Если вам казалось, что вторжение гуннов на территорию современной Восточной и Центральной Европы — это главное в Total War: Attila, то вы ошибались. Основной исторический процесс, показанный в игре, — Великое переселение народов, которое было спровоцировано как критическими изменениями в климате, так и слабостью границ Западной Римской империи. Нашествие тюркских племен лишь подстегнуло немало народов к переселению на Запад и Юг. Кампания Attila демонстрирует нам целый набор глобальных изменений в Европе, которые во многом и сформировали ее современный облик. Харизматичный Аттила и знакомые исторические события скрывают за собой намного более интересные и важные процессы.
В некоторых моментах Total War: Attila далеко ушла от своей предшественницы, Rome 2. Эта игра ни в коем случае не дополнение, как может сперва показаться, а самостоятельный проект, действие которого разворачивается в совершенно другой эпохе. Завершение античности приносит свои, новые правила игры. Западная Римская империя занимает Испанию, Галлию, часть Африки и остатки Британии, но находится на грани краха. Провинции то и дело бунтуют, еды практически нет, а доходы падают с каждым годом. Численность армии значительно уменьшилась, и легионы теперь комплектуются за счет романизированных племен со всех уголков империи. Основой армии стали копейщики, тактика ударных пехотных кулаков сменилась глухой обороной, а на помощь им пришла кавалерия.
С варварами все проще. Варварские государства франков, саксов, аланов, вандалов, вестготов и остготов — это вариации того, что уже было в Rome 2. Выделяются разве что вестготы, которые могут нанимать римские войска в захваченных имперских городах.
Гуннские орды практически полностью состоят из всадников, которые с самого начала обладают весьма неплохими параметрами. Управлять ими сложно. Осада городов часто превращается в кошмар, но вид конницы, рвущейся в атаку, впечатляет. Игра за гуннов подарит вам совершенно новые впечатления! Здесь важна быстрая реакция и продуманная тактика.
Разнообразие войск в Attila уменьшилось — оригинальные подразделения можно пересчитать по пальцам. Важную роль стали играть осадные орудия, без которых нередко просто не обойтись. Сами осады стали на порядок сложнее: штурм города без использования таранов и башен приведет к серьезным потерям. В то же время на их создание уходит не один ход. Города-сателлиты получили оборонительные башни и какие-никакие стены, что позволяет эффективно защищать их даже небольшим гарнизоном. Более сложные осады — то, что делает войну в Total War: Attila не такой, как прежде.
В механике управления государством тоже появились свои изменения. Система должностей стала более наглядной. Любого аристократа или вашего родственника можно назначить на подходящую должность, но начинать им придется с самого низа, пройдя через всю карьерную лестницу. При этом у каждой фракции должности хоть и незначительно, но отличаются, отображая реалии государственного устройства. Так, у римлян есть два претора, а у вестготов, соответственно, лишь один верховный судья. Чем выше должность, тем серьезнее бонус для персонажа. Кроме этого, появилось подробное генеалогическое дерево. Также увеличилось количество политических происшествий: в каждом конкретном случае вы можете принять решение, которое повлияет на ваше положение в государстве. Вернулся и параметр лояльности, который теперь играет большую роль. Любой персонаж, к которому вы относились наплевательски, теперь может поднять мятеж и устроить гражданскую войну.
Процесс развития персонажа тоже был изменен. Теперь мы имеем древо умений: чтобы развить последнее из них, необходимо сперва открыть все предыдущие. Развивать один параметр «авторитета» или «рвения» не получится. В этом есть и определенные минусы. Линейка умений получилась одинаковой для всех: и для полководцев, и для появившихся в игре губернаторов. Линейки развития армий построены по такому же принципу.
А вот исследования изменились не так сильно. Древо технологий приняло иной вид, но сохранило свою прежнюю суть. За некоторые открытия, правда, теперь придется заплатить. В условиях тотального дефицита финансов это порой серьезно задерживает развитие ключевых технологий.
В центре внимания теперь экономика. Если раньше деньги требовались в основном для поддержания армий, то сейчас они нужны практически для всего. Платить придется и за исследования, и за содержание построек, и даже выкладывать катастрофически огромные суммы на перестройку городов. Просто трансформировать город другой культуры в свой теперь не получится. Мало того, что это стоит значительных средств, так еще и требует немало времени. Из-за этого быстрая экспансия невозможна: попросту не хватит ресурсов. В Total War: Attila нужно постоянно следить за состоянием своей казны, иначе, даже имея большую империю, можно остаться без армии и потерять возможность что-то изменить.
