Первый год работы GOG в России: чем может похвастаться сервис без DRM

Год назад сервис цифровой дистрибуции игр GOG.com объявил о запуске русскоязычной версии платформы. В честь этого маленького юбилея мы побывали в «штабе» компании в Варшаве и получили информацию об успехах GOG из первых рук. О том, как работается сервису в России, читайте в нашем материале.

«Мы целенаправленно пошли против течения»

В апреле 2015 русскоязычная аудитория восприняла запуск GOG.com на родном языке с заметным энтузиазмом. В конце концов, сервис отличается тем, что все игры в нем продаются без DRM-защиты, которую на постсоветском пространстве особенно не любят. Впрочем, GOG не раздает свои игры бесплатно. О том, чем компания привлекает пользователей в свой сервис, рассказал вице-президент GOG по развитию бизнеса и оперированию Олег Клаповский.

«Любой игрок должен иметь полную свободу выбора. Игрок должен сам решать, что делать со своей игрой. В конце концов, он за нее заплатил, и она является его собственностью. Он вправе решать, как в нее играть, когда в нее играть, делать это одному либо с друзьями. Все должно быть для игрока».

По словам Олега Клаповского, GOG использует персональный подход, пытаясь дать своим пользователям максимальный уровень комфорта. При этом особую важность имеет факт наличия локализации на родном языке. Впрочем, одной локализацией дело не ограничивается: GOG хочет разговаривать со своими пользователями на их языке, обеспечивая их технической поддержкой и дополнительными материалами.

В рамках «персонального подхода» в сервисе заработала программа под названием «Игры в разработке». В чем-то она напоминает систему раннего доступа Steam, однако имеет свои существенные отличия. Любой пользователь сервиса может купить игру из этой программы и в течение 14 дней вернуть ее по любой причине, забрав свои деньги.

«Мы целенаправленно пошли против течения, — говорит Клаповский. — Мы посчитали, что правильным будет называть игры, находящиеся в разработке, именно так, чтобы игрок понимал, что он покупает. Ведь он тратит деньги на незаконченную игру. Возможно, что-то его не устроило: игра могла не понравиться, надоесть, у пользователя могли возникнуть технические проблемы».

Симулятор камня не пройдет

GOG открыто заявляет, что является прямым конкурентом Steam — самого популярного на текущий день сервиса цифровой дистрибуции игр. Само собой, на фоне продукта Valve платформа из Польши выглядит карликом. Впрочем, GOG это не смущает. По словам Клаповского, компания целенаправленно выбрала совершенно другой подход. Попасть в Steam сегодня проще простого, но для того, чтобы разместить свой продукт в каталоге GOG, придется пройти жесткий контроль.

«Мы жестко курируем наш контент. Все игры, которые попадают в GOG, проходят через жернова нашего отдела по изучению игр. Они проверяют абсолютно все, что к нам попадает, а иногда и то, что к нам не попадает. Мы выбираем лучшее, и только после этого предлагаем это игрокам».

Клаповский признался, что в GOG приходят сотни заявок от разработчиков, предлагающих игры из разряда «симулятора камня». Разумеется, молодые и независимые девелоперы готовы на все, чтобы их проект попал в каталог. Отсутствие DRM-защиты их совершенно не напрягает. В Steam такие игры продаются совершенно открыто, однако в GOG их просто отметают. Часто для того, чтобы понять, что продукту в каталоге не место, достаточно лишь пары минут. Впрочем, по словам Клаповского, иногда приходится тратить десятки часов, чтобы определиться, выпускать игру в GOG или нет.

«Если мы посмотрим на среднюю оценку Metacritic игр, выпущенных в GOG, и сравним ее со средней оценкой в Metacritic игр, вышедших в Steam или на другой платформе, думаю, что мы почувствуем разницу».

Есть и статистика: GOG может похвастаться более 5 миллионами уникальных пользователей, 1400 играми в каталоге и 27 миллионами проданных копий.

