ИгроМир 2010. День четвертый

Последний день «ИгроМира» традиционно проходит в режиме массовой истерии. Сотрудники пиар-служб издательств отлавливают еще неокученных журналистов и тянут их на свои стенды, надеясь, что об их игре все-таки упомянут в каком-нибудь материале. Девушки-стендистки выглядят измотанными, фотографируются неохотно и слишком часто убегают в туалет, где, по собственным признаниям, просто сидят на стульчаке и отдыхают. Ведущие на стендах перестают шутить и балагурить, часто поглядывают на часы, надеясь, что таким образом время пролетит быстрее. Все ждут финала, когда можно наконец-таки вздохнуть спокойно и отправиться в ближайших паб, чтобы хорошенько выпить.

Но пока организаторы и журналисты пребывают в состоянии анабиоза, активируются сами посетители. Ведь всем известно, что в последний день мероприятия раздается все то, что до сих пор не было разыграно. В итоге, в четвертый день выставки посетителей оказалось больше, чем в третий. И в массе своей они уже не ходили смотреть на игры – благо, на это отводилось достаточно времени в предыдущие дни – а терроризировали представителей издательств, требуя от них в срочном порядке опустошить неприкосновенные запасы и выдать страждущей публике заначку. Справедливости ради стоит отметить, что пиарщики не сильно и сопротивлялись, выдавая на руки сразу по три-пять комплектов побрякушек. Ну, и правда, не выбрасывать же!

В итоге выставочный павильон 57, в котором в этом году и развернулась выставка «ИгроМир 2010», покидали толпы людей, груженных так, словно только что набрали гору ширпотреба и теперь готовы толкнуть его на ближайшей ярмарке в родном селе. Вы не подумайте, мы ничего против этого не имеем. Ведь, при должной старательности, вполне можно было затавариться майками и ковриками на весь оставшийся год. Рассказываем же мы об этом лишь потому, что четвертый день наглядно подтвердил: отечественные издательства и разработчики активно идут по западной модели построения участия в разнообразных мероприятиях. То есть, на первый план выходят игры, а не желание одарить публику халявой.

Именно поэтому, специально для последнего репортажа с «ИгроМира 2010» мы выбрали провокационную главную тему. Итак, сегодня у нас в эфире: противостояние Move и Kinect и чем на вызов конкурентов ответила Nintendo; история о том, почему новый «Гарри Поттер» перестал быть детской игрой; блуждания автора по миру Dragon Age 2. В роли же приятного дополнения сегодня выступит небольшой анализ российского рынка игр, из которого вы узнаете, почему издательство «Руссобит-М» не установило на выставке ни одного стенда и почему «Новый Диск» упустил права на все самые жаркие хиты следующего года. А также вы узнаете, по каким играм мы прямо сейчас готовим большие отдельные материалы, которые начнут выходить на нашем сайте со следующей недели.

Утреннее шоу. Как Microsoft и Sony... контроллерами мерялись, а Nintendo скромно стояла в стороне.

Такого глобального присутствия, как на «ИгроМире 2010», ни Sony, ни Microsoft раньше себе не позволяли. Причин тут две: обе консоли долгое время продавались в России ни шатко, ни валко и, что куда важнее, государство даже не пыталось делать вид, будто борется с пиратством. Но в этом году все изменилось. Во-первых, правительство начало активно разрабатывать законопроекты, которые в будущем позволят очистить рынок от контрафактной продукции. По крайней мере, до уровня западных стран, где, в общем-то, пиратство тоже существует. Во-вторых, с каждым годом в стране появляется все больше трудоспособной молодежи, которой нет необходимости клянчить деньги у родителей на приобретение очередной консоли и игр к ней. В итоге, продажи легальной продукции в России растут такими темпами, что многие другие страны позавидовали бы.

