Gearbox Software обещала - Gearbox Software сделала. Пионер новорожденного жанра Role-Playing Shooter сердечно радует уже вторую неделю меня и троих партийцев с планеты Пандора. Поганое слово «поджанр» опустим и употреблять строго-настрого запрещаем – ни внутривенно, ни вслух. Нарушивших табу знатоков ждет волнительная путевка в Сибирь с двухлетней экскурсией по урановым рудникам. Обидевшихся и не признавших гения Borderlands – расстрел на месте, без судебной волокиты. Пусть знают.
Mad Diablo
Начинается все традиционно – с дороги, родной и очень разбитой. Под бодренькую и освежающую музыку добрый шофер бесплатно подбросит одинокого охотника за сокровищами до близлежащего городка да фанатично расскажет легенду о спрятанном на планете бункере. Бункер-то непростой, а таящий в себе что-то очень ценное и нужное в повседневном хозяйстве. Сотни людей полегли, пытаясь разыскать зарытый в недрах планеты Пандоры клад. Наживка проглочена, история начинается – на связь с альтер-эго незамедлительно выходит белесенькая девчушка, предлагая взаимовыгодное партнерство. Отказы не принимаются. Окей!
На этом о сюжете все. Отнюдь не потому, что боимся испортить удовольствие. Просто он тут вторичен, никчемен и вообще – не ради одной окаменелой легенды мы бороздим футуристические пустоши. Пинать за это сильно не будем, но хлесткой оплеухой головешку Borderlands все же для профилактики стоит одарить – ну нет здесь того сюжетного стержня, ради которого хотелось бы рвать тельняшку и бросаться на амбразуру во имя пустынной планеты. Зато есть бравая геройская четверка, очищающая усыпанную металлолом землю от разгуливающего по округе хулиганья.
Спасать мир не придется. Да и не стоит он того. Вставать на путь очищения планеты от кровожадных костлявых псов и бандитских бригад приходится исключительно по одной причине – лут. Так точно! Именно из-за того, на что молятся все MMO-наркоманы, воздыхатели «Дьяблы» и всего жанра ролевок.
Рэнди Питчфорд ведь не лукавил, когда захлебываясь рассказывал о трех миллионах единицах огнестрельного, которое могет генерировать Borderlands. Клянемся корпоративной дачей – это истинная правда, генератор «случайностей» работает на полную катушку. Из каждого поверженного гада обязательно вываливается что-нибудь ценное – деньги, патроны, а иногда и оружие. Из семенящих по округе братков мелкого ранга обычно выпадает дешевый хлам, который и в руках держать как-то неудобно – товарищи засмеют. А вот у гадин покрупнее, уровнем и силой покрепче находятся уникальные пушки – скажем, револьвер, стреляющий дробью, или автомат, отлично воспринимающий в качестве боеприпасов ракеты.
Каждая пушка одарена корзинкой параметров – скорость перезарядки, точность и кучность стрельбы, урон и бонусные фишки вроде дополнительных повреждений или критических выстрелов через раз. Разнообразие переливается через край – всегда хочется вновь пойти во вражьи гнезда, устроить там «День Мертвых» и с удовольствием перебрать оказавшееся на земле барахло, ежесекундно рыща в поисках новой убер-пушки.
Прощаешься со старым добрым табельным без сожалений. А как же – когда так хорошо сидевший в руке пистолет после детального сравнения внезапно предстает в ваших глазах ржавым куском металла, которым только ворон пугать, тут уж и весь нажитый арсенал выкинешь на землю. Мощная пушка – считайте, основа победы над полуголыми варварами, опережающими героя в развитии на пару-тройку уровней.
Ролевая система в Borderlands пришита не ради красного словца в зазывном пресс-релизе. Уровни, прокачка, скиллы, инвентарь, четыре класса персонажей со своими интимными особенностями – железобетонный фундамент, на котором зиждется жизнь успешного охотника за наживой и бесконечные часы скитания по пустошам, полумертвым городам, а также отстрел постоянно возрождающихся представителей флоры и фауны.
