Вот недавно был возрожден сериал Serious Sam. «Убей-их-всех» проект перевели в полное HD и выдали публике. Публика чмокнула, хрюкнула, взвизгнула и вынесла свой вердикт: не интересно! Где сюжет, спрашиваем? Почему здесь нет интригующей истории о безумных ученых и экспериментах над людьми? Ряд вопросов продолжился: а про атмосферу забыли, да? Бегаем тут по каким-то коридорам, отстреливаем сотни по три монстров в минуту, а не страшно! Даже как-то смешно, задорно, весело. И подводят итог: такие шутеры нам не нужны. А бедный Серьезный Сэм, понурив голову, отправился искать духовность и атмосферность, набираться опыта и мастерить устройства, дарующие ему парапсихологические способности – без них то в жанре уже давно и шагу ступить нельзя!
И вот так получается, что жанр, некогда считавшийся развлечением в чистом виде (это вам не квесты и ролевые игры, где думать надо было), стал постепенно превращаться в занудство. Что ни шутер, то обязательно с какой-нибудь Очень Важной Идеей. С будоражащей Атмосферой. С Душой и Сердцем. И часто, пройдя очередной BioShock, задаешься вопросом: чего так муторно? Ну да, незабываемые впечатления, некое подобие идеи, мысли о прошлом и будущем. Но где веселье? Я что, на прием к психоаналитику попал?
И на фоне этой мутации студия Raven Software выпускает шутер Singularity, который из кожи вон лезет, чтобы понравиться эстетствующей публике. В одной игре разработчики собрали все лучшие идеи за последнее десятилетие. Атмосфера и удивительные способности героя, а также отчасти сюжет – добро пожаловать в BioShock 1-2, бесконечные записки, фильмы и радиопрограммы, которые помогают понять суть дела, – привет из Alan Wake. Что-то пришло из TimeShift, щепотка от Half-Life 2, неуловимый аромат Unreal Tournament. В общем, какофония идей и направлений, гремучая смесь вторичности и оригинальности. А кто сказал, что вторичность – это плохо?
Опять намутили
Все началось с того, что советские ученые обнаружили новый редкий элемент E99. Для изучения его особенностей строится научный городок Каторга-12, расположившийся на удаленном от материка острове. Ученые проводят эксперименты один занимательнее другого. «Играют» со временем, уничтожают и восстанавливают металлические ящики, телепортируются... Цель экспериментов ясна сразу: создать новое оружие, которое поможет раз и навсегда избавить мир от тлетворного и вечно загнивающего Запада. Но что-то пошло не так. Впрочем, у советских ученых в западных играх никогда ничего «так» не идет. Создать супероружие они способны, а вот управлять им – нет, на это мозгов не хватает.
И вот в один не прекрасный день на острове бабахнуло так, что десятилетия спустя, пролетая над ним, спутники не в состоянии сделать снимки. Слишком высокая радиация, сообщают нам с первых минут. Ну, раз уровень радиации высокий, так почему бы живых людей туда не отправить? Десантников, скажем. Их не жалко, других призовем. И вот летят наши американские десантники разбираться, что там с этой Каторгой-12 произошло. Естественно, вертолет сбивают, и наш герой остается один на один с собой и пугающей действительностью.
Вскоре, правда, он познакомится и с ученым, который участвовал в проекте, а теперь мечтает его завершить, и с какой-то незнакомкой, которая представляет тайную организацию и почему-то активно помогает герою. Увидит он и своего напарника, и даже каких-то подозрительных русских, которые пытаются подчинить себе Каторгу-12 и возобновить эксперименты. И то ли о мировом господстве они мечтают, то ли, наоборот, прекратить все пытаются. Это, в общем-то, уже не важно. Важно то, что есть герой, который волей судьбы заброшен на этот богом забытый остров, и есть вы, сидящие по ту сторону экрана и пытающиеся разобраться в хитросплетениях сюжета. Сразу скажу: не стоит этим заниматься, получайте удовольствие от процесса, а не от информации!
