Victoria 2 многие ждали с нетерпением. Каждый проект шведской студии Paradox Interactive - своего рода шедевр, а разработчики давно превратились в законодателей жанра глобальных стратегий. Первая Victoria завоевала популярность своей неподдельной внимательностью к деталям и, что немаловажно, уровнем погружения в игровой процесс. Игроки часами просиживали над глобальной картой, меняя секунды жизни на месяцы внутриигрового времени. Кропотливое планирование на десятки лет вперед, заговоры, подкупы, революции, безжалостные войны за мировое господство – всех здешних возможностей не счесть. Не стоит забывать и об экономике, озаряющей взор игрока ворохом таблиц и диаграмм. Каждую секунду здесь что-то происходит. Мир живет по своим законам, вынуждая вас постоянно корректировать внешнюю и внутреннюю политику, вплоть до того победного момента, когда правила начинаете диктовать именно вы. Victoria 2 дает вам все возможности для этого. Еще раз.
1836-1936
Любой человек, незнакомый с предыдущими проектами Paradox Interactive, при первом запуске игры обязательно придет в недоумение. Взору предстает невообразимое количество пиктограмм и обозначений, постоянно всплывающие сообщения и подсказки, огромное количество надписей и пояснений. Каждая новая вкладка, каждый новый пункт меню открывает еще больше возможностей. Здесь их воистину много – и воистину тяжело с первого наскока понять всю глубину игровой механики. Метод научного тыка в данном случае не работает: несмотря на достаточное количество пояснений, некоторые немаловажные моменты все равно остаются за бортом. Если вы только знакомитесь с Victoria, можно лишь настоятельно порекомендовать пройти специальный режим обучения. Выполненный на славу, он даст вам все базовые навыки для того, чтобы не запутаться и не утонуть в интерфейсе.
Вся эта огромная, на первый взгляд, сложность – лишь кажущаяся. Спустя несколько часов игры она становится вполне себе приятной и дружелюбной, удобной и понятной. Мастерство же приходит лишь спустя недели изучения мира, когда мозг запоминает все его тенденции. Знание истории – довольно значительный плюс, так как позволяет избежать ошибок в построении своего государства, в особенности – его внутренней политики. Именно она здесь в центре – не экономика, не война, не внешняя политика. Вся суть успеха кроется в том, чтобы правильно организовать положение дел в своем собственном государстве. Установили слишком высокий налог на капитал – прекращаются инвестиции в частный сектор экономики. Субсидировали частные фабрики, улучшив их положение – заработали обвинения в государственном вмешательстве в промышленность. Разрешили негосударственную прессу в угоду либералам – получайте свои забастовки и обвинения огранов власти. Каждое ваше решение имеет последствия, как позитивные так и резко негативные. Здесь важно постоянно искать баланс, те самые ниточки, незаметно дергая за которые, вы можете использовать любую ситуацию в своих целях. Националисты бунтуют? Пустите их к власти и используйте пропагандируемую ими шовинистическую доктрину для завоевания соседей, а затем выбросьте их на задворки при помощи новой мощной национальной армии. Либералы требуют введения избирательного права? Дайте им его и наблюдайте за тем, как их «гениальное» руководство приводит к тому, что они резко теряют свои позиции в парламенте. Вступите в военный союз с мощной державой, затем дипломатическими методами ухудшите отношения с неприятелем вплоть до объявления вам войны, а после этого размеренно зачистите его территорию со своим союзником.
