Вот и подошел к концу богатый на игровые события 2014 год. Нам еще предстоит подвести его итоги и назвать лучшие (а также худшие, куда же без этого) проекты, но прежде хотелось бы вернуться ровно на 10 лет назад, в 2004 год. Вы не раз должны были слышать о том, что этот далекий год называют одним из лучших в игровой истории, и это неслучайно — тогда вышло огромное количество потрясающих игр, которые навсегда изменили игровую индустрию. Мы решили отобрать десяток проектов, с которыми ассоциируется тот период, и выяснить, что изменилось за прошедшие десять лет.
Warhammer 40.000: Dawn of War
Подумать только — одной из лучших стратегий в реальном времени за всю историю исполнилось уже 10 лет. Dawn of War стала именно той частью популярной серии RTS, которая по праву считается самой удачной во франчайзе. В целом же в рамках своего жанра игра получилась без лишней скромности выдающейся. Редко когда стратегия может подарить столь глубокое чувство вовлеченности в игровой процесс — повторить это сумела, пожалуй, разве что Company of Heroes от все той же Relic. В случаях, когда затрагивается вселенная Warhammer 40.000, обычно принято вспоминать о противостоянии сеттингов со StarCraft (сейчас, правда, уместнее сравнение со StarCraft 2). Однако эти стратегии настолько различаются по духу и геймплею, что мы не будем лишний раз бередить старые раны, а лишь подчеркнем культовый статус «вахи».
The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay
Фигура Риддика, необычного антигероя, который снискал успех на экранах, как будто создана была для соответствующей игровой адаптации. Фанатам сделали такой подарок, выпустив компьютерные «Хроники Риддика» под названием Escape from Butcher Bay. Проект оказался крайне успешным и снискал славу как среди игроков, так и критиков. Последние в своих положительных отзывах даже позволили себе посчитать, что игра вышла куда лучше фильма, который оказался в прокате в том же 2004 году. Как бы там ни было, а Escape from Butcher Bay действительно заслужила место в нашем топе. Отличный геймплей, разнообразные способы «взаимодействия» с противниками, качественный стелс и Вин Дизель в главной роли — у игры просто не было шансов остаться незамеченной.
World of Warcraft
Если вы не забыли, то этой осенью самая, пожалуй, удачная во всех отношениях MMORPG World of Warcraft отпраздновала десятилетие. Да, она также делит релиз в 2004 году со множеством других замечательных проектов. Говорить что-либо об эталонной онлайн-игре, на которую все эти 10 лет равняются другие разработчики, было бы по меньшей мере странно. Но мы все-таки попробуем. Еще до релиза WoW студию Blizzard пугали предсказаниями, что их новый проект ожидает неизбежный крах. Отчасти в этих словах содержалась крупица правды, поскольку опыта на арене MMORPG у разработчиков до создания WoW не было. Но здесь как нельзя кстати придется избитая фраза о том, что Blizzard плохих игр не делает. Как итог — популярнейшая World of Warcraft отметила 10-летний юбилей и нацелилась на то, чтобы удвоить свой жизненный цикл.
Need for Speed: Underground 2
Казалось, что после оригинальной NFS Underground ничего лучше сделать уже будет просто невозможно. Как хорошо, что игровое сообщество ошибалось со своим скепсисом! В незабываемой Underground 2, которая, как вы правильно подумали, вышла 10 лет назад, уличные гонки добрались до заслуженного размаха в открытом для поездок городе. Причем он был не просто статичной декорацией ночных заездов: на дорогах можно было встретить потенциальных соперников и вызвать их на поединок. Ну-ка, признавайтесь: вы ведь тоже проводили немало времени, катаясь по улицам в свое удовольствие? И пока фанаты продолжают трепетно мечтать о триквеле, который, хотелось бы верить, действительно когда-нибудь выйдет и окажется достойным подзаголовка Underground, подумайте о том, как 10 лет назад изменилось ваше представление о гоночных играх.
Painkiller
Так уж сложилось, что польские студии в игровой индустрии стараются особо не отсвечивать, выпуская бюджетные поделки, дабы отбить мизерные бюджеты. Painkiller, разумеется, не имеет к такому положению вещей ни малейшего отношения. «Серьезный Serious Sam» (остановите наши каламбуры!) казался, впрочем, сперва обычным клоном, но уже первое знакомство с игрой определило, что перед нами — совершенно безумный, адреналиновый, стильный, напичканный, простите, тестостероном (о, да!) олдскульный экшен с ураганным геймплеем. Разве можно было предположить, что мясной по своей сути шутер мог оказаться настолько качественным? Богатое разнообразие врагов, совершенно фантастические, артистичные и захватывающие дух способы их умерщвления, незабываемый левел-дизайн и ни с чем не сравнимая атмосфера — Painkiller стала любимицей публики, которую со временем погубили лишь отвратительные по качеству фанатские дополнения.
Far Cry
Какая игра вам понравилась в этом году больше всего? Видимо, не ошибемся, если навскидку назовем Far Cry 4. А начиналось-то все 10 лет назад с революционного в графическом плане шутера Far Cry от тогда еще молодой и талантливой студии Crytek про заполненные мутантами тропические острова. Когда глаза понемногу привыкали к буйству красок и лишавшей дара речи на то время графики, удавалось разглядеть в игре еще и увлекательный геймплей. Хотя чего греха таить: вряд ли найдутся игроки, которые не любили собрать за собой толпу мутантов и веселой вереницей вбежать в ближайший водоем, где вся эта пестрая братия мгновенно откидывала копыта — или что там у них было. Играть в Far Cry в 2004 году — это мало с чем сравнимое удовольствие. Сиквелы пошли совершенно по иному пути, но убрать из нашей памяти оригинал уже никогда не получится.