Новая жизнь для пиратских переводов

Поддержка каждого языкового региона в GOG осуществляется отдельными людьми, для которых эти языки являются родными. Это касается и технической поддержки, и локализации самих игр — каждый перевод выполняется теми, кто понимает специфику каждого конкретного региона. Особенно это заметно по тому, как GOG работает с Россией: те, кто отвечают за этот регион, отлично разбираются в локальных явлениях, которые характерны только для постсоветского пространства.

«Первая вещь, которая приходит на ум, это „Денди“, — говорит Клаповский. — Пока все играли в самые разные приставки, мы знали только одну».

Дешевые картриджи с 9999 игр на каждом, книжки с читами, салоны проката со старыми, еще советскими телевизорами, аутентично прокуренные компьютерные клубы в обычных квартирах — все это в какой-то мере формировало ментальность современного отечественного игрока. Но главное — то, что в первую очередь касается GOG — это пиратские переводы, распространенные только у нас. Для многих подпольные локализации были единственным способом познакомиться с современными играми тех лет. Более того, зачастую никто и не подозревал, что диск с «полной русской озвучкой» от «Фаргуса» мог быть нелицензионным — такими вопросами люди просто не задавались. Тем не менее, нередко такие пиратские переводы были невероятно хороши. Можно вспомнить ту же историю с Fallout 2 — эту игру большинство узнало именно по локализации от «Фаргуса», которая до сих пор пользуется большей популярностью, чем официальный перевод от «1С».

«Если показать это кому-нибудь за рубежом, все будут смеяться и не понимать, что это такое вообще. Мы играли во многие игры на русском языке, о чем реальные правообладатели даже не представляют. Сейчас, когда мы общаемся с некоторыми из них, они очень удивляются, что их игры когда-то выходили в России».

В GOG прекрасно понимают, какую роль в свое время сыграли пиратские переводы, и хотят сохранить лучшие из них, выпустив в своем каталоге. Новость довольно неожиданная, но вполне логичная: многие из них действительно могли похвастаться отличным качеством не только текста, но и озвучки. Откроют эту линейку переводы «Фаргуса» — в GOG можно будет найти локализации Planescape: Torment, Sacrifice, MDK 2 и Kingpin. Все они появятся в каталоге с разрешения издателя. В будущем каталог пополнится и фанатскими переводами портала Zoneofgames.

Впрочем, одними переводами дело не ограничится. В GOG придут известные игры от российских разработчиков: «Проклятые земли», «Князь: Легенды лесной страны», «Князь 2: Кровь титанов» и «Корсары 3».

«Безусловно, это только начало. Мы будем стараться добавлять больше игр от наших разработчиков, будь то „Нивал“, „Акелла“, „1С“ или другие студии, работавшие под их началом».

Отсутствие DRM мешает работе с крупными издателями

Несмотря на то, что помимо старых игр в GOG есть и новинки, их число не так велико. Классика — это замечательно, но многим хотелось бы и чего-нибудь свежего. Олег Клаповский признал, что по этой части у GOG есть определенные трудности. Подвижки, конечно, есть: за прошедший год в каталоге появился третий «Ведьмак», Divinity: Original Sin, Superhot и другие игры. В ближайших планах — Master of Orion от Wargaming, космический симулятор No Man’s Sky, игра Tyranny от Paradox и сериал о Бэтмене от Telltale.

Очевидно, что выпуску новых игр в GOG препятствует подход современных издателей к DRM-защите. По словам Клаповского, компания ведет переговоры с некоторыми из них, пытаясь повлиять на их взгляды. Но говорить о том, что GOG в ближайшем времени пополнится целым рядом свежих новинок от крупных паблишеров, пока рано.

С другой стороны, есть подвижки в других вопросах. Наиболее любопытное из нововведений — кросс-платформенный мультиплеер между клиентом GOG Galaxy и сервисом Steam. Компания планирует и дальше развивать программу «Игры в разработке». Ну и самое главное — в этом году в GOG состоится релиз новой игры от CD Projekt RED. К сожалению, информация о ней пока держится в тайне.