Главное – быть аккуратным. Любой провал во внешней политике, так же, как и во внутренней, ведет к незамедлительной реакции вашего населения. Только в этом случае затрагивается в том числе и уровень мирового престижа вашего государства. От него зависит многое: количество стран, желающих быть вашими союзниками, возможности для создания колониальной империи, перспективы внешней торговли. Здесь категорически запрещено ошибаться. Уровень престижа можно поднять, в первую очередь, проведением войн. Каждая выигранная битва приносит вам заветные очки, а победа в войне значительно повышает ваш статус. Войны здесь не объявляются просто так. На любой акт агрессии должна быть выбрана определенная причина. Основных мотивов несколько: банальное унижение, завоевание чужих провинций, остановка экспансии, защита национальных интересов. Развязанный вами конфликт можно в любой момент закончить, заключив так называемый «белый мир», по итогам которого страны-участники не получают абсолютно ничего, возвращаясь к довоенному состоянию. Или же продолжить войну до самого победного конца, пока противник не согласится на ваши условия. Вся суть войны – в быстром уничтожении военного контингента врага и размещении своей армии на территории его провинций. Спустя определенный отрезок времени провинция принимает статус оккупированной. При оккупации значительной части страны можно начинать переговоры о прекращении военных действий. На ваших, разумеется, условиях. Такие акции, при умелом их проведении, могут быстро возвести ваше государство в почетный ранг мировых держав.
Не хлебом единым
Войны стоят денег. Содержание войск и закупка необходимых товаров являются основными пунктами ваших расходов. Закупка и продажа необходимых товаров производится полностью автоматически. Этот процесс, однако, можно отрегулировать и подкорректировать вручную. Вообще автоматизация торговли освобождает огромное количество времени. Строительство всяческих сооружений и фабрик, если они у вас возводятся не капиталистами, также требует ресурсов из вашего бюджета, однако эти траты стоят на втором месте. Ваш основной источник дохода – налоги. Налогами облагается все население страны, вне зависимости от его социального положения. В игре вы можете установить определенный уровень налога на каждый из трех здешних классов, на которые условно поделено общество. Таковыми являются бедняки, средний класс и знать. При всем при этом стоит помнить, что от уровня налогов зависит и уровень жизни людей. Все их потребности и степень их удовлетворения отражены в одной простой диаграмме, которая постоянно меняет свой вид с течением игрового времени. Очевидно, что недовольные и голодные крестьяне рано или поздно поднимут восстание, да такое, что мало уж точно не покажется. На восстания, впрочем, горазды и другие классы общества.
Кроме налогов существует еще и такой элемент, как таможенная пошлина на ввоз товаров из-за рубежа. Здесь тоже стоит искать баланс: при слишком высокой процентной ставке импортеры, само собой, будут повышать цены на товары. И последний источник дохода – золотодобыча. Если в вашей стране добывается золото, оно тут же конвертируется в деньги. Золотом на мировых рынках не торгуют.
Еще один важный пункт расходов – государственное спонсирование тех или иных сфер, вроде военной обороны, госуправления либо образования. Здесь тоже имеются свои определенные взаимосвязи. Так, повышение расходов на сферу государственного управления улучшит эффективность налогообложения. Образование, в свою очередь, несмотря на свою функцию, уменьшает (!) сознательность населения. Хотя последнее является логичным: образование это носит, скорее, религиозный характер, а регилия, как известно, опиум для народа. Здесь имеется один важный момент. При повышении зарплат чиновников логично ожидать, что в долговременной перспективе чиновников станет все больше и больше. Точно так же и с духовенством.
Как уже упоминалось, политика – весьма и весьма немаловажный элемент игры. Внутренняя политика, прежде всего, построена на приоритетах. Кроме упомянутых выше приоритетов в финансировании, можно также поддерживать определенные группы населения в провинциях. Это влияет как на их благосостояние, так и на их прирост - как естественный, так и миграционный. В игре присутствует элемент внутренней миграции, когда жители устремляются туда, где жизненные условия лучше. Приоритеты можно отдавать и политическим партиям – при условии наличия такой формы правления, при которой партия назначается правителем. При этом не стоит ожидать, что народ смиренно примет все распоряжения сверху. Установить тоталитаризм в каких-нибудь Нидерландах – задача не из простых, а при попытке ее осуществления придется буквально утопить страну в крови либералов.