Grand Theft Auto: San Andreas
Сейчас в умах игроков всего мира прочно утвердилась GTA 5, а ведь десять лет назад на ее месте по-царски восседала San Andreas. Можно долго спорить, какая из «третьих GTA» является лучшей, но и «3», и Vice City, и San Andreas — все были шедеврами по-своему. Солнечный Лос-Сантос показал нам очередную изнанку криминального мира, представил огромное количество крутых тачек, три огромных города, традиционно — отличный сюжет, да и не забыл обрадовать целым спектром геймплейный нововведений. Тучный СиДжей, бодибилдер СиДжей — как мы все обожали эти метаморфозы, не правда ли? Особый культовый статус San Andreas приобрела и в России благодаря незабываемой машинной локализации. Охладите, Rockstar!
Космические Рейнджеры 2: Доминаторы
При том, что в нашем топе доминируют (ах, как мы ловко со словами-то играем) западные релизы, 2004 год принес и одну во всех смыслах потрясающую отечественную игру. Обретшие культовый статус «Космические рейнджеры» приучили к тому, что наши разработчики тоже способны выдать шедевр на все времена. «КР 2: Доминаторы» внезапно оказались, что называется, быстрее, выше и сильнее оригинальной игры, расширив геймплейные возможности, развив первоначальные идеи и даже поэкспериментировав с жанром стратегии. В этой игре было хорошо все: хорош был юмор, текстовые квесты, посещения планет, пошаговые полеты в космосе, развитие своего корабля, продвижение по сюжету... Честное слово, мы не станем вас укорять, если вы сейчас же бросите читать наш материал и поспешите в который уже раз устанавливать эту, пардон, нетленку.
Doom 3
Жуткий сурвайвал-хоррор, который сменил зубодробительный экшен оригинальной дилогии, пришелся игрокам не просто по вкусу, ведь именно эта игра фигурирует в каждом споре, какой же проект 2004 года лучше: Half-Life 2 или Doom 3. Сравнивать их, конечно, немного неверно, но это лишний раз доказывает, сколь огромную армию фанатов успел собрать под своим крылом триквел. Густые тени, внезапные монстры и фонарик в дрожащей руке — это были наши верные спутники во время прохождения, когда каждый шорох вызывал неконтролируемый приступ паники. Гораздо более серьезное заигрывание с оккультной фантастикой, чем в оригинале, оказалось правильным выбором: игра пугала, пугает и будет пугать всех тех, кто еще не успел сделать первые робкие шаги по Марсу.
Half-Life 2
Кто-то может ядовито съязвить, что ради Half-Life 2 мы наш топ и задумали, но мы ведь все только что убедились, что 10 лет назад вышло неприличное количество замечательных игр. Впрочем, не будем спорить: венцом творения в игровой индустрии 2004 года стала именно Half-Life 2. Ее не просто с трепетом вспоминают до сих пор — в нее играют и переигрывают в надежде увидеть продолжение истории молчаливого Гордона Фримена. Сиквел вознес популярность компании Valve до небес: восхитительный геймплей и повальное использование физики благодаря движку Havok вкупе с захватывающим сюжетом определили статус шедевра игры на многие годы вперед.
Топ у нас получился из разряда «почувствуйте себя старыми»: любой из вас наверняка увидит в списке одну или даже несколько своих любимых игр и ужаснется тому, что с момента их выхода прошло целых 10 лет. Индустрия, впрочем, не стоит на месте, игры развиваются, но становятся ли они лучше? Объективно говоря, в 2014 году не было такого количества знаковых и по-настоящему революционных игр — но это, возможно, просто потому, что самые лучшие идеи уже давно были придуманы и воплощены. Примерно 10 лет назад. Но не будем отчаиваться, ведь талантливые разработчики найдутся всегда. От нас лишь требуется рассмотреть в их проектах намек на шедевр — а там, глядишь, и не за горами повторение звездного 2004 года.
С новым годом! И любите хорошие игры.
ээээ,а где принц персии?
Half life 2 , riddic warhammer 40000 эх вернутся бы в те дни когда ты в первый раз сел за эти творения...
молодцы
Эх, вот были времена. Far Cry, Underground, Painkiller, San Andreas, моя любимая Халфа, наконец! Спасибо, что уделили внимание столь яркому на замечательные игры году.
Верните мне мои 2004....
Нехренаж себе, это уже столько лет прошло? Пора трость искать покрепче... да кресло качалку из дуба...
Помню после прохождения Doom 3, находился под таким мощным впечатлением, что Riddick и Half-Life 2 казались позавчерашним днем.
10 лет и лучше игры чем Халфа вторая я ещё не видел ( легендарная игра
Кстати, настоятельно рекомендую всем, кто еще не играл в "Хроники Риддика", немедленно ознакомиться с этим шедевром. Для тех же, кого отпугивает графика 10-летней давности, советую обратить пристальное внимание на Assault on Dark Athena - это дополнение, которое включает в себя переработанную версию Escape from Butcher Bay и абсолютно новую кампанию.
эрон дон дон доносится из 2004