на главную
об игре
Praetorians 26.02.2003

Praetorians

Эпиграф:
“Вы уже умерли, вы уже в раю!!! И пусть ваши имена отзовутся в вечности!”
Фильм “Гладиатор”

“В высшей степени важно, чтобы при атаке глубокой боевой колонны первый натиск был сделан с возможно большей силой: ввиду этого было принято за непреложное правило составлять первые ряды колонны из отборных воинов. Подобно этому и теперь, когда во время осады производят атаку, то во главе атакующей колонны ставят самых храбрых солдат. В те времена, когда у нас были отборные отряды, при взятии позиции во главе атакующих ставили гренадеров. Это правило является существенно необходимым, и можно быть уверенным, что во времена римлян первые ряды когорт также составлялись из отборных воинов, людей храбрых, проворных, искусно владевших мечом и щитом…” Как вы понимаете, речь идет о Римской Империи времен Гая Юлия Цезаря, времен жестоких захватческих войн… Именно в эту эпоху нас попытались перенести разработчики из Pyro Studio, создавая игру Praetorians… После их замечательных Commandos от этой стратегии мы ждали некоторого “бума” в жанре RTS, да и нас всеми силами в нем уверяли…

Слава Риму

В не таком и далеком году от Рождества Христова Гай Юлий Цезарь “скорешился” с мудрым генералом Помпеем и проконсулом Рима Маркусом Крассом, имеющим немалое количество финансов на руках… Естественно, такая “крутая” троица не могла оставаться в своей “крохотной” Империи, со скучающей и дико заразительной зевотой, наблюдая за зрелищами Колизея. Им хотелось чего-то большего – например, завоевать весь мир… А что такого? Вполне нормальное желание… А вам, как искусному предводителю части Имперских легионов, с криком “За Рим!” идущих на варварскую Галлию и другие не самые процветающие страны, требуется эти самые легионы к победе и привести. (Deja vu…)

Вперед и только вперед

Итак, вспомним, что конкретно мы должны были получить в результате от “Преторианцев”? Динамичную стратегию, поставленную на полку тактики и избавленную от таких абсолютно, как кажется разработчикам, ненужных вещей, как микроменеджмент юнитов и отстройка базы. Впрочем, мы это получили, но… только наполовину. Да, геморроиться с юнитами теперь не приходится; управление ими разработчики попытались сделать максимально удобным, ибо на карте их количество доходит порой до кругленькой суммы – они группируются в целые легионы, которыми и идет управление. Да и строительством вам заниматься действительно не придется. Так, разве что, использовать “стройбаты” для сооружения башен, катапульт и других полезных в бою вещей. Но вот полномерной тактики мы так и не увидели… Нет, в общем-то, зачатки, причем довольно-таки серьезные зачатки тактики в “Преторианцах” имеются. Например, "умная" система waypoint'ов и организации очередности выполнения приказов, которая позволяет вам претворять в жизнь прямо на поле битвы сложные, многоходовые стратегические планы, например, специально выделять несколько отрядов, потом соединять их, чтобы бросить в атаку с неожиданного направления, перехватывая инициативу и используя элемент неожиданности. Но вряд ли вам придется прибегать к таким “сложным” вещам, ибо можно попросту собрать огромную армию и дать прикурить врагу. Так что… снова то же самое…
Интересна еще одна вещь. Ресурсов в игре нет как таковых. Для содержания и клепания армии вам требуется захватывать небольшие деревеньки. Вопрос только: какая связь между бараками легионеров и деревнями??? Вот уж не думал, что в маленьких населенных пунктах римляне когда-нибудь размещали свои базы…
Как видите, суть игры сводится к захвату деревень и массовому производству юнитов… а потом снова захвату… а потом снова производству… (повторить n-ое число раз).

RTS – не всегда RTS

Как уже было сказано, вам не требуется заниматься каждым солдатиком в отдельности – только целыми легионами. Отсюда следствие: вы можете выбирать любимые построения своих войск. К примеру, за конницей ставить лучников, за лучниками катапульты и т.д. Кроме того, присутствуют изменяемые формации некоторых родов войск. Например, легионеры могут смыкать щиты в “черепаху”, пикинеры – выстраиваться в несколько рядов для более успешной обороны, а копейщики – так вообще рассредоточиваться по полю боя. Интересен тот факт, что из трех имеющихся в игре наций только римляне могут ходить в приличных построениях. Ну, ни за что не поверю, что даже египтяне не могут вставать хотя бы в обычный “клин”. Ладно, варвары, им позволительно нестись стадом на врага, но столь цивилизованные “тутанхамоны”… Кстати говоря, когда два табуна – ваш и вражеский, встретятся, то вряд ли вы сможете умело руководить своими бойцами по той простой причине, что вы даже не найдете своих в этой горе маленьких человечков, то и дело размахивающих своим металлом, особенно если все это происходит на стенах крепости (читай: деревни). Ах да, я же забыл рассказать про ее осаду – ту самую изюминку “Преторианцев”, которой так божились Pyro Studios до релиза. Честно сказать, особого восторга она у меня не вызвала. Во-первых, стена крепости имеет странное свойство не разрушаться ни при каких условиях, так что проникновение во внутрь деревни без применения лестниц возможно только через обычно хорошо охраняемые ворота. Во-вторых, если вы полезли-таки на стену, вы ничего из происходящего там не поймете, о чем я только что говорил. Куча мала и ничего более…
Стоит также отметить, что морали, ветеранства или что-нибудь подобного разработчики также в Praetorians не потрудились включить. Жаль, даже в таком маленьком, практически микроскопическом компоненте игра проигрывает большинству своих “коллег-одножанровиков”. Здешний искусственный интеллект не так уж и плох, но, к сожалению, не лишен доли серьезных недостатков. К примеру, противник, еще не дойдя до вас, даже не предпринимает никаких действий относительно боя. Так, только вышагивает в вашу сторону и все… Даже если вы начнете обстреливать врагов издали! Кроме этого, как уже было сказано, компьютер игнорирует формации. Одиночная кампания разворачивается на территории всей Европы, а значит - игроку доступен широчайший выбор возможных локаций; помимо приятной глазу смены природы и типа поверхности, различные территории оказывают важное влияние на ваши тактические решения - например, ногам ваших легионеров придётся несладко на жёсткой бесплодной почве Северной Европы, да ещё зимой, а в Африке им нужно будет терпеть жажду и болезни. Отдельное спасибо за это Pyro Studios. А вот за камеру им надо дать в лоб. Да, она свободно масштабируется, скроллится, но – никаким образом не вращается. Жаль и очень жаль. Особенно когда пара ваших легионов находится за зданиями деревни, и у вас никак не получается их выбрать… Кстати, и масштаб тоже работает не самым приятным образом. И каким место они только выбирали эти три вида “зума”?