Комментарии: 47
Ваш комментарий

Очевидно, что выпуску новых игр в GOG препятствует подход современных издателей к DRM-защите. - В этом-то и ошибка крупных изданий. Кто качает игры с торрентов, тот не побежит покупать игры ни с защитой, ни без защиты. Он просто в нее играть не будет и все - и хуже ему от этого не станет. Прибыль конторы тоже не возрастет - DMR защита не дешевое удовольствие и платить за нее надо немало. Да еще и постоянные глюки из-за этого, а как следствие - недовольство лицензионных пользователей. А кому игра нравиться - тот ее и с защитой купит и без.

70

Стим конечно не обгонит, но вполне может встать в один ряд.....а так очень желаю им успеха, ибо это по настоящему ценный сервис, которым не относятся наплевательский вталкивая всякие защиты от воздуха и тд

51

«Любой игрок должен иметь полную свободу выбора. Игрок должен сам решать, что делать со своей игрой. В конце концов, он за нее заплатил, и она является его собственностью. Он вправе решать, как в нее играть, когда в нее играть, делать это одному либо с друзьями. Все должно быть для игрока». - Вот так должны делать и говорить все разрабы , но на самом деле практически все они всё делают наоборот....

25

demon33253 По их мнению мы берём игры на прокат,стим правила доставляют.(((

23

DRM защита - пустая трата денег ) Ломали, ломают и будут ломать.Эдакая попытка сказать "Мы за высокой стеной нам не страшно" .Вот только это не стена а забор и он весь в прорехах.

19

Евгений Черников ты что ли будешь ломать? если ты, то начни пожалуй с Just Cause 3 и Rise of the Tomb Raider

6

Жаль только я нищеброд и у меня нет денег на гог.

15

Эх, ностальгия... Хорошо, что вот так, иногда, напомнят времена былые. Денди, картриджи, 9999 игр, мозоли на пальцах, эмэсдос. Прекрасные воспоминания.

11

Мешает выпуску ААА тайтлов не только отсутствие DRM, но ещё и начальная популярность сервиса. Просто, если бы GOG бомбил на уровне STEAM, то издателям было бы пофиг на DRM, игроки покупали бы и в GOG игры, а не пиратили бы. Да и защита у стима так себе=) Другое дело, что STEAM ориентирован на Запад, а вот на просторах СНГ GOG просто идеально вписался. PS: надо бы закупиться у них игрулек старых, а то диски похерелись=(

9

Все просто,все кто использует защиту в играх и кто пытается бороться с пиратством и торрентами-это враг человечества,паразит которого необходимо искоренить!

7

Сервис развивается, пуская и дальше так будет;)

7

Объясните мне дураку, как работает установка купленых игр? Это сервис по типу Steam'a?

5

Ruski25 у них есть клиент, как и у стима, можешь устанавливать через него. либо через сайт, зайдя в свою библиотеку скачиваешь инсталлятор игры и устанавливаешь как и любую прогу. и ни каких защит от копирования - можешь этот инсталятор дать другу, игра тоже установится у него.

9
Ruski25 написал: Объясните мне дураку, как работает установка купленых игр? Это сервис по типу Steam'a?

Точно также, но тут еще вместе с играми дают скачать саундтрек, комиксы, карты, обои и многое другое. Также это можно скачать с их сайта. Ну и нет никакой защиты.

4

Из минусов в том же Ведьмаке ачивки на английском, и хотелось бы синхронизацию сейвов по облаку. А так клиент неплохой, еще не так сильно перегружен всяким, в отличие от стима

4

Еще бы ачивки добавили, куда же без них, без челенджа.

3

Как в этой проге язык сменить? Сайт на русском а их клиент на английском

1

Leshugan Settings (шестеренка) => Language

1
Наиболее любопытное из нововведений — кросс-платформенный мультиплеер между клиентом GOG Galaxy и сервисом Steam.

А вот это уже интересно. Будет смысл взять в ГОГ дешевле и рубиться в мульт со всеми.