Но и это не главная причина, по которой Sony и Microsoft вбухали огромные деньги на свои стенды на «ИгроМире 2010». А потрачено было немало: компании практически поровну разделили весь второй этаж, а также установили консоли в специальных зонах на первом. Но главное, что их привлекло к выставке, это возможность показать максимальному количеству людей новые разработки: Move и Kinect. Ведь именно на эти технологии делают ставку обе корпорации, надеясь таким незамысловатым образом не только победить давнишнего конкурента в лице Nintendo, но и значительно продлить срок жизни своих собственных консолей. Ведь ни для кого не секрет, что ни одна из компаний не готова в ближайшие год-два выводить на рынок новое оборудование.

Именно поэтому все финансовые и маркетинговые потоки были направлены на стенды, демонстрирующие все прелести данных технологий. Не будем вдаваться в подробное перечисление всех представленных проектов, увы, ничего нового мы там не увидели, а сделаем акцент на отношении игроков к Move и Kinect. Сразу скажу, что именно второй этаж вызвал у посетителей «ИгроМира 2010» неподдельный интерес. За все четыре дня выставки поток людей там не уменьшался, все хотели на себе испытать все прелести новых систем управления.

На выходе мнения были довольно противоречивые. Во-первых, многие игроки отметили «тормоза» Move. В этом смог убедиться и я, когда несколько раз пытался тыкнуть контроллером со светящимся наконечником в нужную точку, а в итоге попадал совсем в другое место. Во многом это объясняется повышенной чувствительностью контроллеров, которые, видимо, банально не настроили перед началом выставки. Ведь для того, чтобы управляться с ним на «раз-два-три» (это слова Sony, не мои), нужно хотя бы пару часов потренироваться. А до этого лучше понизить в настройках степень чувствительности. Именно из-за этого многие посетители стендов с играми под Move уходили, мягко говоря, недовольными. И воспоминания о Гарике Харламове, у которого контроллер, кстати, тоже порой вел себя неадекватно, не грели им душу.

Во-вторых, по большей части проекты, привезенные для демонстрации способностей Move, оказались улучшенными копиями того, что мы видели на Wii. Точнее, сама система управления оказалась вторичной. Так, нас, к примеру, попросили убить жуков, которые заполнили весь лес. Берем в руки контроллер и начинаем их мочить неким подобием мухобойки. Особо двигаться не надо, достаточно просто махать по сторонам одной рукой. Забава веселая, но больше получаса за ней не проведешь. А если учитывать и тот факт, что Move регулярно «не обнаруживал» противника, хотя мы уже и так, и сяк тыкали прямо в нос огромному жуку, то неудивительно, что посетители выставки остались в недоумении.

И совсем другая атмосфера царила на стендах Kinect. Для начала, менеджеры Microsoft приняли правильное решение и не стали пытаться установить как можно больше приставок на один квадратный метр. Наоборот, наблюдалась некая пустота, обособленность. Некоторые стенды так и вовсе представляли собой закрытые стеклянные комнаты, которые по своей площади сопоставимы со среднестатистической однокомнатной квартирой. А потому мы могли понять, насколько удобно будет пользоваться Kinect дома и не приведет ли его покупка к массовому передвижению мебели. Кажется, не приведет. Для корректной работы устройству достаточно всего одного свободного метра вокруг игрока.

А вот доставить неудобства соседям снизу вы можете, особенно если полы в вашей квартире не покрыты коврами или специальными ворсистыми покрытиями. Ведь в большей части игр нам приходилось... прыгать. Так, при спуске в лодке по горной речке подпрыгивать нужно довольно высоко, при этом стараясь как можно быстрее опуститься на землю. В итоге из-под ног помимо пыли вырывались клубы бабахающих звуков, чем-то схожих с теми, как если бы вы уронили на пол двухкилограммовую гантель.

