Игры по лицензиям: причины любви и ненависти

Спрос порождает предложение: мало кто пройдет мимо возможности нагрузить очередной поезд купюрами при малых вложениях. Еще десяток лет назад чуть ли не каждый голливудский блокбастер в обязательном порядке сопровождался «игрой по мотивам». При этом качество такой «продукции» заставляло лить слезы ценителей прекрасного, простых игроков и даже фанатов первоисточника. Само словосочетание «игры по лицензии» быстро стало своеобразным мемом.

Не нужно быть аналитиком и обладать глубокими знаниями в области киноиндустрии и геймдева, чтобы понять, кто во всем этом виноват. Игры «по мотивам» чаще всего проваливаются из-за банального желания сэкономить на разработке. Зачем вкладывать деньги в умелых дизайнеров и художников, если громкий заголовок и так обеспечит игре хорошие продажи? Даже больше: чем круче звучит название первоисточника, тем дешевле можно сделать игру-придаток. Так, великолепные фильмы Джона Фавро о Железном Человеке, с которых начался новый виток качества в комикс-экранизациях, получили откровенно унылые игровые воплощения.

Еще одна причина проходного качества подобных игр — ограниченность в сроках разработки. Игра должна лечь на прилавок чуть ли не в день премьеры фильма. Говорите, недоработки? Бог простит, а пользователь — и подавно. Но не все так печально.

У лицензированных игр, нашедших путь не только к кошельку, но и к сердцу, можно отметить ряд общих достоинств. В первую очередь фанат кино или книги оценивает, как вожделенный проект выглядит и звучит. Вставить вместо очередного усатого водопроводчика фигурку известного персонажа — простейший трюк, освоенный еще в доисторические геймдевные времена. Чип, Дейл и прочая диснеевская братия задорно прыгали по платформам и завоевали немалую популярность. Нынче требования возросли, и, к примеру, агентом 007 служит оцифрованный Дэниел Крейг с соответствующей мимикой и пластикой. Пользователь желает видеть своего кумира, поэтому при выборе игровой перспективы в большинстве случаев используется вид от третьего лица, а в графе жанр числится third-person action.

Разработчики с просторов СНГ отличились и здесь. Только тут могли появиться лицензированные проекты в жанре «тактическая RPG» и пошаговая стратегия по произведениям Сергея Лукьяненко и братьев Стругацких соответственно. При этом и «Ночной дозор» и «Обитаемый остров: Послесловие» заслуживают самого пристального внимания ценителей неординарных игр.

Музыка из оригинала также поможет погрузить игрока в его атмосферу. Мелодии Говарда Шора и Джона Уильямса немало поспособствовали успеху игр по «Властелину колец» и «Звездным войнам». Использование голосов звезд кино для озвучивания своих цифровых воплощений стало распространенной практикой. Причем многие из них выкладываются при этом по полной программе. Так, Хью Джекман не просто начитал текст для экшена X-Men Origins: Wolverine, но и прямо в студии звукозаписи выдавал экспромт, вошедший в релизную версию игры.

Впрочем, не стоит забывать, что хорошие актеры не способны целиком вытащить весь проект: на запись голосов для игры 007 Legends была приглашена целая команда голливудских профи, появлявшихся в разных частях «Бондианы» в качестве злодеев и союзников агента. При этом игра все равно получила нелестные отзывы критиков за однообразие.

Наличие трудноуловимого сочетания картинки, звука, дизайна и стиля, называемого «атмосферой» — обязательное условие для успешной игры по произведению, получившему культовый статус. Можно вывалить на геймера два десятка красивых роботов, но он так и не поймет, что его развлекают событиями из блокбастера Майкла Бея (игра Transformers: The Game 2007 года в самых разных версиях, не путать с очень неплохой дилогией от High Moon Studios, где речь шла о гражданской войне на Кибертроне). А серия Aliens versus Predator благодаря кропотливому труду художников успешно передала атмосферу сразу двух культовых НФ-кинофильмов. Незнание исходного материала — а графические романы о Темном Рыцаре в наших городах и весях все еще в диковинку — не мешает насладиться мрачной густой атмосферой лечебницы Аркхем из хитовой Batman: Arkham Asylum.

Чуть ли не важнейшая особенность «игр по мотивам», о которой разработчики частенько забывают, — воссоздание оригинальной механики. То есть в успешном лицензированном проекте вы не только делаете то, что видели в хорошем кино, но еще и делаете это именно таким же образом. Не созерцаете схожий процесс, а воспроизводите его, терзая клавиатуру и геймпад. Бэтмен из ставших эталоном игр команды Rocksteady не просто «мордует» злодеев — он наводит на них ужас, прячась на статуях уродливых горгулий. Охотники за привидениями из одноименной игры 2009 года не просто расстреливают из бластеров потусторонних хулиганов, а натурально заталкивают их в ловушку, разрушая при этом уйму муниципальной собственности. Марвеловский Каратель из незамеченного в свое время массами экшена The Punisher (студия Volition, 2005) учиняет членам мафии пытки и экзекуции с черным колоритом оригинала. А Уэсли из Wanted: Weapons of Fate под руководством игрока умеет «закрутить» пулю по невероятной траектории.

