G-Man не появится в конце туннеля. Макушка Фримана не промелькнет в соседнем окне. Борей не покажется на горизонте даже в качестве миража – на него разве что намекнет пасхалка. И только Кейв Джонсон однажды заговорится и обрушится с проклятиями на Черную Мезу. Больше ничто не скажет о принадлежности этой игры к вселенной Half-Life. Наоборот, превратив эксцентричного Джонсона в ходячий анекдот, отдав больше половины сценария под шутки, Valve даже немного отдалила Portal от мира всяких вортигонтов и монтировок. Но, пожалуй, это самое незначительное изменение второй части.
наука
РАССКАЗЫВАТЬ
Хохмы сыплются в поразительном количестве. ГЛэДОС, Уитли и веселый покойник Джонсон большую часть времени разговаривают только ими. Шутят зло, иронично, по-английски, подкалывают, каламбурят, играют словами и парадоксами. Причем большинство шуток настолько зависят от правильных интонаций да пауз, что неумолимо портятся в русской локализации. Переводчики и актеры, бесспорно, стараются. Дай бог всем так работать, как они. Но это тот случай, когда оригинальную озвучку подменить нельзя никак.
Голоса тем еще важны, что в мире Portal по-прежнему разговаривают лишь искусственные интеллекты. Ну, еще и мертвецы, ожившие с помощью древних аудиозаписей. А тонкости вроде английского произношения (а не акцента) в русской версии пропадают, разумеется, напрочь.
Челл окунается в бушующий океан звуков, где турели с трепетом что-то шепчут или грозно кричат, где поют даже энергетические потоки, а между перелистыванием страниц, легким кашлем, мимолетными фразами и безразличными командами скрываются чьи-то судьбы.
Valve тем постоянно и отличалась, что старалась меньше объяснять и больше намекать. Рисовать аккуратными мазками, говоря красиво. Разработчики оставляли перед носом какие-то символичные вещи, но истории, скрытые за этими вещами, рассказывали в специальных комментариях. И то не всегда. Они раскидывали кусочки мозаики, и не сказать, что это всегда и всем нравилось. К тому же, мозаика ни в одном случае так и не собралась полностью. С финальными титрами всегда оставалось множество вопросов, не нашедших ответа. И Portal 2 тоже не избежала этой участи.
Но вот какой казус. С одной стороны – недоговорок достаточно, сценарию не хватает эпичности, он чересчур забит шутками и вообще какой-то поверхностный. Любой потенциально трагичный или страшный момент авторы постоянно смягчают, иронизируют - лишь бы все не перестало быть таким милым и кавайным. С другой стороны – это лучшая игра Valve в плане постановки и повествования. Настроение и характеры создаются посредством освещения, окружения, ситуаций и массы других мелочей. Каждое действие и кадр выверены. Чувствуется, что каждый пиксель перерисовывался раз десять, прежде чем стал таким, каким стал. Продумано все. Блестяще.
И ведь таким трудным путем ведется не одна сюжетная линия, а несколько. Пускай коротких. И главная из них – вовсе не Челл, за которую как бы играешь. Ее могут называть «опасной немой сумасшедшей», относиться к ней, как к Гордону Фриману, она может рушить все и всех побеждать… но сингл Portal 2 не про нее. А про ГЛэДОС. Ее судьба оказывается более непредсказуемой, насыщенной проблемами, переменами, и – как итог – более драматичной. К тому же, только она, похоже, из всего произошедшего делает какие-то выводы.
наука
ДУМАТЬ
Одиночная кампания оставляет двоякое впечатление. Вроде именно то, что обещали. Но одновременно – обещали больше! Шести-восьми часов, которые уходят на первое прохождение, явно не хватает, учитывая, что первая Portal съедала часа два. Научный комплекс Aperture Science обрел знатные виды, расцвел красками и деталями. Особенно это касается старой его части, где еще сохранились ковровые дорожки, брошенные рабочие места, портреты жизнерадостного Джонсона и агитационные плакаты. В этих обширных руинах чувствуется дух ретро-фантастики. Здесь не встретить модулей персональности, врагов или друзей. Тут – мертвая во всех смыслах тишина, разруха и покой.
Однако до этого атмосферного провисания добираешься к середине кампании. А прежде чем Челл низвергается в это кладбище амбиций, ГЛэДОС еще успевает погонять ее по тестовым камерам. Как в старые добрые времена. Честно говоря, уровни, которые следуют после эффектного вступления и вплоть до попадания за кулисы, больше напоминают, пардон, ремейк. Головоломки, конечно, хорошие, некоторые вообще шедевральны. И да, здесь вручают луч лазера, отражающий куб и многофункциональный световой мост, но нет ощущения чего-то нового. Это как прямое продолжение вечеринки 2007-го. Дополнительные уровни.
