на главную
об игре

Нубы в Dota 2: эксперимент от PlayGround.ru

Как ни странно, на PlayGround.ru мы практически никогда не пишем о Dota. И это даже несмотря на то, что игра пользуется огромной популярностью, годами находясь в топовых позициях Steam, а в редакции есть люди, которые наиграли в Dota не одну тысячу часов. Хоть у нас и есть эксперты, знакомые с тонкостями игры, исправлять упущение были призваны Гоша Берлинский и Евгений Васютинский. Причина проста: ни один из них ни разу не играл в Dota в прошлом, зная об игре лишь по распространенным стереотипам. Задание было простым: в течение недели им предстояло каждый день играть в Dota 2 на российских серверах, а затем составить свое впечатление об игре. Что из этого получилось, читайте в нашем материале.

Гоша Берлинский: «Мы ждали шквал оскорблений, классику про „мамку“ и недовольных школьников в голосовом чате, но не дождались»

Я всегда относился к Dota нейтрально. Ну, есть такая игра, ну, играют в нее — мне по барабану. Так было до тех пор, пока наш редактор не попросил сложить о ней впечатление. Это было ошибкой. Бывает, что пробуешь какую-нибудь суперпопулярную игру, и сразу втягиваешься. Понимаешь, почему ее любят. У меня так было с Overwatch — игрой, которую я считал и продолжаю считать подражанием Team Fortress 2 (но господи, какая она клевая). Милая, смешная, увлекательная. Страшно, ужасно, невероятно увлекательная.

А бывает, что лучше не иметь мнения вообще, и так получилось с Dota. Я играл в Prime World, которая была плагиатом Dota, и в целом представлял, что меня ждет. Но я даже не догадывался, что в 2017 году разница между ними может быть минимальной. Казалось, я был готов ко всему, но реальность застала врасплох.

Возможно, раньше игра была комфортной и приятной, но не теперь. Главное меню показалось простым и понятным, хотя Васютинский долго искал большую красную кнопку типа «Играть!». Однако стоило начать бой, и я чуть не умер. На экране тьма информационного мусора, как в корейской фентезийной MMORPG. Море текста и разноцветных панелек разной степени важности. Они загрязняют экран, что жутко неудобно, ведь игрового поля и так почти не видишь. Хочешь развернуть камеру пошире, но не можешь. Убогий, сильно ограниченный обзор — именно то, что нужно для киберспортивной игры, ага. Ведь иначе будет нечестно.

Казалось, я был готов ко всему, но реальность застала врасплох.

Разбираться в чудовищно кривом, перегруженном интерфейсе больно и не хочется. Опытные игроки явно целиком перешли на горячие клавиши и сильно переделали интерфейс и управление в личных настройках. Кто-то скажет, что все «сделано для людей», ведь им дали переделать игру под себя. Я вам скажу, что в хорошей игре ты не хочешь ничего под себя переделывать. Тебе и так удобно будет — так, как придумали разработчики.

Но попытки понять, что и зачем нажимать, оказались интереснее самой игры. Мы с Евгением почти ничего не делали первый матч, но команде было наплевать. На нас не обращали внимание. Мы ждали криков «Руинеры!», шквал оскорблений, классику про «мамку» и недовольных школьников в голосовом чате, но не дождались. Даже несмотря на то, что Васютинский так приуныл, что попытался портить игру намеренно. Ничего не вышло. Все молчали.

Только во втором матче началась некая движуха. Не прошло и пяти минут, как весь чат называл нас клоунами. Высказывались предположения, что мы делаем новый летсплей для YouTube. Наконец зазвучал хилый, забитый мужской голос, и пригрозил нам «репортом». «Но мы же ничего не сделали!», — ответили мы, и это была правда. «Мы просто новички. Научите нас. Что мы делаем не так?». Но нам снова пригрозили репортом. Весь матч напоминал общение слепого с глухонемым. Мы просили нас научить — нам неуверенно отвечали, что мы нехорошие люди и нам будет больно.

Васютинский так приуныл, что попытался портить игру намеренно. Ничего не вышло. Все молчали.

Но больно не стало. Стало скучно. Еще скучнее. В каждом новом матче нас быстро разоблачали (потом Вася Кургалов сказал, что мы брали персонажей, которые «не в мете»), а на связь выходили 20-летние мальчики и неуверенно ругались на нас. У них были такие загнанные, картавые, задротские голоса, что казалось, пригрози им приехать и надавать по лицу — так поверят же, заколотят все двери и будут дрожать под кроватью.

