на главную
об игре
Batman: The Enemy Within - The Telltale Series 08.08.2017

Почти как Нолан. Рецензия на Batman: The Enemy Within

С самого первого эпизода Batman: The Enemy Within Telltale Games дали игрокам понять, что второй сезон интерактивного сериала о Рыцаре Готэма будет отличаться от первого. Уже после «Загадки», в одночасье уложившей на лопатки все пять предшествовавших ей серий, я понял, что определенно хочу знать, чем закончится вся эта история. Вопрос был лишь в том, сможет ли «Внутренний враг» до самого конца сохранить весь тот драйв, что мы видели пилоте?

И вот момент истины наступил. 27 марта состоялся релиз последнего эпизода интерактивного комикса под названием «Same snitch». Так что теперь можно отбросить в сторону все домыслы и, наконец-то, оценить всю историю целиком.

Бэтмен: Год второй

Сюжет Batman: The Enemy Within стартует вскоре после событий первого сезона. Террористическая организация Дети Аркхема престала быть угрозой для Готэм-Сити и в город вернулось относительное спокойствие. Днем Брюс Уэйн потихоньку восстанавливает подмоченную репутацию под личиной миллиардера-плейбоя-филантропа, а по ночам вершит уличное правосудие в образе Бэтмена.

Размеренной жизни конец, когда в мегаполисе объявляется Эдвард Нигма по прозвищу Загадочник. Когда-то он был первым готэмским преступником, облачившимся в яркий костюм и провозгласишим себя суперзлодеем. Преступления Загадочника поражали своей дерзостью, а незаурядный интеллект позволил ему долгое время водить полицию за нос, а после бесследно исчезнуть, избежав правосудия.

Темного рыцаря возвращение Загадочника, разумеется, не радует ни капли. Наш герой бросает все силы и средства обоих своих личин на то, чтобы окончательно избавить родной город от выходок супостата в зеленом, но фатально недооценивает злодея и эта ошибка, в конечном итоге, уносит жизнь одного из союзников Бэтмена/Уэйна. Подливает масла в огонь некая правительственная организация, именуемая Агентством. Возглавляет ее суровая дама внушительных габаритов по имени Аманда Уоллер. Поймать Загадочника для нее дело принципа, и ради этого женщина не побрезгует ничем. В том числе и помощью таинственного мстителя из Готэма. Правда, для Уоллер Бэтмен вовсе не является загадкой. Аманда прекрасно знает, физиономия какой готэмской знаменитости скрывается под маской Человека-летучей мыши, а потому ее просьба о помощи больше походит на шантаж.

Объединив усилия, Агентство, городская полиция и Бэтмен дают отпор Загадочнику, но тут на горизонте появляется более серьезная проблема. Дело в том, что Нигма действовал не один. Вместе с ним в Готэм прибыла целая шайка отнюдь не законопослушных граждан, именующая себя Союзом. Помимо Эдварда в Союзе числятся такие ветераны DC, как Харли Куинн, Мистер Фриз, Бэйн, Женщина-кошка и Джон Доу, которому еще только предстоит стать Джокером. Последний при этом сразу же наведывается в гости к Брюсу Уэйну с просьбой помочь его товарищам в борьбе за «правое дело». Пораскинув мозгами, миллиардер и Уоллер решают использовать представившуюся возможность для раскрытия мотивов суперзлодейского синдиката.

Как и первый сезон супергеройского сериала, «Внутренний враг» фокусируется на фигуре Брюса Уэйна. Бэтмен же здесь выступает в качестве альтер-эго некогда любимого сына Готэма. Разработчики не упускают ни малейшей возможности показать вам, что их гораздо больше интересует не маска, а человек, который за ней скрывается. Достигается это путем самых разных приемов: от изображения супергероя в костюме, но без маски до обращений в духе «Мастер Брюс» или «Уэйн» регулярно звучащих в адрес Темного рыцаря, облаченного в полную боевую экипировку. Нечто похожее мы уже видели в кинотрилогии Кристофера Нолана. Но из-за разницы в форматах Telltale все же смогли наделить и богача-альтруиста, и его второе я примерно одинаковым количеством экранного времени. А вот британскому режиссеру, как вы помните, для достижения похожего эффекта пришлось снимать трехчасовой фильм о Бэтмене, где самому герою отведено меньше половины хронометража.

