Космосим века или мыльный пузырь: что происходит со Star Citizen

Star Citizen вполне можно назвать долгостроем. Правда, в отличие от остальных проектов в этом списке, она не стесняется просить деньги на краудфандинговых площадках. Несмотря на то, что нас регулярно знакомят с новыми видеороликами о будущих возможностях, у Cloud Imperium Games нет даже намека на приблизительную дату релиза. Долгая разработка и баснословные обещания уже кричат о том, что амбициозный космический симулятор не увидит свет. По крайней мере, в том виде, который так расписывает Крис Робертс. Но есть и другие моменты, которые не стоит игнорировать.

Где-то мы это уже видели

Происходящее вокруг Star Citizen очень напоминает историю с No Man’s Sky. По сути, и Cloud Imperium, и Hello Games — не зависящие от издателей студии. Обе имеют харизматичных лидеров: это своеобразные лица компании, намертво привязанные к своим детищам. Развязка истории с No Man’s Sky стала очередным уроком для тех, кто доверительно относится к мероприятиям такого рода. Но глава с Hello Games уже закрыта, а вот Star Citizen продолжает набирать обороты по сбору средств. Выпускать проект "when it’s done" очень правильно, однако по-настоящему честно такой подход работает только при самофинансировании. Человеку, который оплатил неделю корпоративных обедов студии, необходимо знать, когда его инвестиции окупятся.

Но CIG решила пойти наиболее сложным и непонятным путем. Окей, с учетом возросших финансовых средств можно улучшить игру, но не логичнее ли сначала выпустить хоть какую-то часть в финальном состоянии, а уже потом постепенно обновлять ее? Робертс пошел еще дальше: его команда выпускает альфа-версию следующего модуля, не закончив работу над текущим, а в придачу решает сменить движок. Со стороны рабочий процесс выглядит очень сумбурно, так как разработчики просто не знают, за что схватиться. «У нас нет нормальной системы шутера? Давайте пригласим Гэри Олдмана и еще десяток актеров, тогда у нас точно получится хороший космосим!».

На данный момент Робертс уже собрал более 140 миллионов долларов. Это абсолютный рекорд не только для краудфандинга — космосим уже стоит в одном ряду с самыми дорогими видеоиграми в истории. За вычетом маркетинга, дороже обошлась только разработка Star Wars: The Old Republic. На этом фоне первоначальная просьба в два с половиной миллиона кажется каким-то пшиком. Но откуда появляются такие огромные суммы?

Я у мамы космонавт

Краудфандинг — не единственный способ дохода Cloud Imperium Games. C момента запуска альфа-версии мультиплеерного модуля виртуальный ангар Star Citizen пополнился звездолетами, каждый из которых имеет пару-тройку вариаций, определяющих стиль игры. Все корабли приобретаются за реальные деньги, равно как и доступ к новым альфа-версиям продукта. Разработчики называют это «вторичной компанией по сбору средств».

На деле получается, что некоторые бейкеры вместо изначальных 250 долларов тратят в десять раз больше на покупку подписки и пополнение ангара. В основном из-за того, что Робертс провел исключительную рекламную кампанию и дал людям возможность побывать в шкуре космонавта, о которой мечтали те, кто уже потратил порядка двадцати тысяч долларов на игру. Получается неплохая модель монетизации: за долгий период времени, потраченный на выпуск множества ранних версий, Star Citizen может заработать куда больше, чем после релиза. Тем более что CIG честно обещает модель разовой покупки и никаких подписок.

Вот только политика возврата средств недавно изменилась. Если раньше вернуть свои средства можно было в случае невыполнения обещаний по прошествии полутора лет, то сейчас выплаты будут только после полной отмены проекта. Разработка может затянуться на долгие годы — тонна платных вещей только способствует этому. Ну а если что-то пойдет не так и Робертс захочет заниматься другими делами, то проект можно официально заморозить на неопределенный срок и оставить пользователей ни с чем.

Главный злодей Star Citizen

Подливает масла в огонь Дерек Смарт, который из независимого разработчика превратился в вездесущего комментатора. В своем блоге он часто критиковал проект и, в частности, финансовую политику разработчиков. По его мнению, растущие амбиции CIG не смогут конкурировать с финансовыми затратами. Проще говоря, у проекта кончатся деньги еще до релиза. Ситуация двойственная: с одной стороны, заявления Смарта выглядят притянутыми за уши, с другой — разработка действительно затянулась и пробила все изначально запланированные дедлайны.

Так или иначе, настораживает реакция Робертса. Для того чтобы успокоить сообщество, он мог поделиться хотя бы очередной приблизительной датой выхода или, чем черт не шутит, релизом версии 1.0 одного из модулей. Вместо этого он проводит интервью, дискредитируя Смарта и обвиняя его в недобросовестной конкуренции. Дерек был исключен из краудфандинговой кампании, а разработчики дополнительно объявили о том, что он даже не запускал клиент.