Кстати, именно эти прыжки стали камнем преткновения на пути к знакомству с технологией детьми. Они просто оказались недостаточно высокими, а потому никак, бедные, не могли подпрыгнуть достаточно высоко, чтобы собрать все бонусы на уровнях. С одной стороны, конечно, неприятное упущение, которое, как мне кажется, Microsoft исправит в ближайшем будущем. Ведь никто не хочет остаться без поддержки армии поклонников в возрасте от шести до двенадцати лет, особенно если учитывать тот факт, что многие игры разрабатываются с прицелом на детскую аудиторию. С другой же стороны, детям будет полезно стараться прыгать как можно выше, а не заунывно махать светящейся палочкой, от долгого использования которой у многих начинают слезиться глаза.

Поэтому, как нам кажется, в этой гонке пока выигрывает Microsoft. Правда, здесь стоит отметить, что мы говорим о массовом сегменте. То есть Kinect обгоняет Move именно как развлекательная платформа, которая, скорее всего, соберет вокруг себя больше поклонников. Зато у разработки Sony есть отличные шансы закрепиться в сегменте «взрослых» игр в качестве оригинальной и крайне удобной системы управления героем. К примеру, целиться во врагов с помощью Move – одно удовольствие. Того и гляди, на платформе Sony скоро начнут активно издавать полноценные стратегии, ведь теперь у нас в руках появится аналог мышки.

Но что же на вызовы времени ответила Nintendo? Странно, но ничего особенного. Стенды издательства оказались маленькими и дешевыми, все основные игры, как мы писали ранее, вообще отправились в какое-то гетто на окраине выставочного комплекса. В них даже никто не хотел играть, потому что рядом не было ни говорливых ведущих, ни желающих взять в руки второй контроллер и присоединиться к забаве. Все, на что оказались способны японцы, так это показать Just Dance 2, речь о которой мы вели в нашем первом репортаже. Но одной игры против плеяды хитов, заточенных под Kinect и Move, оказалось недостаточно. В итоге, многие даже не заметили присутствие Nintendo на выставке. Разве что брендированные пакеты с халявными буклетами подтверждали тот факт, что компания вообще приехала на это мероприятие.

Сложившаяся ситуация косвенно подтверждает слух, что японцы больше не ориентируются на российский рынок. Увы, за несколько лет они так и не смогли убедить публику в крутости DS и Wii. По некоторым данным, предоставленным нам одним из бывших сотрудников компании, продажи в России оставляют желать лучшего. И так было всегда, даже в те времена, когда обе консоли Nintendo раскупались в мире со скоростью горячих пирожков.

Выпуск новостей. Не подпускайте детей к Harry Potter and the Deathly Hallows!

Уханье сов, бесконечные авады кедавры и фокусы-покусы волшебных палочек... Так могла бы начинаться статья, посвященная очередному сбору фанатов самого дорогого мальчика-со-шрамом в истории человечества. Но нет, ведьм в остроконечных шляпах поблизости не видно, седовласых мудрецов тоже. Это всего лишь презентация Harry Potter and the Deathly Hallows в рамках выставки «ИгроМир 2010». Точнее, ее версии для Kinect.

Самое удивительное, что дети к новому «Гарри Поттеру» даже не подходили, хотя они традиционно являются главными потребителями товаров под этим брендом. А дело все в том, что игра больше не имеет никакого отношения к продукции из «Детского мира». Это мрачная, по-настоящему взрослая история, рассказывающая о борьбе одной цивилизации, верящей в демократию и свободу личности, с другой, мечтающей поработить всех жителей планеты и сделать их своими марионетками.

На этом фоне и разворачивается действо проекта. Мы же говорим о нем только потому, что система Kinect действительно вдохнула жизнь в новую концепцию. При желании, вы можете взять в руки палочку или ручку (для большего сходства с героем), и отправиться в неравный бой с полчищами Пожирателей Смерти. Битвы стали очень динамичными, заклинания вылетают одно за другим, кругом разносятся стоны и крики поверженных противников. Рядом с вами, бок о бок, ведут борьбу не только Рон и Гермиона, друзья на веки Поттера, но и другие волшебники.