Старая добрая Европа

Повышаем интонацию, ибо мы добрались до графики…
Ах, какие красивые здесь пейзажи! Песок подымается под ногами бегущих воинов, деревья колыхаются на ветру, красиво и плавно текут реки, зверьки в лесах живут своей обычной жизнью и довольно реалистично пугаются тревожащих их быт людей, а дождь, соприкасаясь с землей, создает сотню брызг…
Здешние трехмерные рельефы вызывают еще больший восторг. Помимо реалистичного распределения теней на холмы, деревья и просто качественного исполнения подобных объектов разработчики сделали еще и различные, в некотором роде, даже боевые характеристики гор, лесов, рек. (Сразу приношу извинения за подобное лирическое отступление) Лучники на возвышенности гораздо лучше поражают свои цели, чем если бы они были на одной высоте с противником. Пехота в лесу или среди высокой травы тщательно скрыта от вражеского глаза и может быть обнаружена только с помощью специальных шпионов.
Но вернемся к теме графики. Анимация самих воинов сделана на 5+. Готовясь к наступлению, они переминаются с ноги на ногу, оглядываются по сторонам, двигают уставшей от обузы меча рукой. При смене построения кто-то выполнил все четко и скоординировано, а кто-то и немного припоздал… Правда, модельки людей оставляют желать лучшего, что достаточно сильно заметно при максимальном “зуме”, но общее впечатление от, не побоюсь подобного слова, великолепной, графики это практически не портит.

Итоги

Увы, далеко не “must have”. На фоне не такого уж давнего C&C: Generals “Преторианцы” выглядят… как бы это сказать… не так уж и притязательно. Впрочем, если “Генералы” вам совсем уж надоели, то вы можете попробовать и Praetorians. Игра-то по сути неплохая…

P.S. Обязательно загляните в раздел Credits, где найдете небольшой прикол: маленький мультяшный римлянин читает разработчиков игры.
P.P.S. И все-таки я не совсем понимаю, почему Pyro Studios Назвали свою игру Praetorians. Цитата из словаря товарища Ожигова: “Преторианец – воин из привилегированной личной охраны древнеримских полководцев и императоров, используемой обычно как грубая сила в дворцовых переворотах, при насильственной смене одного режима другим” Ну, и причем тут они?

Геймплей: 7.5/10
Графика: 8.5/10
Звук и музыка: 8.0/10
Интерфейс и управление: 7.0/10
Новизна: 8.0/10
ОБЩИЙ РЕЙТИНГ: 7.0/10

Комментарии: 9
Ваш комментарий

Ты бы ещё Spliner cell с Doom3 сравнил...........!
C&C Generals и Praetorians разные игры!!!!!!!!!

1

В какой раз уже убеждаюсь – ну нельзя, нельзя давать фанатам C&C писать ревью о стратегиях другого толка. Гн-у Gladiator’у дай волю, он и WarCraft3 с любимой игрой сравнит и найдет у “Ремесла” кучу недостатков.
По моему (да и не только) мнению “Преторианцы” – замечательная игра, заслуживающая куда большей похвалы, нежели ей выделили Gladiator. И за графику, которая, ежели мы взялись за неблагодарное дело сравнения, не уступает, а то и превосходит “Генеральскую” и при этом требует куда меньше от железа игрока. И за интересность, которая уж явно бьет “Генералов” по всем статьям. Я вообще заметил интересную тенденцию – люди, играющие в новую C&C, поначалу хвалят ее – дня три-четыре. А потом начинается – “а графика-то не без глюков, и следы от взрывов не остаются, и оборону тут не наладишь, и ЮСА всех сильнее – обидно, и AI как пробка туп…” С “Преторианцами” же все гораздо лучше. Я вот неделю уже играю, а игра все не надоедает.
Короче, Praetorians заслуживает 8,5/10 и не меньше – такое вот мнение…

1

Да вы чё чюваки каиф третий месяц играю и не как не наиграюсь всю компанию одиночные мисии в разных вариантах.
Улет !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Кто найдет дополнительные мисии там или коды напишите мне пожалуйста

1

ПО моему игра - УЛЁТ!
Я фан стратегий и могу сравнить , по моему мнению.....всё доработано, а если зереть в корень то и в любой игре можно найдти недостатки
идельных игр вс

1

Преторанцы-не так хороши на что замахнулись!!!
Изюминка конечно у них есть, но ничего совсем выдающегося:(

Обос..ли мягко говоря такую тему как римские войны :)

Резюме:
Ждите люди Rome:Total WAR(тоталвар никогда не подводил):)

-1

Однообразная и довольно невзрачная стратегия - ориентируюсь по своим впечатлениям на момент выхода игры.

-1