Не настолько важно, кто в конечном итоге все-таки прав. Куда важнее поведение Cloud Imperium, которая решила вступить в открытый конфликт с диванным аналитиком, пусть и довольно известным. А это немного не вяжется с политикой компании, которая настаивает на том, что процесс производства Star Citizen полностью прозрачен.

Корпоративная атмосфера

Еще в 2015 году журналистам The Escapist удалось связаться с некоторыми сотрудниками Cloud Imperium Games. Один из них признался, что ушел из-за крайне недружелюбной атмосферы в коллективе: «В команде не было людей, которые четко знали, в какую сторону развивать проект, из-за чего низкая общая работоспособность сопровождалась регулярными гневными сообщениями с зажатым Caps Lock».

Другой рассказал о том, как в компании нанимали людей. Сэнди Гардинер, вице-президент CIG по маркетингу, а по совместительству супруга Робертса, давала весьма унизительные инструкции касательно подбора будущего персонала. Доходило до запретов найма черных женщин, а в корпоративной почте то и дело проскакивала ругань в адрес работников. По данным The Escapist, Робертс и Гардинер приобрели особняк в одном из престижных районов Лос-Анжелеса. А так как единственный доход создателей Star Citizen — сбор средств от обычных пользователей, выводы напрашиваются сами собой.

Счет, пожалуйста

Что мы имеем в итоге? Star Citizen выглядит как крупномасштабная версия DayZ: та после выхода в Early Access тоже не стремится дорасти до финальной версии. Регулярные изменения в производстве тоже не обнадеживают. Недавняя новость о смене движка — явное тому подтверждение. Пусть виртуальные Гари Олдман, Марк Хэммилл и Джиллиан Андерсон и смотрятся очень круто, но это явно не то, за что бейкеры выложили несколько миллионов долларов. Может, стоило бы все-таки придерживаться первоначального плана?

Комментарии:  121
Ваш комментарий

Эта игра никогда не выйдет в релиз...

самый впечатляющий, дорогостоящий и законно одобренный лохотрон который я только видел.....ну за исключением пожалуй ипотеки

хоенхайм светлый в ипотеку люди хоть жильё сразу получают.

Автор статьи сам то следит за проектом? "Где-то мы это уже видели" - сильное заявление. Проверять его, конечно, никто не стал. В отличие от NMS разработчики постоянно дают инфу о проекте. Каждую неделю (!) отчеты о ходе разработки и разнообразные стримы (какие у них идеи, как они фиксят баги и т.п.). Реальная проблема все-таки была озвучена в статье - идей много, а вот ресурсов и времени мало. По поводу корпоративной атмосферы. IT вообще самая гнилая индустрия. Кто в теме - тот поймет, о чем я. А по поводу найма сотрудников - кто платит, тот и музыку заказывает. Обвинения в грубости и расизме вполне могут быть притянуты за уши. Просто компания не старается подлизать толерастам (привет, Ubisoft). В основном логика следующая: руководству все равно, то ли ты гей, то ли черный и т.п. Не могёшь в разработку игр? Гуляй.

По данным The Escapist, Робертс и Гардинер приобрели особняк в одном из престижных районов Лос-Анжелеса. А так как единственный доход создателей Star Citizen — сбор средств от обычных пользователей

Ну, а что умеет зарабатывать на людях....

Что за бред я только что прочитал? Автору стоило сначала изучить предмет, о котором он пишет. А так складывается ощущение что писалось это все по слухам.

iDominion По твоим предположениям через сколько эта игра выйдет в релиз?

Ahmed_the_Shaitan_Killer Как будет готова, сейчас 90% игр в раннем доступе в альфе, это уже тренд. В случае со СС главное чтоб она вышла такой какой ее задумали. А не велись на нытье о скорейшем выходе. А то что есть сейчас уже в разы превосходит многие игры.

iDominion Как будет готова Я просто ору с этой фразы! А то что есть сейчас уже в разы превосходит многие игры Интересно какие? Называй, не стесняйся.

