на главную
об игре

Полная труба. Мир обсурда

Полная труба - название первого отечественного квеста, чей огромный экспортный потенциал был подтвержден таким корифеем игровой индустрии, как Джон Ромеро – известным игроделом, на чьем счету несколько отменных проектов, снискавших славу по всему миру. После посещения памятной «КРИ – 2004» он написал в своем интернет-дневнике, что на ряду с Кремлем, Красной площадью, собором Василия Блаженного, ему запомнилась игра, «кажется квест, от какой-то Pipe Studio». Наткнувшись на такое сообщение, я, если честно, некоторое время прибывала в задумчивости: неужели ему и правда понравилась эта игра? Нет, не подумайте, я всей душой болею за русские квесты, но проекты, подобные данному, редко воспринимаются западной аудиторией. И дело здесь не в исключительной атмосферности русских игр или их неповторимости. Просто они совсем другие. К примеру, в России в ближайшее время никто не создаст игру уровня Syberia, и не потому, что не могут, а так как не принято, выходит за рамки осточертевшего понятия «русская икра, водка и третьим будешь?».

Мой Дядя самых честных правил…

Но прогресс на лицо: Полная труба уже может похвастаться многим: звуком, музыкой и, что немаловажно, потрясающим главным героем. Вот с него и начнем. Во-первых: познакомьтесь, нас зовут Дядя и нам 35! А может быть все 40 – история умалчивает, а мне, как девушке, свойственной скрывать свой возраст (открою секрет: даже муж не знает точной цифры!) эта подробность личной анкеты нашего героя совершенно неинтересна. Внешне Дядя выглядит более чем странно: непонятные пропорции фигуры, странная манера поведения, прическа в стиле «А мне ведь уж 130!» и лихаческая жестикуляция сделали свое дело – оторвать глаза от монитора просто невозможно. Даже с помощью разделочного ножа, одолженного редактором (открою секрет-2: этим ножом Clane режет авторов, забывших сдать во время материалы). Вот так и живем!
Интересной особенность игры является то, что главный герой не произносит ни одного слова. В начале, это немного напрягает, так как сложно составить свое собственное мнение об этом загадочном Дяде, но потом, во второй части Полной трубы, приходит понимание, что все так и должно было быть. Иначе, вся философия Полной трубы исчезла бы, как утренний туман, в никуда, навсегда. Именно эта странная, немного пугающая, но от этого еще более прекрасная философия создателей выделяет этот квест из вороха посредственности, недостойной нашего внимания. Многие могут резонно возразить, будто бы и в других проектах российской квестовой индустрии присутствовало свое второе дно. Те, кто найдут хоть какие-то признаки разума в Страшилки: Шестое Чувство - пишите мне. Первому приславшему правильный ответ гарантирую, не открывая, стереть его послание!

Представляют немалый интерес и другие герои игры. К примеру, Яйцеглотка – да-да, именно так, слитно, без пробела (не думаете же вы, что у меня все так плохо с великим и могучим?). Казалось бы, сидит себе герой, ничего не кому не делает, ест яйца, а за них платит золотыми монетами. Но это только с виду так: на самом деле, Мошков и компания показали на примере этого героя апогей человеческой жадности, хитрости и беспринципности. Смотреть на него без сожаления сложно: бедный, затюканный жизнью и внешним окружением человек (?), но при этом настолько же жадный, как и известный Гобсек, моего любимого Бальзака.
А вот вам еще один пример – Надуватель. Такой же непростой персонаж, как и Яйцеглотка. Он тоже просто сидит и надувает пузыри Орбита-без-чего-то-там-со-вкусом-спелого-чего-то. И все в нем, казалось бы, предельно просто и не запутанно, но на самом деле, этот герой – настоящий монстр-непонятно-кто. Он является отцом (!) четырех крыс, которых Дядя видел на предыдущем экране, хотя Надуватель ну никак не похож на крысу. И таких примеров в игре десятки. Одни имена чего стоят: Качели, Сторож, Бабуля, Старый Пионэр и так далее. За каждым скрывается своя история, свой внутренний мир, который так сложно понять случайному игроку. Не даром на сайте проекта разработчики разместили подробные характеристики всех персонажей, дабы игрок не запутался кто есть кто и не впадал в отчаянье.
Именно герои делают Полную трубу игрой интересной, занимательной. Эти нарисованные человечки привносят в проект ту самую философию, о которой я говорила в самом начале. Они – это основа вселенной Полной трубы, без которых проект вообще не заслуживал бы никакого внимания. Удастся ли Мошкову создать подобных персонажей в своих следующих играх? Поживем-увидим, но я думаю, что Полная труба – это только начало и в дальнейшем нас ждет еще не одна захватывающая встреча с персонажами, понять которых будет сложно, но восхищаться которыми нам придется не раз!

