на главную
об игре

Alpha Protocol. Квант сожаления

Говорят, некоторых пора отпевать. После неоднозначной Star Wars: Knights of the Old Republic 2, после смешанных отзывов о Neverwinter Nights 2. Обе игры лежат на совести Obsidian Entertainment. Вечно недоделанные, но интересные, они каждый раз поднимали бурю негодования, восторгов одних и жалоб, извинений – других.

Традициям разработчики явно изменять не стали – ведь так мало нынче игроделов со своим уникальным почерком. Вуаля - с Alpha Protocol вышло просто блистательно: массовые увольнения, жалобы на высокомерное начальство да публичные оправдания. Сразу в головах игроков возник образ уродливого чудовища, изрыгающего баги, потерянного в глюках и смертельно унылого по натуре.

Такое негативное паблисити опять оказалось чересчур щедрым.

«Я не почувствую ни ужаса, ни злости, ни гадливости – только любопытство»
(с) Джон Малкович, Esquire от октября 2005-го.

Головокружительный шпионский боевик с самого начала поражает. Дизайн в стиле «Назад в прошлое» и слегка непривычное управление выводят на орбиту Плохого Самочувствия, а дальнейший экшен и взлом компьютеров запускают спутник Смерть-Всему-Живому, заставляя матерых рецензентов долго думать, а прочих – набираться терпения и смотреть в оба. Вопреки законам Мерфи, наивное упрямство стремительно перерастает в любопытство, а оно в свою очередь – в приятное желание узнать, чем весь агентурный балаган закончится.

Собственно, в этом и главный козырь игры – в сюжете. Киношная, клюквенная реальность Modern Warfare встретилась с непредсказуемостью и ролевым отыгрышем Mass Effect. Причем, важнее именно второе: зачастую довольно эфемерная нелинейность здесь, в похождениях агента Майка Тортона, - очень даже осязаемая штука. Не настолько, как в Heavy Rain, до этого пока всем далеко, но весьма интригующе поданная. А, как известно, даже простую, даже банальную историю можно освежить интересной подачей.

Майк, чей нрав и боевые предпочтения выбираете вы, попадает на работу в сверхсекретную правительственную организацию «Альфа Протокол». Тут же его отсылают на фронт – в Саудовскую Аравию. Шпионить за террористами и вникать в тонкости торговли оружием. Для пущей, эм, правдоподобности приписывается взорванный самолет с гражданскими, за который как бы надо и отомстить (хотя скоро всем будет уже наплевать – есть заговоры покрупнее).

По ходу сюжета Тортон успевает оказаться едва ли не во всех «жанровых» ситуациях. Его предают и/или предает он сам. Работает на криминал и/или героически отстаивает интересы налогоплательщиков. Сталкивается с пачкой потенциальных любовниц, начиная стальной фрау и заканчивая офисным планктоном. Успевает затащить некоторых в постель, затем потерять (убили, ироды!) или не совсем («Ах, мне так страшно… приятно было познакомиться!»). И, возможно, с какой-нибудь красоткой уплыть в закат.

Подобно Бонду, Борну и прочим он мотается по свету, ввязываясь в локальные конфликты, нарушая чьи-то многолетние операции, пытаясь предотвратить покушения и повсюду раскапывая Правду. После Аравии – в Тайбэй (столица Тайвани), в Рим (столица Италии), в Москву (столица России), а после – вовсе в родные Штаты.

Повсюду за ним следуют колоритные личности, внезапно заявляющиеся на поле брани, или подключающиеся к видеообщению, или подсаживающиеся в самолете, или еще как. ЦРУ-шники, Триада, сексапильные киллерши, одержимые агенты, русская мафия, головорезы Корпорации, Боевая ассоциация ветеранов, Бюро национальной безопасности Тайвани, китайская тайная полиция… кого, в общем, только нет. Даже нефтяной шейх с потрясающим именем Шахид и местная копия G-мена.

На разговоры уходит примерно треть игры. Выбор реплик влияет на вашу репутацию у собеседника, а репутация - на развитие событий. Ну, и на некоторые бонусы. И в этом нюансе Alpha Protocol буквально обходит весь такой любимый Mass Effect. Нельзя просто взять и вести себя, как подонок. Рано и поздно придется подстраиваться под собеседника, иначе все будут на вас рассержены и какой-то особой информации вы не получите. Нужно будет лгать, лицемерить и натужно шутить. Или наоборот – огрызаться и гневаться – некоторым героям такое общение по душе.