Какой расизм, о чем вы? У них в том же отделе маркетинга, которым заведует Гардинер работают негр и китаез, с которыми она в твиттерке вечно фотки постит. Это пересказ статей прошлого года. О том, что Эскейпист те еще трындуны уже давно все обсудили: доказательством того, что они общались с "источниками" из студий они привели фотку корпоративной карты-бейджа, которые CIG не используют. https://twitter.com/SandiGardiner/status/784588477019062272 https://twitter.com/SandiGardiner/status/789568531058700288 "Пусть виртуальные Гари Олдман, Марк Хэммилл и Джиллиан Андерсон и смотрятся очень круто, но это явно не то, за что бейкеры выложили несколько миллионов долларов. Может, стоило бы все-таки придерживаться первоначального плана? Ни фотографий вилл, ни документов до сих за год не нашлось." - а вы кто такие, чтобы за бэкеров говорить? Это между прочим стретч гол. Крис еще с Винг Коммандера снимает звезд в своих играх (того же Хэмилла, Рис-Дэвиса и т.д.) и бэкеры именно этого и ждут. $12,000,000 READ CHAIRMAN'S LETTER Build professional sound studios. We’ll move Star Citizen’s sound production from a home office to high tech facilities that will give us access to cutting edge sound effects and Hollywood voice talent! А Дерек Смарт - это, конечно, авторитетный источник. Человек, который еще с 90-ых завидует Крису, который после 5 лет эрли аксеса в стиме закрыл проект из-за отрицательных отзывов и который в 2015 делает такое:

А "МММ-щики" всея Кикстартер делают такое:

Вот прям чувствуется отечественный журналистский подход!

Во первых в эту игру интересно играть! Учитывая, что это альфа - В НЕЕ ИНТЕРЕСНО ИГРАТЬ! Во вторых, никто не заставляет покупать дорогостоящие паки кораблей. Покупая всякий хлам на распродажах в стим, люди больше тратят денег, нежели приобретая, что либо в этой игре. В третьих - и это самое важное, то что разработчики обещают внести в игру, они это вносят! В блоге шло сравнение с NMS, но давайте вспомним старт NMS! Нам рекламировали офигенный космосим с открытым миром и с хрен знает сколько лионным количеством планет. А на деле мы получили забагованную и крайне сырую альфа версию. То что нам обещал Шон, они не выполнили (сужу по геймплейному ролику, который считается стартовым в СТИМ, а так же по той куче обещаний, что нам приводили до релиза игры). И так, в блоге сравнивают SC и NMS, сравнивают альфу с альфой. НО SC сразу дают понять, что это альфа, а в случае с NMS нас тупо кинули на бабки! Автор блога, я уверен на 100000% даже не запускал игру, это видно, по тексту в этом блоге. Так как можно критиковать то, чем даже не пользовался??!!!! Пусть даже эту игру заморозят через пяток лет, пусть не вернут деньги, но удовольствие от игры, ведь, все равно будет получено! Или же вы после посещения ресторана, требуете деньги назад, за всю ту еду, что вы поглотили, пока были в этом ресторане??? Вы платите деньги за удовольствие, а SC дает это удовольствие. Да, сейчас есть много "косяков" в игре, есть высокий пинг (что больше всего бесит), но не забываем - это альфа. Еще год назад дела в игре обстояли хуже. Все лагало, ничего не помогало... Зато сейчас, спустя уже тонну патчей, можно спокойно наслаждаться игрой! Так что Евгений Васютинский, если чего то не знаете, лучше промолчать. P.S. корабли в игре от $20. Те огромные фрегаты, что стоят по $300, $400 и выше рассчитаны не на одного человека, а на нескольких. один человек не сможет пилотировать такую махину, только с командой!

ZiZu Zankercu

ZiZu Zankercu написал: Те огромные фрегаты, что стоят по $300, $400 и выше рассчитаны не на одного человека, а на нескольких. один человек не сможет пилотировать такую махину, только с командой!

че реально там на больших кораблях одному летать нельзя? только с командой? Что, реально сделан такой реализм? То есть например тебя назначили коком на корабль, кто то там навигатор, кто то рулит а ты в это время например готовишь на кухне обеды для команды? Кто то драит палубу, симуляция готовки еды тоже сделана? охренеть, это как жизнь!

Бомбардировщик Насчет готовки еду не знаю. Но управление большими судами это целая история, нужны инженеры, пилоты стрелки. Корабли можно брать на абордаж по этому в случае боевых действий нужна боевая группа для штурма или обороны. у игры НЕВЕРОЯТНЫЙ размах. И дело в том что все что разработчики обещают постепенно появляется в игре. Допустим в течении месяца появятся региональные серверы что бы уменьшить пинг, сейчас сервер один и он находится в США а будет 4 для того что бы уменьшить пинг.

Бомбардировщик Там на больших кораблях есть вспомогательные должности, дающие массу бонусов. Например управление щитами, чтобы они были максимально прочными именно там, где бьют. Естественно летать на большом корабле можно и соло, но рассчитан он на группу игроков, причем в идеале его должны ещё и истребители прикрывать, а потому это не совсем корректное сравнение. Это все равно что в одиночку покупать гильдовый замок в какой-нибудь ММО РПГ.

После того как прочитал про новый движок перестал читать, автор даже не вникал в суть этого

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