Раскрась меня!

Но, как говорится, одним героем сыт не будешь. Не стала бы Syberia моим любимым современным квестом, не будь там помимо Кейт Уокер (и вот только не надо делать здесь скоропостижных выводов!) изумительной графики, неповторимого дизайна и просто шикарной анимации. К сожалению, ни первого, ни второго, ни третьего в Полной трубе замечено не было, что, безусловно, не есть хорошо. Даже больше – это плохо. Очень плохо! Кто там отвечал за графическую часть проекта? Так, некогда мой любимец – Мошков?! Халтура, не свойственная ему, но все равно, десяток розог по мягкому месту – не меньше!
Единственное, что может служить слабым утешением, так это выдержанность стиля. Если вы, уважаемые читатели помните такую забавную игру, как Падал прошлогодний снег – еще один отечественный квест, то должно быть хорошо усвоили, что пока игру не пройдешь полностью, составлять о ней впечатление опасно. Так оно и оказалось: к концу разработчики уж совсем отбились от рук и банально перестали делать пластилиновые задники, перейдя на акварель и гуашь, что являлось обманом игроков де-факто. Однако сколько бы раз я не проходила Полную трубу, расхождений с прописанным партией курсом не наблюдалось, что не может не радовать.
Все графическое оформление Полной трубы выполнено в канализационном стиле, что можно было предсказать загодя, едва взглянув на название проекта. Бесконечные локации сменяют одна другую: и везде, абсолютно везде трубы. К концу игры от них начинает мутить. В финале тошнить. Боюсь, у меня уже возникла редкая форма фобии, называемая в народе «страх перед закрытыми пространствами овальной формы». Говорите не смертельно? Поверю на слово.
С анимацией персонажей тоже проблем хватает: то притормаживает, то слишком резкая, а иногда, что уж совсем не допустимо, герой просто перемещается, не двигая ногами – где это видано? Знающие люди говорят, что патч исправляет подобные недоработки разработчиков. Ну, я же – доверчивая девушка – качала этот патч, качала и нате вам, скачала: проблемы как были, так и остались. Все. Ужас. Убью советчиков. Однозначно.
Как после всех этих графических безобразий со мной не случился инфаркт – неизвестно, но факт остается фактом: Полная труба совершенно не приспособлена к нормальному общению с игроками. Дикий интерфейс, невнятное меню, которого, к слову, по началу вообще нет, и прочие проблемы игрового мира, не позволяют рассматривать произведение Мошкова на должном уровне. Я еще могу предположить, что с дизайном и графикой все так и задумывалось, хотя, поверить в это архаично сложно, то вот проблемы с анимацией – это уже, как ни крути, недоработка студии. Единственное, что пока оправдывает PipeПолная труба – их первый серьезный проект. Будем надеяться, что в дальнейшем проблем с визуализацией не будет!

