Любая классическая стратегия — это игра про выживание. Неважно, какая именно стратегия: экономическая, градостроительная, военная — любая. Всегда одна и та же история: рано или поздно тебя зажимают со всех сторон, засыпают проблемами и задачами, и нужно одновременно руководить массой процессов, часто запутанных и противоречивых, чтобы все не развалилось. Новая игра Frostpunk берет эту идею и доводит до абсолюта.
Она с порога говорит, что все плохо, и дальше будет лишь хуже. Жанр стимпанка встречает жанр постапокалипсиса. Альтернативная история, конец XIX века, без предупреждения наступает новый ледниковый период, и последние люди строят города вокруг огромных генераторов. Главная задача — выжить. Погода будет портиться, ресурсы будут заканчиваться, люди будут болеть, умирать, возмущаться и подвергать сомнению твои решения. Отсюда вторая, уже неофициальная задача — удержать народ под контролем. У людей есть два параметра: надежда и недовольство. Если надежда падает или недовольство достигает максимума, и тебе не удается исправить положение в короткие сроки, то тебя выгоняют умирать на мороз.
Пока в игре три сценария: основной и два дополнительных. Все они предлагают уникальные конфликты. Основной сценарий длится немного дольше остальных и призван показать Frostpunk во всей красе. Там ты строишь новый город для бывших жителей Лондона. Этот сценарий как раз показывали в февральской бете, но не до конца. В полной версии он приводит к логичным, но жестким выводам: ты должен построить тоталитарное общество. Другого выхода нет. Что бы ты ни делал, рано или поздно приходит очень дурная новость, надежда падает в пол, и приходится выбирать — строить полицейское государство или религиозное государство. Если подумать, одно и то же, хотя играется немного по-разному. У тебя либо сторожевые башни и тюрьма, либо церковь. Либо звучат пропаганда и запугивания, либо молитвы.
Тем временем погода становится еще страшнее, среди жителей появляются революционеры, а ты все еще должен не дать городу погибнуть. Люди по-прежнему болеют, умирают, хотят есть, им нужны теплые дома и рабочие места, потребности продолжают расти, давление тоже растет — и в какой-то момент ты просто вынужден делать еще больше полицейских, еще больше пугать. Тебя засыпают проблемами. Если кто-то умирает, недовольство растет. Если заканчивается уголь и отключается генератор, недовольство тоже растет. Если включаешь ночную смену, чтобы добыть угля и включить генератор, недовольство снова растет. А еще ты можешь раздавать обещания, которые, невыполнение которых больно ударит по твоей репутации.
Если в начале основного сценария все только грустно, безнадежно и местами противоречиво, то потом в тебя вкачивают натурально конские дозы адреналина и драмы. В конце буквально все трещит по швам, и ты словно пилот самолета, у которого отказали двигатели и шасси, но ты пытаешься его посадить. Особенно впечатляет, когда играешь впервые и не знаешь проблем, запланированных по сценарию. Когда тебе кажется, что хуже не будет, становится хуже.
В дополнительных сценариях чуть меньше драмы, а конфликты более специфические, но пыхтишь ты не меньше. В одном из них ты помогаешь странствующим инженерам, которые везут ценный груз. С тобой нет детей и рабочих — только инженеры и машины. Ты разбиваешь лагерь, где сможешь переждать шторм, а затем выясняется, что рядом есть город, который нуждается в помощи. Там слишком много людей, ты не сможешь забрать их с собой, а потому единственный выход — собрать тонны ресурсов и безвозмездно отдать. А тут еще шторм надвигается, времени в обрез, и решения нужно принимать быстро. Где брать ресурсы, как их брать — это серьезный вопрос, потому что тебе тоже нужно делать большие запасы. А это уже конфликт интересов. И тут многое зависит от самого игрока — сможет ли он цинично бросить людей или попытается всех спасти. А если попытается, то сможет ли? То есть, игра ставит перед тобой моральный выбор, а потом заставляет неоднократно сомневаться в своем решении.
А третий сценарий возвращает к более социальным проблем. Ты снова строишь обычный город, но в этот раз — на краю моря. Теперь нужно справляться с огромными потоками беженцев. То есть, можно почувствовать себя Евросоюзом. В город сотнями приходят люди и просят укрытие. Кому-то можно отказывать, кому-то нет. Но когда принимаешь беженцев, то резко поднимаются запросы на дома, тепло, еду, медицину и все остальное — и с этим нужно справляться. В дело включается даже классовое неравенство, простые люди против аристократов. И тут, кстати, тоже можно построить тоталитарное государство, но уже по желанию.