Еще одним, бесспорно, крутым моментом в Batman: The Enemy Within является внезапная смена жанра игры во втором эпизоде сериала. С того самого момента, когда Брюс Уэйн становится «кротом» Агентства в рядах Союза, второй сезон из супергеройского комикса с налетом драмы превращается в крепкий шпионский триллер в лучших традициях Splinter Cell: Double Agent. Продвижение по сюжетной ветке начинает напоминать прогулку по минному полю. Чтобы выйти живым изо всей этой передряги, миллиардеру под прикрытием в буквальном смысле придется стать своим среди чужих и чужим среди своих. Только сделать это не так уж и просто. На протяжении всей «шпионской» части сюжета игра то и дело будет испытывать вас на прочность, предлагая непростой выбор между легендой и моральным кодексом. Вот за Брюса поручается один из бойцов Бэйна, а час спустя босс уже вовсю ломает бедолаге кости, требуя сознаться в предательстве. Разумеется, вам предложат попытаться спасти несчастного, рискнув собственной шкурой. И таких моментов действительно много, но рассказать о большинстве из них без серьезных спойлеров просто невозможно.

Интересно выстроено и переключение между Брюсом Уэйном и Бэтменом. Если первому, как уже было сказано, во втором сезоне работать приходится по большей части мозгами, то второй здесь играет роль «командных мускулов». Как только Брюс собирает достаточно информации об очередной операции Союза, Темный рыцарь вступает в игру, чтобы помешать злодеям претворить эти планы в жизнь. В основном такая перемена ролей не зависит от воли игрока и происходит чисто по скрипту. Но и старый добрый выбор, в каком обличии добиться той или иной цели, никуда не делся. В определенные моменты игра все же позволяет вам решить, кого лицезреть на экране в ближайшие 10-15 минут: человека или же Человека-летучую мышь. К сожалению, таких моментов в Batman: The Enemy Within преступно мало. Пересчитать их можно буквально по пальцам одной руки.

Канон трещит по швам

А вот отступлений от комиксного канона во «Внутреннем враге» хватает с избытком. Да чего уж там, при желании об этом можно было бы написать целый блог (Хорошая идея. Использовать ее я, конечно, не буду). Так что если кто-то еще надеется, что в этот раз разработчики отнеслись к первоисточнику с большим уважением, нежели в 2016-ом, то у меня для вас плохие новости. Тем же, кто играл в оригинал, но никак не может решить, тратить ли свое время на сиквел, я бы советовл вспомнить, какой была ваша реакция на самые смелые твисты первого сезона.

Если в момент, когда лидер Детей Аркхема снял маску, у вас не возникло желания поскорее напиться, дабы забыть об увиденном, а приятельские отношения Бэтмена и Пингвина не вызвали вопросов в духе «Да что за…?!», то смело можете запускать продолжение. В противном случае от прохождения второго сезона я бы все же рекомендовал воздержаться, ибо понижать градус отсебятины Telltale даже и не думали.

В этот раз наиболее сильное желание поработать напильником у разработчиков вызвал образ Джокера – главного врага Человека-летучей мыши. Сколько метаморфоз претерпел самопровозглашенный Клоун-принц Готэма за почти что 80 лет своего существования, точно не скажет, наверное, никто. В разное время он был и гангстером, и анархистом, и татуированным метросексуалом. Джокер то вымахивал до трех метров в высоту под действием опасного мутагена, то переносился в средневековую Японию, то срывал кожу со своего лица, а затем носил ее как маску. И все же Telltale здесь умудрились перещеголять если не всех, то определенно многих.

В The Enemy Within зеленоволосый психопат лишается своего самого главного качества. Он перестает быть злодеем. Вместо этого разработчики представляют Джокера эдаким куском глины. И лепить из него предлагают не кому-нибудь, а нам с вами, уважаемые друзья и соседи! В начале истории у этого парня нет ровным счетом ничего: ни прошлого, ни цели, ни даже имени. А вот кем он станет в итоге, зависит исключительно от действий игрока. Если будете с ним любезны, то в пятом эпизоде Джокер предстанет в образе безбашенного антигероя-линчевателя, но если же вы его обидите – готовьтесь узрить мстительного врага, мечтающего унитожить все, что дорого как Брюсу Уэйну, так и его альтер-эго. То есть в игре фактически присутствует не один Джокер, а сразу два. И только игроку решать, с каким из них иметь дело в финале. Лично я выбрал Джокера-друга и, надо сказать, не пожалел. Клоун-принц, пытающийся «косить» под Бэтмена, но вместо этого действующий, как Каратель – зрелище, которое определенно должен увидеть каждый. А развязка из серии «Сколько волка не корми…» только прибавиляет происходящему философского смысла.

