Когда наш редактор, Павел Астафьев, предложил мне эту статью, я привычно дрейфовал по сервису Tumbler и как раз рассматривал очередной прикольный фан-арт с Рипли в стрингах и Чужим, гладящим кота. Для кого-то будет новостью, но у вселенной Alien были долгие и хорошие отношения с игровой индустрией почти двадцать лет. Они охладели друг к другу как раз в начале нулевых. Aliens: Colonial Marines – первая серьезная игра про Чужих (и только про них) за лет десять. Позиционируется она как полноценная история, сделанная по всем канонам. Поэтому в этой ретроспективе я обойдусь без Aliens vs. Predator и расскажу о том, что действительно имеет значение.
Alien (1982)
Первая игра о Чужих появилась в 1982 году на Atari 2600 благодаря самим киношникам. Она была одним из первых проектов Fox Video Games, ныне закрытого подразделения Fox. Только ничего интересного она собой не представляла, и вам вряд ли сейчас захотелось бы развлечься в ней. Сегодня она вызывает исключительно усмешку, потому что практически полностью копирует Pac-Man. С той лишь разницей, что белые точки в лабиринте собирает обычный человек, пока за ним же гоняются Чужие с широко раскрытыми ртами, подражая Пэк-Мэну. Как-то даже неловко смотреть на все это.
Alien (1984)
Вторая игра, уже от других разработчиков, круто сменила жанр на что-то менее постыдное. По фильму Ридли Скотта был создан текстовый квест: черный фон, локации в виде схем, действия выбирались из доступных опций в правой колонке. Ну, шел 84-й год – выражались, как могли. Был выбор из нескольких персонажей, которым следовало давать указания, куда иди и что делать. Забывчивость и неверные решения приводили к смерти кого-нибудь из экипажа, а значит – к провалу игры. Зато, кстати, большое внимание уделялось атмосфере: звуки очень здорово ее нагнетали. Даже сейчас, если вы каким-то образом доберетесь до Alien, будете играть с бесконечным чувством тревоги…. И куда побежал этот кот?
Aliens: The Computer Game
В 86-м Чужие делают шаг в сторону кино: появляются длинные начальные титры, сюжетные заставки и, конечно, вступление от первого лица, где игрок летит в космосе через кольца. В общем, все, что вы любите в Call of Duty, было сделано Activition еще тогда, на Commodore 64. Кроме того, в игре были очень большие тексты, разбитые по репликам – как будто кто-то просто перепечатал сценарий фильма Джеймса Кэмерона. Тем не менее, разработчики сделали шаг и в сторону шутеров: нужно было бродить по широким коридорам, следить за датчиком движения и стрелять в Чужих, выползавших парами на рыжеватого персонажа. Сегодня, конечно, уровни напоминают мазню в Paint, но тогда это было круто.
Aliens (1990)
В 1990 году Konami издала простейший, но фановый side-scroll shooter для аркадных автоматов, где Рипли неожиданно превратилась из брюнетки в блондинку. Большую часть времени она просто шла вперед по прямой дороге и МОЧИЛА, МОЧИЛА гадов со всех орудий, которые падали к ее ногам. Пурпурные Чужие вечно пытались окружить, но получали в рожу залп внушительных, красивых ракет. Рипли не могла прыгать – разве что приседать. Правда, смысла пригибаться обычно не было – разве что когда появлялись боссы. Их было много, некоторые стали жертвами слишком вольного полета фантазии – электрические Чужие, например. Разработчики вообще особо не пеклись о канонах: некоторые Чужие выглядели как зеленые крылатые горгульи и огромные пауки. Ах да, еще там были что-то вроде зомби. Удивительная история, словом.
Alien 3
В течение 1993 года издатель LJN выпустил этот замечательный side-scrolling shooter на двух платформах: SNES и SEGA Genesis (кстати, в том же году вышла Alien 3 для Gameboy, но это совсем уж другая игра). Шутка в том, что версии очень разнились. На Genesis можно было увидеть яркую графику без каких-либо претензий на реалистичность, в то время как на SNES вас обступали серые, покрытые ржавчиной стены, в окружении которых было далеко не так уютно. В конце концов, версии серьезно отличались в том числе дизайном уровней и, как говорится, атмосферой – SNES была куда ближе к фильму.
В роли лысой Рипли нужно было носиться по локациям, палить из огнемета по яйцам и освобождать заключенных, вокруг которых задорно бегали Чужие. Твари вечно путались под ногами, в то время как героине следовало прыгать по многочисленным платформам и лазить туда-сюда по лестницам.
Alien 3: The Gun
В том же 93-м SEGA выпустила для игровых автоматов мясной и очень адреналиновый шутер от первого лица. В нем была впечатляющая на тот момент графика. Причем вне зависимости от того, где шел бой – в коридорах или снаружи, на поверхности планеты, где шел дождь, а вдалеке мерцали грозовые тучи. Десятки разных Чужих по закону жанра без перерывов набегали на экран, а затем отлетали назад, разбрызгивая свою кислотную кровь. Или попросту взрывались.
