Многие аналитики считают, что современный рынок платных MMORPG находится в кризисе. Люди не хотят уходить с насиженных мест, поэтому издатели один за другим переводят свои некогда многообещающие проекты на условно-бесплатную основу. За примерами далеко ходить не надо: здесь вам и Aion, и Lord of the Rings Online, и Warhammer Online, и даже Age of Conan: Hyborian Adventures, ставшая в свое время второй по популярности MMORPG на Западе. А все почему? Одни скажут, что больше не готовы платить за обертку без вкусного содержимого. Другие – что лучше World of Warcraft пока ничего не придумали. Соглашусь, пожалуй, и с тем, и с другим мнением. Но с одним условием: вы должны признать, что в каждой из вышеперечисленных MMORPG есть что-то особенное, что при правильном подходе могло превратить ее если не в «убийцу», то, как минимум, в серьезного конкурента WoW.
TERA: The Exiled Realm of Arborea – сравнительно новый проект, запуск которого на территории Европы и Северной Америки состоялся спустя год после релиза на родине, в Южной Корее. Из-за этого, наверное, вокруг игры и разгорелся такой ажиотаж. Мы смотрели ролики, читали отзывы тех, кто пробовал свои силы на азиатских серверах, и с нетерпением ждали, когда же нам самим дадут поиграть. Пройди еще год, и о TERA все бы забыли. Но студия Bluehole вовремя спохватилась. Запуск проекта на Западе состоялся в положенный срок. Но, увы, без скандала не обошлось. Многие из вас наверняка в курсе, что издательство Frogster, ответственное за распространение TERA в Европе, в спешном порядке закрыло нам доступ к игре, фактически объяснив это тем, что пользователи из стран СНГ ему не нужны.
Но мы, как известно, люди настойчивые. И на полпути не останавливаемся. Тем более что попасть на европейский сервер TERA оказалось не такой уж большой проблемой. Проведя в новом для себя мире около двух недель, мы решили выяснить, отличается ли он от других платных MMORPG и если да, то чем. Иными словами, нам стало интересно, сможет ли переполненная в день запуска Арборея удержать задранную до небес планку и в итоге не превратиться во вторую Star Wars: The Old Republic, которая все ближе и ближе к бездне «free-to-play».
Учебник истории
По традиции начнем с краткого курса местной истории. Тысячелетия назад в Арборее уснули два могущественных титана. Тела Аруна и Шары образовали два континента, а их сны материализовались в бессмертных богов. Как это обычно бывает, пока отец и мать спали, дети поссорились и развязали между собой кровопролитную войну. Но и это не смогло разбудить титанов. Вторым заходом на свет появились смертные существа: высшие эльфы, люди, аман, дэва, поппори, гулы, вампиры, вендиго, феи, наги, сикандари и гиганты. В ходе войны последние две расы в буквальном смысле слова были стерты с лица земли. Но на их месте вскоре появились другие – барака и кастаник.
Боги продолжали воевать, а смертным ничего не оставалось делать, кроме как объединить свои силы. Так был сформирован «нерушимый союз» Валькион, куда вошли по-корейски утонченные эльфы; объевшиеся стероидов люди; некогда рабы, а теперь сильнейшие воины аман; сумасбродные поппори и их союзники элины; интеллектуалы барака, обладающие самым высоким «ай-кью» в Арборее, а также убежденные в собственной независимости демоноподобные кастаники. Таким образом, мы имеем семь играбельных рас, три из которых размножаются почкованием (поппори и барака представлены исключительно особями мужского пола, в то время как элины – женского). У каждого из вышеперечисленных народов есть свои способности мировоззренческого характера, но в бою они практически бесполезны. Иными словами, разработчики TERA не стали ограничивать нас понятиями наиболее выигрышных комбинаций расы и класса, сделав их весьма условными.