Стоит сказать, что одной лишь трансформацией главного злодея дело не ограничилось. О нет, в этот раз пресловутому канону от разработчиков досталось ничуть не меньше, чем в предыдущий. Начать, пожалуй, следует с того, что Telltale, во время производства интерактивной «Игры престолов», явно увлеклись идеями Джорджа Мартина. Персонажи во втором «Бэтмене» умирают гораздо чаще. Некоторым не помогает выжить даже статус завсегдатаев комиксной вселенной. Пост первого злодея Готэма отошел Загадочнику, но это определенно плюс. Стараниями «тейлов» игроки, привыкшие к несуразному ботанику с пунктиком на вопросительных знаках из серии «Batman: Arkham» и фильма «Бэтмен навсегда», вспоминают о том, что на самом деле Нигма – это не какой-то фрик в зеленом, а расчетливый, хладнокровный педант, стремящийся доказать свое интеллектуальное превосходство над всем миром во что бы то ни стало. Нашлось место и для Отряда самоубийц. Разумеется, без кадровых перестановок в нем не обошлось. Напоследок создатели второго сезона решили как следует наступить на больную мозоль нетолерантной части геймерского сообщества и сменили пол Робину. Ну а дабы пронять особо стойких индивидов, «отбомбивших» свое еще во времена «Возвращения Темного рыцаря», протеже Бэтмена/Уэйна поменяли еще и цвет кожи.

Но давайте не будем раньше времени хвататься за вилы. Да, в своей истории Telltale действительно нарушили несколько постулатов, которые любому фанату оригинальных комиксов DC раньше казались незыблемыми. Но разве они первые, кто до этого додумамался? Вовсе нет. Женская версия Робина? Та же Кэрри Келли стала помощником Темного рыцаря еще в 1986-ом. Джокер сменил амплуа? Так и Бэйн в заключительном фильме трилогии Кристофера Нолана Веномом не баловался. Да и в тюрьме, как потом оказалось, не сидел. Детей Аркхема возглавлял… Ну, в общем, тот самый персонаж? А давайте-ка лучше вспомним, кто в итоге оказался Джеком-потрошителем в Gotham by Gaslight (я тогда себе чуть лоб фейспалмом не отбил, между прочим). И не надо оправданий, что это всего лишь спин-офф. The Enemy Within тоже на звание истины в последней инстанции не претендует.

Статус адаптации тем и хорош, что позволяет изменять старую историю, дабы ее было интересно слушать и в сотый, и в тысячный раз. Другое дело, что Telltale порой уж очень увлекаются этой игрой в имитацию и словно перестают следить за качеством  переосмысленных сюжетных арок.

Брюс Уэйн весьма органичен в роли двойного агента. Его дворецкий Альфред, испытывающий проблемы со здоровьем, хорош в драматическом амплуа. К месту пришелся и снедаемой жаждой мести Загадочник. А вот ребрендинг романтической линии между Джокером и Харли Куинн уныл чуть более, чем полностью. В век победившего феминизма история о психиатре Харлин Квинзель, сошедшей с ума от любви к «прекрасному клоун-принцу», превратилась в скучный рассказ о жалком подкаблучнике на побегушках у сильной и независимой женщины. Здесь нет той неопределенности, что была присуща отношениям героев Джареда Лето и Марго Робби в «Отряде самоубийц». Все предельно ясно: он ее любит, а ей на него пофиг. Нет и той изящной манипуляции, что была в серии «Batman: Arkham». Она, вроде бы, его использует, но дальше заурядных «подай то» и «принеси это» дело не заходит. На что-то вроде «Устрой массовый бунт заключенных в “Блэкгейт”» или «Пронеси мою грязную бомбу в “Аркхем”» даже и надеяться не стоит. 

В результате таких вот сценарных оплошностей, сюжет Batman: The Enemy Within становится похож на чашку чая, в которой сахара на одну ложку меньше, чем вы привыкли класть. Пить можно. Да только вот насладиться в полной мере не получается.

