Важен ли для стратегии сюжет? Сложный вопрос. Одни игры замечательно без него обходятся. К примеру, «Казаки», сценарий которой умещается на странице формата A4. Хуже ли от этого она стала? Нет, наоборот, только выиграла. Здесь не было ничего лишнего, исключительно бои «стенка на стенку» да разнообразные задания. Или вот, скажем, недавняя Napoleon: Total War – образчик строгого следования букве истории. Но ведь тоже, фактически, обошлась без всякого внятного сценария. То есть какие-то диалоги, брифинги присутствуют (а куда ж без них?), но не более. Никаких персонажей, эмоций, переживаний за судьбу Родины. Исключительно глобальные бои и битвы за территории. И ведь никто не жалуется.
Но есть и другой тип стратегий, «сюжетный». Первое, что приходит на ум – Warcraft 3. Вот уж где сценаристам дали развернуться… Герои, каждый со своей историей и характером, ведут борьбу то друг с другом, то с общим врагом. Ссорятся, спорят, завидуют, ненавидят, презирают, любят, жертвуют. В игре присутствует вся гамма эмоций, многие из которых и вовсе не свойственны жанру. Ни в каком виде. Помните ведь, как Мэв Песнь Теней гонялась за Иллиданом? Любя, но, следуя чувству долга, она мечтала поймать его и навеки заточить в подземелье. Типичны ли такие сюжетные ходы для стратегий? Конечно, нет! Но некоторые разработчики пытаются придать своим детищам чуть больше эмоциональности, чем от них требуется. И, увы, порой получается комично.
Вот есть замечательная Supreme Commander 2. И все в ней хорошо, кроме сюжета. Знаете, история, рассказанная авторами, напомнила мне о «Санта-Барбаре». Вот приезжаешь ты летом к бабушке, а там 250-я серия. И «сиди тихо, не мешай смотреть». А смотреть почему-то надо и утром, и вечером. Видимо, для закрепления пройденного материала. Точно так же и здесь: следить за сюжетными перипетиями Supreme Commander 2 настолько скучно, что к середине кампании начинаешь молиться, чтобы разработчики добавили функцию «Пропустить это бессмысленное бла-бла-бла». Давайте я попытаюсь объяснить, почему я начинаю обзор стратегии с разбора сюжета, и почему этот провал сценаристов никак не повлиял на финальную оценку.
«Алехандро, кажется, у нас будет бейби…» (глава для тех, кому в стратегиях сюжет важен)
А все просто: разработчики в многочисленных интервью обещали, что сюжет станет важной частью Supreme Commander 2. Мол, история выходит трагической, берущей за душу, выбивающей слезу – в общем, такой, что и голливудским продюсерам показать не стыдно. Но не получилось. Увы, все здесь предсказуемо и, порой, граничит с пошлостью.
Во вступительном ролике жена одного из лидеров альянса ОФЗ (Объединенная Федерация Земли) Доминика Мэддокса просит его «не рисковать зазря своей жизнью». Сами понимаете, «ребенок растет без отца, жена спит в постели одна, скука смертная». На это наш Альтер-эго что-то бубнит про долг и честь, силу и мужество. В общем, складывается впечатление, что любовницу себе завел, а не на войну отправляется…
А уже через несколько миссий нам сообщают Страшную Тайну. Какую – не скажу, но разработчики говорили о ней, как о переломной точке во всей истории. И вот когда вы дойдете до этой самой точки, крепче держитесь за стол! Иначе свалитесь на пол. От смеха, умиления, удивления, раздражения. «И это кульминация?» – гарантирую, что именно этот вопрос всплывет у вас в голове. Так что запомните его.
Но, допустим, кампания за ОФЗ, разбитая на шесть миссий, беззубая и наивная. Простительно, так как там весь конфликт свелся к тому, что муж слишком много времени проводит на работе. Но что дальше? А дальше – еще шесть миссий за Просвященных и столько же за кибранов. Если вы не видели оригинальную Supreme Commander, то подробнее об этих трех фракциях я расскажу чуть ниже. А пока – вернемся к сюжету.
Так вот, дальше – хуже. Если в первой кампании сценаристы еще пытались как-то удивлять публику, то под конец совсем разленились. Диалоги искусственные, персонажи картонные, эмоции поддельные. Здесь нет ничего настоящего, такого, что может заставить сопереживать героям или, наоборот, вызывать ненависть. Ну, нет и все тут. И вот что я хочу сказать: если вы решили взять Supreme Commander 2 ради сюжета или для вас этот пункт важен при выборе игры, то проходите мимо.
Сценаристы поработали на слабенькую троечку. И это по десятибалльной шкале. Если же от стратегии вы ждете стратегии, то это уже другой разговор. С другими оценками и другими впечатлениями. Те, кому сюжет по барабану – двигайтесь дальше по тексту. Остальным лучше не тратить свое время на прочтение данной рецензии.