Гибридам здесь не место
Раз уж мы заговорили о классах, остановимся на них поподробнее. Всего в TERA восемь классов. Четыре ближнего боя: воин, убийца, копейщик и берсеркер. И четыре дальнего: лучник, жрец, волшебник и мистик. Нет необходимости говорить о том, что все они наделены уникальными талантами и обладают непохожими друг на друга наборами умений. Поэтому мы сразу же перейдем к сути. Дело в том, что как таковых гибридных классов в TERA не существует. И это, несомненно, минус. В нашем распоряжении два танка, два лекаря и пять «дамагеров». Всего получается девять. Но это лишь потому, что воин является единственной в своем роде боевой единицей отряда, способной одновременно выполнять две функции – наносить колоссальный урон на расстоянии вытянутой руки и при этом держать на себе противника, с легкостью уклоняясь от его прямых ударов.
Каждый класс в игре может пользоваться всего лишь одним видом оружия. Воины носят парные, относительно легкие клинки, берсеркеры предпочитают двуручные топоры, копейщики, будучи полноценными танками, – копья и щиты, а убийцы, как заправские мясники, – тяжелые мечи. Лучники, по понятным причинам, используют луки, жрецы же путешествуют с посохами, а мистики и волшебники – с жезлами и магическими дисками соответственно. Если говорить о талантах, в TERA они представлены системой глифов. Начиная с двадцатого уровня, мы можем усиливать способности своего персонажа в зависимости от того, по какому пути мы хотим следовать – PvP, PvE или все сразу.
Танцуют все!
Некоторые называют объект нашего обсуждения уникальным в своем жанре хотя бы потому, что центральное место в нем занимает боевая система «non-target». Но это не совсем так. Если мне не изменяет память, первой MMORPG, в основе которой лежит данная схема, является «оконсоленная» донельзя DC Universe Online. Поэтому вся уникальность TERA заключается не в том, к какому типу принадлежит боевая система, а, скорее, в том, как она реализована. По сравнению с американской DCUO корейская TERA выглядит полностью завершенным проектом. Камера здесь не сходит с ума, а «прицел» отлажен. С технической точки зрения местная боевая система совершенна и доработок не требует, что вообще большая редкость для большинства современных MMORPG. Иными словами, чтобы привыкнуть к управлению в TERA, достаточно провести в игре десять-пятнадцать минут. Все остальное – уже искусство владения тем или иным классом и, безусловно, опыт, набравшись которого вы сможете в одиночку выполнять даже групповые квесты, рассчитанные на пять человек.
Говорить о «главной особенности» TERA можно бесконечно долго. Но в целом все сводится к стандартной схеме консольных слэшеров. Наносим удар, уклоняемся, наносим следующий удар или серию, отпрыгиваем. По ходу дела можно отравить противника, оглушить, бросить в него бомбу. И так до победного конца. На первый взгляд звучит банально. Но на практике все не так просто, как кажется. В схватках с особенно крупными монстрами достаточно пропустить всего лишь один удар, и исход будет предрешен, причем совсем не в вашу пользу. А это, стоит отметить, чревато последствиями. В TERA экипировка не ломается, но каждый бой, вне зависимости от того, выиграли вы или же проиграли, понижает показатель «стамины». Выражаясь понятным языком, чинить вам придется не оружие, а собственное тело. От этого показателя на самом деле зависит чуть ли не половина успеха. При 120% «стамины» ваш подопечный наносит повышенный урон и обладает увеличенным запасом здоровья. А при 70% – пониженным. Восстановить свой запас жизненных сил можно как за деньги, так и у костра. В первом случае процесс займет долю секунды, в то время как во втором – несколько долгих минут.
Кто не работает, тот не ест
Вообще, в TERA придется платить за все. Будь то перелет, телепорт, изучение новых заклинаний и способностей, «починка» души и тела, всевозможные свитки, целебные зелья, бинты или материалы, используемые в производстве. Все это стоит дорого. А денег нам дают мало. Поэтому рано или поздно придется обратиться за помощью к аукциону или к личным торговцам-гомункулам. Заработанные средства игрок сможет потратить как на приобретение предметов первой необходимости, так и на высокоуровневую экипировку.