От скуки мы начали разбираться в механике. Больше всего нас интересовало, почему мы так медленно растем в уровнях, даже если стараемся. Как потом, опять же, объяснил нам Вася, надо было качаться на мобах, причем не просто убивать их, а тактично добивать в правильный момент. Интересно, что таких хитрых вещей в игре много, и тебе их никто не объясняет. Вообще. Если кого-то учили плавать, просто бросая в озеро с лодки, то они поймут, каково это. Либо сначала нужно посмотреть/почитать кучу гайдов. Но я же пришел сюда играть? Я новичок, я не знаю меты, я не знаю хитростей — я просто хочу поиграть, пофаниться. Но игра говорит мне: вали нахер. Сначала сдай на права. Неудивительно, что все игроки, которые с нами говорили, были высокомерными задротами. Он чувствуют себя элитой.

Зачем тогда в это играть? Васютинский прямо так и спросил Васю: зачем? На что Вася ответил: развивает тактические способности.

Фигня все это. Это миф. Точно такой же, как то, что шутеры развивают реакцию. Counter-Strike не научит быстро увернуться от кулака или кирпича. Dota 2 не сделает из вас успешного менеджера/организатора/так далее. Ее опыт в жизни вам нисколько не пригодится. Вы разучите миллион тактик, но сможете прилагать их только в самой игре. Ее тактики — это внутриигровые лайфхаки. Ее работа в команде — надуманность. Хотите понять, что такое взаимовыручка — садитесь с друзьями в машину и езжайте в путешествие. Когда начнутся мелкие проблемы в пути (а такое всегда), это научит гораздо большему, чем сто партий в Dota.

А все эти комбинации быстрых клавиш, нюансы меты, хитрости прокачки — это гора мусора, которая забьет вашу голову, чтобы вы смогли чего-то добиться в игре и забыть о том, что ни хрена не добились в жизни.

Евгений Васютинский: «Игроки в Dota 2 автоматически должны знать все тонкости и нюансы игры за Тинкера, даже если они в первый раз запускают игру»

Весь этот культ вокруг игры мне не был понятен еще с тех времен, когда Dota была всего лишь модификацией для Warcraft 3. Несмотря на то, что тогда я еще любил глобальные пользовательские моды вроде Eclipse для Half-Life 2, суть Dota я так и не уловил. Если смену акцента на управление одним-единственным игроком я еще понимаю, то почему игроки без ума от такой банальной концепции, мне неясно до сих пор. Это же онлайн-экшен, в котором даже не нужно точно прицеливаться!

Давайте посмотрим на Dota 2 в общих чертах: карта с тремя проходами и десятью людьми. Да в той же Counter-Strike ровно то же самое — разве что классов и их комбинаций шутеру недостает. Тогда возьмем шутер с классами вроде Overwatch. Давайте даже не брать точные цифры — просто примерно сравним, насколько Overwatch популярнее Heroes of the Storm. Дело даже не в конкуренции между HotS и Dota 2 — скорее, Valve просто понемногу забила на Team Fortress 2 и позволила любителям командной тактики полностью перейти в Dota 2. У Blizzard до сих пор два тактических экшена, которые мешают друг другу. Недавно у меня даже был спор с друзьями на тему того, к какому жанру отнести Overwatch: из-за большого количества MOBA-элементов отнести игру к чистому шутеру не получается.

Разве у Counter-Strike нет боевой арены и мультиплеера? Разве у dust_2 нет трех линий и мида?

Получается, что все эти тысячи наигранных часов возникают только из-за того, что людям очень интересно заучивать комбинации и тайминги определенных персонажей, а затем пытаться повторить то же самое в сочетании с комбинациями и навыками других игроков. И в этом нет ничего плохого. Например, если бы FIFA не выходила ежегодно, то счетчики наигранного времени любителей футбола не отставали бы от таковых у поклонников чужих мам (об этом, кстати, тоже зайдет речь). Разве что у FIFA механика сама по себе уникальна, а Dota скорее комбинирует разные онлайн-экшены. В принципе, MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) даже как жанр не совсем самостоятельна. Разве у Counter-Strike нет боевой арены и мультиплеера? Разве у dust_2 нет трех линий и мида? В названии жанра нет никаких уточнений насчет стратегии и тактики, и это лишь доказывает его размытость.