Вот раньше были игры…

Признаюсь, я – фанатка старых игр (об этом вы еще прочитаете!), но при этом, ничто новое не может быть мне чуждым априори. Вот и загадочные пазлы Полной трубы уже через несколько минут активных игровых действий мне понравились. Это, пожалуй, одна из самых сильных сторон всего проекта. Начнем с того, что все загадки выверены и поставлены на те места, где им место. То есть, если вы интуитивно чувствуете, что вот тут надо сделать то-то, не бойтесь, это скорее всего будет правильно! Игра вообще обожает интуитивный ход мыслей: без него вам придется ой как сложно. Конечно, можно воспользоваться гайдом (один из них, я видала в Интернете), но все впечатление от игры при этом резко ухудшится. Главное: не бойтесь экспериментировать, и у вас все получится!
Чуть подробней хочется остановиться на аркадных мини-играх, коих в игре насчитывается аж девять штук. И это не случайно. Если игрок заскучал, а в таком антураже не заскучать не возможно, ему тут же подсовывают в меру забавную, немного философскую и совсем чуть-чуть юморную игру. Зачем это сделано? Ну конечно же для разнообразия игрового действия, а еще, Мошков не хотел, чтобы его Полная труба превратилась в традиционный напыщенный квест, стоящий особняком от всех остальных жанров. Автору очень хотелось, чтобы любители аркад тоже обратили внимание на его игру. И дело тут не в повышенных прибылях и прочей ерунде, Мошков на данный момент, один из немногих сотрудников , пекущийся о деньгах потребителей. Он якобы говорит: «Покупаете квест, получаете аркадные мини-игры, которые, могли вполне продаваться как отдельные shareware-приложения».

Печальный итог

Нам, игровым журналистам, свойственна некая резкость в высказывания, непринятие точки зрения коллег. Мы часто пишем разгромные рецензии на, в общем-то, неплохие игры. Но это обусловлено только тем, что в первую очередь, мы – геймеры, люди, для которых игры составляют неотъемлемую часть жизни. И только по этой причине я не могу поставить те же оценки, что выставили игре мои коллеги из некоторых печатных изданий. Потому что они – журналисты, а я в первую очередь законченная квестоманка и для меня важно не кто создавал игру, а что получилось в итоге. И личность Мошкова не повысила финальную оценку проекта. Извините. Шесть баллов за очень хорошую игру, приобрести которую необходимо всем истинным квестоманам!

Ало, мы ищем таланты, или Постскриптум для интересующихся
Недавно, побывав в офисе , я наткнулась на интересное объявление: студии требуются профессиональные сценаристы (!), программисты, аниматоры (!), музыканты, переводчики (!) для участия в создании квестов Pipe Studio. Во-первых, хочется отметить вакансию аниматора – значит, издатели и разработчики все же осознали свои ошибки и готовы двигаться к светлому будущему. Обрадовала вакансия сценариста. Это может означать только одно: в следующих проектах студии сюжет, как таковой, все же появится. Ну и в последнюю очередь, нельзя не отметить должность переводчика для участия в локализации проектов компании. Похоже, Pipe Studio под поддержкой будут выходить на международный рынок. Что же, пожелаем им удачи!

Рейтинги:

Графика: 4.0
Звук/Музыка: 6.0
Игровой процесс: 8.0
Интерфейс/управление: 5.0

Общий рейтинг: 6.0

Комментарии:  82
Ваш комментарий

Из принципа не хотел критиковать. Ведь каждая статья, написанная девушкой – уже является своеобразным шедевром. Но и без «НО!» тут не обошлось. Для начала я думаю, Вы забыли о столь важной вещи, как сюжет. Из опыта знаю, что уважаемому читателю куда более интересная прочитать, как все-таки эта канитель началась, чем вникать в больную фантазию автора, который гнет свою линию. Мысли о том, что за 1000 символов платят всего 2 уЙО – не дает автору покоя, он начинает нервничать и заливает текст водой, а ведь читатель и утонуть может. Разбросанная инфа оставляет чувство, что статья писалась несколько дней по два/три абзаца в день (очень даже возможно, что я ошибаюсь, но со стилистической точки зрения материал не совсем такой, каким он должен предстать перед глазами читающего (ИМХО)).