И вот только когда оказываешься за кулисами, начинается, можно сказать, настоящая Portal 2. Посреди сломанных лестниц, мостов, заштопанных кубов и ржавых лифтов не сразу находится место обычным головоломкам. Долгое время портальная пушка и привычные хитрости здесь используются всего лишь для перемещения. Пока в поле нашего зрения не попадают краски – и тут, как говорится, все завертелось. Раскрасить все, как в Tag: The Power of Paint, получается только белым гелем, позволяющим создавать порталы на любой поверхности. Да и полностью обмазывать локации отталкивающим или ускоряющим гелями нет особого смысла – задачки от этого быстрее решаться не станут. Скорее всего.
Как раз с появлением гелей начинается настоящее веселье, а количество ядреных головоломок увеличивается. На последних уровнях, когда появляются еще и транспортные воронки, тесты становятся сплошным интеллектуальным торжеством. Турели пищат и стреляют, разнообразные кубы скачут и перетаскиваются, лазеры жгут турели, кинетическая энергия превалирует, воронки вертятся туда и обратно, отгораживающие панели, кнопки, кнопки, бросание бомб да использование гелей в качестве оружия – все это собирается под конец в прекрасные, концентрированные задачки.
И всего этого не хватает. Всего – понемногу. Даже тех гелей, не ставших, как ожидалось, какой-то яркой фишкой. Не глядя на инновационность. В игре им уделено внимания не больше, чем воронкам, лазерам и тому подобному. Можно было бы разозлиться из-за этого, разгневаться и съесть шляпу с криками «Обманули!», если бы не кооператив. Впрочем, он же и явный виновник скоротечности сингла.
наука
ПОНИМАТЬ
Насчет «второй сюжетной кампании» Valve, конечно, слукавила. Мягко говоря. Несмотря на то, что прохождение всех миссий кооператива занимает не меньше времени, чем в «одиночке», сюжета тут на одно предложение. Два испытательных робота идут спасать людей. Все. Долгая дорога к законсервированным человекам сопровождается вялыми комментариями ГЛэДОС и заканчивается красивым, фонтанирующим счастьем роликом… ни о чем. Не так должны заканчиваться подобные путешествия.
Впрочем, получаемый фан перевешивает все. В первых главах (из пяти) его относительно немного, решения задачек более-менее очевидны и не требуют серьезной координации действий. Бегайте, смешно погибайте и рассматривайте товарищей, летайте через порталы друг друга – все легко, забавно и динамично.
Но чем дальше – тем требовательней оказываются тесты. И тем больше удовольствия они приносят. Без понимания между игроками до конца не дойти. Скоро уже не обойтись без таймеров, чтобы одновременно сделать какие-нибудь действия. Постоянно приходится тыкать всюду указкой и поглядывать в специальное окно: на что смотрит друг? Чаще нужно действовать слаженно, по часам. Многие головоломки основаны на том, чтобы один игрок бегал и вовремя нажимал нужные кнопки, а другой – летал, скользил, подхватывал кубы и кувыркался в калейдоскопе порталов. Последние уровни, с транспортными воронками и гелями, столь громоздки, что достаточно прислушаться, и слышно, как скрипят мозги напарника. И пускай часто выходит, что искались сложные пути, а на деле решение оказывалось проще, потеря времени гарантирована, лютый восторг по завершению – тоже.
А чтоб все не переругались в процессе, дизайнеры наплодили низких дверных косяков, о которые постоянно бьешься головой, и дали возможность…. тискаться. Отрывать головы и дружно ржать над этим. Мило, любя обниматься. Махать ручкой. Играть в «Камень, ножницы, бумага». Уже не говоря про кучу достижений за всякие шалости. И про магазин шляпок. Впрочем, не только шляпок, но также флажков, очков, текстур и даже фэйспалмов. Учитывая невысокую реиграбельность кооператива, остается только уважительно улыбнуться такой несокрушимой любви к деньгам.
наука
УДИВЛЯТЬ
Много головоломок. Больших, средних, миниатюрных, забавных, вызывающих, простых, сложных, многоступенчатых, олдскульных, посредственных, почти гениальных, трудоемких, хитрых и с розовыми сердечками. Этого разнообразия у Portal 2 не отнять, а игнорировать – смешно. И столь же трудно отрицать, что кооператив впечатляет больше, чем одиночная кампания, на которую все же возлагались большие надежды. Но даже не потому, что она масштабом не вышла или чем-то еще, а потому, что не предлагает ничего принципиально нового. Прорыва не получилось. Неправы те, кто говорит, что нельзя войти в одну реку дважды. Нужно лишь принять смелое решение – прыгнуть выше головы. А Valve, кажется, начала забывать, что значат риск и амбиции.