Способов заработка стало больше. Появились такие параметры, как плодородность почвы и уровень загрязнения, и теперь в разных регионах приходится устраивать разные типы хозяйства. Где-то лучше растет пшеница, а где-то можно заниматься исключительно скотоводством. Игнорировать эти параметры не стоит, так как правильное использование провинций сулит значительные выгоды.
Во время Великого переселения народов некоторые города были заброшены или разрушены. Для их восстановления требуется потратить золото и значительное количество солдат. Застраивать их приходится фактически с нуля. С другой стороны, любая армия может уничтожить город, если вы выберете эту функцию при захвате. Позже эту территорию можно заново заселить своими людьми. Учитывая стоимость перестройки чужих столиц, в некоторых случаях полное уничтожение — самый правильный выбор.
Визуально Attila выглядит немного хуже, чем Rome 2. Даже столичные города на глобальной карте выглядят как забитые деревни, а римские поселения с трудом можно отличить от варварских. Выглядеть лучше стали разве что выстрелы: огненные стрелы просто потрясающие. Фоновая музыка тоже не отличается разнообразием. Похожие друг на друга «кочевые» мелодии звучат и при игре за варварские королевства, и при игре за Рим.
Пожалуй, главное беспокойство вызывает та же проблема, от которой страдала Rome 2 сразу после своего выхода. Ход в игре продолжается слишком долго. Конечно, до нескольких минут ожидания, как это было в предыдущей части, далеко, но в определенный момент на карте появляется столько новых фракций, что ждать приходится слишком долго.
Как мы уже писали, Total War: Attila — ни в коем случае не дополнение, а полноценная игра с измененной механикой и пересмотренным балансом между войной и экономикой. Кроме того, она стала значительно сложнее. Сходу захватить половину Европы уже не выйдет. Несмотря на определенные проблемы, Creative Assembly в очередной раз выпустила хорошую игру в серии Total War, в которую стоит сыграть каждому.
Total War: Attila
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Улучшенный баланс
- Грамотно обновленная механика
- Проработанная система экономики
Минусы:
- Некоторое внешнее однообразие
- Однообразная музыка
- Большая продолжительность хода
Оценка: 9.2
Вердикт: Total War: Attila – еще одна отличная часть популярной серии, которую лишь слегка портят небольшие недоработки. Впрочем, то же самое можно сказать и о любой другой игре из линейки Total War.
Пожалуй, пройду мимо и подожду Средневековье. Рима 2 хватило.
Уже предзагрузил на Steam. На такие стратегии денег не жалко. Жанр к сожалению переживет не лучшие времена. В целом отличная игра вышла!
Ну неплохо.
Здорово! Усложнили геймплей, добавили кучу всяких мелочей. Приятно, что религию усложнили, экономику сделали глубже, особенно если учитывать влияние на неё плодородность почвы под ногами. Да и период раннего средневековья для меня интереснее нежели античность. Все равно играюсь в основном за варваров. Все таки, в пятом веке наей эры они уже были не такими голож0пыми, как в третьем до н.э. А как тут не ущепнуть богатую империю, которая не может себя защитить? Куплю летом, на распродаже, когда выйдет еще пара-тройка DLC к ней. Игра стоит своих денег. Такими темпами в Medival 3 разработчики настолько усложнят игру, что она будет представлять собой Crusaedr Kings с графоном и битвами. И это круто! P.S. Печально, что со времен Empire на карту не наносят кольский полуостров. Надейюсь в части про средневековье они исправятся, а то как же играть за брутальных норманнов-скандинавов тогда?
Уверен это будет эпичная игра
Блин,я в раздумьях,что выбрать -
кульную статегию с сочным геймплеем или ОРДЕР на 5 часов прохождения с 2,5 часами катсцен за 4к?
?
чтоб кто б не говорил, и какие рецензии не писал. Рим-2 гамно ( увы есть с чем сравнивать сами же креатив в этом постарались своими более ранними и намного более интересными проэктами) , а Атилла есть переделанный Рим-2 т.е. то же гавно тока с другим более специфичным запахом, увы.
serg5555555 да ладно, хуже Сегуна 2 быть не чего не может
Бомбардировщик Так себе вброс. У тебя даже PS4 нет. Или на GameCube решил брать? Iasthope Да там только Дания и совсем мелкий кусок от полуострова, а хочется именно Скандинавию, чтобы совершать набеги на Англию, захватить Исландию с Гренландией (с Северной Америкой, ога). Размечтался я. Такая же карта с вероятностью 90% будет...
Бомбардировщик ответ очевиден