на главную
об игре

Люди-копипасты: рецензия на SOMA

Пять лет Frictional Games делала SOMA. Пять лет мучилась над тем, что того не стоило. Возможно, за это время проект неоднократно был переосмыслен, потому что в финальной версии нет ничего такого, что оправдывало бы столь долгую разработку.

Прежде всего, здесь нет того животного ужаса, который внушали Penumbra и тем более первая Amnesia. Есть саспенс и волнение, но ты не боишься умереть, не дрожишь в темном углу. Нет ощущения полной беспомощности, отчаяния и одиночества. Я уже не говорю о бросавшей в холодный пот непредсказуемости «Амнезии», когда невозможно было почувствовать себя защищенным нигде и никогда. Тут все довольно простенько: такое могли сделать и какие-нибудь другие, менее талантливые в жанре ужасов разработчики. Что-то резко грохочет, что-то внезапно падает, где-нибудь бродят немного агрессивные противники и, само собой, звучат всякие шумы, шорохи, истошно орут и плачут людские голоса. Но в целом это простое щекотание нервов, в разы уступающее даже Alien: Isolation, с которой, к слову, иногда хочется сравнивать SOMA.

Первое время постоянно возникают ассоциации с BioShock, причем дежавю проскакивает на всех уровнях. Знакомым выглядит много, от геймплея и дизайна уровней до, собственно, сюжета и его подачи. Игра начинается с того, что стремительно умирающий молодой человек проходит томографию мозга, а просыпается на подводной станции, где случилась какая-то страшная катастрофа. Он бродит по стеклянным туннелям и морскому дну, ничего не понимающий и ведомый голосом таинственной девушки. Очень быстро выясняется, что людей на станции атаковали машины, а потом, почти сразу становится известно, что это не просто роботы, но и личности.

Примерно спустя час игры в этой истории становится понятным практически все. Интригой остается лишь финал. Тут авторам с одной стороны хватило такта не свалиться в пошлость типа «тебе все приснилось» и прочие глупости, которые начинаются тогда, когда заканчивается фантазия. С другой стороны, развязка довольно простая и скромная, в духе классической научной фантастики: одновременно и обнадеживающая, и горькая. Хотя последний удар кулаком — очень сильный ход.

По сути, это маленькая новелла на тему трансгуманизма. Она цельная, продуманная, увлекательно рассказанная, но она не рассматривает идею человечности под каким-то новым углом, не говорит свежих слов. Даже в играх эту тему уже успешно и гораздо глубже раскрыли такие вещи как, например, The Talos Principle и The Swapper. Я уже не говорю о массовой культуре, от «Престижа» Кристофера Нолана до «Призрака в доспехах».

В механике все тоже неожиданно просто. SOMA недалеко ушла от очень линейной и казуальной Amnesia 2 (разумеется, ее делали другие разработчики, но тем не менее). Головоломки просты и содержат мало небанальных, тонких идей. В свой время Frictional Games отличилась тем, что подходила к задачкам небывало прозаично: они основывались на физике, на интуиции, на рутине. Здесь же такое хоть и случается, но редко.

В тупик гораздо легче зайти в буквальном смысле, чем в переносном. Да и то лишь тогда, когда, например, выходишь в открытое море и пытаешься дойти от одной станции до другой, блуждая между темными сказами, трубами и вялыми, но все равно кусачими патрулями. В остальное время SOMA ведет за ручку.

Враги, кстати, туповатые, медленные и порой забавные. Разве можно воспринимать игру как хоррор, когда уже самое первое появление монстра в ней вызывает смех, и вместо боязливого стелса устраиваешь веселые догонялки? Если умираешь, то обычно по дурости, а не потому что враг такой страшный. Зачем тут нужны аптечки, непонятно. Нагнетать? Слабо получается.

Немногие помнят, но изначально Frictional Games заявила о себе миру как создатель очень продвинутой технодемки. Она вышла в 2006 году и показала фантастическую на тот момент графику и физику. Они не уступали, а в чем-то и превосходили характеристики тогда еще актуального движка Source. Спустя лет эти же люди внезапно делают в SOMA безобразную картинку, свойственную больше играм начинающих разработчиков.