Благодаря Kinect погружение в мир игры происходит быстро и безболезненно. Правда, все это тут же рушится, когда система по каким-то причинам начинает неправильно обрабатывать полученную от пользователя информацию. С нами это произошло два или три раза и напоминало «вылет» в Windows. Менеджеры Electronic Arts эти проблемы, увы, никак не комментируют, ссылаясь на высокую нагрузку, идущую на консоли в рамках выставки. Но верится в это с трудом, так что, как нам кажется, разработчикам Kinect придется здорово постараться, чтобы не отвадить публику от технологии после вот таких неудачных показов. Хотя, повторюсь: сама по себе Harry Potter and the Deathly Hallows производит сильное впечатление.

Вечернее шоу. Имеет ли шанс Dragon Age 2 повторить успех оригинала?

Нежданно-негаданно, на «ИгроМир 2010» привезли вполне себе играбельную версию Dragon Age 2. И, даже несмотря на то, что Electronic Arts в этом году досталась не самая лучшая площадка, на количество желающих своими глазами увидеть продолжение самой популярной ролевой игры 2009-го года это не сильно повлияло. Даже нам пришлось выстоять практически часовую очередь, чтобы поближе познакомиться с проектом. Журналистские бейджи не действовали, в очереди собрались исключительно представители прессы.

Увы, рассказать что-то особо новое или эксклюзивное мы не можем, так как ничего такого в представленной версии не оказалось. Но зато мы можем определенно ответить на вопрос, который так часто обсуждают наши читатели на форуме: изменилась ли боевая система? Да, изменилась, причем кардинально. Теперь во главе угла стоит все-таки главный герой, именно от его решений и сноровки зависит успех боя.

Сами битвы стали куда динамичнее и увлекательнее, хотя тактическая часть вопроса несколько просела. Важнее быстро ударить, нежели ударить вовремя. Это, конечно, несколько смущает, потому как от продолжения Dragon Age мы ждали несколько другого. Впрочем, то, что видели мы на «ИгроМире 2010» – это настолько крошечный кусок истории, что делать по нему какие-то выводы преждевременно. Ведь и в оригинале на первых порах тактика не играла столь значимой роли, как в середине и уж тем более в конце повествования. Но уже точно можно сказать одно: главную партию здесь все-таки исполняют сольно, а не хором.

На ночь глядя. Игровая индустрия в 2011-ом году.

Выставка «ИгроМир» в определенном смысле является срезом состояния игровой индустрии. В этом году анамнез в целом следующий: кризис подкосил средние компании и возвысил лидеров. Последние или проглотили конкурентов, как это произошло с «Букой», «съеденной» «1С», или усилили свое маркетинговое присутствие, как Sony и Microsoft, оставив за бортом Nintendo. И это правильно, именно так работает конкурентный бизнес. Слабые уходят в небытие, тогда как сильные возвышаются.

Так, до начала выставки не было понятно, что происходит с издательством «Руссобит-М». Поговаривали, что у них крупные финансовые проблемы, а новые проекты все как один убыточны. Отчасти эти слухи провоцировал тот факт, что компания решила не организовывать свой стенд. Злые языки тут же нашептали корреспонденту, что у них даже на это нет денег. Но все оказалось не так печально.

По выставочному комплексу бродила пара девушек, рекламирующих продукцию издательства. А в личной беседе, не под диктофон, один из ключевых представителей компании сообщил, что у них все в полном порядке. Денег, конечно, стало меньше, но до банкротства еще далеко. Отсутствие же стенда объясняется просто: компания находится в стадии реорганизации и оптимизации бизнес-процессов, а потому никто не знает, в каком формате это самое присутствие на выставке организовывать. Подробнее мне обещали рассказать в ближайшем будущем. Естественно, этой информацией мы поделимся с вами посредством нашей новостной ленты.