Глуховского на них не хватает
И вот идем мы по темной дороге. Вокруг совковая разруха: старенькие, ржавые от времени грузовики, которые так и не довезли свои товары до магазинов; на стенах плакаты, пытающиеся убедить в непобедимости СССР; кругом шорохи и звуки капающей воды. Это как идти утром первого января по спальному району: фонари горят через раз, людей на улице нет, а по бокам высятся двадцатиэтажные жилые дома, кажущиеся в этот момент покинутыми людьми. А потом скрип, шуршание, и ты волей-неволей оборачиваешься. И знаешь, что ничего страшного не произойдет, но остановиться не можешь.
И на Каторге-12 не сдерживайте себя, озирайтесь! Потому что скрип – верный признак неприятеля. Потому что шорох – это как сигнал SOS. Потому что вой вдалеке – это не одинокий волк в соседнем лесу, а нечто куда хуже. И тут как прыгнет, да как заорет прямо в лицо, а ты уже жмешь на кнопку и стреляешь-стреляешь-стреляешь. И только пули врезаются в мертвую плоть чего-то безволосого, скукоженного, живого. В этот момент мы и знакомимся с обитателями острова. Чем-то они напоминают монстров из «Метро 2033» Глуховского. Это и не монстры вовсе, это другая форма жизни. Это те, кто выжил после катастрофы, кто смог адаптироваться к ситуации. Но они – наши враги.
Правда, в отличие от Глуховского, у которого все монстры были на одно лицо, да и цель преследовали одну, на Каторге-12 существует несколько, если хотите, «диаспор». И каждая требует к себе индивидуального подхода. Есть, к примеру, стандартные обитатели тесных коридоров, которые сначала движутся медленно, а потом как припустят – только успевай отстреливать. Или вот «электризованные» противники, которые время от времени взрываются, превращаясь в пыль, несущуюся к герою, а потом материализуются перед самым носом, и давай руками махать. Их умение телепортироваться здорово портит жизнь! А вот живучие паукообразные монстры, на которых жаловались некоторые пользователи нашего форума, действительно заставляют понервничать. Правда, если в руках дробовик, то жизнь становится резко легче.
А под конец этапа ждите схватки с боссом. Они, как правило, есть ни что иное, как собрание способностей монстров, которых мы до этого отстреливали. Правда, и тут не обошлось без сознательного либо бессознательного копирования. Уже первый главарь, толстый дядька, умеющий испаряться в воздухе и возникать в самых неожиданных местах, чем-то смахивает на Немезиса из Resident Evil 3. Даже первый контакт героя с ним взят из зомби-саги: огромной кувалдой злодей разбивает стену, а нам остается только стрелять в его уязвимое место. А, учитывая, что до этого в каждой второй комнате мы видели старенькие печатающие машинки, то отвертеться от аналогии с Resident Evil 3 никак не удавалось.
Пространственно-временной континуум
Справиться с когортой монстров поможет неплохой арсенал, имеющийся у героя. Уже упомянутый выше дробовик Volk S4 – лучшее, по мнению автора рецензии, средство для отправления в мир иной неприятелей. Впрочем, многим нравится автомат AR9 или снайперская винтовка Kasimov, которой так удобно издалека расстреливать монстров, попивая терпкий кофе... Кхм, ну, допустим, без кофе обойтись можно, а без управляемых бомб – навряд ли. А еще лучше винтовка, которая позволяет управлять движением пуль. Вот это действительно вещь, никому мало не покажется!
Все оружие, по уже сложившейся традиции, подвергается улучшениям. К примеру, у дробовика стоит сразу увеличить максимальное количество патронов, а также скорость перезарядки. Это, пожалуй, единственный минус этого «ствола». Благо, он легко превращается в плюс: достаточно заработать очередное очко улучшений и потратить его на нужный параметр.
Не меньшая польза и от так называемого устройства манипуляции временем (Time Manipulation Device), которое крепится к левой руке героя. Оно способно воссоздать давно разрушенные вещи и состарить новые, открывать проходы в прошлое, в котором герой пытается изменить ход истории, и замедлять время, поднимать предметы и останавливать их в воздухе. Вот летит на вас граната, остановите ее в полете и зарядите в противника! А если монстры подобрались слишком близко, то просто отбросьте их взрывной волной. Или состарьте до состояния скелета – согласитесь, с набором суповых костей проще бороться, чем с русскими десантниками!
