую деталь интерьера можно будет разрушить или швырнуть в противника. На деле же предметов, которые можно было бы использовать во время боя, не так уж много, да и встречаются они преимущественно в ключевых моментах игры.

Учиться, учиться и еще раз учиться

После того, как очередная группа врагов разбита, боевая группа вашего персонажа получает определенное количество опыта. Кроме очков для распределения по основным характеристикам и веткам навыков (коих, кстати, очень и очень много), герои время от времени получают бонусы к особым умениям. Воровство, дар убеждения, изготовление ловушек, бомб, ядов, смазок для оружия и зелий – все это не раз и не два окажет нам услугу. На низких уровнях сложности самопальных эликсиров и капканов можно обойтись, но если ваш выбор, скажем, режим «Кошмарный сон», без вспомогательных средств игру вы не пройдете.

На седьмом и четырнадцатом уровнях герои получают по одному очку специализации (всего их четыре для каждого класса). Каждая «профессия» дает разовый бонус к начальным характеристикам, а также дополнительную ветку навыков. Чтобы получить ту или иную специализацию, необходимо изучить специальный трактак (который, между прочим, денег стоит, и не малых) или же найти персонажа, готового стать наставником для вас и ваших подопечных. Кое-чему научить могут ваши сопартийцы, а вот за остальными профессиями придется побегать. К некоторым из них вы и вовсе доступа не получите, если в какой-то момент примете неправильное решение.

А красавица-то с изъянами!

Пожалуй, самое слабое место Dragon Age – картинка. Впечатление от нее было бы вполне приемлемым, если бы годом раньше разработчики не хвастались плодами своих трудов, выкладывая невероятные видео … почти полностью состоящие из кат-сцен! А мы-то, наивные, поверили. Поверили в масштабные бои с несколькими сотнями участников, поверили в отражение защитных рун в глазах у монстров, поверили в миллионы полигонов на одну модель… Bioware подложили самим себе жирненькую такую свинью: кабы не расписанные ими радужные перспективы, претензий к графике не возникло бы в принципе - движок Eclipse, конечно, не стал технологической сенсацией, но выглядит Origins более чем достойно. Модели персонажей пропорциональны и реалистично отрывают головы всякой нечисти (особо крупных тварей они убивают красиво, запрыгивая на плечи и картинным жестом перерезая горло). Визуальных эффектов ровно столько, сколько нужно для симпатичного, но не перегруженного деталями кадра. Правда, иногда можно заметить огрехи в проработке текстур, но, ей богу, это не будет мешать даже самым придирчивым: в движении, во время яростных сражений и пробежек по локациям, не до того.

***

У Dragon Age нет недостатков, те замечания, которые мы озвучили, скорее констатация несовершенств, нежели недовольство. Боевая и ролевая системы выше всяких похвал, сюжет и графика не, возможно, не настолько великолепны, но тоже вполне на уровне. Bioware соединили в одном проекте лучшее, что было наработано в жанре за долгие годы.

Dragon Age – лучшая из всех RPG последнего времени. Да, она не идеальна. Но ближе, чем Origins, к идеалу не приблизился ни один проект.


Рейтинги:

Геймплей: 9.5
Графика: 8.5
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 10
Оценка автора: 9.5

Общий рейтинг: 9.2


171
184
Комментарии:  184
Ваш комментарий

С оценкой согласен...ИМХО-игра года

Игра-кул, с оценкой согласен. Но игра года, ИМХО, Бетмен

Лучше RPG я еще не видел... +10

Однозначно лучшая рпг, к тому же довольно длинная (около 100 часов на среднем уровне в средненьком темпе). А те, кто ругается на ограничения в передвижениях и отсутствие физики -явно плохо знакомы с творчеством Bioware

На мой взгляд Dragon Age Начало - это лучшая игра в которую я играл, но Ведьмак как была моей любимой игрой, так и осталась.

ProDJ666 Да, меня очень радуют его перепалки с Морриган :)

Игра года Бетмен однозначно, слышите БЕТМЕН!!!

игра вещь биовары молодцы Плюс несколько моментов: ГТА - это АРКАДНЫЙ СИМ МАФИИ, а ни в коем случае не РПГ (кстати, ГТА мастдай, Мафия форева)) НВН - невервинтер мне не понравился, а ДА пришелся по душе, честно не знаю с чем это связано, хотя плохого о НВН сказать не могу fhdjhdsjdgjh - сдохни, спамер

Играю в данный шедевр только сейчас, когда минуло немало лет, со дня релиза. Читаю рецензию и смеюсь: автор обзора, упомяная визуальную составляющую даже не представляет себе, что те " недостатки", в виде миллиона полигонов и " отражения защитных ран в глазах монстров" не будут достигнуты даже сейчас, в данном жанре, в 2016 ом году) Игра шедевр, это вердикт.Даже сейчас, на моем 27 дюймовом мониторе , на максималках, смотрится просто классно.

Эх - пусть так... я бы повыше поставил. Нет не игра года - увы армия Экшен-фанов порвёт в куски любого, кто не помолеца на "икону варфаер 2"(код 6 если кто не вкурил). Драгонага - живая классика жанра (нифига не балдур - атмосфера ни на йоту не похожа), ща после неё долго рпг не будет (нет - масс афект надолго не хватит), а фэнтезийной и подавно... А биовары - и впрямь молцы кста. Шлаком неразу не кормили - всегда самые вкусные блюда подавали... Имхо. Рыжая-лови 10, вроде как обо всём сказала...

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