За любое убиенное тело выдается строго ограниченное количество опыта – в первые минуты игры 40 единичек экспириенса за второуровнего пустынного пса будут казаться маной небесной. Спустя десять минут эйфория пройдет, геройская морда достигнет пятого уровня и нам будут выдавать жалкие три очка опыта за ту же добычу. Возжелавшие пойти войной на крупного зверя будут в мгновение ока ознакомлены с меню загрузки – пропасть в три уровня между вами и монстрами практически непреодолима. Любое такое посягательство на сильных мира сего заканчивается либо смертью, либо… победой и премиальным ружьем, ибо вражьему стаду выдано строго лимитированное количество мозгов. Хватает его только на самые простые действия – спрятаться за ближайшим камнем, отскочить в сторону и наваливаться толпой на группку героев.
Неприятный осадок – враги очень плохо ориентируются в пространстве и иногда даже не могут найти лесенку, ведущую на пригорок, с которого вальяжно и неспешно их расстреливает герой. Помнится, в пылу «юношеской» молодости мой десятиуровневый Mordecai ввязался в схватку с тремя бандюгами 13-го уровня. Первая мысль – пора перезагружаться. Но увидев то, как они бессильно пытаются залезть на недосягаемую для них высоту (хотя в пяти метрах расположилась цивильная лестница), сама собой возникла вторая мысль – снайперскую винтовку в руки, ястреба на них и критические выстрелы в голову. Немудрено - всех положил.
Если же не придираться к мозжечковой недостаточности, то стрелковая часть Borderlands смотрится на очень приличном уровне. Для затравки – она сделана лучше, чем в той же Fallout 3. От скиллов зависит далеко не все – ваша меткость и реакция играют очень важную роль. Выстрелы всегда достигают цели, а не бьют по воробьям, ведомые случайными цифрами в наборе скиллов. Попадания в голову зачастую записываются в ранг «критических» и наглядно отнимающих от неприятельских тушек огромное количество HP.
Ролевое дно Borderlands очень хорошо дополняет занятный тир – классовое расслоение на солдата, мага, танка и снайпера оформлено ветвистым древом скиллов. У каждой ячейки персонажей есть собственный уникальный перк – у снайпера под рукой имеется верный сокол, который может заклевать врагов (пусть он и немного подслеповат и иногда не видит цель, но часто выручает), а «танк» может своими кулачищами проложить дорогу из трупов. Скиллы же позволяет увеличить урон от стрельбы из снайперской винтовки, поднять на пару пунктов вероятность критического попадания или скорость перезарядки. Для всего этого раздолья нужно черпать опыт и зарабатывать уровни.
Геноцид – не единственный способ получения EXP. Каноническое выполнение квестов работает не хуже. На первых порах мир игры будет казаться не таким уж большим. Выполнение выданных поручений – страшенной рутиной, а переход между локациями даже вызовет удивление. Мол, площади тут и без того маленькие, чего ради тогда резать на части бедную постапокалиптическую Пандору? И для чего этот багги, увешанный автоматами и пулеметами, если на своих двоих можно без проблем перебраться на другую сторону уровня? На самом деле первые два-три часа игры – обманка. Истинный облик Пандоры открывается после прибытия в центральной городок New Haven. Только тогда и можно оценить реальный размер Пандоры. И он внушает уважения.
Другое дело, что уважение не внушает крошечное количество персонажей второго плана. Бравурное начало оборачивается каким-то очень бюджетным Голливудом – раздатчиков квестов можно пересчитать по пальцам, интересные задания тоже большая редкость. Если бы не лут, отлично оформленная и «живая» FPS-часть с аптечками и энергетическими щитами аки Halo, то гореть Borderlands в аду. А так – даже получаешь какое-то извращенное удовольствие от десятого рейда по бандитским лагерям.