Работа над ошибками

Поскольку первый сезон саги о Бэтмене у Telltale получился весьма «сырым», в сиквеле разработчики решили проделать работу над ошибками. Получилось ли у них это? На мой взгляд, скорее да, чем нет. Но давайте обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза после запуска Batman: The Enemy Within – это увеличившийся градус брутальности происходящего на экране. Очевидно, вдохновившись собственной адаптацией The Walking Dead, «тейлы» в этот раз решили сделать ставку на натуралистичность. Уже в первые минуты игра крупным планом демонстрирует, что бывает с теми, кто неверно отвечает на вопросы Загадочника. Используя всякие атрибуты рейтинга «R» разработчики, показывают, насколько жестокими могут быть преступники Готэма, что в конечном итоге объясняет суровость методов Бэтмена. И хотя Кристофер Нолан в своем «Темном рыцаре» смог добится похожего эффекта, не отрубив в кадре ни единого пальца, назвать тейловский подход насилием ради насилия все же нельзя.

Похорошела и механика экшн-сцен. Камера куда охотнее берет зрелищные ракурсы, хореография боев стала сложнее, а их общий темп повысился за счет упразднения тактического режима. Попрощайтесь с сидением в укрытии. Теперь выбирать кого, чем и куда бить приходится прямо в пылу сражения.

Техническое исполнение если не на высоте, то, как минимум, на очень достойном уровне. За все прохождение на PS4 я так и не встретил ни единого бага.

А вот локализаторы закинуть ложку дегтя в бэтменовскую бочку меда все же не поленились. Как и все прочие сериалы от Telltale Games, «Внутренний враг» просто не мог не пасть жертвой трудностей перевода. Что-то переведено неточно, что-то, наоборот, слишком дословно, а что-то и вовсе осталось без перевода. Отдельно стоит отметить и «оперативность» выхода русских субтитров, сопоставимую с оперативностью выхода данной рецензии. Запустив пятый эпизод на своей консоли через несколько часов после релиза, я с ужасом обнаружил, что обновление русской локализации стремится к завершению не больше «Дома-2». После получаса безуспешных попыток начать прохождение финальной серии с субтитрами на великом и могучем, я вспомнил слова известного философа Вааса Монтенегро о том, что повторение одного и того же действия раз за разом в надежде на иной исход событий есть не что иное, как самое настоящее безумие, и принял решение играть на английском. Не скажу, что это помешало мне вникнуть в тонкости сюжета. Batman: The Enemy Within это все же не какой-нибудь L.A. Noire, но осадок все равно остался.

Вердикт

Batman: The Enemy Within – это еще один пример сиквела превзошедшего оргинал. Здесь есть все то, чего так недоставало раньше: больше драйва, больше старых знакомых из комиксов и при этом гораздо меньше технических проблем.

Разумеется, игра не лишена недостатков. И хотя некоторые из них нельзя назвать пустяковыми, смотрится второй сезон все равно очень и очень здорово. За бодрым началом следует размеренная середина, обстоятельно расставляющая все точки над «ё», которая  со временем уступает место бескомпромиссному финалу.

Кроме того, "Внутренний враг" оставляет большой простор для дальнейшего развития истории Темного рыцаря. Лично я с нетерпением жду третий сезон и надеюсь на главного злодея в лице Пугала, предстающего «способным учеником» Томаса Уэйна, или же Черной маски, мстящего Брюсу Уэйну за банкротство своей компании «Янус-Косметикс». А еще лучше сразу обоих: Пугало для Бэтмена, Черная маска – для Брюса. И пусть никто не уйдет обиженным. Ну а пока мечты лишь остаются мечтами, можно перепройти второй сезон, дабы увидеть, как все сложится, если в ключевых моментах действовать по-другому.

Комментарии: 2
Ваш комментарий

Потрясающая рецензия, наконец то авторский блог, молодец)

14

Как раз вчера прошел. Опять иллюзия выбора?) Концовка не понравилась, Тифани убийца, дворецкий кидала. Сходил бы он что ли проверился на инфаркт... Только что джокера посадили, и то бэтмен косвенно виноват что он таким стал... И что это за выбор, остаться бэтменом одному или забить на супергеройство

1