Alien Trilogy
Наверное, самая известная и популярная игра по вселенной, если не брать в расчет кроссоверы. В 1996 году некоторые даже называли ее лучшим клоном Doom. Alien Trilogy была интересным, пробирающим местами до мурашек олдскульным шутером, сделанным в традициях id Software, но почему-то другими разработчиками. Бесконечные коробки с патронами, гнетущие коридоры, взрывы бочек с искорками, приятнейшая музыка – там было много хорошего. Внезапная морда Чужого из темного угла сделала игру достойной внимания фаната, а увлекательный, бодрый экшен – внимания любителей шутеров.
Alien Online
В 1998-ом году издательство Mythic Entertainment выпустило игру, в которой позволила нам играть как за морпеха, так и за Чужого. Был редактор персонажей, правда, какой-то шовинистский: людям можно было менять пол, голову, тело. Да и классов для них было много. А вот Чужих было всего три вида.
Тем не менее, это был интересный опыт. В том мультиплеере нашлось место командной игре, схватки были жесткими, кровавыми. Морпехи не могли услышать Чужих, подкрадывавшихся сзади. Учитывая, что локации были достаточно мрачными, а звуковые эффекты – убедительными, некоторые сражались, дрожа от страха. Сегодня хоррор в сетевой игре, мягко говоря, редкое явление.
Alien: Resurrection
Alien: Resurrection повторяла события одноименного фильма, но вышла намного позже него – лишь три года спустя. В 2000 году, когда она появилась эксклюзивно для первой Playstation, ее назвали устаревшей и сравнивали с Aliens vs. Predator года 99-го, которая на самом деле выглядела лучше. Сегодня такие претензии смешны, конечно, и не играют никакой роли.
В остальном работа Argonaut Games похожа на Doom, если бы его делали в жанре survival horror. Герой подолгу блуждает по темным однообразным коридорам, преодолевая какие-то банальные преграды: то вентиль закрутить надо, то подачу энергии отключить, чтобы током не убило. Врагов не так много, но они больно кусаются, а боеприпасов и аптечек часто не хватает. Сложно, одним словом. Именно поэтому так приятно смотреть, как раненый Чужой бултыхается, умирая, в собственной едко-зеленой крови и жалостливо кричит. Приятно.
Aliens: Infestation
В 2011-м специально для Nintendo DS вышла двухмерная экшен-адвенчура от Gearbox Software и WayForward Technologies, которая стала большим подарком не только фанатам Чужих, но и фанатам Metroid. Ее стилизовали под игры 90-х, но одновременно создали с аккуратностью и вниманием к мелочам, которое стало возможно только в наше время. Разработчики постоянно развлекали и удивляли, пока игрок катался на лифтах да исследовал комнаты в поисках каких-нибудь ключей. Волнующая музыка, красивые локации, множество диалогов, увлекательные задачки, отличная анимация, и кошки, внезапно прыгающие под голову… словом, в ней было все, что требовалось.
Если оглядываться назад, то вырисовывается, конечно, не слишком счастливая картина: большинство Alien-игр хоть и не были разруганы критиками, но старались подражать другим: Pac-Man, Doom. С Чужими было много экспериментов, но в основном они относятся к той эпохе, когда игрой считалась уже пара линий, движущаяся точка и много текста. Последняя попытка вырваться за рамки была предпринята Obsidian Entertainment, когда компания взялась за создание RPG по мотивам, но проект, к сожалению, отменили. Сегодня, когда Ридли Скотт снял «Прометей», а Gearbox выпускает шутер Aliens: Colonial Marines, есть большой шанс, что интерес игровой индустрии вернется ко вселенной и даже не понадобится Хищник, чтобы получилось нечто прекрасное.
И следите за обновлениями на нашем сайте: уже на этой неделе мы опубликуем рецензию и видеообзор на Aliens: Colonial Marines.





















Tom[Cat] В школе забыли.
warp 37 Games TM часто ставит странные оценки. Ждите других.
Games TM поставил Aliens: Colonial Marines 4 из 10 баллов. Раньше думал предзаказать, теперь немного стремаюсь. Даже не знаю, как поступить.
Спасибо тебе, редакция PG. Читать было более чем интересно.
COOL007 как между собой связана игра по ЧУЖИМ с фильмом/игрой по ХИЩНИКУ? Это две разных вселенных. Зачем здесь писать про это? Иди предложи свою идею какой-нибудь компании.
Читать? А видео где?
Фильмы про Алиенов смотрел все, несколько раз, хотя к фанатам не отношусь. А вот игры... наверное, даже не видел ни одной. За исключением Aliens Versus Predator 2, да и то мельком, не проходил её. Последняя игра вышла в 2000 году. Тогда не удивительно, что я их пропустил. Хотя вот помню игры про терминатора, робокопа, парк юрского периода и другие, что были на сеге и денди.
Alien 3 о дааааа! вот это была игра на то время я часами не мог о неё оторваться, вот это был для меня первый хоррор)))
не фанат чужых, но в новую часть сыграю)
По мне так лучше бы сделали игру про Хищника) Ведь в AvP 2010 за него была самая интересная кампания =) ИМХО