Да, из-за нелинейности выходят мелкие казусы. Например, в самом начале вы не убиваете Шахида, а ближе к финалу вам мельком говорят, что таки его убили. Опять же из-за нелинейности порой история кажется скомканной, неполной и вообще как будто уходит совсем в другую степь.

Но в сравнении с остальным в игре - это ничтожные мелочи.

Перебор
Ультиматум пустяков


Помимо сценария есть много чего. Даже чересчур. Разнообразные идеи, целые жанры столкнулись вместе в неудержимом торнадо, с которым непросто совладать. У Obsidian имелись все силы, чтобы удержать амбициозный гибрид под контролем… но не вышло. Множество фишек так и остались фишками, брошенными на произвол судьбы и ныне живущими какой-то отдельной жизнью.

Как, например, конспиративные квартиры. В каждой новой стране у Тортона – новая тайная берлога. Своими размерами, правда, она часто какая-то не совсем тайная, так как выглядит номером-люкс в дорогом отеле. Даже в России - пускай окна выходят на спальный район, словно вышедший из «Превосходства Борна». В каждой – большой плазменный телевизор с бесконечными новостями, фотография коллеги-агента с одной и той же подписью. Хотя все квартиры уникальны – по тонам, по планировке, по каким-нибудь плюшкам вроде домашней дискотеки или джакузи на балконе (которое принять нельзя). Или вообще бэтмен-стайл с потайными ходами и туннелем для бэт-мопеда.

Но вот пользы от этого – немного. Представьте, если бы из GTA 4 вырезали открытый мир, оставив лишь домашние двадцать квадратных метров и миссии – то же самое. Интересного в четырех стенах мало. Видеотрансляции с друзьями-товарищами, отдых между миссиями, проверка почты. Последнее, между прочим, занимательно. И не столько тем, что на секретный электронный ящик спамят все – от шейхов и до шпионских организаций. А тем, что Майкл на письма иногда может отвечать, причем, существует несколько вариантов ответа. Еще вам могут прислать информацию, а вы, в свою очередь, выбираете, кому ее послать – сдать журналистке или шантажировать.

В квартире можно заглянуть еще в редактор внешности. Польза от него – нулевая. Разве что немного фана. Напялить шапку-ушанку или «пацанскую» кепку – да отправиться убивать московских гопников. Или отрастить длинную моджахедскую бороду – да напасть на агрессивных исламистов. Еще варианты – одеть очки, изменить прическу, цвет кожи и глаз. Последнее – особенно важно, ага.

Насчет смены одежды – ее, как ни странно, нет. Хоть что-то в игре не сделано, потому что не надо было. А все из-за брони, которая закрывает собой стандартную повседневную одежду. Приобрести ее можно в каком-то фантастическом онлайновом магазине, где не только оружие с черного рынка, бронежилеты, оптика, магазины, наплечники и другое, но даже покупка слухов и прочей информации. C ценами, правда, беспорядок: разница в стоимости двух автоматов, не сильно отличающихся по характеристикам, может быть десятикратной. Зато аптечки стоят копейки. Учитывая, что из одного погибшего противника чаще выпадает сумма в несколько раз больше. Баланс! Записывайте.

Приобретенное оружие и броню можно модернизировать, собирать, разбирать, делать несколько разных комплектов. Хотя мало кто этим серьезно увлечется – игра не требует. Нет особой разницы – брать автомат с мощностью в 20 единиц или в 22, при этом, тратя тысячи долларов. Значительно эффективнее прокачать эту способность – умение стрелять из понятно чего.

А лучше – боевые искусства. К середине игры вы уже и Брюс Ли, и Джеки Чан. Руками, ногами вырубаете тайваньских полицейских, не зарабатывая репутацию массового убийцы невиновных, не тратя жизненных сил и патронов. Да и значительно приятнее все-таки до смерти избивать боссов, чем перестреливаться с ними из-за укрытия. Если, конечно, до них можно добраться или у них в руке нет ножа. Тогда да, работает уравнение Кольта.