Тот самый эксперимент, который мы провели с Гошей, показателен еще и тем, что Dota 2 абсолютно равнодушна к новичкам. Нет, здесь есть минимальный набор обучающих миссий, в которых вам придется бить крипов до посинения. Есть и система рангов, но она не для того, чтобы оградить новичков от профессионалов. Судя по наблюдениям, игроки в Dota 2 автоматически должны знать все тонкости и нюансы игры за Тинкера, даже если они в первый раз запускают игру. В противном случае ты — «фидер». Да ладно вам, ребята, это сама Dota 2 посчитала, что моей статистики в две игры достаточно, чтобы быть вашим напарником!

Несмотря на то, что за игроками в Dota 2 навсегда закрепилась слава любителей чужих мам, ни один из них за десяток часов не попытался перейти на личные оскорбления.

Dota 2 абсолютно перегружена самыми разными элементами. То огромное количество картинок с чемпионатов, занимающих две трети экрана, попросту пугают. То же самое и с героями: их стало настолько много, что найти подходящего твоему стилю очень сложно. Неудивительно, что на игру тратится столько времени — попробуй отыщи нужного персонажа!

И, что самое главное, нам не попалось ни одного матерящегося тиммейта. Несмотря на то, что за игроками в Dota 2 навсегда закрепилась слава любителей чужих мам, ни один из них за десяток часов не попытался перейти на личные оскорбления. Мы пытались спровоцировать аудиторию: намеренно ходили вдвоем на мид, сливались противнику и просто тусовались в лесу. Ничего не помогло. Спровоцировать получилось только в самой извращенной форме. Я начал рассказывать о том, что совсем не умею играть в MOBA, и попросил научить играть. Началось нечто невообразимое: тут же стали прилетать не только подсказки, но и полноценные гайды. При этом мы заходили и в более высокоуровневые матчи. Везде одно и то же — на наши попытки спровоцировать игроки отвечали дружелюбием. Не то что в комментариях на сайте!

Бесспорно, как соревновательная игра Dota 2 отлично подходит для киберспорта — это как будто логичное развитие стратегий с добавлением командного взаимодействия. Но полюбить «Доту» я так и не смог. Поэтому у меня есть последняя надежда — объясните мне в комментариях ваши аргументы. Что именно заставляет вас наигрывать пять тысяч часов?

Комментарии:  112
Ваш комментарий

Ничего против доты не имею, но статья из разряда.Я зашел в moby но тут оказывается нужно потратить n кол-во времени на освоение механики игры, бла бла бла я хотел что бы меня вели за ручку и имели мою мамку.

Класс статейка.. Два не очень явно умных человека просто слили пару игр людям. Класс! Вот это уровень PG! Больше порадовало то где они играли а это рейтинг 3(2)к! Прям новички.. Эксперимент от дебилов для дебилов не более.

what228 да, прямо так все расплакались , что пару игр слили... мне прям жалко малолетних задротов, которые плакали, что им в очередной раз нубы попались.

denis.manulik >малолетних<<br /> Самому сколько лет что такие глупости пишешь?

what228 где глупости? я уверен, что 90% играющих в эту игру - ребята до 25.

Там есть очень дословное обучение, на РУССКОМ языке, но учиться "мы" конечно же будем в самой игре, попутно насилуя и без того еле функционирующий мозг другим овощам (тиммейты)". Вот такие вот " ни себе ни людям" усирают рейтинги в том же Overwatch, пару вечером за вдову наиграют и прут людям гадить, ведь "Я ЖИ НАВИЧОК НОУЧИТЕ ПАЖАЛУСТА ИГРАТЬ!" пс хейтер датана 79 lv.

Поучились бы хоть с ботами в начале, гайды почитали. А то как то странно читать это все.

а по факту цитата "Но я же пришел сюда играть? Я новичок, я не знаю меты, я не знаю хитростей — я просто хочу поиграть, пофаниться" как бы обучение вам для чего сделано в доте? Боты? боже дибилы