Так что по итогам получилась просто неплохо рассказанная, однако средняя по замыслу и месседжу научная фантастика.


SOMA

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Грамотный сценарий;
  • Интересные философские вопросы;
  • Отличный звук;

Минусы:

  • Много вторичности;
  • Слабая картинка;
  • Неоднозначный геймплей;

Оценка: 6.0

Вердикт: никогда не знаешь, кем окажешься: тем, кто в ящике, или престижем.

118
138
Комментарии:  138
Ваш комментарий

пекабир пекабир спору нет-у этих игр циферки в оценке нужно перевернуть.да и трэшаку на тему футбола под названием fifa 16 - 6 балов-слишком много

SOMA 6.0 Автор: Гоша Берлинский

Twisted Tesla Gigafactory да, с первых строчек стало понятно, кто Автор. Идет по пути НОМАДа с AG

Что случилось с ПГ? Игры со смыслом в этом году можно пересчитать на пальцах одной руки ,и СОМА в их числе. Она заслуживает минимум 8 балов! Когда обзоры вконец утратили свою адекватность? Возможно ,это началось ещё года 2 назад ,впрочем не важно . Я на ПГ 5 лет и всегда смотрел обзоры ,превьюшки ,дайджесты ,но теперь.... Ну его в пень! Пойду искать другой сайт ,где редакция питается ещё чем-нибудь ,кроме метамфетаминов.

чел с пулемётом. =)) игрушка понравилась, прежде всего атмосферой. безысходность, гнетущее окружение, да-да это именно то, чего мне так не хватает :( но видно что с душой делали. про амфетамин - эффект другой и не используется во множественном числе ;) так бы редакция бы за вечер настрочила рецензий на год вперед, а потом бы перемыла всю грязную посуду, потом пошла бы к соседям и им бы тоже перемыла и так пока не отпустит...

чел с пулемётом. "Когда обзоры вконец утратили свою адекватность?" Тогда, когда ктото вроде Wargaming даёт на лапу или когда у авторов начинается п.м.с.

чел с пулемётом.Очень умиляет последняя часть комента )))

Что-то статья напоминает больше обзор пользователя в стиме. Даже знаков столько же. Правда, тут есть одно "но", перечёркивающее все минусы, кроме сюжетных твистов (и якобы плохой картинки). Игра не имеет отношения к Амнезии и Пенумбре. Так, может не стоило весь обзор проводить сравнительную диванную аналитику с этими играми? Хотя Берлинский никогда не меняется, о чём это я... P.S. Гоша, ты где игру-то проходил? В твоём Steam-профиле сыграно всего 4.8 часов и выполнено только 2 первых достижения. Либо ты проходил её на PS4, либо на ютубе, чес-слово >_>

6 у меня бомбит,стоп это ж ПеГЭ здесь Максу ставят 5.5 а Фифе 16 9 баллов так что все норм

Артём Нестеров Уже даже без видео "апсирают игры". Они вообще в них играют?

Из последних рецензий от PG это пожалуй самая адекватная. Игра совершенно скучная и не пугает,о том что не придумали ни каких оригинальных головоломок (при том что механика это позволяет сделать без проблем,и довольно интересные и сложные) я уж и не говорю. Вообще не понимаю,как при такой механике не смогли сделать ни чего оригинальней чем воткнуть вилку в розетку,печаль. Alien: Isolation действительно хоть немного пугал,тут я проходил игру с похер фейсом,а в какие то моменты было просто ну очень скучно,большую часть времени ты ходишь по пустым локациям и ни чего не происходит.

С каких пор в нормальных рецензиях от игровых порталах стал превалировать субъективизм? Такое ощущение, что я прочёл обзор какого-то пользователя из Steam (как правильно выше подметили), ведь такие придирки только там можно встретить. Игру, видать, Гоша даже и не прошёл, ибо тут за версту чуется предвзятость. Ещё и синдромом завышенных ожиданий попахивает. Стыд и позор, товарищ обзорщик, стыд и позор! Я бы сказал, где на данный момент есть самый адекватный и правильный обзор, но боюсь это тут запрещено делать. Как по мне, то SOMA буквально откровение этого года и заслуживает чуть ли не 9 баллов.

Игра то интересная, оценка занижена. Игре 8/10.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