При достижении определенного уровня в каком-либо умении, Майк обучается и новым специальным способностям. Довольно банальным, честно говоря. Часть их используется за игру несколько раз, а часть – едва ли не постоянно ввиду своей полезности. Это неуязвимость, невидимость, бесшумный бег (а потом и просто ходьба), бдительность… В общем, выучивается всему для громкого экшена и бесшумного стелса. Которых нет.

Рядом со стелсом Alpha Protocol даже последний Splinter Cell смотрится высокоинтеллектуальным представителем жанра. А какой-нибудь Hitman: Blood Money – божественным созданием, требующим круглосуточной молитвы и по сотне девственниц в жертву. В час. Караульные бродят взад-вперед, сталкиваются лбами, и больше похожи на роботов. В большинстве случаев, весь стелс заключается в тихом подкрадывании и оглушении. Чудо, если дадут отключить какое-нибудь электричество, чтобы привлечь внимание. В режиме невидимости можно в наглую выбегать из укрытия и спокойно убивать. Этакий Бонд времен Чарльза Бронсона.

С войной в открытую дела не лучше. За исключением пары моментов, когда приходится брать в руки снайперскую винтовку или пулемет, это еще один пострадавший от подражания Gears of War. Лучшая хитрость у врагов – забросать гранатами. Ими буквально закидывают, заставляя перекатываться туда-сюда. Чуть реже – подбегают к вам, дают один раз в челюсть – и сразу подло отбегают, стреляя. Тут лучше не зевать, а незамедлительно догнать и хорошенько проучить.

Кстати, открывать огонь часто придется просто по необходимости – при включении сигнализации. Достаточно попасть в поле зрения видеокамеры или потерпеть неудачу в хакерстве. Последнее – то еще испытание на внимательность и зоркость. Перерезание проводов и ковыряние отмычкой – занятие нетрудное (если прокачать способность хоть немного). А вот при взломе компьютеров вы – Микки Рурк из «Железного человека 2», мистер Острый Глаз.

«Он более чем когда-либо похож на то, как выглядит сейчас»
(с) Д. Д. Эйзенхауэр.

Поиски хорошего стелса, шутера и RPG в Alpha Protocol обречены на провал. Совершенно бесполезное занятие – получать удовольствие от того, что сыро или нелепо. Майкл красиво подпрыгивает и ломает носы пяткой, но стоит ему согнуться пополам, как вместо него появляется вооруженный страус-мутант, держащий задницу выше головы. Начинаются разговоры, как в кадре харизматичные, прорисованные, полные эмоций персонажи. А за пределами их – стильное ретро времен Hitman: Contracts, в котором Unreal Engine 3 разглядывается с трудом.

Но достаточно набраться терпения, и ловко прописанный сценарий оправдывает многое. Никогда не знаешь, чем обернется твоя фраза или поступок. Даже если расколол для себя собеседника, понял, какой нужен к нему подход – всегда есть вероятность ошибиться. Вероятность, что события развернутся иначе. Подобное захватывает, а значит, отпевать еще не время.


Рейтинги:

Геймплей: 6.0
Графика: 6.5
Звук и музыка: 6.0
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 7.0

Общий рейтинг: 6.5


109
167
Комментарии:  167
Ваш комментарий

Ничего хорошего в обзоре не вижу. Через чур он кретичен! Игру прошел несколько раз.Очень понравилась. Уже не первый обзор читаю и желание не оч появляеть во чтото играть. ребят будьте немного полояльней. а бросаться в какие то крайности насчет движений персонажа и еще чегото не стоит.

Ничего хорошего в обзоре не вижу. +1 Игру прошел несколько раз.Очень понравилась. +100, я же ещё и продолжаю проходить и каждый раз открываю для себя что-то новое Кстати, открывать огонь часто придется просто по необходимости – при включении сигнализации. Достаточно попасть в поле зрения видеокамеры или потерпеть неудачу в хакерстве. Последнее – то еще испытание на внимательность и зоркость. Перерезание проводов и ковыряние отмычкой – занятие нетрудное (если прокачать способность хоть немного). А вот при взломе компьютеров вы – Микки Рурк из «Железного человека 2», мистер Острый Глаз. капец вы криворукие

Обзор хороший, игра шлак.

