История жанра FPS, часть 1. Кармак и Ко. Становление id

Не секрет, что шутеры от первого лица (3d-action, «стрелялки», «бродилки» - как угодно) – один из самых востребованных жанров на рынке компьютерных игр. Гляньте на форумы: «не, пацаны, в F.E.A.R. не все бочки пнуть можно, как в Half-Life 2 - это же отстой!». Или «лицевая анимация превыше всего – и черт с ними, с тенями!» - киберфилософия, не меньше. Фотореалистичная графика, аппаратное ускорение обработки физики (а как звучит!), объемный звук… хочется сказать «до чего техника дошла», но не буду. Лучше спрошу, а многим ли из вас удалось застать то славное время, когда ни о какой игровой физике и речи не шло, когда не было теней и «бампа», когда «лицевая анимация» являла собой произвольное мерцание двух-трех пикселей, из которых состояли плоские головы разнообразных соперников в Doom или Heretic? Так или иначе, давайте вместе тряхнем стариной и вспомним, с чего же все начиналось, и как шутеры прошли свой путь становления от псевдо-3d до DirectX 10. Путь этот долог и тернист, витиеват сюжетом, но я постараюсь опустить минимум деталей и максимально подробно описать все, как говорится, от и до в цикле статей «история жанра».

Первый «стэлс»

Давным-давно, когда компьютеры были большими… тьфу, о чем это я? Не так уж давно это было, на самом-то деле: талантливый квартет «пришельцев» из компании Softdisc - Джон Кармак, Том Холл, Эдриан Кармак (просто однофамилец) и Джон Ромеро – основал одну из крупнейших нынче контор по разработке видеоигр. Какую? Совершенно верно, id Software. Наштамповав шесть эпизодов «доисторической» аркады Commander Keen, а также ряд других проектов, среди которых и Catacomb 3D, молодые разработчики решили изваять нечто изначально великое, но не знали, где взять вдохновение. Оно, как это обычно и бывает, подкралось незаметно двумя приливами: в далеких восьмидесятых для платформы Apple II компания Muse Software выпустила аркаду Castle Wolfenstein, о чем и вспомнили отцы-основатели id в ответственный момент. Едва взявшись клепать движок для своей игры, «идовцы» воочию узрели технодемо «моторчика», созданного тандемом Origin & Looking Glass для своего перспективного детища Ultima Underworld: The Stygian Abyss. Сделав для себя некоторые выводы, Кармаки, Ромеро и Холл (который, кстати, вообще не хотел принимать участия в проекте и надеялся продолжить сагу Commander Keen) доработали движок Catacomb 3D и принялись активно созидать.
В процессе создания изначальная концепция почти не менялась, зато названий перелопатили множество, начиная от всевозможных «кастлов» (Castle Hasselhoff, Castle Ochtenstein, Castle Verlassen) и заканчивая особо циничными вариантами типа Tank You Very Much или How Do You Duseldorf?. Теперь немного о том самом «почти», что касается изначальной концепции. Принято считать, что в ноябре 2000-го IO Interactive выдала на-гора игру-откровение, фактически сформулировала поджанр stealth (речь, разумеется, о безволосом киллере по имени 47 и серии Hitman). Но так ли это? Так или иначе, факт: переодеваться в форму поверженных соперников, перетаскивать трупы в скрытое от посторонних глаз место, а также бесшумно ликвидировать цель – это реализованные кудесниками id возможности, которые пережили альфа-тестирование, но после были вырезаны из-за того, что сильно усложняли игровой процесс. Только представьте – почти за десять лет до того, как Лысый «положил» свою первую жертву! К сожалению, «стэлс» умер, не родившись. Но разве игра от этого стала хуже?
И вот пятого мая 1992-го – через год после релиза Ultima Underworld: The Stygian Abyss - наипопулярнейший шутер выходит под именем Wolfenstein 3D (чтобы не поднимать больше тему названия, разработчики просто прикупили его у Muse) и под эгидой издательства Apogee Software.