1

Мне двух вещей в ГОГ не хватает, достижений как в стиме чтоб можно было сравнить чего достигли другие в игре и чего ты (ну вот люблю я меряться длинной .. :))) И возможности удалить к чертям тот мусор который они при регистрации дают бесплатно, ну не нужен он мне раздражает самим фактом пребывания на аккаунте...

1

Хороший сервис. Мне запомнился специализированными патчами под вайн, благодаря которым можно поиграть в некоторые игры под линуксом.

1

Молодцы поляки. Пошли против системы и преуспевают в своём деле

0

Здорово конечно, главное чтобы не было такого - что не попало в стим попало в гог и наоборот, хотя стим сейчас похож на пиксельную барахолку от которой глаза кровоточат, а насчет олдскульных переводов идея классная - эталон варик второй, фаргус в свое время шикарно переводил, получше всяких 1ссы и бяки и тому подобных софтклабов..

0

Сервис хороший, но клиент ужасный. Не знаю что они с ним делают, но он реально неудобный и выглядит ужасно.

0

Любительские переводы - это хорошо! Не помешало бы и официальные переводы добавить ко всем играм. И когда они уже добавят поддержку Вебмани?

-1

Зачем нужен КОК, когда есть Steam и Origin?

-1

YamyyYamyy Чтобы поиграть в стимовскую игру, нужно скачать клиент, залогиниться, скачать игру, и играть можно только через клиент, а так ты купил игру в GOG, установил и играй. Можешь установить на другой компьютер

2
alxelas написал: Кто качает игры с торрентов, тот не побежит покупать игры ни с защитой, ни без защиты.

Кто качает с торрентов, тот и игры от ГОГ продолжит качать с торрента, только с пеной у рта будет на каждом углу пи.деть, что у него "лицушечка". Мне ГОГ нравится насчет локализации, это реально круто! Ну и отсутствие ДРМ мне кажется в плане оптимизации плюс, хотя я не знаю насчет хуже/не хуже оптимизация из-за ДРМ, так что утверждать не буду.

-1

как же мы теперь без Фаргуса? Т_Т

-2

с локализациями косяк вышел, S.T.A.L.K.E.R. только на английском языке. причем русский есть в файлах игры и если пошаманить то кириллица включится... но осадочек остался.

-3

StalkerVirys Не знаю какие проблемы у тебя со Сталкером, но у меня, в GOG версии всех трех игр, полноценная русская локализация.

6

abadula Тень Чернобыля на русском, Чистое небо и Зов Припяти на английском без возможности смены языка. Что я не так делаю?

-3

StalkerVirys Я не могу знать что ты не так делаешь. Но у меня так:

2

abadula через браузер у меня тоже язык можно поменять а через приложение не получается

-3

StalkerVirys А нахрена мне приложение? Какое приложение? У меня игры полностью на русском и мне для этого не нужно никакого приложения.

3

Все хотят снимать проценты с чужих покупок ) Как обычно - кто то тратит свои кровные, кто то делает товар, а кто то запустил парочку серваков и снимает сливки, то что таких сервисов уже на каждом углу - никого не останавливает. Да и я сам так хочу!

-7

Вот только народ жалуется на установку патчей к играм,там вечно какие то проблемы.

-16

saa0891 Проблема одна, сервера не выдерживают

17

Удел GOG - инди - игры. Защита Denovo прописана в коде игры, и переделывать ее для малопопулярного сервиса никто не будет, тем более ее взломают в тот же день. Так что ААА проекты им не светят.

-78

brover Ну первое - Denuvo есть далеко не везде, и даже не все ААА ею обладают (как пример Ведьмак 3. Cyberpunk 2077 (следующая игра CD Project) тоже будет в ГОГе) И второе - игры в ГОГе вообще взламывать не нужно, они в принципе без всякой защиты.

34

KroRex Ясное дело что все игры CD Project будут в GOG ведь это одна компания. Внизу сайта GOG можно проверить:

5