Залатать впечатление от воистину пустынного мира с дефицитом жителей помогает разве что Unreal Engine 3. Удивительно, но Gearbox Software смогла придать той мыльной и кукольной картинке, которую мы видим даже слишком часто, индивидуальность. А ведь всего-то! Рэнди и его команда добавили «комиксность» с жирной черной обводкой фигур, кучей деталей, жилок и штрихов на телах героев, а получилась – оригинальная визуальная стилистика. Аплодисменты, крики «Браво!», маэстро на поклон.
***
Если бы Diablo когда-нибудь решила побрататься с жанром FPS, то она бы в одночасье обернулась Borderlands. Не провороньте «первопроходца» в жанре Role-Playing Shooter.
P.S. Обязательно попробуйте «кооператив» на четыре персоны – тут Borderlands даст прикурить любой современной FPS-бойне.
Рейтинги:
Геймплей: 8.5
Графика: 8.5
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5
Общий рейтинг: 8.4







Сколько раз надо повторять, что Diablo и ей подобные - не РПГ, а экшены с элементами. Ролевые системы такого "дьябло"-подобного плана постоянно вызывали отвращение и недоумение: почему это человек, находясь на образном "первом уровне" с трудом не может завалить 5-уровневую "собачку", но вдруг спустя 3-4 реальных часа (или 1 игровой суточный цикл) ВНЕЗАПНО выносит стаю из 7 особей представленного выше класса. Да и "жизней" вдруг стало на непонятных "75 единиц" больше. А уровневая система пользования оружия - полная ахинея. С чего это вдруг я могу взять пистолет 13 уровня только после того как убью сотню 2-уровневых собак или 20-40 мародёров - непонятно. Как же тогда 18-летним людям в рядах РА выдают табельные автоматы независимо от того, скольких кошек они утопили, какое количество ворон перестреляли из рогатки и скольо муравейников сожгли - не понятно. Я, конечно, понимаю, что всё вышеописанное - жанровые "особенности", но видимо эти особенности меня и раздражают. В общем пока по квестам и "огнестрелу" Сталкер ЗП (с модами) понравился намного больше. Но что порадовало в сабже - так это стилистика графики и пародия на (как мне показалось) Фоллаут: та же пустошь (планета другая), тот же Ваулт-бой (робот-помошник-комментатор-драматург) ну и естественно рейдеры с "мутантами" под острым сатирическим соусом с преправой из "трёхяйцевых" главарей. Получилось смешно, ну или как минимум забавно. Короче: для фанатов экшенов с элементами развития персонажа (повторюсь - это не РПГ) и "мясных" шутеров.
Какие-то низкие оценки вы ей выставляете... Как по мне, игра достойна оценки 9,5. И надоедает в ней только начало. Кривенький туториал, долгое отсутствие щитов и регенерации здоровья (пройдите игру и начните заново за другого перса, почувствуйте тот еще диссонанс). Но уже потом вклиниваешься и проходишь миссию за миссией, мгновенно зачищая все, что найдешь. Шикарная система оружия (имхо), разнообразные враги, отличная механика шутера и, черт возьми, простая, удобная и интересная одновременно прокачка! И все это лично я почувствовал в сингле! Как начал играть с друзьями через инет, начался полный апокалипсис! В самом хорошем смысле этого слова! Интересно, весело, с умом. И даже отвратительная физика техники в игре обращается в источник смеха при игре в кооперативе! Что касается внешнего вида - ей богу, сделай GearBox обычный стиль, игра бы пролетела 100%. Перед нами ни много ни мало САМАЯ стильная игра, какие только выходили в промежуток 2000-2012 годы! Обалденный звук, как озвучка, так и музыка. Играть приятно, играть удобно! Что касается сюжета... Где вы вообще в Action-RPG видели адекватный сюжет? Dungeon Siege? Hellgate? Titan Quest? Нигде! Сюжет был, но назвать его интересным и выдающимся! Моя оценка - 9.5 баллов... P.S.: Конечно же, имхо!