И эти умения можно развивать: достаточно найти специальную камеру, в которой умные роботы-руки усовершенствуют ваши способности. Или за обнаруженные в ходе путешествия куски треклятого элемента E99 увеличить полоску здоровья. Или продлить время, которое герой может обходиться без воздуха – на одном из «водных» этапов это будет как никогда актуально. В общем, постепенно из простого спецназовца мы превращаемся в такого же монстра, как и другие обитатели Каторги-12. Разве что преследуем, якобы, более благородные цели.
Стенка на стенку
Напоследок несколько слов о мультиплеерном режиме. Всего вы можете принять участие в двух типах схваток, из которых внимания заслуживает лишь один. В режиме Creatures vs. Soldiers у нас есть возможность почувствовать себя в шкуре монстра. Две команды – монстров и людей – сражаются друг с другом на одной из случайно выбранных карт. Получилось весело и довольно необычно. Особенно если учитывать богатый набор специальных умений и способностей, имеющихся у героев.
А вот что немного расстроило, так это графическое исполнение. Во-первых, Singularity не хватает разнообразия. Коридоры и комнаты похожи друг на друга. Во-вторых, нам часто приходится бегать по одним и тем же местам, что не прибавляет оптимизма. Впрочем, атмосфера создана неплохая, так что провальной графику не назовешь.
Бой с тенью
Авторы Singularity попытались воплотить в проекте все лучшее, что видели у других. Местами получилось, местами нет. Но главное не это: игра умеет удивлять, временами позволяя нам преодолевать относительно длинные участки без словесного мусора. Без излишних погружений в сюжет, без диалогов с чокнутым профессором и дамочкой из некой таинственной организации.
Мы просто держим в руках дробовик и выносим мозги монстрам. Отстреливаем им руки и ноги. Размазываем по стене, замедляем время и пробегаем мимо, улепетываем от преследователей и метаем в них гранаты. И молимся, чтобы больше никто не начал нести эту околонаучную чушь, названную по ошибке сюжетом. И просим небеса, чтобы сценарист забыл прописать следующий эпизод, а дал просто вволю пострелять. Но нас постоянно, словно нашкодивших котят, тычут носом в атмосферу-идею-теорию-заговор. И не отвертишься ведь!
И потому, в итоге, у Raven Software получилось эдакое диетическое овощное рагу, из которого стыдливо, время от времени, показывается куриная ножка. И эта куриная ножка и есть тот самый простой, линейный шутер, главная задача которого – развлечь, помочь отвлечься от скопившихся за день мыслей. Но курицу опять вилкой опускают ко дну. Мол, диета. Не положено. А так хочется мясца!
Рейтинги:
Геймплей: 7.5
Графика: 7.0
Звук и музыка: 6.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 7.0
Общий рейтинг: 7.3












Моя оценка игре-8.5. Уже писал подробную рецензию на форуме, по этому не буду здесь ничего писать. Просто скажу что игра захватывает и проходится залпом за один раз.
определенно заинтересовало. Спасибо за хороший обзор.
Согласен с обзором, но не согласен с оценками, игре минимум надо 8.5 ставить, таких добротных шутеров не выходило.
оценка вполне адекватна. ничего особого нет в игре чтобы ставить ей по 8 баллов. Унылые однообразные уровни, тактика вообще тут не к месту - можно тупо мочить тупых врагов и не заморачиваться, про сюжет и так ясно... единственное что можно отметить это анимацию врагов - дохнут они все картинно, это не дебильные чучела физикс...
Почти согласен с обзором .Можно было и 8 поставить
Отличная рецензия)) Игру прошел за 2 дня и не наскучила. Поставил бы 8 баллов)
Я бы больше поставил. Одна из немногих игр,которые я в последнее время прошел "от и до".
Хорошая игра, хороший обзор. надо поиграть...
Что-то я не догоняю... Игра длиться 7-8 часов чтоли? Тогда даже 5 баллов жалко((
И молимся, чтобы больше никто не начал нести эту околонаучную чушь, названную по ошибке сюжетом. И просим небеса, чтобы сценарист забыл прописать следующий эпизод, а дал просто вволю пострелять. Спорим, что ТАКОЙ игре вы больше 5.0 не поставите?