Но не одной торговлей живут арборейцы. Одну из главных ролей в их жизни играет сбор ресурсов и крафт. Система профессиональных навыков в TERA очень проста, но отнимает много времени. Дело в том, что каждый персонаж в игре может изучить все профессии без исключения. Что касается «полезных ископаемых», добывать их можно несколькими способами: непосредственно из шахт, путем разбора на составные части награбленного добра или же из монстров. Безусловно, наиболее оптимальным вариантом считается комбинирование всех трех методов. Но не будем заострять на этом наше внимание, потому что муторный крафт – это отличительная черта чуть ли не всех корейских игр и особого интереса у западного пользователя не вызывает.
В сравнении с другими MMORPG в TERA многое выглядит проще. Но в отличие от крафта отторжения не вызывает. К примеру, игрок всегда знает, какую вещь ему надеть на своего подопечного, чтобы поднять его эффективность в бою. Одни классы предпочитают носить вещи с повышенным шансом критического удара, другие – с увеличенной скоростью атаки. Но ничего удивительного или сверхъестественного в этом нет. Подбор предметов экипировки здесь скорее интуитивно-ситуативный, нежели таблично-алгоритмический. Во многом это обусловлено бонусами на одежке, активировать которые можно специальными «свитками распечатывания», в случае если вещь запечатана, и последующим зачаровыванием. Заточка в период запуска оригинальной версии проекта следовала правилам исключительного корейского «рандома». Чтобы заточить оружие, скажем, до «+6», у игроков уходило невообразимое количество ресурсов и уйма времени. Но к выходу TERA на Западе разработчики решили изменить «золотое правило», чем, собственно, и упростили жизнь обитателям Арбореи европейского образца. Теперь, если заточка прошла неудачно, ее уровень не понижается. Иными словами, сколько бы раз вы не проваливались, в конце концов вы добьетесь своей цели. Истинные поклонники корейских MMORPG считают это большим недостатком. Но западная аудитория многопользовательских ролевых игр не терпит издевательств над собой, поэтому подобные упрощения пошли TERA только на пользу.
В гостях у минотавра
Вообще, TERA находится посередине между корейскими и американо-европейскими MMORPG. Отнести ее к какому-то конкретному сегменту рынка у вас вряд ли получится. И это скорее плюс, чем минус. Здесь вас ждут удивительные создания и персонажи, которых вы никогда не встречали на просторах других виртуальных вселенных, невообразимой красоты локации и величественные города, объединенные в большой «бесшовный» мир, непохожие друг на друга подземелья и многое-многое другое, что обычно относят к преимуществам восточных игр. У Запада же TERA позаимствовала техническое оснащение. Взять хотя бы ту же систему подбора союзников. Мне, признаться, несколько непонятно, почему игроки так редко ею пользуются, ведь с ее помощью даже преобладающему в игре классу не составит труда найти себе группу для похода в подземелье. Система работает по принципу «межсерверных бандформирований», поэтому процесс не занимает много времени, даже с учетом того, что в вашей группе, состоящей из пяти человек, не будет двух одинаковых персонажей.
Сами же подземелья в TERA («инстансы», «данжи» – называйте, как хотите) фактически разделены на две категории – открытые и закрытые. Первые, как правило, представляют собой одно из звеньев квестовой цепочки, за выполнение которой вас ждет солидная награда. Вторые – традиционный способ получить высокоуровневую экипировку и добить своему «альтер эго» уровень. Подземелья в Арборее, неважно, к какому типу они относятся, абсолютно не похожи друг на друга. Одни выполнены в форме запутанных лабиринтов, другие больше походят на готические замки и, по сути, являются многоуровневыми логовищами местной нечисти. Безусловно, среди них есть и простые сооружения. Но это вовсе не означает, что поход по ним заставить вас скучать.
