Инди-хорроры и симуляторы ходьбы наверняка многим уже надоели. Их стало неприлично много, и они все кажутся одинаковыми. Большинство таких игр наступают на одни и те же грабли и дарят, по сути, одинаковые впечатления. Мы начали сравнивать их по фантикам: смотрим на графику, музыку, прочие второстепенные вещи. Поэтому на Layers of Fear тоже можно не обратить внимание. По кадрам, описанию, трейлерам она почти не отличается от огромной массы проходных малобюджетных ужастиков от первого лица, в которых уже можно запутаться. Но в действительности это, наверное, самый изобретательный, пугающий и талантливый хоррор за много лет.
Сначала игра похожа на Gone Home. Снова ты на стоишь пороге неизвестного дома, в котором явно что-то произошло, а внутри нет ни одной живой души. Сразу понятно, что если будет экшен, то лишь в виде погони. Спустя пару шагов появляется записка о том, что некий нужный ключ находится в кабинете. Обрывок старой газеты говорит, что здесь жил художник со своей женой-музыкантом. Это уже что-то проясняет: творческие люди — с ними вечно какие-то проблемы. Заходишь на кухню — на полу разлитое вино, разбросанная еда. В подвале пищат крысы, но ничего страшного — просто темно. Под одной из немногих закрытых дверей, кажется, лужа крови. Но внутрь не зайти — нужно исследовать дальше. Уже морально готовишься к детективу в духе Scratches — о ней напоминает чуть ли не все, включая грустный и спокойный саундтрек. Но достаточно взять ключ и попасть в закрытую мастерскую, как все, приехали. Ловушка захлопывается. Прощайте и Gone Home, и Scratches. Потому что Layers of Fear — не столько детектив, сколько кошмарный трип.
Игроку нужно не вести расследование (этим он будет заниматься, скорее, по желанию, читая записки и пытаясь объяснить для себя происходящее), а рисовать картинку. Холст уже поставлен, первые мазки сделаны — осталось добыть шесть последних ингредиентов. За каждым нужно идти отдельно, а потом возвращаться к полотну. Но, попав впервые в мастерскую, проходишь точку невозврата, и потом всякий раз, когда уходишь, попадаешь в новую комнату. В нормальное состояние дом вернется лишь в конце, но после всего пережитого сложно будет воспринимать его до конца реальным. Да и сама мастерская будет каждый раз меняться.
Layers of Fear — это путешествие по кругам ада, состоящее из комнат и коридоров, в которых все — обман. Невероятно, как много уникального можно выжать из вполне обыкновенного особняка. Помещения меняются стремительно, даже если ты не бежишь (я вообще бегал в игре один раз — из любопытства), десятки оригинальных локаций пролетают мимо, причем иногда в них вообще ничего не происходит. Сотни деревянных дверей мелькают перед глазами, но никогда, абсолютно никогда не знаешь, что за ними прячется. Новая комната или пустота? Очередная сюрреалистическая загадка или ничего? Драматичная сцена или жуткий призрак? А может, дверь не откроется вообще. А может, тебя заставят внезапно двигаться по кругу, пока ты не поймешь, что нужно возвращаться назад, чтобы пройти вперед. Прямо как у Льюиса Кэрролла.
Авторы постоянно удивляют и старательно, безжалостно, ловко манипулируют игроком, который, по сути, может только шагать вперед. И сложно представить, сколько всего пропускаешь во время первого, второго, даже третьего прохождения. Во-первых, потому что попадаются развилки. Конечно, рано или поздно ты приходишь в нужную ключевую локацию, но все равно упускаешь что-нибудь клевое, не говоря уже про записки, важные для понимания истории. Во-вторых, есть много ситуаций, в которых можно реагировать по-разному. Увидел призрака и убежал? Тогда перед тобой будет одна дорога. А если не убежал, а пошел ему навстречу? Значит, все сложится иначе. В конце концов, решения скажутся и на финале.
Концовок несколько. Сложно предугадать (если возможно в принципе), какую именно получишь, и каждая по-своему интересная.
Непредсказуемость — то, что здесь важнее всего. Именно она в частности делает из Layers of Fear такой крутой хоррор. Безусловно, звук хороший, атмосфера — отличная, дизайн локаций и работа с освещением — все сделано грамотно. Но ни резкий грохот, ни сверкающие молнии, ни скрипы и крысиный писк, ни визуальные эффекты, ни даже классический грязный призрак из скримеров, который иногда прыгает на камеру, не являются главными. Они просто бонус. Основной страх заключается в том, что ты никогда не знаешь, что происходит за твоей спиной. Можно быть более-менее уверенным лишь в том, что видишь перед собой. Но стоит обернуться — и за тобой может оказаться что угодно. Вообще. Что. Угодно. Но даже когда выработается страх перед оборачиванием, игра будет заставлять это делать. Она может попросить рассмотреть любую вещь, прочесть записку, включить лампу — и все, реальность уже другая. Откроешь дверь — за ней стена. Пойдешь обратно, откуда пришел, но там теперь тоже стена. Обернулся — дверей нет совсем. Нигде.
Издевательства длятся на протяжении часов, но это стоит своих денег и времени. Редкие хорроры способны одновременно сильно пугать и пробуждать желание двигаться дальше. Ты отпрыгиваешь от монитора, материшься вслух, но любопытство всегда берет верх. Жаль только, что авторы не придали большое внимание сценарию. В конце остается слишком много вопросов. Понятно, что случилось с семьей, но как и почему — тут начинаются теории одна офигительнее другой. Сюжет похож на мозаику, от которой осталось так мало элементов, что можно разобрать только общую картину. Как следствие, не хватает сопереживания, и вся трагедия трогает не так сильно, как могла бы. Хорошо, что добавили цитату Оскара Уайльда в качестве эпиграфа. Она привнесла в эту раздробленную историю хоть какую-то глубину.
Layers of Fear
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Непредсказуемо;
- Страшно;
- Реиграбельно;
- Красиво;
Минусы:
- Неоднозначный сценарий;
Оценка: 9.0
Вердикт: один из лучших представителей жанра.
игра шикарна,outlast 2 с его дешевыми скримерами не нужен
BarackKamacho ну почему же,outlast тоже хороша)у каждой из игр есть свои плюсы и минусы
Короче, берем кости, кишки оленя и двести грамм крови... рандомно кидаем в холст. Получается:
_Lemon_ как обзорщик ты говно, но как комментатор молодец. плюсанул.
_Lemon_ Что, снова 9 баллов игре без геймплея и ниссана?
Ватафакер Да что с этих рецензентов взять? Ничего не понимают в играх)
скучная. все эти трипы и метаморфозы быстро перестают удивлять, минимум взаимодействия с миром, ни разговоров, ни даже собственных мыслей кроме пустых флешбеков. плюс не понятно, когда ты "умираешь" - а концовки зависят от этого. на высокую философию не тянет, но на нечто художественное - да.
Названия рецензий спонсированы Министерством глупых походок
Serafim_94 При поддержке Национального пешеходного университета.
А будут шаги влево и вправо?
Шаг вперед: это шутка такая?) Был шаг назад, теперь вперед, следующий обзор будет "Стоим на месте"?))
vidgin Подозреваю, что это будет обзор на FC:Primal.
vidgin Будут шаги вправо и влево.
Видео нет - шаг назад...
А мне понравился сюжет. Про психопата который пытается понять кто он. Скатина который хочет стать легендой. Или Человек который пытается осознать что он наделал и пытаться это исправить в пределах своих сил.
Нужно опробовать
нельзя было хоть на такую игру видео обзор сделать?