Crossing Souls

Слёзки и ретровейв: обзор Crossing Souls


Crossing Souls вызывает не только ностальгию по восьмидесятым, обладая кучей культурных отсылок. Еще она заставляет вспомнить детские утренние мультфильмы. Те самые, которые смотрели за завтраком, собираясь в школу. Игра сама время от времени притворяется таким мультиком: ярким, рисованным, с ламповыми помехами, с крутой заставкой. Но в какой-то момент ты вдруг понимаешь, что смотришь ироничные ролики Far Cry 3: Blood Dragon, из которых сделали серьезную мелодраму.

Вся игра — от геймплея до сценария — собрана из множества других игр, фильмов и мультфильмов. За основу взяли старые японские RPG — в первую очередь Zelda. Здесь используется та же необычная камера, смотрящая сверху. Крыша — это плоский прямоугольник, стена — это плоский прямоугольник, дорога — это плоский прямоугольник, и временами попробуй разбери, что где. Экшен примерно такой же: с упором на ближний бой, с постоянным прыжками в сторону врага и от него. Ударил и отскочил, потом подбежал, снова ударил и снова отскочил. Противники либо стреляют в тебя, либо медленно окружают. Здоровья немного, но есть лечебные зелья, которые либо прячутся в сундуках, либо выпадают из мертвых врагов. Еще, например, можно оглушать противников. В общем, классика.

Но из-за стилистики восьмидесятых получаются забавные рифмы. Например, однажды ты попадаешь в ночной лес, где картинка сине-фиолетово-розовая, и основное занятие в нем — это исследовать карту, убивать злых привидений и решать головоломки. И тут возникает дичайшее дежавю с Hyper Light Drifter. В ней тоже были подражание Zelda и стилистика восьмидесятых, а геймплей был примерно такой же, как в Crossing Souls, но гораздо лучше. На фоне Hyper Light Drifter эта игра выглядит намного более мелкой, скучной и простой.

Иногда геймплей меняется и сам становится отсылкой. Он пародирует Streets of Rage в уличных драках. Но недолго. Только ради фана. Потом еще ачивку дают, где так и написано — «Уличная ярость». В следующий раз это раннер с препятствиями. Ты едешь на велосипеде, за тобой гонятся на машинах, и ты должен успевать перемещаться за стрелочкой то на первую полосу, то на третью, то на вторую. Это тоже короткий эпизод.

Отсылок, само собой, много. В такой игре не может быть иначе. Причем авторы слабо себя ограничивают. Фильмы Спилберга цитируют вдоль и поперек, от «Индианы Джонса» до «Инопланетянина». Есть привет и «Черепашкам-ниндзя», и «Мастерам вселенной», и «Охотникам за привидениями». Можно собирать трофейные видеокассеты, на которых всегда записаны культовые фильмы, только слегка переделанные. Например, те же «Охотники» рассказывают про пожарных, которые стали бороться против городских чиновников. В каком-то смысле так оно и было. Ты идешь мимо кинотеатра, а там висит постер «Кобры» со Сталлоне — и так далее. Таких приколов завались. Есть эпизод, где ты воруешь ключ в китайской лавке, и даже странно, что там нельзя купить гремлина.

Не говоря уже о том, что сам сюжет про команду школьников на велосипедах, которая борется против паранормальной фигни — это тоже классика и главный тренд минувшего года. В 2017-ом были фильмы «Оно» и «Супер темные времена», потом — сериалы Dark и «Очень странные дела». Теперь у нас есть Crossing Souls.

Главные герои — это пятеро школьников: четыре мальчика и одна девочка. Лидера зовут Крис, он самый ответственный и одновременно самый чувствительный. Он единственный, кто умеет прыгать и карабкаться по стенам. А еще он вооружен битой. У Криса есть младший брат Кевин. Он бесполезный — в бою он просто ковыряется в носу и жует жвачку. Есть толстяк Большой Джо, который очень сильный и умеет двигать вещи. Есть Мэтт, который здесь самый умный. Этакий Игон Спенглер. Он крафтит безумные научные штуки, умеет передвигаться по воздуху и стреляет из пушки. А девочку, конечно, зовут мужским именем Чарли, она, конечно, рыжая, и конечно, красивая, и конечно, дерзкая пацанка, и конечно, из неблагополучной семьи. У нее отец алкоголик. И конечно, это любовный интерес лидера этой банды — Криса. Чисто Стивен Кинг, только без групповухи. Героиня бьется скакалкой, быстро и легко уклоняется и порой использует скакалку вместо рогатки, чтобы перелететь через пропасть.

Неожиданно то, что смерть одного героя не дает играть дальше. Если в бою один член команды погибнет, то игра завершается. Обычно в таких ситуациях нам дают доиграть, а упавшие персонажи возвращаются в строй после победы. Здесь все не так.

В бою ты редко меняешь героев. Отчасти потому, что Crossing Souls на самом деле простая. Почти все противники слабаки, а твои удары всегда сильные. Ты просто берешь Криса или Чарли, и тебе их хватает. Ты редко меняешь их, причем обычно делаешь это для того, чтобы уберечь персонажа от смерти. Вся команда нужна только на боссах. Они тоже несложные, но обычно требуют изобретательности. Например, следует уклоняться от летящих шаров, потом уклоняться от луча смерти, а потом таскать тяжелые батареи, затем опять уклоняться, а в конце отбивать битой эти самые летящие шары. То есть, потенциал игры лучше всего раскрывается на боссах. А это происходит нечасто.

Сценарий тоже спорный. Школьникам в руки попал важный артефакт, позволяющий видеть мертвых и взаимодействовать с ними. Его украли у таинственного майора, который хотел мирового господства. Само собой, за ними начинают охоту. Каким-то образом это связано с египетскими богами, и отсюда зловещие пирамиды и треугольники, которые являются символами ретровейва наряду с пальмами и закатом.

Вроде идея классная. Она вторичная, разумеется, но весь ретровейв вторичный — это фишка такая. Но разработчикам не хватило яиц. Вместо истории, которая цепляла бы поворотами и конфликтами, они сделали историю, которая не цепляет ни поворотами, ни конфликтами, но просто старается выжать слезу. А в конце и вовсе занимается морализаторством. Тебе прямым текстом начинают говорить вещи уровня «цените друг друга», «смотрите на жизнь позитивно и все будет хорошо» и так далее. Это какое-то дилетантство.

Crossing Souls очень похожа на свой саундтрек, где слышно то старомодный Голливуд времен Джона Уильямса, то мягкий приятный ретровейв, то безликую слащавость в духе первых The Sims. Так себе микс.

Рецензируемая версия игры: PC
Культурные отсылки.
Дизайн и графика.
Неплохие ролики.
Отчасти саундтрек.
Много спорных моментов.
Излишне мелодраматично.
Вердикт: плохая Zelda на фоне культурных отсылок, ретровейва и океана сантиментов.
Гоша Берлинский
об авторе
Ведьмак лучше.
Нравится50
Комментарии (11)
B
i
u
Спойлер