Плюсы: кооператив; отличные головоломки; оригинальная озвучка; музыка; постановка; дизайн; проработка персонажей; сценарий; финальный ролик; много нового.
Минусы: коротко; слишком сильный упор на юмор; много недоговорок.
Вердикт: две хорошие игры по цене одной отличной.
НАША ОЦЕНКА: 8.5
Другое мнение
Александр “Alex 51” Купцевич:
Представьте, что Portal 2 не имеет отношения к Valve и к серии Half-Life в целом. Какими оценками наградили бы ее критики? Разве бы поднялся такой ажиотаж? Представили?
А теперь взгляните еще раз на ценник.
Вспомните все предрелизное безумие. Бесполезные в итоге картошечки, принесшие сами знаете кому круглые денежные суммы. Спойлеры счастливых владельцев консолей и недоумение тех, кто имел счастье наблюдать на мониторах своих ПК пресловутое “Don’t turn off your console”. Идиотский магазинчик, где за небольшую денежку предлагают приобрести пару «эффектных» телодвижений. Вспомните TF2, ставшую неким подобием блошиного рынка. Тенденция, однако.
Гениальный юмор? Увольте. Конечно, это не набор гэгов. Но и здесь перебор. Слишком много натужного сарказма. Слишком мало смысла. То, что нам преподносят, как часть вселенной Half-Life, на которую многие чуть ли не молятся – суть затянутая юмореска. И хорошо бы все списать на проделки истеричного ИИ – но нет. Portal 2 заводит нас в сюжетные дебри прошлого века. Право слово, в этих моментах игре недостает клетчатых пиджаков и ЛСД. Оторвались по полной.
А ведь иначе и не поймут.
Десяток часов игрового процесса держатся на чистом любопытстве: а что же будет дальше? Где смысл? Где, простите, хоть какой-нибудь стройный сюжет в рамках вселенной? Видеоролик в конце бьет по мозгам закрытой дверью и швыряет в мозг опостылевший кубик с сердечком. Додумывайте сами.
Но додумывать нечего. Нет простора, даже в сравнении с трехчасовой первой частью.
Вы вновь обвели всех вокруг пальца. Браво, Valve.










Оценку можно и побольше!
Да, маловата оценка.
С оценкой не согласен. Может сарказма и много, но он уместен. Юмор в игре на высшем уровне. Однако его легко можно недопонять. Как со многими и случилось.
Минимум 9, хотя есть к чему придратца)
Согласен с Купцевичем P.S. Ещё. Как по мне - затянуто и нудно. Первая больше понравилась, хотя разнообразие локаций радует
Представьте, что Portal 2 не имеет отношения к Valve и к серии Half-Life в целом. Какими оценками наградили бы ее критики? Разве бы поднялся такой ажиотаж? Представили? Когда я первый раз села за Portal 2, я не знала ни Valve, ни вселенную Half-life вообще. По сути, Portal 2 была моей первой полноценной игрой, и во время прохождения я сидела разинутым ртом. Для меня это было натуральным шоком. Я ни разу не задумывалась о том, что компьютерная игра может задеть меня за живое, заставить перепроходить её десяток раз (и сингл и мультиплеер) и изучать вселенную этого игрового и мира до мельчайших подробностей. В игре прекрасный юмор, много сарказма, замечательные персонажи, удивительный дизайн уровней, интересные головоломки, увлекательный сюжет и прекрасная музыка. Люблю эту игру всем сердцем! Она заслуживает 10/10. Возможно, если бы в один прекрасный момент я не познакомилась с таким прекрасным творением как Portal 2, я бы никогда не стала увлекаться играми. Немного по поводу минуса чтомного недоговорок. Это как по мне даже плюс игры. Если вам нравится, что когда всё тщательно разжёвывают и потом кладут в рот, то пожалуйста, дело ваше. Но как по мне все эти "недомолвки" полезная пища для размышлений, и возможно хорошая почва для следующей части (если она конечно будет).
Согласен с альтернативным мнением - мне не понравилось.
Обзор - шлак!!! Автор ищет минусы, но не находит их и пытается придумать свои... Мало эпичности, слишком много юмора и сарказма... пфф!!! Если игра получилась отличной, зачем ее говном поливать?
Оценку могли бы дать и повыше 9.5 например, игра сделана идеально, хз к чему тут автор обзора прицепился. Хотя для меня игра всё ровно сделана на 10.
коротко; не короче любого нынешнего шутера. а то что закончилось раньше чем надоело, тем лучше. много недоговорок не так уж и много, если быть внимательными На самом деле лучше бы игру тут опустили, потому что давать выбор редакции перкрасному Портал 2, дав перед этим выбор редакции убогому Крайзис 2 - это фейл.