Говоря прямо, в арборейских подземельях скучать вообще не приходится. Во многом это обусловлено боевой системой TERA, потому как даже банальное избиение низкоуровневого босса превращается в увлекательное действо. Большинство других представителей жанра MMORPG вряд ли могут этим похвастаться, поэтому TERA на их фоне выглядит более привлекательной уже на первых этапах путешествия. Поначалу мы просто уничтожаем одного монстра за другим без малейшего намека на тактику. Но чем выше мы поднимаемся по карьерной лестнице, тем сильнее эти монстры становятся. Сложнее всего в подземельях лекарям. У последних, к примеру, сильно ограничен запас магической энергии, поэтому залечить весь входящий в группу урон им вряд ли удастся. Каждый отдельно взятый участник похода просто обязан грамотно использовать свои навыки уклонения и прикладывать максимум усилий, чтобы избегать сильных ударов. С этой целью разработчики ввели в проект систему оповещения. Неважно, с кем вы сражаетесь, с рядовым кабаном в лесу или с элитным аргоном в замке, перед тем, как провести мощную атаку, у монстра загорятся глаза. На все про все у игрока есть секунда, максимум две. Не успел уклониться – получил, не успел уклониться второй раз – труп. И так пока не поляжет вся группа или не будет убит босс. При желании, конечно, можно отвести своего подопечного в сторонку, переждать немного, пока лекарь освободится и сможет его подлечить, и потом снова вернуться в бой. Но при таком раскладе эффективность отряда сильно падает и в будущем, как правило, приводит к неизбежному поражению.
Из грязи в князи
Примерно то же самое можно сказать и о PvP. В TERA не существует понятие баланса. Его здесь просто не может быть. И все потому, что каждый отдельно взятый игрок, невзирая на классовую принадлежность, может одолеть другого. Лучникам сложнее драться с магами, магам с убийцами. Но это вовсе не означает, что шансов на победу у них нет. Берсеркер, к примеру, может снять войну 50% здоровья всего лишь одним ударом, но в итоге проиграть схватку. Грамотное прицеливание и правильный мана-менеджмент, ловкие увороты и тактические перебежки – все это залог успеха в битве с другим игроком. Но это дуэли. Сражения «стенка на стенку» или «один против всех» требуют к себе более тщательного подхода. Размахивать топором в надежде зацепить хоть кого-то – не вариант. Лечить в режиме нон-стоп тоже. Поэтому тем, кто не готов постигать искусство войны, лучше сразу же пойти на PvE-сервер.
Там сражения игроков происходят исключительно с согласия обеих сторон «конфликта». Чего нельзя сказать о PvP-сервере. Здесь ситуация обстоит совершенно иным образом. Достаточно нажать одну кнопку – и можно отправляться в бой. Нападать можно на кого угодно и сколько угодно раз. Да, это вызывает некое раздражение, но ровно до той поры, пока ты сам не начинаешь заниматься тем же. Стычки малочисленных отрядов – не редкость в Арборее. Спор может возникнуть по любому поводу, будь то ресурсы или элитные монстры. И решить его можно только одним способом – бить друг другу рожи, пока одна из групп не покинет пределы локации или не перейдет на другой канал. Если же вы не хотите убивать своего соперника, всегда можно устроить дуэль. В случае поражения ни вы, ни он не потеряете драгоценную «стамину». Кроме того, на дуэлях можно даже заработать. Для этого достаточно предложить своему оппоненту подраться за золото. Вообще, в отношении PvP и PvE-составляющих у разработчиков TERA очень большие планы. Со временем нас ждут новые территории и подземелья, кроссерверные поля сражений и многое другое. Но это все в будущем. И как оно будет на самом деле – остается лишь гадать.
Если же говорить о том, чем может порадовать TERA высокоуровневых игроков уже сейчас, то в центре внимание окажется политическая система, в основе которой лежат сформированные игроками организации. Если коротко, гильдии здесь – это не просто сборища единомышленников, в TERA само понятие «гильдия» возведено в ранг основополагающего фактора, влияющего на историю того или иного сервера. Суть политической системы заключается в следующем: в Арборее есть три крупных города, и в каждом из них есть свой король (ванарх), которого выбирают игроки из числа себе подобных. Чтобы занять королевский трон, для начала нужно стать экзархом, то есть лордом, и какое-то время провести в одной из провинций. Но и этого в итоге будет недостаточно. Добившись успехов на политической арене, будущему королю предстоит покорить множество вершин как в PvP, так и в PvE. Звучит сложно, но оно того стоит. Ванарх, будучи главой той или иной гильдии, может изменять налоги, улучшать подконтрольный ему город и близлежащие территории. В общем, делать все то, что посчитает нужным, чтобы обеспечить своих подданных всем необходимым. Если же король не оправдает возложенных на него надежд, его всегда можно свергнуть и выбрать нового.
