С тех пор как вышла Dear Esther, бродилки-ходилки проделали обидный путь от искусства до шутки. Сегодня, если в игре нужно только ходить-изучать, это обычно вызывает только фейспалмы и вздохи. Виноваты в этом исключительно разработчики — большинство из них умудрялись сами портить свои игры, либо уничтожая атмосферу, либо включая странные игровые механики, либо сливая финал. Последние хорошие бродилки появились на стыке жанров: Firewatch — c адвенчурой, Layers of Fear — c хоррором. И тут, на закате всего, появилась What Remains of Edith Finch — возможно, лучшая игра в этом жанре вообще.
Эдит Финч — 17-летняя девочка, которая после смерти матери возвращается в старый фамильный дом, откуда уехала в совсем юном возрасте. Огромный, немного гротескный особняк был построен ее прадедом на отдаленном острове, на берегу моря, и десятилетиями служил домом для огромного семейства Финчей. Пока со временем в живых не осталась только Эдит.
Вся игра — путешествие одновременно по дому, от подвала до самых верхних этажей, и по воспоминаниям о других Финчах (а их там целая толпа — разработчики даже нарисовали семейное древо в меню). Притом это не детектив наподобие Gone Home — здесь нет никакого расследования. Тебя не заставляют собирать длинные записки, читать обрывки газет и заниматься прочей кропотливой квестовой работой. Игра быстро переходит от банальной интриги «что здесь произошло» до «кем были эти люди» и «как они умерли».
Эдит бродит от одной личной комнаты к другой, каждую из которых ее мать превратила в некое подобие мемориала, а тем временем ты ныряешь во флэшбеки. Все они уникальны. Каждый — короткая, но яркая и законченная история, рассказанная всегда неожиданным образом. Они все про смерть — обязательно неожиданную, трагичную, случайную, но не обязательно буквальную. Иногда в них гораздо больше поэтичности, даже мифичности, чем фактов.
Например, самая первая история, которую мы встречаем, рассказывает о девочке, которая однажды ночью превратилась в кота, сову и акулу. И ты не просто наблюдаешь это со стороны, а тоже прыгаешь по веткам, пытаясь поймать птицу, летаешь над лесом и плаваешь в море. Другая история рассказана через интерактивный комикс про маньяка. А в третьей нужно просто раскачиваться на качелях.
Игра постоянно пробует что-то новое, и возвращения в старый замок, к комментариям Эдит, воспринимаются как паузы в телешоу. По сути, получился сборник коротких рассказов, очень пронзительных и мрачных, душевных и несправедливых. Краткая семейная сага, в которой все кончили плохо. Притом в какой-то момент ты понимаешь, что ничего хорошего тебе не расскажут, что дальше будет только очередная трагедия, но ты хочешь ее услышать, прочувствовать, понять.
Каждая история — попытка посмотреть на мир другими глазами, показать разницу в том, как одно и то же видят разные люди. Ради это авторы, конечно, прибегают к небанальным приемам. Допустим, эскапизм, уход в воображаемый мир, здесь показан через эволюцию видеоигры. Герой все больше погружается в свои фантазии, а тем временем они, эти фантазии, улучшаются в графике, камера сверху меняется на изометрию, изометрия — на полное 3D.
Даже субтитры превратились в отдельную механику. Они подсказывают, что делать, куда смотреть, в какую сторону идти. Разумеется, это связано с тем, что у сквозного сюжета Эдит тоже есть свой сценарий со своей последовательностью комментариев, со своими деталями, маленькими открытиями и поворотами. Ведь и сам особняк как игровая площадка. Многие двери замурованы или закрыты, но полно потайных ходов, и нужно ими пользоваться. Ты словно сам попадаешь в детство, и это большое достижение — заставить чувствовать ностальгию по вымышленному месту.
Каким-то образом в совсем недетскую игру иногда проникает исключительно детское озорство, чувство приключения. Ты никогда не знаешь, что ждет тебя в следующей комнате. Внимательно рассматриваешь их, хотя почти ничего нельзя потрогать. У всех помещений, от холла до туалета, есть история, и они говорят о людях, которые тут жили, намного больше, чем говорит про них сама Эдит.
Но в этом можно увидеть и единственный минус: разработчики создали невероятно грустное и одинокое, но в той же степени интересное и уютное место, для которого недостаточно тех полутора-двух часов, которые идет игра. Как будто у Финчей осталось еще много историй и секретов, которые мы никогда не узнаем. Их они погубили, но мне-то интересно.
What Remains of Edith Finch
Рецензируемая версия игры: PC
Плюсы:
- Неожиданно;
- Душевно;
- Умно;
- Необычно;
Минусы:
- Непродолжительно;
Оценка: 9.5
Вердикт: если вы вдруг хотели игру по «Лемони Сникету», то это практически оно.
Идиотский сценарий, душевно только из-за того, что каждый член семьи погибает, а почему? А потому. Понравилась только история в комиксе с использованием великолепной музыки Карпентера из Хэллоуина.
игра полное Г не верьте продажным рецензиям
Игра очень хороша.Всем рекомендую.
Ничего интересного в игре не увидел,3 часа довольно скучной бродилки которая пытается вернуть тебя в детство, но у неё это не получается,сюжет разочаровывает,концовка вызывает только одну эмоцию "и это все?",кроме вставок с флешбеками нечего вспомнить, и вот это 9.5?Серьезно? Firewatch вы поставили 8 хотя она на голову круче, по всем параметрам этого "шидевра".
Да взорвутся пуканы)
Propovednik_e34
Ничего не взорвется, так как это же Гоша, а ему можно.
Мое лицо когда вижу очередной обзор на симулятор ходьбы с "душой"
Бомбардировщик Смотри на симулятор попки....и зевота пройдет
сжечь консолоту фу, рвануло!
Бомбардировщик Не любишь сочный вареник?
Люблю, когда ПГ ставит инди-играм оценки выше 9. Сразу на пук...кхм, сердце так тепло становится.
Лучшее что было в этом году для меня..
Гоша в восторге от очередного симулятора ходьбы? А игра где?
Rageinside и будешь потом нам говорить какая же крутая или отстойная игра, не поиграв..