Гитлер капут

Просто «Вульф», Wolf 3D, «Вольвэгза» (от wolf.exe – игра вышла под DOS) – как вам больше нравится. Быстро разойдясь по миру и собрав армии поклонников, «Вульф» в 1994-ом был запрещен в Германии: понимаете ли, свастика, фрицев режут, овчарок немецких отстреливают. Со стороны id была предпринята попытка уладить конфликт выпуском специальной версии, в которой псов заменили на здоровенных крыс, символику нехорошую убрали, а кровь заменили безобидной водой, но позиция «оскорбленного» государства не претерпела изменений.
Культовый прародитель жанра (Spasim, пожалуй, вспоминать не имеет смысла) пошел в тираж как shareware: в первую главу, состоящую из десяти уровней для затравки, игрока запускали совершенно бесплатно, но следующие пятьдесят «миссий» можно было получить лишь за честно заработанные и вечнозеленые. На одном дыханий пробежав Escape from Wolfenstein (та самая первая глава), геймеры по всему миру охотно расставались с деньгами и продолжали свою миссию в роли БиДжея – лихого офицера, на которого мордой лица в дальнейшем будет чрезвычайно похож герой Doom.
Уильям Блажкович – БиДжей – выбирается из нацистского укрепления, после чего ввязывается в операцию Eisenfaust по уничтожению мутантов. Умело орудуя ножом, пистолетом «Парабеллум» и автоматом Томпсона, а также МР-40 и пулеметом Гатлинга, БиДжей преодолевает все препятствия и на финишной прямой встречает самого Адольфа Гитлера… Ну, и убивает. Не сказать, что сюжет чрезвычайно замысловат, но тогда в этом не было и необходимости. Джон Кармак заметил как-то, что сюжет для компьютерной игры по сути то же, что и сторилайн порнофильма – он есть и быть должен, но не имеет значения.
Формально являясь первым 3d-action’ом, «Вульф» не был полностью трехмерным. Само игровое пространство действительно было примитивно-объемным, но предметы и враги создавались из спрайтов (плоских рисунков) и незамысловато анимировались. В отличие от «двигуна» UU:TSA, в Wolf 3D отсутствовало освещение и наклонные плоскости, но сам по себе движок получился мощнее, надежнее и быстрее. Плюс ко всему и требовал от железа совсем немного, только представьте: платформа 286 20 МГц, DOS 5.0, полмегабайта ОЗУ и три мегабайта свободного пространства на жестком диске. Плюс, разумеется, поддержка VGA. Игра вышла на одиннадцати платформах и схлопотала от ESRB рейтинг Mature 17+.

«Где же все данные?!»

Выпустив в том же 92-ом ничем особо не примечательный аддон для Wolfenstein 3D под названием Spear of Destiny, являющий собой предысторию оригинальных событий, коллектив id Software взялся за будущий культ - Doom. Новый движок снабдили освещением, сняли ограничения на высоты и встроили поддержку стереозвука. Кроме того, учли замечания игроков к Wolf 3D и поработали над движением, а точнее – иллюзией оного. Персонаж в Doom не просто «ехал» донельзя плавно, как в Wolfenstein, а решительно «шел», раскачиваясь. Соперники и предметы не приобрели настоящий объем, но картинка по сравнению с «Вульфом» значительно улучшилась. Плюс ко всему Джон Кармак настоял на реализации возможности пользовательского моддинга методом подключения дополнительных модулей WAD (есть мнение, что данный тип файла расшифровывается как «Where is all data?!», что значит «Где же все данные?!»). Таким образом «идовцы» буквально положили начало эпохе пользовательских модификаций, потому что структура WAD уже тогда позволяла внедрять все, что душе угодно: уровни, врагов, музыку…
Решением военного трибунала безымянный морпех был сослан на Марс за намеренное убийство старшего по званию. На марсианском исследовательском комплексе, принадлежащем компании Union Aerospace Corporation (UAC), проводится серия экспериментов по телепортации живых организмов на большое расстояние. Внезапно что-то срывается, открываются врата Преисподней и демоны штурмуют базу UAC, порабощая души людей и уничтожая непокорных. В разведывательных целях служба безопасности комплекса отправляет на спутник Марса Фобос небольшое спецподразделение, в котором оказывается и главный герой. Вскоре связь обрывается, черти захватывают последние нетронутые территории и главный герой, чудом оставшийся в живых, переходит в распоряжение игрока. Знакомый сюжет? Не каждому он известен, ибо в те годы повествование зачастую велось исключительно в рамках руководства пользователя, отдельного от игры. Так что да, недавний блокбастер по имени Doom 3 от бессмертной id - вовсе не продолжение, а чистокровный ремейк оригинала.