«Алехандро, кажется, я только что запустила ядерную ракету!» (глава для тех, кому в стратегиях сюжет не важен)
Оставив сюжетные перипетии за бортом этой рецензии, продолжим собственно о стратегической составляющей. И вновь силы ОФЗ, Просвещенных и кибранов сталкиваются на поле боя. Если кратко, то ОФЗ – это такие бравые молодцы, по характеру и манере себя вести напоминающие вдвшников в летнем парке. Просвещенные, несмотря на то, что постоянно «толкают» заупокойные речи, вовсе не прочь ответить силой на силу. Они искусные бойцы, хотя и предпочитают держаться до последнего в обороне. Ну и кибраны, которым на все плевать кроме неутолимой жажды крови. Каждое живое существо они воспринимают как нечто, требующее скорейшего уничтожения. Довольно пестрая семейка подобралась…
И вот им все неймется, а дай выяснить, кто круче на межгалактических просторах. Как я уже говорил выше, на каждую сторону конфликта придется по 6 миссий. Если отбросить сюжетную шелуху, то нам открываются большие и насыщенные деталями карты, множество возможностей для развития своей армии и, что самое главное, неглупые цели и задания, выполнить которые на высоком уровне сложности не так уж и просто.
Начинается все, как и в большинстве стратегий, со строительства. Перед началом практически каждой миссии под ваше командование поступают командир и несколько роботов-строителей. Сразу же возводим генераторы электроэнергии и материи – это два ресурса, необходимых для производства солдат. Не мешкая ни секунды, строим фабрики по созданию наземных, воздушных или морских подразделений. Тут уж все зависит от того, есть ли выход к воде либо его нет. Но наземные и воздушные воины – тот самый костяк, который позволит вам в дальнейшем разгромить врага.
Таково базовое начало каждой миссии. А дальше – куча вариантов. Начнем с того, что по истечении определенного времени на вашем счету будут появляться очки исследований. Потратить их можно по пяти направлениям: Земля, Воздух, Флот, Здания, БКЦ. С первыми тремя все понятно: здесь очки можно использовать для увеличения количества здоровья ваших подопечных, ускорения регенерации очков здоровья и тому подобное. Помимо этого, со временем у вас появится возможность изучать новые типы юнитов, усиливая тем самым свою армию.
Если накопить достаточное количество очков исследований, то можно открыть доступ и к экспериментальным подразделениям. Для их создания придется строить отдельные здания, они дороги в производстве, однако затраты окупятся сполна. К примеру, армия Просвещенных, усиленная летающими тарелками, сметет со своего пути практически любого соперника. Но до того времени, когда вы сможете изучить юнитов высшего эшелона, еще придется дожить…
В этом вам помогут исследования зданий и БКЦ. Вы сможете не только увеличить производительность ваших заводов и станций, но и укрепить их, а также значительно уменьшить стоимость возведения. Да и не стоит забывать о таком милом и приятном виде вооружения, как ядерные ракеты. Доступ к ним открывается на последних уровнях ветки развития зданий, но уж если вам удастся дожить до этих времен, то сопернику придется ой как несладко. Об этом и поговорим далее.
«Роза, кажется, ты только что взорвала Землю!» (глава для тех, кому лень читать про строительство, а хочется сразу говорить о «войнушке»)
Но все это строительство, миссии, задании – ничто по сравнению с боями. Конечно, я сейчас говорю о мультиплеерном режиме. Карт много, хватит всем. Тут вам и дуэли, и схватки два на два, четыре на четыре. Есть и оригинальные карты, где, к примеру, три игрока противостоят одному. На момент написания рецензии в Supreme Commander 2 уже был неплохо проработанный баланс, не позволяющий разным фракциям пользоваться теми или иными особенностями отдельных карт. Так что, на старте все находятся приблизительно в равных условиях.
Когда с первоначальным этапом строительства вы разберетесь, настанет время вести активные боевые действия. Хотя, скажу так: драться за место под солнцем придется уже минуты со второй матча. Вот вы построили для начала фабрику по производству наземных юнитов, а тут уже прилетают два бомбардировщика противника – приходится наверстывать. С другой стороны, вы ведь уже выигрываете по количеству наземных подразделений, так что вам проще идти в глубь карты, чтобы установить новые шахты для добычи материи.
А дальше начинается самое интересное. Вот у вас есть группа танков, которую с воздуха прикрывают истребители. Казалось бы, все отлично. И вот первая стычка с противником за спорную шахту, а у него – истребители и бомбардировщики. Поверьте, придется быстро отступать к базе, параллельно клепая установки ПВО и штурмовиков, которые смогут разобраться с летающими подразделениями. И вот пока вы всем этим занимаетесь, он уже настроил ходящие энергетические щиты, которые защищают армию от ударов ракет. Патовая ситуация.
Чтобы ее избежать, придется постоянно вести разведку. Ставить радары, оповещающие о приближении армии неприятеля, возводить вокруг зданий системы ПВО и энергетические щиты. А то ведь как может получиться: вы рветесь в бой, а противник отправляет на базу группу штурмовиков, которая за считанные минуты сотрет ее с лица земли. Но при должной защите потеряет часть своих воздушных сил. Впрочем, восстановить их численность – дело 1-2 минут.