З.Ы. В голове никак не укладывается, как можно было ставить Мишкова ответственным за персонажей и графику в целом. Ну, кто из Вас не помнит таких чудесных мультфильмов как "5/4", "Слева направо", "Болеро" и т.п. Автором этих мультипликационных творений является никто иной, как всем нам известный Иван Максимов. И кто как не этот человек-аниматор сделал из трубы «полную трубу»? Это просто не уважения со стороны автора (ИМХО).

Хотелось бы еще многое сказать, но у меня завтра экзамен )=

Сюжет - простите, где? У Дяди украли тапочек и он пошел его искать? Это сейчас называется сюжетом - однако.
Ваши соображения про два уЙО меня вообще рассмешили - если бы я хотела. нагнала бы тут и на 100000...
Мошков ответственен. Если пишут - что игра от Мошкова, то кто должен отвечать за графику?
Я его очень уважаю и люблю, но всему есть пределы:)
Как сдадите экзамены - милости прошу назад, раз вы еще не все сказали:)

Я многое бы мог поведать Вам, но это глупо, когда глупец среди «больших умов» о глупости заводит разговор; когда слепой среди незрячих пытается различать цвета; когда неверующий среди толпы с бессмысленным крестом на теле ступая след лишь оставляет за собой; когда бездумные слова рисуют шрамы без причины; когда с закрытыми глазами смотрю я в зеркало и вижу цель, которой нет и быть не может..
Вы говорите к гордости своей(!)
лишь тот, кто слушает глазами, увидит то, чего другие не услышат..
не стоит отбивать мои слова..
они не меч..
не причиняют они зла..
простите за уЙО..
мыслЯ моя летела в даль быстрее здравого рассудка..

Браво, браво:) Всегда приятно почитать хоть что-то, не написанное тобою или доморощенными классиками.

Как я Вас понимаю =)
я уже несколько недель не читал ничего другого, кроме своих обзоров и конспектов =) я тоже писал ревьюшку «трубы» (но сразу после выхода). Не скрою, было интересно прочесть ваш злополучный опус =) в мире нет ничего лучшего, чем рецензия, написанная представительницей прекрасной половины человечества ;)

Благодарю:) И почему же злополучный - очень даже хороший. я бы даже сказала - правдивый опус:)

Благодарю:) И почему же злополучный - очень даже хороший. я бы даже сказала - правдивый опус:)

Вы обращайтесь к гордости своей, а не ко мне(!) именно она вам даст ответ, что это за опус.

>Полная труба. Мир обсурда
МММ... я, конечно, извиняюсь но "обсурд" вроде бы пишется через "а".
Или так и было задумано? Мол, если мир абсурдный значит и название статьи обсурд...=)

>К примеру, в России в ближайшее время никто не создаст игру уровня Syberia.
Почему не создаст. Очень даже могут. Или автор не верит в Русских разработчиков ?

>Конечно, можно воспользоваться гайдом (один из них, я видала в Интернете)
Хмм..а я сегодня "один из них" видел в магазине в отделе "Хлеб"... Шутка конечно, но звучит примерно так же=))

Ну и в заключении хочется отметить Рейтинг... кот на мой взгляд занижен бала на полтора....

А, в общем, очень даже не плохая статья.

Я не считаю, что в России нет разработчков, способных создать качественный квест уровня Сибири. Просто, пока мы будем дружно покупать всякие Страшилки и Вовочки с Петечками - хороших игр (читай - высоких бюджетов) нам не долждаться. Это всего лишь мое мнение.
Это я к тому, что гайд естьв Нете - если есть желание, можно воспользоваться:)
Рейтинг - очень даже неплохой:) Опять таки - это точка зрения автора...
Спасибо за очень даже неплохую статью - я старалась:)

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