Если усреднить прочитанное и все уже оставленные комментарии, то как-то не особо понятно, чего ради эксперимент замышлялся... У любой МОВА важной сутью механики является знание скиллов персонажей, их особенностей, etc. Т.е. тех самых тактик, на которые так грешили в этой статье. И стоит сказать, что я редко встречала людей, которые шли бы в онлайн игру (не важно какую) перед этим не прочитав хотя бы парочку гайдов, вот серьёзно. Сейчас все вообще стараются максимально подготовиться к тому, что их ждёт. Перед стартом новой ММО народ на Китай/Корею (нужное подчеркнуть) идёт в иероглифах ковыряться, чтобы ворваться и стать лучшим. А тут пару гайдов прочитать не смогли... И ладно бы в игре обучалок не было! Valve сделали довольно-таки наглядную систему обучения для новых игроков. Там и про добивание, и тайминг, и лайны. И вполне понятным языком, стоит сказать. Плюс, даже зайдя на пять минут в дотабафф можно примерно понять, какие персонажи подходят для новичков. Увидеть по уровням разбитую прокачку, закупку в зависимости от роли, даже, блин, поведение на разных этапах игры (совсем для нубиков, так скажем). Так потратьте время, выберите персонажа полегче, откройте на телефоне "план закупок" и вперёд, "за Скайрим!". Зачем брать тонкого керри, или нюкера? Начните играть с полезного, но не такого сложного. Сыграйте с ботами. Я, когда начинала, играла с ботами на каждом персонаже минимум по 3-4 игры, и только после этого выходила "в свет". Конечно, главная аргументация этой статьи - "я зашёл весело провести вечер, а мне не дали". Ну, сорьки. Для этого у вас есть синглплеерные игры. А в мульти, уж будьте так добры, подготовьтесь хотя бы по-минимуму. И не подводите людей.

Я вам скажу, что в хорошей игре ты не хочешь ничего под себя переделывать. Тебе и так удобно будет — так, как придумали разработчики. Да-да верх мастерства создания интерфейсов это пара значков конпок Х и У по которым надо долбать во имя вина и кинематографичности. Фигня все это. Это миф. Точно такой же, как то, что шутеры развивают реакцию. Counter-Strike не научит быстро увернуться от кулака или кирпича. Dota 2 не сделает из вас успешного менеджера/организатора/так далее. Ее опыт в жизни вам нисколько не пригодится. Вы разучите миллион тактик, но сможете прилагать их только в самой игре. Ее тактики — это внутриигровые лайфхаки. Ее работа в команде — надуманность. Хотите понять, что такое взаимовыручка — садитесь с друзьями в машину и езжайте в путешествие. Когда начнутся мелкие проблемы в пути (а такое всегда), это научит гораздо большему, чем сто партий в Dota. Бабуля вам не по адресу, вам с телеком надо поговорить: вас там ждут, выслушают и еще будут поддакивать, что игры - зло и во всем виноваты. Сами себе что-то напридумывают, сами себе опровергнут. Получается, что все эти тысячи наигранных часов возникают только из-за того, что людям очень интересно заучивать комбинации и тайминги определенных персонажей, а затем пытаться повторить то же самое в сочетании с комбинациями и навыками других игроков. Ох уж эти игры! Нет, что бы книжку почитать или на огороде силу земли от огурца получать, так эти ваши геймеры тратят кучу времени на свое хобби, где надо не только по клавиатурке случайным образом тыкать, а что-то знать и, порой, думать! Это все ваши интернеты виноваты! Вот раньше были игры у детей: сидит в песочнице с лопаткой, песок жрет и камнями кидается... а теперь что-то там учит для игр! Жуть! А в универе/школе оцинки плохие! Читать древнюю литературу не хотят! Уууу ироды проклятые эти пендосы: всю молодежь попортили играми этими!!!111 В принципе, MOBA (Multiplayer Online Battle Arena) даже как жанр не совсем самостоятельна Историю о том как риоты лецензировали лол ну никто же не знает угу. И, что самое главное, нам не попалось ни одного матерящегося тиммейта. Несмотря на то, что за игроками в Dota 2 навсегда закрепилась слава любителей чужих мам, ни один из них за десяток часов не попытался перейти на личные оскорбления. Ну так система наказаний работает хорошо. Злобные мамашкины школники сидят в гетто с такими же. Ну и ясен пень туда попадают за репорты, а не просто со старта.

Ну, в общем... брейте ммр и ноги, я уже в дороге.

_Lemon_ ты бы коллег подготовил что-ли. Ато тинкер в первых играх это такое)

ахаххахахахХАХАХАХАХХАХАХ зайти в игру и сразу играть, ничего что обучение в 6 этапов? нет? херня полная, скипаем и потом чё да как? и просим людей, которым явно не до вас, удачи ребят, вам только и делать что впечатления по сложным игрушкам строчить, удачи. Вы сами захотели прыгнуть с лодки чтоб научиться плавать, вас не заставляли

Илья Красилов Ну автор, сразу видно, одноконопочная безмозглая обезьяна, способная только огонь нажимать на мышке. Этот феерически дебил думал без обучения с ходу с первого матча поймет суть игры.

ЗАГРУЗИТЬ ВСЕ КОММЕНТАРИИ