Если ни одна из сторон не одержала верх в течение 8-12 минут, то схватка переходит на новый этап. Здесь уже не до шуток, так как в игру вступают экспериментальные виды оружия. Собственно, кто раньше до них доберется, тот, скорее всего, и победит. Конечно, если мощные самолеты и ходячие роботы будут прикрыты несколькими подразделениями более скромной техники.
И вот под вашим управлением 100-150 юнитов. Как за ними уследить? Все просто: мановением мышки камера взмывает вверх и показывается тактическая карта, на которой ваше войско отображается кружочками с цифрами, обозначающими общее количество единиц техники. Конечно, во время боя этот режим скорее навредит, чем поможет. Вы ведь не будете знать, какие типы оружия у соперника и когда следует отступить. Но для базового управления армией – идеальное средство.
В итоге заниматься вам придется всем: строительством, макро- и микроконтролем армии, разведкой и исследованиями. На первый взгляд может показаться, что это способно сильно «затормозить» собственно схватки, но Supreme Commander 2 – приятное исключение из правила. А то, что к системе управления приходится привыкать (сказывается тот факт, что игра также выходит на Xbox 360) – так это «трудности перевода». Конечно, неприятные, но терпимые. Хотя бы потому, что разработчики могли запросто сделать очередной эксклюзив для консоли от Microsoft, но не пошли на это.
«Та-та-та-та, та-та, та-та-та-та» (для тех, кто ограничивается прочтением выводов и просмотром оценок)
Supreme Commander 2 продолжает традиции, заложенные в оригинале. Больше юнитов, больше технологий, больше интересных и сбалансированных карт. Да, сюжет не задался. Но что ж поделать, переживем. Возможно, кому-то не придется по душе визуальное исполнение. Ну да, юниты выглядят несколько игрушечно, но это уже дань традиции. Осознанный выбор разработчиков, которые решили ваять не очередную «реалистичную стратегию для детей всех возрастов», а сделали упор на игровом процессе. На том, что важно и за что мы, собственно говоря, платим деньги. А все остальное – вкусовщина, альтернативное мнение, «фи» и «фу». Но стратегия, вот та самая стратегия, про которую многие современные студии почему-то забывают, здесь на высоте.
Рейтинги:
Геймплей: 8.0
Графика: 7.0
Звук и музыка: 8.5
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 8.5
Общий рейтинг: 7.8









Странный какой-то обзор. Вот автор в начале говорит что сюжет в стратегиях в общем-то неважен, а потом тратит на его критику чуть-ли не половину стати. При этом про реальные недостатки игры практически ни слова. Я вот совсем немного поиграл, но уже вижу некоторые несуразности в интерфейсе и управлении, в первой части они были удобней, ИМХО. И все таки СупКом не подкачал - резаться в мультиплеере стало еще интересней - много новых юнитов, игра вообще не тормозит и пофигу на примитивный сюжет. С оценкой в целом согласен.
Это дерьмо, товарищи. *Ушел играть в Forged Alliance*
Не гнать!, отличная Игра !
Почитал коменты и был в шоке... что вы нашли в этих помоях? Supreme Commander 2 это выкидыш который нужно как можно быстрей кремировать и забыть. Сюжет говно, масштабности нет, стратегическую составляющею испоганили вместе с юнитами. Фракции испоганили. Как это можно называть логическим продолжением? По вашему дегенерация это логическое продолжение эволюции? В первом суприме один бой может растянутся на 2-3 часа, а в эти помои вы способны играть 2-3ч? о_О В первом суприме в онлаин баталиях одна стратегическая ошибка могла привести к краху целой команды, а во второй нужно просто бесконечно спаунить юниты и посылать в атаку -_-. Теперь о рецензии... писавший её явно не фанат Supreme Commander (и даже не любитель хороших масштабных стратегий). Одна эта цитата говорит о том как он "хорошо" знаком с Supreme Commander "Если кратко, то ОФЗ – это такие бравые молодцы, по характеру и манере себя вести напоминающие вдвшников в летнем парке. Просвещенные, несмотря на то, что постоянно «толкают» заупокойные речи, вовсе не прочь ответить силой на силу. Они искусные бойцы, хотя и предпочитают держаться до последнего в обороне. Ну и кибраны, которым на все плевать кроме неутолимой жажды крови. Каждое живое существо они воспринимают как нечто, требующее скорейшего уничтожения." ОФЗ ВДВшники? Эоны пацифисты? Кибраны кровожадные монстры? Ну ну... вам батенька нужно перепройти Supreme Commander 1 вместе с Forged Alliance. ps Знаю статья старая как и коменты в ней, но только сейчас она привлекла мое внимание.
Первый! Обзор зачот!
обзор норм
С оценкой автора согласен, мне больше 1 часть понравилась.
5 балов потолок!
Обзор не плохой, от игры в общем только положителное впечатление.
норм обзор, поиграю обязательно