Big F*cking Game

Джентльменский набор из пистолета, дробовика, пулемета и ракетницы в дальнейшем использовался в большинстве FPS, став шаблоном. Кроме вышеперечисленного, бравый морпех орудовал кастетом и бензопилой, плазменным автоматом и легендарной BFG 9000, сносящей все на своем пути. Реальное имя сей воистину канонической пушки звучало не иначе как «Big F*cking Gun» (переводить не станем, пожалуй), но Дэйв Каллахэм и Уэсли Стрик, сочинившие сценарий для экранизации, обозвали ее «Bio Force Gun» (толмачи прокатчика не отстают – в русской версии фильма футуристическая гаубица зовется «Большим Финишным Глушилом»). Вооружившись всеми перечисленными прелестями, игроки впервые получили возможность не только пострелять в ИИ-соперников (хотя какой там ИИ!), но и посоревноваться друг с другом. Мультиплеер Doom был рассчитан на четырех игроков и мог похвастаться двумя режимами: Deathmatch и Coop. Первый из них вы, конечно, узнали, но тот Deathmatch был по сути далек от сегодняшних вариаций: оружие и аптечки не возобновлялись (да, абсурд, и тем не менее), специальных карт не было – бились на уровнях из сингла. Deathmatch 2.0, заложивший основу для современной версии, пришел только с патчем 1.5. Режим Coop в подробных комментариях, думаю, не нуждается: игрокам предоставлялась возможность дружно пройти сквозь тяготы однопользовательской линии. Музыку для игры написал Роберт Принс, до того снабдивший саундтреком Commander Keen и вышеупомянутый Wolfenstein 3D.
Десятого декабря 1993-го состоялся релиз Doom, издателем выступила GT Interactive

Продолжение следует

Увы, на самом интересном приходится поставить точку, потому что отведенный злым редактором объем подошел к концу. В следующем выпуске из цикла «История жанра» я расскажу немного о том, что было после релиза Doom, чем так отличился Heretic и почему Doom 2: Hell on Earth разрабатывалась уже без участия Тома Холла.
Всего наилучшего, друзья. Оставайтесь с нами, и не забудьте, что прикоснуться к классике вы можете прямо сейчас – здесь вас ждет полная версия Wolfenstein 3D: Spear of Destiny, а здесь - не менее «полный» Doom.

Комментарии: 32
Ваш комментарий

Фигня... Афтор а сам застал ли ты те времена?

0

5+. в "те времена" wolf писец какой вещью был. И никакой нафиг русской локализации в "те времена".

0

http://www.playground.ru/files/8819/ - Wolfenstein 3D Spear of destiny http://www.playground.ru/files/8820/ - Doom 1 я поиграл, мне понравились, думать не надо)

0

Молодец, земляк, хорошая статья. Ох, сколько я рубился в Doom лучше не вспоминать.

0

SH86, как и ты, я был в те годы совсем шкетом, но игры упомянутые прошёл своевременно. physh, в следующем выпуске будет пара строк о первой "локализации" Doom на территории России - вот это классная история.

0

Я как и многие играл в DooM and Wolf. Я это помню даже сейчас, спустя 11 лет. Классика не забывается!

0

Doom блин, это навсегда. Очень хорошо, что появился римейки первого на движке ретьего и, хотя, не весь, да и качество немного хромает, это даст тем, кто ругается на "малополигонафф" поиграть в мировой хит. Автору так держать и продолжить рассказывать!

0

Афтор, а почему нет ни слова про первый шутер id -- Hovertank?

0

ИкNлевап, думаю, всё дело в том, что Hovertank 3D, как и Spasim, являет собой нечто лишь отдалённо напоминающее шутер. История FPS начинается там, где начинается Wolfenstein - это ключевой момент истории. С рассказа о Hovertank лучше начать цикл статей о старой доброй MS DOS, потому что это первая 3-d игра под неё, но кому оно надо? Увы, некоторые вещи приходится опускать, иначе получится не цикл статей, а роман-летопись.

0

Да дум - это основа жанра фпс. Возьми любую игру современную этого жанра - например фир - все оружие взято как под копирку из дума и квэйка (не будем считать мелких неточностей) или халфлайф... Так что за такие игры как фир, грядущий крайзис нужно благодарить дедушку..., а не думать что разрабы что то новое придумали...

0

Респект за статью! Doom форэва!

0

абажаю такие статьи... люблю окунуться с головой в историю, Равен +1. почаще бы такие статьи...

0

у меня был 486 40 мгц у меня дум лагал помню )), херетик вообще незапускался, поэтому херетик я увидел уже позже, мне он не понравился видно време прошло, зато hexen запомнился, классная гама с удовольствем прочитаю след статью!