Вторая половина ХIX века – время, когда либеральные ценности завладели умами граждан. Будьте готовы столкнуться с целым ворохом восстаний, пресечь которые можно лишь двумя способами. Первый – применение военной силы. Повстанцы обычно слабы, не чета регулярным войскам, однако могут здорово подпортить нервы, особенно во время вражеской интервенции. Второй способ борьбы с ними – допуск мятежников к власти. Во втором случае будьте готовы к тому, что оказавшиеся у руля государства, новоиспеченные правители сразу же потребуют проведения реформ. Реформы предопределены, вам лишь дается выбор из существующих на данный момент исторических тенденций, вроде разрешения свободы прессы (реформа политическая) либо введения пенсий (реформа социальная).
Рано или поздно, возможно, придется провести выборы. Процесс этот незатейлив, однако веселья доставляет немало. По ходу избирательной кампании начинают происходить различные события, непосредственно влияющие на ее исход. При этом реакцию на эти события косвенно определяется игроком, так что формирование будущего кабинета во многом зависит от вас.
В Victoria 2 присутствует свое довольно объемное дерево технологий. Разделяется оно на технологии армии, флота, культуры, коммерции, промышленности – в каждом разделе по тридцать штук. Каждая исследованная вами технология ведет к возможности появления тех или иных изобретений. Изобретения эти – не лампочки или утюги, а, скорее, социальные доктрины или методики управления государством.
Игра как и прежде пестрит событиями. То и дело всплывающие окна будут информировать вас о тех или иных происшествиях – от недостатка воды в колониях до формирования подпольных студенческих организаций. Каждый раз нам дается возможность решить, как поступить в данном случае. Кроме событий имеются еще и «решения». Решения отличаются тем, что могут произойти только при определенных исторических предпосылках, а время их принятия выбирает сам игрок.
Все гениальное просто
Victoria 2 – вершина стратегической мысли Paradox Interactive. Здесь никто не принуждает вас решать каждую самую мелкую проблему – напротив, вы лишь задаете основные ориентиры, руководствуясь которыми и живет ваше государство. И это абсолютно правильно. Действие сосредоточено не на передовой – главный фронт проходит внутри страны, и основные сражения разворачиваются там же. Игра захватывает с самого начала, заставляя вдумчиво планировать каждый свой ход и, тем не менее, подталкивая на те или иные эксперименты. Здесь все на высоте: проработанность мира, вовлеченность в игровой процесс, атмосфера, графическое оформление - просто бесподобное - и музыкальное сопровождение. Внимание к деталям просто поражает воображение. Здесь нет ничего лишнего. Шведы вновь на высоте, и за это мы без задней мысли можем выразить им свою искреннюю благодарность. Ведь такие игры – настоящая редкость.
Рейтинги:
Геймплей: 10
Графика: 9.0
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 9.0
Оценка автора: 9.5
Общий рейтинг: 9.2











Мда самой галимой игре 10, а классным играм 5
Куда уж мне) Цивилизации 10 надо ставить, а не этому УГ
Причем тут код, я говорю про цивилизацию нубло.... Или цивилизация уже стала не серьёзной игрой?
Сравнивать стратегии от "Парадоксов" с "Цивилизациями", как минимум, некорректно. Разные масштабы, разная механика, разный уровень детальности управления.
Crusaders Go play Call of Duty, kid. Оставь серьезные игры взрослым.
Crusaders Ты не шариш
Оценку явно занизили (это не сарказм) Игра на самом деле очень интересная, но без надлежащих вещей (считай, ума и терпения) она может показаться не очень. Crusaders Или цивилизация уже стала не серьёзной игрой? По сравнению с Викторией (или любой другой игре парадоксов) - да не серьёзная. ЗЫ Спасибо что дали написание обзора адекватному человеку, который шарит в таких играх.
Просто Alwizard выучил пару слов на английском и решил блеснуть умом :)
Фигня!
вод это рейтинг! в чём прикол? Редакция PG как бы этим говорит что PC рулит!!) а вот консоли отдыхают, консольный Heavy Rain получил всего 8.7