Жаль, конечно, что пока есть только три кампании, и даже нет свободной игры, потому что недавно вышла стратегия-выживалка Surviving Mars, и у нее был миллион предустановок. А здесь ты только можешь настроить сложность. Но с другой стороны, у Frostpunk нет миллиона других проблем, которые, напротив, есть у Surviving Mars. И прежде всего она интуитивная, наглядная и просто комфортная. Это важно, потому что в игре много разных, но влияющих друг на друга систем и процессов.
Frostpunk работает сразу на нескольких уровнях. На первом уровне это градостроительная стратегия, где нужно строить, прокачивать и добывать, чтобы дальше строить, прокачивать и добывать. На втором — выживалка, которая только добавляет причин строить, прокачивать и добывать. Плюс, заставляет исследовать мир ради ресурсов. А на третьем уровне это политическая стратегия, где граждане бесятся, лезут на баррикады, грабят, ноют и часто высказывают радикальные просьбы. Типа, «эй, начальник, разреши работать сверхурочно». Или «давайте будем отдавать детям двойную порцию еды». Жители могут подраться друг с другом, и тебе придется принимать чью-то сторону. А такие вещи влияют на общее настроение в городе. На то самое настроение, на которое также сильно влияет то, как ты строишь, прокачиваешься и добываешь. Сегодня тебя держат за яйца, завтра ты держишь за яйца, а послезавтра за яйца опять держат тебя. Ты можешь издавать законы, чтобы сдерживать людей, но даже закручивание гаек не всегда спасает.
Эта движуха накрывает с головой. Ты уходишь в нее, забывая про все на свете. Чему, кстати, сильно способствует музыка. Она загружает отчаянием и волнением, не замолкая ни на секунду. Поэтому каждая секунда эпична. Тебя всегда сопровождает чувство прямо на твоих глазах происходит самое важное. В каком-то смысле это даже правда, потому что стратегические ошибки обычно вылезают не сразу. Ты можешь просчитаться в самом начале, а поймешь это лишь к середине или концу сценария, и придется переигрывать заново. В итоге, несмотря на то, что сценариев всего три, ты часто обламываешься, пробуешь снова, развиваешься либо в одну сторону, либо в другую — и так незаметно набегают десятки часов. А с ними ты получаешь поразительно много сильных переживаний. Так много, что места себе не найти.
Frostpunk
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Всё.
Минусы:
- Мало сценариев.
Оценка: 9.5
Вердикт: это как днями напролет смотреть финал BioShock Infinite, и каждый раз — как первый.
Ща бы в 2к18. Оценить инди-игру на 9.5/10. Просто нет слов. #несправедливо
Azoter О боже. Нет обучения. Все, мы все умрем. Первый раз в игру играешь что ли? Там все понятно. На крайняк совсем тугодуму можно какой стримчик запустить. Благо стримили игру еще за месяц до выхода. Как по мне при такой цене, претензии такого уровня просто смешны. Если бы она стоила полтора косаря, так я бы первый тебя поддержал, но это далеко не тот случай. Евгений Васютинский Не суди людей по себе, да не осужден будешь.
Azoter Ща бы называть игру от создателей This war of mine инди-игрой.
Очередная неадекватная оценка.
Я как засел играть вчера в полдвенадцатого вечера, так опомнился только во время финальных титров в пять утра. Увлекает не то слово
VirgilSouth Идентичная ситуация так-же вылез в 5 утра из нее)
Гоша, конечно, продался. Ты еще Фоллауту 4 9.8 поставь!
Достойная оценка. От создателей This war of mine другого и не ждал. Позже поиграю, пока и так целая очередь из игр.
согласен полностью.Игра затянула с головой.Рублюсь с удовольствием и всем советую
Хочется сыграть.
9,5? Скорее 5,9. С плохой оптимизацией и 3,0 сойдет.
Я против самой игры, конечно же, ничего не имею, ведь не играл и осудить ее не могу, но обзор больше похож на первые радостные впечатления, которые после некоторого времени, как это обычно бывает, сменяется объективной истинной неоправданного продукта.
1060 Согласен. Оценку игре выставлять нужно не на первых парах, а хотя бы после 10 часов(зависит от игры конечно). Вот тогда обзор будет действительно точным и справедливым. Ну или можно как логвинов, взять деньги и сказать что игра 10 из 10 даже не играв в нее.
Rograx для каких то проэктов и 2х часов много (гемплея нету), но это не значит что они плохи. Говорить о 10 часах - как раз таки не справедливо. Да и учитывая только три компании время затраченное на них = время прохождения = оценка. Можно конечно играть и заново, но как я понял это уже соревнование с самим собой, поиск другого пути?
EMPs Я же написал что от игры зависит. К примеру игры с открытым миром может даже больше понадобится, для шутеров и часа достаточно. Но лучше задвигать свою телегу, чем прочитать?)
Фига! Гоша правдивый обзор написал.