Если звезды над разработчиками сошлись совсем уж удачно, то сам игровой мир не только выглядит как в первоисточнике, но и работает на геймплей. Распиаренная сверх всякой меры James Cameron’s Avatar: The Game демонстрировала действительно живописный мир планеты Пандора, но оказалась сухой и пресной в плане игрового процесса. А подзабытый, но имеющий в узких кругах весьма почетный статус хоррор The Thing по фильму Джона Карпентера погружал игрока в тесноту комнатушек полярной станции, членов которой одолевала паранойя, и убивал антарктическим холодом после нескольких минут прогулок на заснеженных просторах.

Пожалуй, лучший пример переноса в игровую форму мира из иной культурной сферы — серия RPG The Witcher по романам Анджея Сапковского. Необходимость постоянного выбора между плохим и очень плохим, ведьмачьи знаки и эликсиры, запоминающийся бестиарий — все, о чем писал пан Анджей, игрок может «потрогать» в игре. Даже амулет-волк на цепочке подрагивает возле всяческих чудовищ, на чем завязано несколько геймплейных моментов.

Наконец, попав в достойные руки, игра по лицензии способна расширить оригинальный сеттинг, пролить свет на многие возникшие вопросы и продлить приключение, закончившееся с последними титрами или последней страницей. Аманда Рипли продолжает дело матери в Alien: Isolation. В мире трилогии Александра Зорича «Завтра война» разворачивается сюжет одноименной игры, в которой известные читателю события показаны глазами нового персонажа. Альтернативный взгляд на концовку классической ленты Брайана Де Пальмы «Лицо со шрамом» предлагает экшен Scarface: The World is Yours:Тони Монтана переживает штурм особняка и переходит под контроль игрока.

В наши дни игры по лицензии превратились из потока в ручей. Хотелось бы верить, что их качество будет расти. Вскоре нам предстоит оценить Mad Max, новую Star Wars: Battlefront и несколько других проектов по лицензированным вселенным. Надеемся на лучшее.

Комментарии: 23
Ваш комментарий

Надеюсь что игра про безумного Макса не станет халтурой и разработчики сделает игру не хуже alien isolation.

19

Да уж, большинство игр сделанных по фильмам не заслуживают ни денег, ни внимания

16

DetroyT[RU] Теорема "о безальтернативности выбора" господина Эскобара подходит сюда как нельзя кстати

13

Еще Риддик был норм и Россомаха. А вот Бетмен от Рокстеди не по кинолицензии сделан. Он не имеет никакого отношения к играм по фильмам.

13

Из хороших игр по кинолицензии был кинг конг и константин еще

11

не знаю из всех последних игр понравилось Alien Isolation.сам фанат чужих:)

11

забыли про Star Wars в общем и Knights of the Old Repulic в частности - вот уж откуда не только игра, но и куча доп контента повырастала.

10

Есть игры сделанные по фильмам, а есть фильмы сделанные по играм. Играю только по второму варианту, что и остальным советую.

9

в свое время очень понравилась RTS The Lord of the Rings: The Battle for Middle-earth, Constantine.Про Alien Isolation ваще молчу по мне лучшая игра прошлого года.

9

Изоляция эпична, спору нет, до сих пор заводы строю по ночам ^^

7

Есть игры сделанные по фильмам, а есть фильмы сделанные по играм. Играю только по второму варианту -В кинцо штоле играешь. Выепон не удался.

7

Есть игры сделанные по фильмам, а есть фильмы сделанные по играм А есть фильмы сделанные по играм сделанным по фильмам. Пример: Alien vs Predator.

3

DetroyT[RU] Но ведь фильмы по играм есть трешак полный.

2

Demon_DDD Но также есть и игры сделанные по фильмам сделанным по играм. Пример: street fighter the movie. : P И ещё одна, не помню какая.

1

Все эти игры по своему хороши. Кому-то нравятся одни кому-то другие!!!!

1

Да тут два вида,игры по конкретному фильму, и игры которые берут вселенную фильма и делают всё своё

1

Поросёнок Пётр Причем тут теорема Эскобара? По MGS снимут фильм, если он будет не очень, игра от этого станет плохой?

1

Секрет Изоленты, Нечто, Риддика и Ватмана и подобных им игр по фильмам в том, что они рассказывают свою историю, а не пересказывают события фильма посредством игрового процесса.

1

Трилогия Борна на высоте, а Конспирацию Борна выпустили ещё в 2008 году, пройдя мимо ПК. EA права купила, но молчат - шестой год подряд. Спрашивается, зачем? И вообще, будут ли игры про Джейсона Борна?

1

diablo_7_13 Да уж, большинство игр сделанных по фильмам не заслуживают ни денег, ни внимания Согласен, и наоборот абсолютно также выходит.

0

Ведьмак вне конкуренции

-1

Забыты "Ходячие мертвецы" в нескольких их вариантах:Экшен Survival Instinct, и и сериал от Teeltale. Первый вариант выжил только благодаря марке TWD, т.к. экшен вышел на уровне старой колды по графе и интеллекту зомби из "plants vs zombie". А второй вариант на редкого любителя болтовни с выбором диалогов,влияющих на дальнейший сюжет, квестов и прекрасной истории о выживании.

-4