***
Так уж вышло, что серьезных недостатков у TERA: The Exiled Realm of Arborea пока нет. Единственное, к чему у меня возникли претензии, так это к линейным квестам и отсутствию разнообразия в них. Та же World of Warcraft из года в год старается предложить своим подписчикам что-то новое. TERA, к сожалению, такой возможности пока не имеет. Задания здесь ограничены пресловутой схемой «убей сто овец». Продвигаясь по основной сюжетной линии, мы попутно выполняем побочные миссии, зарабатываем опыт и время от времени меняем экипировку. Да, так устроено большинство уже вышедших MMORPG. Но TERA – проект новый, и полное отсутствие даже намека на вариативность отбивает всякое желание читать тексты заданий. Мы только и делаем, что ищем цель на карте, после бежим сломя голову к ней, режем ее на куски и возвращаемся к заказчику. Вкупе с «невидимыми преградами», через которые невозможно пройти, это и повлияло на общую оценку TERA.
Но это всего лишь наше скромное мнение. Как отнесутся игроки к первому проекту студии Bluehole, можно лишь гадать. Многим из вышедших в последние годы MMORPG пророчили светлое будущее. Но ни одна из них так и не смогла даже на сантиметр приблизиться к успеху. У TERA есть все шансы это сделать. Благо, у Guild Wars 2 пока нет точной даты релиза. А если нет, то стать как минимум лучшим многопользовательским ролевым проектом «с корейской душой» на Западе
TERA: The Exiled Realm of Arborea
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Совершенная боевая система, выполненная по принципу «non-target».
- Баланс между PvP и PvE-составляющими.
- Развитая политическая система.
- Привлекательный внешний вид.
Минусы:
- Отсутствие гибридных классов.
- Банальные квесты.
- Муторный крафт.
Оценка: 8.7
Вердикт: по популярности первый проект молодой студии Bluehole вряд ли обойдет World of Warcraft. Но шансы занять почетное второе место у него определенно есть. В любом случае, TERA суждено стать одной из лучших корейских игр на Западе. А это, согласитесь, дорогого стоит!













Не понимаю, почему вы обозреваете столь низкопробные MMO и условно бесплатные шутеры (типо варфейс), или нет более качественных игр, достойных обзора, Diablo 3, например !!! P.S.И даже если обзор на diablo делает не автор, то, я надеюсь, вы понимаете причины моего возмущения и замешательства.
Спасибо, прям на ночь.
гугл хром не помого мне найти кота, а по теме отвык я от ммо.
и норм и ровно
Судя по серебрянным и бронзовым монеткам хочется сказать что японцы нагло взяли ВОВОЛинейдж)) и прилепили движок фар края) посмотрим когда УГнова запилит Сие чудо.... P.S: извиняюсь не фар края а край энджин 3, которым маловато пахнет.... аж перепутать можно
какой еще движок фаркрая лол тут рыло третье и вообще, ну еще одна корейская гриндилка, еще и P2P, и что в ней прям такого уникального? боевка? лол, ее теперь будут везде лепить кто во что горазд, уже вон скоро бетатест халявного RaiderZ будет с той же феней
Шляпа каких over 9000
Я прям как знал, что игра выйдет стоящая.......интересная игра получилась. Хороший обзор.
CynepKup - какой обзор? Игра еще не вышла у нас. Если память мне не отказала, то игра должна выйти 7-ого
x AvaLanchE x Хоть игра у нас не вышла это не значит что админы ПеГе не могут сделать обзор по европейской версии это раз CynepKup И кстати чтоб сделать обзор нормальный надо хотя-бы пару часов пройти, Д3 только вышло, а тебе обзор подавай, а не много ли ты хочешь??