Другой жертвой кризиса, если так можно сказать, стала компания «Новый Диск». Нет, дела у нее идут отлично, а их презентация Deus Ex была организована на высочайшем уровне. Вот только в кулуарах выставки уже давно гуляет «шутка», что все ключевые проекты теперь издает не «Новый Диск», а «1С-СофтКлаб». И второго «Ведьмака», и нового «Бетмена». С чем связано такое положение дел?

Во-первых, с тем положением монополиста, которое заняла на рынке «1С-СофтКлаб». Обвинять в этом компанию, конечно, нельзя. Потому что только благодаря ее грамотному менеджменту ей удалось это самое место занять. А то, что конкуренты «просели» во время кризиса сильнее, чем «1С» - так в этом вины последней нет.

Во-вторых, западные издательства все чаще идут по схеме пакетированных сделок. Это значит, что для издания в России какого-нибудь хита вам необходимо параллельно взять под свое крылышко несколько проектов рангом ниже. Это, конечно, экономически обременительно, потому что с нашим уровнем пиратства далеко не все игры по итогу приносят прибыль. Но так, по сути, работают все. Выдержать подобное бремя в стране может только одна компания. И вы знаете ее название. Думаю, уже на «КРИ 2011» мы сможем убедиться в наступлении новой эры в истории игровой индустрии России. Эры «1С-СофтКлаба». Будет ли она счастливой для простых игроков? Покажет время.

На этом мы завершаем наш четвертый, финальный репортаж о выставке «ИгроМир 2010». Но куда вы спешите, не закрывайте страницу! Ведь сейчас мы сообщим, о каких играх мы подготовили отдельные большие материалы. Со следующей недели на сайте начнут появляться превью, созданные на основе общения с разработчиками и, что куда важнее, возможности лично поиграть в самые интересные игры выставки. Так, вас ждет подробный разбор шутера Inversion, над которым, между прочим, работают авторы из Санкт-Петербурга; материал по Might & Magic: Heroes 6, сопровождаемый комментариями арт-директора проекта; большой текст по второй части «Ведьмака», а также превью F.E.A.R. 3 и Shogun 2: Total War. Вот, собственно, и все, пора прощаться. Не хочется, но надо. До встречи на PlayGround.ru! И помните: завтра обязательно будет лучше, чем вчера.

С вами сегодня был Павел Астафьев, за штативом – _Lemon_.

P.S. Фотографии с выставки размещаются в нашей галерее.
P.S.S. Следить за сплетнями из сердца выставочного комплекса вы можете посредством нашей учетной записи в сервисе Twitter и на странице в социальной сети «Вконтакте».

36
63
Комментарии:  63
Ваш комментарий

Воо-о-о-от!) Наконец-то девушки)

Ну и правильно что не пошел на это "безобразие 2010"...Смотрю даже близзардов не было,ахаха и кто же заполнял правую часть павильона от главного входа))

Эра 1с,все конец русским локализациям,придеться усердно доучивать енг яз)

ИМХО эта статья лучше предыдущих. В целом ничего необычного, но просто интересно. Спасибо за Ваш труд...

"...конец русским локализациям..." Дай бог, дай бог.

хахаха нифига пацан какую рожу состроил на фотке xD http://www.playground.ru/gallery/other/37636/

Наверно на ИгроМир приходили девченок фотать.

Monya72 :D На 4 фотки сутенёр и его девочка, да? Ещё на заднем фоне можно заметить фаната WoW P.S. "Шлюха" из Ассассинов без ливчика чтоль?

P.S. "Шлюха" из Ассассинов без ливчика чтоль? скорее всего звездочками заклеили самую непристойную часть и все..... Кстати будет ли рассказ о братстве крови?

Статья еще хорошая, но фотографии ужасны, у меня телефон лучше фотографирует. Купите нормальный фотоаппарат.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