Средняя игра. Лично мне больше всего напоминает Hellgate: London, только с лучшей ролевой системой и ориентацией на стрельбу. Со Сталкером тоже есть сходство, но атмосфера и гемплей не те. Сюжета почти нет, как и особых игровых новшеств. Жанр какой-то непонятный - шутеро-RPG, но если нужен шутер, то лучше поиграть в новый Call of Duty, а нужна RPG - Dragon Age к вашим услугам. Так что играть советую только прошедшим обе эти игры и не знающих чем еще себя занять.
Хороший обзор на хорошую игру.
Уважаемая Александра Кост!! Слова КрасивЕй не существует! Выучи русский язык, а потом принимайся обзоры озвучивать. +1 за статью. Игре... Ну, 7 поставлю.
а не маловато ли поставили??? чтото я удивляюсь...графика в игре шикарная, имеет свой стиль, за это должно быть уважение в виде 9.0. Гемплей жесткое нон-стоп РПГ, кооператив лучший....как по мне то общая оценка Бордеру 9.3 как минимум....сильно загнули ПГ как всегда, даже канобу поставили 8.8
Хм, не знаю... Лично у меня игра случилась лишь для того, чтобы скоротать время до TFU и DA:O, потом еще вклинился MW2, да так и осталась с отыгранными 5-6 часами. Теперь лежит мертвым грузом. Может и вернусь к ней позже, но пока не очень хочется. Все убивает однообразие (конечно, может до "супер-оригинальных" квестов я просто не доиграл) заданий: убей/зачисть территорию/принеси предмет(зачистив территорию)... И, если честно, то без второстепенных персонажей можно было и обойтись. От них никакого толка, кроме подойти и получить задание. В одной фентезийной книжке, когда-то, вычитал фразу (там парень из нашего мира попал в магический): ~"хоть у меня уже и так в руках легендарный меч, разрубающий воина в доспехах, все равно, после РПГ-игр, всегда ждешь, что найдешь еще лучше. Вот и вглядываюсь, по привычке, в оружие врагов...". Это я к тому, что здесь то же самое! Отстрел десятков мутантов/бандитов как-то не располагает к последующему (и постоянному) "детальному изучению" ТТХ оружия. А это делать приходится, дабы не пропустить "новую убер-пушку". При условии, что в DA:O мне это нисколько не мешало. Так что, не понял ТАКИХ цветастых дифирамбов от Мамби. Возможно, это под впечатлением после игры в Дримкиллер? Я-то в начале и «не понял» начерта здесь 4 персонажа, а оказалось, чтоб хоть чем-то обосновать возможную реиграбельность. Потому как 2 раза осилить данную игру одним ГГ мне, так точно, не судьба. P.S.: Блин, развелось жанров RPG/CRPG/MMORPG/RPS... Было ж время, когда были просто PRG и Action-RPG - там, где только выбираешь тип удара/заклинания/выстрела, а перс бьет автоматически (руководствуясь "циферками в наборе скиллов") и там, где сам проводишь атаку/защиту. И все, никаких вопросов, споров. Да и Рandor правильно сказал, прокачка ГГ и наличие квестов не делает игру Role-Playing. Нужны диалоги, моральные выборы, варианта развития квестов/сюжета, чтобы можно было почувствовать ГГ, сыграть его роль! Бордеосланд же прямая как рельсы ВО ВСЕМ! Так что, упоминать о ней без приставки "с элементами...", по-моему, не корректно. Сталкера же никто не называл RPS, хотя там есть и квесты и прокачка брони/оружия. ;)
игра оригинальная, но скучная
игра норм но я думаю 8 немного завышено 7.5 самое то квесты совершенно неинтересные
Люди, зачем вообще спорить какого игра жанра, и новый он или нет? Главное, что она плохо реализована в любом из них и ни поклонник RPG, ни шутера ни aсtion не найдет в ней ничего привлекательного. Хотя с другой стороны, видно, что в игру вложено немало труда, особенно в размеры игрового мира, только труд этот потрачен в ложном направлении и играть в это совсем не интересно.