по описанию в ролике мега игра, а оценки низкие

Обзор и правда черезчур критичен. Хотя по мне лично, так пофиг на все эти недочёты и механику - тут замутили такой сюжет и его развитие, которого мы уже давно не видели в играх. Потому что он не так уж и банален. А к тому же в нём можно самому думать, строить версии, изходя из которых по-разному общаешься с персонажами, ставишь цели, изучаешь досье.... Так что игра стоящая, давно таких не было.

Классная игра, но не всем дано её понять. Сравнивать со Splinter Cell - полнейший идиотизм, сравнивать с Mass Effect - тоже не совсем верно. Игра во многом уникальна, потому что РПГ про шпионов - это что-то совсем необычное. Сюжет великолепен и очень запутан (и это хорошо), графика смотрится не так уж и плохо, хотя конечно старовата, звук и музыка имеют очень "шпионские" нотки, порой слышишь что-то похожее на музыку из Джеймса Бонда, управление стандартное и не вызывает никаких проблем, геймплей местами странноват, но в целом и он не вызывает раздражения. Короче, откуда 6.5 лично мне непонятно. Такое ощущение, что оценка выставлена с учетом воя школоты, которая орала, что типа АкшОн какой-то не тот, да и Splinter Cell кВуче. Причем тут ваш АкшОн, причем тут Сэм Фишер... Короче, 8.5 и ну вас в баню...

Игра - УГ. 1 - прокачка - унылая, еле заметная, в большинстве своём не нужная "галочка" для разрабов как у меня сложилось впечатление, так они скатали МЕ, но хотели подать что-то своё.Отсебятина не вышла 2 - Сюжет - средний по всем показателям, ничего интересного, удивительного, захватывающего и тд и тп банальность в каждом задании, глупость там же и быссмысленность как бонус 3 - Отсутствие какой либо свободы, бесполезные элементы геймплея(детали оружия(тот же МЕ и то чувствует ся лучше в этой среде)взлом...) 4 - ИИ уровня ботов в марио(ага, эти грибы так же ходили из угла в угол) 5 - Графика (долго думал, стоит ли описывать) ну ХЗ о чём они думали... ну проста отвратительно. 6 - Диалоги и разветвлённость - это единственный и наижирнейший плюс у игры, который стальным гвоздём держит игру на винте игроков(я про таких, как я)

Походу у автора статьи критические дни. Не обижайся)) Вот как люди способны отвергнуть потенциального покупателя. Игра очень понравилась. Сам я отношусь к числу играющих во всё. Так вот, эти ваши супер пупер крайзисы, атсасины, гташники, и прочяя ересь которая у меня уже по горло стоит к сожалению не идут на моём старичке... А вот альфа протокол пошёл, и ещё как, полетел прямо. Так вот, вернусь к теме, автор осуждал лаги в онлайн магазине, неправда ваша, всё идёт нормально. Графика нормальная, хотите лучше? Играйте в крайзис. Хотите свободы? Играйте в гта и ассассина. Хотите играть в заезженый уже всем экшн? Так прошу в калл оф дюти. Все игры которые сравнивают имеют определённый жанровый тип. В альфе же можно проходить и бешеным рэмбо, и полным стелсем, иль выбрать середину для себя. Вариантов много. А если сюжет взять? То вообще сказка. Это вам не очередное нападение Русских и бредовый сюжет, это не путешествие по днк в шкуре ассассина во времён эпохи возрождения. Не мочилово корейских дибилов с супер способностями. Это закрученный шпионский сюжет, приправленный полной загадочностью. А вот сравнивать с ME полный идиотизм. Вообщем не слушайте и не читайте, а покупайте (качайте) и пробуйте, ведь своя независимая оценка превыше всего=))

Темный Ноггер +1 у автора статьи явные проблемы с руками раз такие простые мини игры вызвали проблемы xD Обзор просто ужасен, а сама игра просто супер, для тех кто любит интересный, а самое главное НЕЛИНЕЙНЫЙ сюжет. Всем кто любит РПГ как жанр играть обязательно! Ну, а тем для кого главное Экшен или стелс, то проходите мимо к лагерю дяди Сэма Фишера и ему подобных.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