0

Ground_V7, а я F.E.A.R. люблю за очень хорошую рукопашку - оружие там не главное. >а не думать что разрабы что то новое придумали Придумывают иногда. Забегая вперёд, скажу, что интерактивность и сюжет (для FPS) "придумала" контора по имени Valve. Evg-91, обещать не буду, но пожелание учтём. Надо бы сперва этот цикл закончить. gad3k >был 486 40 мгц у меня дум лагал помню )) Хм, у меня на 386 вроде не лагал. >с удовольствем прочитаю след статью! В процессе создания. ;)

0

+1 за статью. Хочется во второй статье "услышать" - прочесть о quake 1, 2, 3, 4 и QW:ET ИМХО Quake стал по настоящему законодатель 3D движков. Вот меня уже как 10-ть лет интересует: HL 1-ый был построен на движке ку2 или он был содран с ку2?

0

Респект за статью. Хорошо что ещё помнят основу игровой индустрии и хотят донести её до нынешних геймеров... выдь некоторые(сам с такими знаком) считают что DOOM III - первая игра серии, а серия nfs началась с underground... ИМХО ниодна современная игра не может повлиять на игровую индустрию как старые эталоны жанров. ЗЫ сам в Wolf 3D и DOOM не застал, но играл на мобилке - офигенно захватывающие игрушки!

0

ZDK-musashi "Half-Life1 написан на базе Quake engine v1.2" (незнаю правда или нет) где то читал что первый вариант халфы выгледел ужасно, потом его переделали, вроде даже ролики есть meyger думаю тот кто начал игарть только сейчас, тоже получит большое впечатление от игры, и будет вспоминать эту игру как мы думы и варкравты

0

ZDK-musashi, про Q4 и QW подробных раскладов не будет - это не классика. Про остальные (хотя, Q3 особо нового тоже ничего не привнёс) будет подробно. Про движок Q2 и его связь с Half-Life расскажу обязательно. meyger, ну, само присутствие цифры 3 (будь она хоть арабская, хоть римская) должно бы даже самым нелогичным людям подсказывать, что проект явно не первый в серии. +)

0

По мне так контра(Contra, а не Counter Strike) самый лучший шутер, пусть и не ФПС, ну и ладно. К тому же эта первая игра в которую я играл на своей денди(не, не марио, а именно контра).

0

Это ппц какой-то но в ку2 и ку3 по сей день играют, чего стоит взглянуть на сервара на ПГ по этим играм - постоянно народ крутиться,(играет) так что результат на лицо: шедевры

0

Гы, я тоже в ку3 поигрываю до сих пор. А играть начал еще с Wolf 3D, на 386 IBM играл. ку2 проходил раз десять. >>Half-Life1 написан на базе Quake engine v1.2" (незнаю правда или нет) Там двиг с Quake 2, немного модифицированный. Counter Strike 1.6 до сих пор играют, а это тот же Half-Life. Ждем продолжения темы.

0

>Там двиг с Quake 2 Неправда, друже - не попал. 8) Во втором выпуске до Half-Life мы ещё не доберёмся, но будет интересно - обещаю. К слову, он уже на подходе.

0

Рэйвен, когда продолжение?

0

Дописываю. Сегодня отправлю редактору, но он - редиска - пришмотовался в модном бутике и завтрашним днём наверняка отправится погулять с... Иными словами, скоро. :)

0

Насчет кармака-похоже его время прошло. Миром сейчас правит(пока еще только начинает править) Анрил 3, умные враги, разрушаемое окружение, средства передвижения... Кармак с его Дум 3 и Квейком 4 похоже этого еще не понял. Гы. Сюжет для порнофильма. На половине форумов игроки плачутся- нет нормальных сюжетов, избитые штампы. Посмотрим как будет с новым проектом Рэйдж.

0

Никто миром не правит и не правил. У Valve две игры всего, а поклонников не меньше, чем у всей серии Quake. Не надо всё в абсолют возводить. Да и ID Tech 5 ещё даст прикурить всем, включая UT 3.0 - уж посоперничают они, мало не покажется. Только нам-то, потребителям, не жарко и не холодно оттого, кто круче - нам конечный продукт важен.

0

статья хорошая, но много лишних слов...

0

Неплохая статья. Правда после ее прочтения складывается впечатление, что Дум - первая 3D игра, а это далеко не так )) ЗЫ про Анрил я надеюсь будет?

0

>впечатление, что Дум - первая 3D игра Не знаю, откуда оно такое складывается. Первая 3D игра будет позже. >ЗЫ про Анрил я надеюсь будет? Он что-нибудь великое открыл, анрил этот? :) Ответ на этот вопрос послужит ответом и на заданный тобой.

0

Мдя, грал я в DOOM, DOOM 2- идаже все равго после СТАЛКЕРОВ и ФИАРов прикольно и интересно. А Дум 2 вообще считацте первый шутер с мультиплеером и кооперативом!

0